Факторы возникновения химической зависимости у подростков
статья по теме

Скворцова Ираида Юрьевна

Исследовательская работа  о причинах рискованного поведения подростков, выражающегося в развитии зависимости от психоактивных веществ, а также путях его профилактики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon riski_vozniknoveniya_himicheskoy_zavisimosti_u_podrostkov.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

РИСКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Исследовательская работа учителя Уткиной И.Ю.

ГБОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков №1373 , Москва

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                              стр.

Введение            2

Группы факторов риска                                                       2

Юношеские мифы        5

Факторы риска зависимости у подростка        6

Барьеры при возникновении рисков        9

Что могут взрослые        10

Заключение        12

Приложение        14

Глоссарий        15

Список источников        16

ВВЕДЕНИЕ

     В современном мире, переполненном информационными технологиями, активными межкультурными связями и неопределенностью исхода, феномен риска приобретает повышенную ценность.

     Современный человек попал в зону бесконечных рисков, которые сопровождают его практически ежедневно. Многочисленные риски становятся ценой прогресса и комфорта личности и общества.

     Рискованное поведение – это любое поведение, или действие, которое повышает вероятность негативных последствий для здоровья в результате использования тех или иных поведенческих практик. К рискованному поведению можно отнести употребление наркотиков, алкоголя, случайные сексуальные связи и т.д.

     Такое поведение может привести к психологическим и физиологическим зависимостям, различным соматическим и психическим нарушениям.

      В общечеловеческом плане одним из наиболее глобальных  опасных является поведение, связанное с риском приобщения к употреблению психоактивными  веществами, возникновению зависимости от них.

     По мнению экспертов, любая зависимость – наркотическая, алкогольная или игровая- затрагивает все сферы жизни человека. Она негативно влияет не только на его тело и душу, но и на отношения в обществе. Какова первопричина зависимостей? По мнению специалистов, в 99% случаев на опрометчивые шаги человека толкают самые близкие люди – семья может быть как источником радости и счастья, гарантией тепла и уюта, так и провокатором самых необдуманных поступков.

     Цель  работы – выяснить  причины возникновения  зависимости от психоактивных веществ у подростков для предупреждения возможных рисков в  жизни окружающих меня людей.

ГРУППЫ ФАКТОРОВ РИСКА

     Среди причин быстрого роста распространения наркотиков в обществе называют  развал системы детских и молодежных организаций, резкое расслоение общества, массированная пропаганда западного стиля жизни, потеря жизненных ценностей, ослабление семейных связей. Все это привело к тому, что молодежь, как самая легко раскачиваемая часть общества, начинает употреблять наркотики.

      Риск наркотического заражения многократно возрастает при вступлении ребенка в зону подросткового возраста, где решение сложных личностных задач самоидентификации происходит на фоне серьезной гормональной перестройки организма. Общими эмоциональными проявлениями гормонального криза являются: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия. Однако на состояние подростка оказывает влияние и масса других факторов: отношения в семье, статус в подростковой среде, уровень академических успехов, способность построить долгосрочную перспективу и т.д.

      В большинстве случаев эмоциональные проблемы юношеского развития являются временными и не представляют большой опасности, если не брать в расчет опасность наркотического заражения и выбора подростком именно этого деструктивного пути обретения собственной идентичности. В современных условиях вероятность такого выбора слишком велика.

     Молодые люди специально делают  неприятные для себя вещи, совершают рискованные для себя действия в присутствии взрослых, как бы доказывая тем самым свою принадлежность к миру взрослых. Среди юношей, как и среди взрослых, есть как те, кто склонны к рискованному поведению, так и те, кто, по возможности, его избегают.

     

     В целом выделяют следующие группы факторов риска:

«1. Биологические особенности и наследственная предрасположенность (например, алкоголизм в роду). У человека с генетической предрасположенностью к химической зависимости частое употребление психоактивных веществ очень быстро ломает биохимические механизмы работы мозга. Конечно, он в этом не виноват, это досталось ему по наследству от родителей. Он об этом не знает, потому что проявится это как раз тогда, когда он заболеет.

