Родительское собрание "Поощрение и наказание"
консультация по теме

Собянина Елена Васильевна

Виды поощрений и наказаний. Способы, рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakazanie_i_pooshchrenie_detey.docx47.96 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: Наказания и поощрения

Цель: Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

1. Познакомить родителей с основными методами воспитания;

(методы воспитания – это способ воздействия на сознание, чувства ребенка с целью формирования убеждений, воли, нравственного поведения – личности ребенка)

2. Познакомить с причинами, которые стимулируют плохое поведение.

3.Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с детьми.

4. Повышать авторитет родителей, значимость семьи.

5. Обратить внимание родителей на эффективность и приемлемость наказаний ребёнка.

Форма проведения: беседа, обмен мнениями, трениговые упражнения

Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

Тест для родителей «Умеете ли вы воспитывать своих детей?»,

Обсуждение ситуаций типичных в семейном воспитании.

Предлагаю сегодня обсудить часто повторяющиеся проблемы в семье.

1 ситуация:

Ребенок долго гулял на улице и не выучил уроки, не выполнил ваших поручений. Ваши действия?

2 ситуация:

Разбрасывает постоянно свои вещи, беспорядок в комнате, на рабочем столе. Расскажите, как Вы решаете эту проблему?

3 ситуация:

Поздно ложится спать (может быть, долго делает уроки), по утрам не хочет вставать. Что Вы делаете в этом случае?

4 ситуация:

Как Вы поступаете в том случае, когда ребенок получает двойку?

Выслушиваются высказывания родителей, добавление.

  1. Если ситуация повторяется, то наказать. Пусть ребенок отвечает за свои действия
  2. Приучение. Без контроля нельзя.
  3. Режим дня нужно соблюдать! Будить с улыбкой!
  4. Анализ – почему?- какая нужна помощь? Поддержать ребенка!

Вывод: каждый раз, когда вам хочется отругать его за плохую отметку, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

Самое главное правильно выбрать различные методы воспитания.

Методы воспитания - воздействие на сознание, чувства ребенка с целью  формирования убеждений, воли – личности

  1. Метод убеждения: (лучше разъяснять) почему одно хорошо, а другое плохо. Здесь велика роль наглядности. Учить анализировать свои и чужие поступки. Спор, основан на взаимоуважении.
  2. Метод требование. Прямое «сделай»,  «сходи»,  «убери». Косвенное – просьба, совет, пожелание. Их  нужно варьировать. 10-11 лет лучше применять косвенные. Я бы поступил так, а ты сам решай. Иногда считаться с просьбами детей. Уступать, но не отменять «Хорошо, не можешь сегодня – сделай завтра».
  1. Метод – внушение. Очень действенен, если дети вообще легко внушаемы. Когда ребенок находится в состоянии растерянности, психологической депрессии, когда у него неприятности – не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важен авторитет родителей. Ребенок, учитывая их знаниям, опыту, благородству, честности – доверяет им.
  2. Игра, режим дня. Важнейшие методы воспитания в семье.
  3. Роль примера родителей. Особенно в воспитании культуры чувств (сопереживание, сострадание)
  4. Поощрение и наказание.

 Работа с группой (написать на бумаге, лист делится на две части в одной половине записываются поощрения, в другой наказания, применяемые родителями)

Поощрение

Наказание

- Какие наказания были приняты в семье, в которой воспитывались вы?

- Как вы к ним относились в детстве?

- Как вы к ним относитесь сейчас?

- Какие из них оказывали на вас наибольшее воздействие?

- Какие из поощрений и наказаний, которые применялись в ваших родительских семьях,  вы перенесли в свою семью?

Участники занятия рассказывают о случае физического наказания в их родной семье, которому подвергались, будучи ребёнком.

Вопросы к рассказчику:

Какие чувства вы пережили в детстве по отношению к себе, к своим родителям в момент наказания?

- Что именно в ситуации наказания повлияло на вас больше всего? Имели ли место подобные проступки в поведении ваших детей?

- Как вы на них реагировали?

Кто не знает такую «закономерность» чем больше ругаешь ребенка, тем хуже он становится!

Почему же так происходит? А потому, что воспитание – это вовсе не дрессура.

Кто из родителей не мечтает, чтобы ребенок сам вставал в школу, сам делал, уроки, одевался по погоде, вовремя ложился спать, без напоминаний ходил на кружок или тренировку. Однако во многих семьях забота обо всех делах так и остается на плечах родителей.

Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за дела вашего ребенка и передайте их ему.

Позвольте вашему ребенку встретиться с отрицательными последствиями своих действий (бездействий). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

- А если, несмотря на все старания ничего не выходит: он по – прежнему ничего не хочет, не делает, с нами воюет?

Наберитесь терпения

Некоторым семенам нужно побыть в земле подольше. Лишь бы не потеряли надежду и продолжали рыхлить землю, поливать.

Ребенок без труда «читает» по вашим позам, жестам, интонациям, что что-то не так, 90% информации о нашем внутреннем состоянии передают «несловесные» сигналы.

Послушайте, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

 Поощрение это метод воспитания, который направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых.                                                                                                                                    

 Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д.

Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.

Материальные поощрения.

Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете тли разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.

Социальные поощрения.

Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить, вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми

 Как поощрять ребёнка в семье

-     как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку;

-     поощряйте своего ребёнка жестами;

-     словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего ребёнка, его  

      поведением

-  используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением»;

-  дарите своему ребёнку подарки;

-  формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка;

      -  учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания к нему.

 Похвала может быть простой или сложной;

  • действенная похвала должна быть конкретной;
  • действенная похвала должна быть незамедлительной;
  • действенная похвала должна быть искренней;

-     действенная похвала должна учитывать развитие вашего ребенка.                                                                                                                                                             

 Правила поощрения О чём нужно помнить при поощрениях                                                                                                                                    

Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

  • Поощрение должно быть строго индивидуальным.
  • Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
  • Заслуженное поощрение необходимо выдать.
  • Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
  • Возможно, награды придётся менять.
  • Поощрение должно быть достижимым.

 Наказание это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря.                                                                                                                                                 

 Справедливое (ребенок получает наказание, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены с родителями, и которые известны ребенку) и несправедливое (ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины)наказание.                                                                                                                                                                                      Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях.

Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.

1)Потеря привилегии.

Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, представляющая для ребёнка ценность, может быть использована для наложения штрафа.

Например: дочери полагается в десять быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.

Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:

  1. Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.
  2. В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.
  3. Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
  4. Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний (например, оплата за отметки .

2) Запрет на приятные для ребёнка занятия.

Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием.

Например, наказание тайм-аутом. Дочь затевает спор в магазине из-за стиля одежды. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь дерзить; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”.

Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для ребёнка.

Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:

1) Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.

2) Провинность должна определяться очень чётко. Например: “Я больше не хочу терпеть ваши скандалы, под скандалами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение карается тайм-аутом.

3) Далее делается предупреждение: “Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”.Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.

Например: “Если ты будешь помогать по дому три дня без споров, мы поедим за покупками в субботу”. Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена .

3) Лишение поощрения.

Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой

4) Вербальные наказания.

Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей .

Стихотворение.
Я заработал двойку
Из-за трёхзначных чисел.
Мой папа рассердился.
На голос не повысил.
Уж лучше бы мой папа
Кричал, ногами топал,
Швырял бы вещи на пол,
Разбил тарелку об пол,
Нет, он молчит часами..
Ни слова не проронит,
Как будто я не Павлик,
А кто-то посторонний.
Он мне не отвечает,
Меня не замечая,
Молчит и за обедом,
Молчит во время чая...
Он с безразличным видом
Меня оглянет мельком,
Как будто я не Павлик,
А стол или скамейка!
А мне молчанье в тягость!
Я с горя спать улягусь!
(А. Барто)
5) Физическое наказание. Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. 

- Оно учит детей тому, как использовать силу и жестокость для решения проблем и конфликтов, а также реагировать на других людей, когда ты зол и раздражен.

-  Оно увеличивает вероятность того, что наказываемый вырастет ранимым и обидчивым.

-  Оно занижает самооценку, демонстрируя неуважительное отношение к ребенку, его телу и достоинству.

- настраивает ребенка против родителей;

 - оно учит тому, что важно не попадаться. Ребенок учится скрывать свои поступки, и в процессе

   подобного «воспитания» становится трусливым и подлым.

 Неприемлемые способы наказаний. О чём нужно помнить, прибегая к наказаниям

- Физическое наказание детей, приносящее вред их физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий)

- Использование эпитетов и оскорблений по причинам, которые ребенок не может исправить или опротестовать.

