Учимся писать сочинение по тексту
методическая разработка по теме

          Клише сочинения по тексту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Клише сочинения по тексту40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Клише сочинения по тексту

  1. Проблема.

А) Проблема (отцов и детей, добра и зла, жизни и смерти, счастья,  смысла жизни, свободы личности, служения делу, нравственного выбора, чести и долга, патриотизма, милосердия, сострадания, совести, духовности, культуры и бескультурья)  является одной из важнейших для любого человека (относится к числу вечных, общечеловеческих).

Б) Проблема (экологии, воздействия СМИ на  человека, НТР, политической корректности, толерантности, мирного сосуществования, национализма, терроризма и т.п.) возникла не так давно. Это связано с тем, что именно в 20 веке произошло (стремительное развитие науки и техники, резкое изменение общественных отношений, изменение привычной картины мира, расширение сферы влияния…). 

      В) Вопросы темы ( 2-3: Что..? Почему..? Можно ли..?). Эти важные вопросы ставит в своей статье (известный) писатель (публицист, ученый…).  Они отражают суть (содержание) нравственной (философской, социальной, политической, нравственной) проблемы, которая волнует автора.

2. Комментарий проблемы.

Сначала автор говорит о (называем микротему 1 части текста, помня о том, что в тексте выделяем не менее 2, но не более четырех частей).

Далее он показывает…, размышляет о …, описывает, повествует…, обращается к фактам из истории (из личного жизненного опыта).

В заключение…

Аргументируя свою позицию, автор обращается к личному жизненному опыту, фактам биографии известных людей…и рассказывает…

Поэтому так убедительно звучат его слова.

3. Авторская позиция.

а) «Цитата».

 К такому выводу приходит автор.

Именно эти слова наиболее ярко (полно) отражают позицию автора.

Именно в этих словах нашла отражение авторская позиция.

 На мой взгляд, в этих словах выражена основная мысль текста. Авторская позиция интересна и  убедительна.

В этих словах заключена основная мысль статьи. Так автор выражает свое кредо.

  В этом заключается  философский (нравственный, этический и т.п.) урок произведения.

Б) Своими словами передаем  авторскую позицию.

Так я понял основную мысль текста. Позиция автора кажется мне очень убедительной.

Так, на мой взгляд, можно выразить позицию автора.

В этом, на мой взгляд, заключается смысл произведения.

  1. Изложение собственного мнения по проблеме.

Позиция автора близка мне.

Я разделяю позицию автора.

Не могу сказать, что позиция автора близка мне.

Не могу сказать, что разделяю позицию автора.

Думаю, каждому стоит задуматься  (об этом) над выводами автора.

Нельзя не согласиться с автором.

Прочитав текст, я задумался о…

Я тоже задумался над тем, что такое …

Каждый из нас не раз задумывался над этой проблемой.

Раньше я никогда не задумывался о значимости…

Многих писателей волновала проблема…Например, Ф.М Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» говорит о …, показывает …

а) Примеры из художественной  литературы.

  • Прочитав текст,  я вспомнил роман (название и автор) (героя, эпизод из произведения, стихотворные строки, известное изречение, высказывание)
  • Недавно я перечитывал произведения (имя автора). Мое внимание привлекла такая мысль писателя (поэта). «Цитата». Это высказывание созвучно с идеей текста. Действительно, (толкование высказывания).
  • Вспомнились стихотворные строки, знакомые с детства. «Цитата»
  •  В книге «Энциклопедия афоризмов» («Мудрые мысли») мое внимание привлекло такое высказывание. «Цитата» Комментарий
  • Недавно мне посчастливилось познакомиться с уникальным изданием.  Научно-исследовательской словарной лабораторией Магнитогорского университета создан «Большой словарь крылатых выражений русского языка». Это самый полный в мире сборник афоризмов на русском языке. Недавно совместно с германским университетом вышло его второе дополненное и улучшенное издание.

б) Примеры из публицистической литературы

  • В газете («Аргументы и факты», «Комсомольская правда») не так давно была опубликована статья (название, желательно имя журналиста), посвященная этой же проблеме. Автор приводит  интересный факт. (Содержание факта)
  • Автор приводит интересные статистические данные.  

По результатам опроса (пенсионеров, студентов, школьников, представителей определенной профессии, жителей какого-то района, региона, города) оказалось, что…

  • Просматривая журнал «Юность», «Книжное обозрение», «Наука и жизнь», «Миссия», я обратил внимание на такой афоризм, принадлежащий (имя автора). «Цитата». Эта мысль созвучна с идеей текста. Действительно, (толкование высказывания).
  • В журнале (например, «Караван», газете «Аргументы и факты») я прочитал очерк об известном  (имя спортсмена, артиста, писателя, телеведущего).
  • В журнале (газете) я прочитал интервью с известным (имя спортсмена, артиста, писателя, телеведущего).

На вопрос о …, он дал такой ответ…

Свое кредо он выразил так: «Цитата»

Он высказал такую любопытную мысль.

Он рассказал о важном эпизоде своей жизни.

Он поделился своими впечатлениями о…

в) Примеры из научной литературы.

  • В учебнике истории мое внимание привлек такой факт.
  • В учебнике химии содержится такая информация о …
  • В Большом энциклопедическом словаре я  нашел такую информацию.

5.  Заключение – вывод

  • Я сделал для себя такой вывод. Нужно … Очень важно помнить, что…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Главная цель образования XXIвека – сформировать многогранную, творческую, интеллектуально развитую личность, целостно воспринимающую мир и способную активно действ...

Учимся писать сочинение.

План занятия по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.  Рассматривается строение сочинения-рассуждения, прилагается презентация....

Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов....

Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»

Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...