2. Группа социальных факторов: нищета, неуважение к норам в обществе, неравенство.  Среда,  в которой живёт человек, его окружение. Это важный фактор, но не самый сильный.

3. Ряд личностных особенностей: плохое видение жизненных шансов, низкая самооценка,  склонность к риску (поиск острых ощущений). Если человек живет в ситуации, с которой он плохо психологически справляется, в его жизни существует постоянный стресс, напряжение. Ситуация выживания приносит усталость. Однажды человеку неудержимо хочется

отдохнуть. Хочется сделать так, чтобы не надо было ни с чем бороться.  Очень важно то, что этому фактору риска подвержены люди, которые не научились справляться с жизнью. Они умеют только терпеть свои жизненные проблемы, а не разрешать их. Вероятно, их не научила семья. Но как могла семья научить этому, если сами родители не умеют решать свои проблемы? Похоже, что и их не научили в свое время. Психологическая незрелость воспроизводится все в новых поколениях, создавая почву для развития зависимости.

4. Актуальное поведение самого подростка : употребление алкоголя, плохая учеба и т.д. Очень важно - эмоциональное состояние. Если представить шкалу настроения, то нормальное состояние – 0. Есть полное счастье, это «+». А есть ужас, отчаяние, это «- ». Обычно мы живем где-то в средних пределах, ничего особенного не происходит. И вот, находясь в окрестностях 0, человек, предположим, в 14 лет, выпил. Ему сразу стало хорошо, особенно если он предрасположен к формированию зависимости, потому что на биохимические  механизмы в мозге такого человека алкоголь влияет очень ярко.

5. Особенности окружения, способствующие проявлению стремления к риску: наличие моделей девиантного поведения в ближайшем окружении, конфликт норм родителей и друзей. Пути взрослых оказываются не теми, которым дети хотели бы следовать.  И они начинают искать другую , непохожую на родительскую, жизнь . Они ищут некий  смысл жизни. Пути поиска могут быть разными, некоторые оказываются тупиковыми. Один из тупиковых путей – алкоголь или наркотики.  Человек, который пробовал наркотики, вступил в совершенно иной мир, который не употребляющий психоактивные вещества  человек никогда не поймет. Это настолько заманчивый, настолько притягательный мир, что, однажды побывав в нем, забыть его очень трудно. Заманчивый мир, в котором ждет смерть. Этот тупиковый путь начинает притягивать к себе человека. Наркотики или алкоголь – это тупиковый путь поиска.  Тупиковый, потому что человек так и не получает того, что манит его вдали. Тупик именно в том, что делает с человеком зависимость.»*

     С формальной точки зрения  поведение зависимого человека противоречит принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматривается как предосудительное и недопустимое.


*Савина Е.А. Возвращение Кая. Изд-во Адрус, 2006, стр.23-29.

     

     

      А медицинский аспект такой: химическая зависимость - это хроническое (т.е. развивающееся длительно, в течение лет жизни), прогрессирующее(т.е. усиливающееся в течение этого времени), неизлечимое (зависимый не может опять стать независимым) заболевание, характеризующееся навязчивым характером употребления. Употребление вещества происходит, несмотря на очевидные негативные последствия употребления. Употребление вещества может быть постоянным (у наркоманов) или периодическим (у алкоголиков). Если заболевание не будет остановлено, оно приведёт к преждевременной смерти  человека.

      Употребление  веществ, меняющих сознание – очень рискованное поведение!

