Метафорические ассоциативные карты в коррекционно-развивающей работе с подростками, имеющими низкую самооценку
статья по психологии
Незаменимым и эффективным инструментом, в работе педагога-психолога подростками являются метафорические ассоциативные карты (МАК).
Универсальность и уникальность МАК обусловлена тем, что в их основе заложена метафора, непосредственно воздействующая на бессознательную сферу подростка .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Метафорические ассоциативные карты в коррекционно-развивающей работе с подростками, имеющими низкую самооценку
В психологическом словаре дано следующее определение самооценки: «ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида».
Не случайно этот возраст известен как «переходный период» от детства к взрослой жизни, но дорога во взрослую жизнь только начинается и наполнена многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время идет формирование устойчивых форм поведения, черт личности, способов эмоционального реагирования,которые во многом определяют дальнейшую жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье, социальную и личностную зрелость.
Как отмечает Л. Ф. Энн, основными задачами развития подростков являются: формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания, формирование широкого круга способностей и интересов, определение устойчивого круга интересов, формирование личных интересов в другом человеке; развитие Личностного интереса, осознание собственных возможностей, стремления к действию, развитие ключевых интроспективных навыков; развитие и укрепление взрослого сознания, формирование соответствующих форм самостоятельности иинтереса к себе; развитие самосознания, уважения, внутренних стандартов самооценки, развитие в группе сверстников, формы и приемы личного общения, способы взаимопонимания, развитие нравственных качеств, формы эмпатии и сопереживания другим, формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и подростковый возраст.
Выделяют основные направления работы с подростками:
1. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки.
2. Развитие взрослого сознания.
3. Развитие учебной мотивации.
4. Развитие интереосов.
5. Развитие общения.
6. Развитие воли и воображения.
Социализация подростков сегодня очень важна. Основная задача - создать «социальную развивающую среду», среду общения и место для занятий детей, чтобы подростки могли адаптироваться к современным условиям жизни, воспитывать патриотически настроенных граждан, формировать коллективистское сознание и способности. Жить и работать в команде, развивать инициативу, самостоятельность, профессиональную направленность, развивать творческие способности, организовывать веселый и продуктивный досуг. Ведь подростковый возраст отмечен проявлением талантов, познанием себя, формированием внутреннего «Я» и восприятия каждым человеком окружающего мира, свободой и самостоятельностью в выборе формы обучения. Основное направление работы с молодежью – дать им возможность проявить себя в бизнесе и способствовать реализации своего потенциала. В любом случае для воспитания подростка необходим очень дружный коллектив детей, в котором личный успех каждого неотделим от общих интересов, признание и индивидуальная свобода - от заслуг во имя группы, лидерство - от умения подчиняться. Коллектив должен стать для детей сценой не только для деловой деятельности, но и для реализации интересов, желаний, дружбы и любви .
Мухина В. С. подчеркивала, что основой формирования новых психологических и личностных качеств является общение в различных видах учебной, производственной, творческой деятельности и др. процессов. Как считает И. С. Коэн, подростковому возрасту свойственны поиски собственного характера и самоанализ. Подросток пытается высказаться даже самому себе. Одной из форм сотрудничества с подростками в этом плане является разработка ими различных мероприятий (классные часы, занятия по психологии, круглые столы, олимпиады, викторины и др.)ф.
Незаменимым и эффективным инструментом, в работе педагога-психолога подростками являются метафорические ассоциативные карты (МАК).
Универсальность и уникальность МАК обусловлена тем, что в их основе заложена метафора, непосредственно воздействующая на бессознательную сферу подростка .
Метафорические ассоциативные карты представляют собой набор картинок, содержащих только изображение либо изображение со словом или фразой. При этом важно отметить, что у карт нет закрепленных смысловых значений. Каждый подросток, работающий с картами, сам формирует смысл того изображения, которое он видит на картинке. Извлекая карту, подросток начинает реагировать на картинку, изображенную на ней, погружаться в воспоминания, актуализировать различные уровни сознания. Создавая рассказ по картинке, он углубляется в свой внутренний мир, раскрывая его содержание.
В настоящее время существует огромное количество колод МАК, которые можно разделить на следующие категории:
– универсальные, применяющиеся в работе с запросами различного характера в широком круге проблем («OH», «Встреча с собой» и «108: пространство бесконечных вариантов» и др.);
– коучинговые («Сила времени», «Стратегии и возможности», «Как» и др.);
– портретные («Лица», «Мир людей» и др.);
– ресурсные («Места силы», «Ресурсы»,
«Возможности и силы» и др.) колоды направленные на помощь подростку зарядиться верой в себя, положительными эмоциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи
Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

НОВЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА. Метафорические Ассоциативные Карты
Метафорические ассоциативные карты учат нас слушать собеседника, вступать с ним в контакт не конкурируя и не осуждая. Они создают безопасную, доброжелательную атмосферу для откровенного выражени...

Применение метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога.
Как работают метафорические ассоциативные карты. Основные правила работы с картами. Преимущества метафорических ассоциативных карт в работе с детьми и подростками....

Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе специалистов социально – психологической службы по профилактике безнадзорности и правонарушений
Метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе специалистов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния. Любая область психологии будь то с...

Техника работы с метафорическими ассоциативными картами "Фоторамка"
Техника психологической работы с клиентом школьного возраста от 8 лет.Направлена на принятие собственного эмоционального состояния и его коррекции....

Техника работы с метафорическими ассоциативными картами "Не будь жертвой!"
Практически все люди в различных жизненных ситуациях втягиваются в треугольник зависимости.Даже взрослым людям не всегда удается это ослеживать. Поэтому было создано это упражнение, направленное, в пе...

Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Развитие эмоциональной сферы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством применения арт-терапии (с использованием игротерапии и метафорических ассоциативных карт)".
Аннотация к программе. Пояснительная записка. Список использованной литературы....
