Творческий человек. Как его воспитать?
статья по психологии (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия).
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Алданский политехнический техникум»
СТАТЬЯ «Творческий человек. Как его воспитать?»
Разработала:
преподаватель математики
Лопосова О.И.
г. Алдан, 2024год.
Ускорение социально-экономического развития страны, курс на техническое обновление производства вызвало острую необходимость в новаторов, рационализаторов. Живое творчество масс , трудолюбие и талант русского народа-решающее условия совершенствования всех сфер общественной жизни.
В условиях ускоренного социально-экономического развития страны возросло значение творческого подхода не только в области профессиональной деятельности людей, но и их общественной работы, организации жизни коллектива, культуры быта, досуга, а укрепление семьи и воспитании детей.
Каждое поколение, продолжая и развивая начатое отцами, выводит общество на более высокую ступень продвижения по пути исторического прогресса. Оно выступает как коллективный творец, создатель нового в материально-технической, социальной и духовной сферах общества. За партами-люди, которым предстоит стать организаторами производства, общественной жизни страны. Возросший уровень научно-технического развития потребует от каждого из них перестройки мышления, новаторского подхода к делу, смелости, инициативы.
Формировать студентов творческими людьми-задача трудная. Многих учителей она ставит перед необходимостью коренным образом перестраивать свою работу. Невнимание к реальному процессу становление личности студента, к интересам и потребностям, слабый учет их возрастных особенностей, отношение к студенту как к пассивному восприемнику сообщаемой учителем информации-если такие черты формализма имели место в практике отдельных учителей, то теперь они должны остаться в прошлом. Учитель бережно формирует внутренний мир каждого студента, дает толчок мысли, чувству, а не набивает его жизнь приводимыми для «галочки» мероприятиями, которые ничего не не оставляют у студентов, кроме скуки. Течение внутренней жизни студента- вот объект наблюдения учителя и предмет его заботы.
Почему с годами у ребенка происходит как бы утечка одарённости? Как в корне изменить положение, создать творческую атмосферу в каждом учебном заведении?
В результате неполной учебной нагрузки умственное продвижение ребят начинает отставать от уровня его потенциальных возможностей. Энергия мозга начинает не возбуждается и понемногу начинает угасать. Раньше студент мог выполнить трудные задания, потому что не получал их, сегодня он уже не может справиться с заданием, выходящим за средний уровень сложности, потому что его способности угасли в бездействии.
Бывает так, что студент творит, но вдруг наступает момент-он перестаёт делать новое,интересное, обращается, что называется, в «мещанина», т е предпочитает списать готовое решение задачи, нежели самому поломать над ней голову.
Это особенно недопустимо в условиях развития прогресс, когда возникла необходимость в развитии таких качеств ума, как широта, глубина, критичность, в формировании конструктивности, даже парадоксальности мышления, потому что наша эпоха требует новых открытий, а их не сделать, не освободившись от власти стереотипов, ставших привычными решений.
Всех ли можно научить творчеству! Исследования показали, что существуют приемы с помощью которых можно обучить даже слабо успевающих.
Что же это за приемы?
- Творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.
- Видение новых проблем в знакомых ситуациях.
- Введение новой функции знакомого объекта.
- Введение структуры объекта, подлежащего изучению.
Творческая деятельность предполагает выдвижение многих подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумать оригинальный, необычный способ решения. Лишь отказавшись от шаблонности мышления, стандартных подходов к делу, можно создать что-то новое.
Для развития творческого подхода к делу необходимо сочетание свободы и дисциплины. Если свобода самовыражения студента в творческой деятельности сведена чуть ли не к нулю, он быстро теряет способность к оригинальным решениям, начинает мыслить и действовать по стандарту. Как все. Подавляющий личность студентов, учитель очень скоро увидит перед собой не тех не похожих друг на друга студентов, выражавших интересные мысли, собственное отношение к происходящему, а что-то вроде собственных отражений, теней, копий – людей, утративших собственное «Я».
Нельзя понимать творчество очень узко. Оно проявляется в каждом активном, самостоятельном, имеющим общественную ценность поступки студента. Самостоятельный выбор варианта поведения – это уже творчество. А повседневная поддержка в коллективе духа трудолюбия, ответственности, человечности – разве это не творчески процесс.
В современных условиях назрела необходимость пересмотра всех видов деятельности студентов с позиции насыщения их творческими моментами – внесения нового, творческого содержания в учебный и производительный труд, в общественную, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную работу со студентами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучать, воспитывая творческого человека
Все дети без исключения талантливы. Каждый ребенок может проявить себя хотя бы в одной из сфер: интеллектуальной, художественной, двигательной деятельности, сферах общения и лидерства....

Как помочь своему ребёнку стать творческим человеком.
В статье даются рекомендации родителям по организации изобразительной деятельности ребёнка и грамотной помощи ему....

Тренинг «Быть творческим человеком - это классно!»
Данный тренинг предназначен для подростков и направлен на развитие творческих способностей, креативности. Разработка имеет практическую направленность и может быть использована педагогами ...

Выступление на методическом объединение "МЭШ для творческого человека"
Выступление на методическом объединение "МЭШ для творческого человека"...

Все родители мечтают видеть своего ребенка творческим человеком
Мы, взрослые, забываем, что дети видят мир по-другому. У них своё измерение времени. В годы детства день кажется годом, а год вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому «Детст...

Русский характер в изображении М.А. Шолохова Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи. Проблема человека на войне. Творческая работа № 10. Сочинение по рассказу «Судьба человека»
Маршрутный лист дистанционного урока...

Воспитательский час: «Жизненная стратегия творческого человека».
формирование у воспитанников мотивации достижения успеха, способствование развитию позитивного отношения к жизни, стимулирование у детей стремления к самовоспитанию....