ЮНОШЕСКИЕ МИФЫ

     Известную роль в склонности к рискованным ситуациям играет подростковый эгоцентризм. Проявления эгоцентризма с возрастом меняют свою форму. Для подростков особенно характерны три:

  1. Наличие «персонального мифа» - сознание того, что они столь уникальны, что являются исключением из обычных законов природы, и будут жить вечно. Это чувство неуязвимости и бессмертия («Со мной не может случиться того, что происходит с другими») и лежит в основе рискованных форм поведения.
  2. На уровне мышления подростки не делают разницы между реальностью и идеальным представлением  о ней или тем, что им кажется логичным, и, как следствие, недооценивают вероятность печального исхода, они считают себя неуязвимыми – и не осознают степень риска своего поведения. Подростки и юноши не умеют предвидеть последствия, зависящие от них самих, а не от обстоятельств.
  3. Ориентируясь на свое «Я», юноши и девушки не учитывают последствий своего поведения для других людей.

      Молодой человек стремится всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений, однако этот выбор нередко осуществляется импульсивно, под влиянием обстоятельств. Подростки болезненно воспринимают, когда, как им кажется, ограничивают их самостоятельность, когда критикуют их непродуманные  решения, однако внутренний самоконтроль у них развит еще недостаточно. В юности давление со стороны родителей также приводит к большей привлекательности альтернатив.

   

 Говоря об особенностях подростков, которые проявляются в принятии решений и поведении в ситуации риска, необходимо особенно подчеркнуть их стремление к самопознанию. В этот период идет осознание своих психических качеств и свойств, продолжается развитие самооценки. Нелогичные, с точки зрения взрослых, поступки, часто связаны с проверкой своих возможностей. Ограниченность детского опыта затрудняет такую проверку и приводит подчас к опасному желанию испытать себя в неоправданном риске.

     Свой отпечаток на принятия решений в юности накладывает и эмоциональность. Ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, в этом возрасте сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Тесно связана с эмоциональностью и импульсивность.

     Особую значимость для подростка приобретает влияние группы сверстников. В целях самоутверждения выбираются по преимуществу рискованные формы поведения – это возможность вырасти в глазах сверстников и ощутить волнующее чувство свободы.

      Перечисленные особенности приводят к тому, что:

- предостережения взрослых неэффективны, они либо игнорируются, либо воспринимаются болезненно,

- решения принимаются быстро, недостаточно обдуманно, под влиянием порыва или мнения группы,

- подросток уверен в своем решении, независимо от его адекватности,

- серьезные решения принимаются очень легко, без должного анализа, или их принятие слишком задерживается,

- принятые решения редко реализуются в делах,

- подросток принимает ответственность за решение, но не за его последствия, отрицает необратимость сделанного выбора.

- эти моменты плохо осознаются или отрицаются самими подростками.

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА

          Если  проанализировать причины возникновения зависимости  подробнее, их окажется гораздо больше:

  1. Невозможность войти в мир взрослых без борьбы. Отсутствие принятия со стороны значимых взрослых и, в первую очередь, родителей.

  1. Резкое падение самоуважения при противодействии семьи и школы в реализации новых взрослых возможностей подростка.

     Если определять самоуважение по формуле, где в числителе «успех», а в знаменателе «уровень притязаний», и где уровень притязаний характеризует степень сложности тех новых «взрослых» задач, которые подросток ставит перед собой, то самоуважение подростка в ситуации противодействия стремится к нулю.