- Причинение ребенку таких душевных страданий, которые он действительно не может вынести без ущерба для своей психики. Например, запирание ребенка, боящегося темноты, в темной ванной. 

Правила наказаний. Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.

  • При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.
  • При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
  • Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.

 

  • Наказание детей должно носить временный характер.
  • При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Конфронтируется только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
  • При наказании детей исключено припоминание прежних проступков, Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.
  • Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.

 Учитывая психологический риск, связанный с применением наказания, справедливо задать вопрос: "Чем можно заменить наказание?" Алан Фром предлагает заменить его: 
*  Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей. 
*   Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими. 
*   Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас. 
*   Неторопливостью. Подождите, пока поступок повторится. 

Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний.

 Таблица 1. Примеры поощрений и наказаний, которые выбирают  дети

Возраст ребенка, лет

Наиболее желаемое поощрение

Самое страшное наказание

3-5

"Полюбать", сладкое

Когда кричат, "стукают"

5-8

Когда хвалят

Стоять в углу.

Когда со мной не разговаривают

9-11

Поход на прогулку, в гости вместе с (приемными) родителями

Когда не отпускают гулять с друзьями.

Когда мне не доверяют

12-13

Лучшее поощрение - это доверие. Самое лучшее поощрение - это чтобы исполнили мое желание

Самое страшное наказание, когда со мною не разговаривают. Самое страшное наказание, если меня не отпустят на улицу с друзьями

14-15

Хвалят, говорят "молодец", дарят подарки

Самое страшное наказание - уйти из семьи. Если отдадут обратно в детский дом

  • Как видно из таблицы,  дети, практически, независимо от возраста считают самым страшным наказанием лишение внимания (когда не разговаривают). В качестве наказания они воспринимают проявление недоверия, запрет на общение со сверстниками. Чем старше ребенок, тем больше он ценит семью, воспитывающую его. Самым страшным для подростка становится угроза отторжения. В качестве поощрения дети предпочитают словесную поддержку, совместное проведение досуга. И опять звучит проблема доверия. Доверие родителей - самое желаемое поощрение, недоверие - самое страшное наказание.

Дети отличаются друг от друга по возрасту, темпераменту, уровню жизненного  опыта, степени воспитанности  и т.д.

Но один и тот же ребенок постоянно изменяется.

Здесь требуется РОДИТЕЛЬСКАЯ МУДРОСТЬ

Ограниченное терпение, умение в каждом конкретном случае исходить из того, что именно в данный момент важно для ребенка и что приведет к положительным результатам в будущем.

В конце концов, радуйтесь тому что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

Игры и упражнения:

Упражнение «Хвасталки»

«Мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать своего будущего ребенка.

  Упражнение «Ты мой цветочек»

- Участники сидят в кругу. Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень?  Нарисуйте этот цветок (рисуют, вырезают).

 А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят  и  прикрепляют свой цветок)

        Посмотрите какой «прекрасный сад» у нас получился, хоть  и  много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое. Посмотрите, какие цветы у всех красивые  и  разные. Но есть  и  общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев.  И  всем без исключения цветам нужно солнце  и  внимание. А так как мы рисовали своих  детей  в образе цветов, так же как  и  цветам,  детям  нужна наша забота, опека, внимание  и  любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "О поощрении и наказании"

В материале содержится презентация к родильскому собранию, выполненная в программе PowerPoint. Основная цель собрания: помочь родителям преодолеть непонимание собственных детей и предотвратить конфлик...

Родительское собрание "Поощрение и наказание "

1.Структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка. 2.Создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания; 3.Ознакомить родителей ...

Родительское собрание "Поощрение и наказание"

Родительское собрание«Поощрение и наказание детей в семье илиВоспитание ненасилием»Цели: 1.     получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихс...

Родительское собрание на тему: «Поощрения и наказание в воспитании детей»

В данном материале представлены ход собрания на тему "Поощрения и наказание в воспитании детей", анкета для родителей, памятка для родителей....

Родительское собрание в 5 классе «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родите­лями — это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один р...

Конкурс.Родительское собрание "Меры поощрения и наказания"

laquo;Если мы до сих пор применяемпоощрения и наказания, то этопоказывает несовершенство нашегоискусства воспитания. Лучше, если                    ...

Родительское собрание "Поощрение и наказание"

тема "Поощрение и наказание" (+ разработка, презентация, памятка для родителей)...