  1. Проблемы в семье, как материальные, так и эмоциональные, высокие показатели отчуждения детей и родителей. Степень риска возрастает при увеличении количества конфликтов между родителями и практически достигает максимума при их разводе.
  2. Неспособность освоить взрослое социальное пространство, пространство человеческих взаимоотношений в позиции диалога «взрослый» — «взрослый».
  3. Закрытый тип семьи со статичными, негибкими ролями её членов, формальными отношениями и преобладанием оценочно-контролирующей функции в ущерб ситуации самораскрытия, доверия и партнёрства.
  4. Наличие близких родственников, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.
  5. Неприятие личности подростка со стороны референтных групп сверстников. Он должен изменять своему «Я» и жить по законам данной группы.
  6. Недостаточное признание собственных заслуг в значимой подростковой среде. Низкая внешняя оценка в случае незрелости «Я» автоматически порождает низкую самооценку.
  7. Преобладание имитационного поведения («быть как все»).
  8. Высокие факторы зависимости от реакции друзей и ситуации, пассивность в изменении среды.
  9. Необходимость принадлежности к какой-либо молодёжной группе или компании, как средство усиления собственного «Я». Низкая самодостаточность, подмена «Я»-концепции, «мы — концепцией». Невозможность понять, где кончаются границы «Я» и начинаются границы «мы».
  10. Отсутствие близкого друга или близких друзей. Низкие показатели успеха и популярности у лиц противоположного пола.

  1. Низкая жизнестойкость и стрессоустойчивость, неумение добиваться своей цели, стремление получить от жизни всё «здесь и сейчас».
  2. Ранимость, обидчивость, эмоциональная неустойчивость. Неспособность к адекватному выражению своих чувств и контролю над ними, подгонка собственных чувств и эмоций под эмоциональный ряд внешнего окружения.
  3. Повышенная внушаемость и конформность.
  4. Стремление к удовольствию и изменению эмоционального состояния оказываются выше навыков самоконтроля.
  5. Неприятие «Я-реального», называемое комплексом неполноценности, при котором низкая самооценка сочетается с завышенными требованиями к себе. Именно наркотик часто становится главным способом её повышения.
  6. Неспособность справиться с навалившимся грузом экзистенциальных проблем, отсутствие навыков преодоления чувства одиночества и подавленности, низкая саморегуляция.
  7. Незрелость мотивационно-потребностной сферы подростка. Доминирование «низших» потребностей по Маслоу (физиологических и потребности в безопасности) над «высшими» (потребность в любви и привязанности, уважении и статусе, самореализации).
  8. Несформированность морально-этических норм и принципов, делающих раскаяние невозможным в силу отсутствия внутреннего конфликта.
  9. Неготовность принять на себя ответственность за собственную жизнь и собственные поступки. Стремление пользоваться взрослыми возможностями, делегируя ответственность либо семье, либо школе, либо «вожакам стаи».
  10. Зашкаливающие барьеры критичности по отношению к миру взрослых, невозможность вычленить факторы общности с ним.
  11. Полный негативизм по отношению к значимым взрослым без попытки анализа поступающей информации.
  12. Повышенная конфликтность, противостояние авторитетам; в сочетании с неспособностью продуктивного выхода из конфликта. Асоциальное поведение.
  13. Низкая индивидуальная способность психологической защиты, не позволяющая справляться с эмоциональным напряжением.

  1. Низкий уровень заботы о себе в сочетании с неготовностью просить психологическую помощь в стрессовой ситуации.
  2. Безрассудное стремление к риску и поиску острых ощущений.
  3. Незрелость механизмов логического мышления, не позволяющих анализировать ситуацию во всей её полноте.
  4. Низкий уровень познавательных интересов. Слабые академические успехи, порождающие эффект школьной тревожности.
  5. Отсутствие постоянных и устойчивых личных интересов и хобби. Ощущение скуки, как проявление инфантильности личности, неспособной найти себе дело по душе.
  6. Неуверенность в собственных силах, правильности выбора профессии, страх за своё будущее.
  7. Наличие других форм зависимого поведения (склонность к азартным играм, компьютерная и интернет зависимость).
  8. Перенесённые в детстве травмы головного мозга, в том числе родовые травмы.
  9. Неудовлетворённость собственным физическим обликом и его несоответствие идеалам мужественности/женственности, принятым в подростковой среде. Низкие темпы полового созревания.

БАРЬЕРЫ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ РИСКОВ

     Выявлены 2 группы барьеров, препятствующих рискованному поведению:

     - внутренние, т.е. морально-нравственные установки; значимость ценностей: любви, жизни, потребности в самоактуализации и поиске смысла жизни, понимание независимости как ответственности за свободу и способности не привязываться к чему-либо или кому-либо так, чтобы это ограничивало свободу и не было жизненно необходимым; осознание рискованного поведения как опасного для самого человека и для окружающих; уважительное отношение к себе;

     - внешние (удерживают от рискованного поведения в случае отсутствия внутренних): отсутствие рискованного поведения у друзей и родственников; социально-демографические особенности; информированность о негативных последствиях рискованного поведения; недоступность психоактивных веществ.

     Избежать неоправданного риска помогают высокий интеллект, обучение в хорошей школе, сплоченная семья, возможность заниматься спортом, внимание взрослых.

     Менее склонны к риску молодые люди, в чьем окружении часты модели социально одобряемого поведения, строгий контроль за девиантным поведением.

     Отношение к достижениям и здоровью как к ценностям, нетерпимость к девиантности самого человека также являются факторами защиты.

ЧТО МОГУТ ВЗРОСЛЫЕ

     Взрослым, пытающимся оградить детей от рискованных решений, надо помнить, что нельзя научить рациональной тактике поиска верного решения лишь посредством замечаний и дискредитации того, что в глазах юноши является плодом его размышлений, даже если этот плод незрел и неполноценен.

      Главное, что необходимо для того, чтобы научиться принимать решения, - это ОПЫТ. Поэтому нужно создавать такие условия, такие ситуации, в которых подростку придется принимать решения самостоятельно и нести за них ответственность. Тогда можно будет столкнуться с реальными последствиями принятого (или вовремя непринятого) решения, проанализировать свои действия, их оправданность и эффективность.

     «Только семья может удовлетворить четыре простые, но крайне важные психологические потребности ребенка:

- потребность в безопасности,

- потребность чувствовать себя нужным,

- потребность быть любимым,

- любить самому.

     Существуют так называемые «семейные ловушки», попадание в которые  может спровоцировать подростков к употреблению наркотиков, алкоголя, азартным играм:

№1 – никогда не сидеть за одним столом всей семьей,

 №2 – никогда не  организовывать семейные поездки, которых дети ждали бы с нетерпением,

№3 – обращаться к детям, а не говорить с ними, никогда не слушать,

№4 – никогда не давать ребенку ошибаться, решать за него,

№5 – дарить подарки только на праздники и за что-то,

№6 – говорить : «Если я узнаю, что ты употребляешь, я убью тебя» или «Если напьешься, не знаю, что я с тобой сделаю…»

№7 – делать за него, а не вместе с ним,

№8 -  в воспитании ребенка руководствоваться принципом : «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю»

№9 – применять насилие.

     А вот список самых распространенных негативных установок, которые родители дают детям. Их опасность в том, что они могут привести детей к деструктивному поведению.

- Не выражай свои чувства!

- Не реви!

- Мне не интересно, что ты думаешь!

- Ах ты..!

- Делай так, как я говорю!

- Будь хорошим, приятным..!

- Избегай конфликтов!

- Не спрашивай, почему, просто делай так, как я говорю!

- Хорошо учись в школе!

- Не задавай вопросов!

- Не противоречь мне!

     

     Детские психологи также рекомендуют избегать в общении с ребенком следующих реплик:

- Держи себя в руках!

- Недостаточно хороший!

- Лучше б тебя никогда не было!

- Ты слишком многого хочешь!

- Скорей бы ты уже вырос!

- Большие мальчик не плачут!

- Веди себя как хорошая девочка!

- Ты этого не чувствуешь!

- Не будь таким!

- Тебе не понять!

- Ты такой глупый…

- Ты обязан!

- Конечно же, мы тебя любим!

- Я жертвую собой ради тебя!

- Как ты можешь поступать со мной так!

- Мы не будем тебя любить, если ты…

- Ты сводишь меня с ума!

- Ты никогда ничего не достигнешь!

- Ты такой эгоист!

- Я умру из-за тебя!

     Родителям нужно обращать внимание на то, как они общаются со своим ребенком, как реагируют на него, каким тоном с ним разговаривают. Если, осознанно или нет, ему навязываются негативные правила общения, нужно менять стиль поведения и общения с ребенком, нужно постоянно контролировать себя. Постепенно заменяя отрицательные «шаблоны» на положительные, можно наладить отношения, ребенок станет более открытым и уверенным в себе»**.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Молодежь выбирает не наркотики, а определенный стиль жизни. Он формируется на телевидении, в различных тусовках, в студенческой среде, на дискотеках, в ночных клубах. Сверстники - кумиры говорят детям, что употребление -  это не страшно.  Распространение идей наркотиков, маргинальной  наркотической субкультуры идет все время. Сейчас в школах примерно 13 процентов детей имеют опыт употребления наркотиков. В вузах эта цифра повышается до 30, и их них определенная часть станет наркоманами, а часть обязательно погибнет от передозировок, отравлений, психозов, в общем, погибнет в мучениях.  

     Во многих случаях подростковая и юношеская наркомания обнаруживается в проблемных семьях. Таких как:

- неполная семья,

- деструктивная семья (автономия отдельных членов семьи),

- ригидная, псевдосолидарная семья (безоговорочное доминирование одного из членов семьи),

- распавшаяся семья.


** Богданчиков В., Болдырев О., Сурайкин А. Энциклопедия независимости. Москва, 2007, стр. 13-15.

     

     При этом сегодня потребителями  наркотиков все чаще становятся социально-адаптированные и достаточно благополучные подростки, и молодые люди из семей с достаточно высоким материальным уровнем жизни и социальным статусом. Это означает, что социальные причины наркомании лежат  не только в экономически неблагополучной части населения.

     Для подростков многие факторы имеют значение для начала употребления наркотиков. В качестве мотивов могут выступать любопытство, чувство принадлежности к группе сверстников по интересам, избежание чего-то гнетущего. Этому может предшествовать и неуспеваемость, и социальная изоляция, и бунт против давления взрослых. Известно, что на подростковый возраст приходится пик  переживаний, стрессов, изменений.

     Среди подростков 30 процентов – люди с факторами риска по зависимому поведению. Подростки всегда экспериментируют,  они так устроены, им необходима познавательная деятельность. Задача взрослых (общества, семьи, школы) - направить эксперименты в безопасное русло, например, в творчество , спорт, науку.

     Энергии молодежи можно и  нужно придать правильное направление. И тогда мы получим морально и физически здоровое общество.

                                                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

ФАКТОРЫ РИСКА

ЧТО ДЕЛАТЬ

Употребление алкоголя, психоактивных

 веществ в период беременности – у

ребенка может развиться слабоумие,

олигофрения

Генетическое  консультирование – информирование о возможных генетических факторах риска.

Стимуляция родов и роды под

наркозом. Последствия –

органические поражения головного

мозга.

Подготовка к родам, обучение рожениц.

Роды без медицинского вмешательства.

Отсутствие телесного и эмоционального

общения со взрослыми

Доброжелательное эмоциональное и

 речевое общение.

Грудное вскармливание.

Телевизионный пульт – суррогатная

 мать. Детские учреждения-

 возникновение  агрессии и стресс.

Чтение сказок, просмотр

мультфильмов с речью.

Этническое воспитание – игры,

песни, игрушки.

Обездвиженность школьников.

Сложности адаптации в коллективе.

Подвижные игровые паузы в школе.

Помощь в адаптации ребенка к

школьной жизни.

Уход в подворотни на чердаки

при дефиците «испытания»

способностей.

Равновесие наказания и поощрения.

Максимальные условия для «испытания» способностей.

Половое созревание,

создание подростковых групп,

втягивание в молодежные субкультуры.

Показ разных вариантов образа и стиля жизни, личное общение «по душам», ответы на максималистские вопросы.

Образ жизни студентов,

приобщение к

наркотическим субкультурам.

Содействие в выборе профессии и

жизненных целей.

ГЛОССАРИЙ

Алкоголизм - болезненная зависимость от алкоголя, характеризующаяся постепенным изменением всей жизни человека и подчинением ее употреблению алкоголя. Вид химической зависимости.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Злоупотребление алкоголем или наркотиками – болезненный способ употребления наркотических веществ, приводящий к ухудшению качества жизни, рискованным поступкам, возможным проблемам с законом и ухудшением отношений с близкими людьми.

Конформность -  свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, то есть изменению индивидуумом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе.

Наркомания – болезненная зависимость от наркотиков, характеризующаяся постепенным изменением всей жизни человека и подчинением ее употреблению наркотиков. Вид химической зависимости.

Наркотические вещества – то же, что психоактивные вещества, т.е вещества, действующие на мозг и искажающие его работу, и поэтому изменяющие состояние сознания.

Психоактивное вещество- любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. К  ним относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин  и др.

Химическая зависимость – хроническое, прогрессирующее, как правило, неизлечимое заболевание, характеризующееся навязчивым характером употребления.

«Я-концепция»– представление человека о самом себе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

        1. Богданчиков В., Болдырев О., Сурайкин А. Энциклопедия независимости. Москва, 2007.

2. Савина Е.А. Возвращение Кая. М.: Изд-во Адрус, 2006.

3. Профилактика. Молодежь без наркотиков. Методическое пособие по профилактике наркомании в молодежной среде. Городской  центр «Дети улиц», 2010.

СПИСОК ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Газета Московского научно-практического центра наркологии «Независимость личности», №1 и №2 за 2009 г., №10 за 2010 г.
  2. Журнал  «Независимость личности», №1 и №2 за 2012 г.

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

  1. Постановление МГД от 13 февраля 2013 г. №33 «О законе города Москвы «О внесении изменения в статью 17 Закона города Москвы  от 28 февраля 2007 года №6 «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве».
  2. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ 09 июня 2010 года №690.
  3. Федеральный закон «О наркотических  средствах и психотропных веществах» от     8 января 1998 года N 3-ФЗ
  4.    Семейный кодекс РФ (29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (редакция    от 30.11.2011) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2012).



СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

http://www.semkodeks.ru/

http://www.narkotiki.ru/teenpsych_5379.html

http://aa-odessa.ucoz.ru/publ/psikhologija/priznaki_nezreloj_lichnosti/5-1-0-10

http://fsknmsk.ru/

http://www.stratgap.ru/

http://www.narcologos.ru/index.php?id=1

http://www.zebra-center.ru/

http://www.narcom.ru/parents/parents/9.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

В данной статье представлена реализация профилактической работы в рамках акции «Думай до, а не после!», осуществленная в МАОУ СОШ № 47 г. Томска с целью профилактики химической зависимости, пропаганды...

Родительский лекторий: «Возникновение компьютерной зависимости у подростков»

Материалы для проведения родительского лектория «Возникновение компьютерной зависимости у подростков»...

Провоцирующие факторы суицидов в зависимости от акцентуации характера подростка.

Описание провоцирующих факторов суицидов в зависимости от акцентуации характера подростка....

Памятка по профилактике химических зависимостей для подростков

Памятка по профилактике химических зависимостей для подростков...

Профилактика химической зависимости для младших подростков (6-7 кл.)

Небольшая программа для проведения тренинга по профилактике зависимого поведения....

Провоцирующие факторы суицидов в зависимости от акцентуации характера подростка

Провоцирующие факторы суицидов в зависимости от акцентуации характера подростка...

Причины возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков

Причины возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков, рекомендации родителям...