Работа с семьей
статья по теме

Мартынова Надежда Германовна

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими формами работы. Семья выступает как первый  воспитательный институт, связь  с которым  человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье  закладываются основы нравственного воспитания, раскрывается  внутренний мир и  индивидуальные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_semey.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детство – это движение вперед, это непрекращающийся

 процесс взросления. Ребенок хочет быть взрослым.

Детство.. вовсе не времяпровождение и радужная жизнь.

Взрослый, не замечающий, как детям порой сложно жить,

как многогранна и содержательна эта жизнь,

 может допустить ошибку в их воспитании.

Ш.А. Амонашвили

        Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные  социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья  призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка (физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви и уважении и т.д.)

Однако не всегда семья  выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». В данной категории семей обычно относят:

  • Семьи с низким достатком
  • Семьи, ведущие асоциальный образ жизни
  • Семьи, в которых нарушены детско – родительские отношения (конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.)

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной  степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи.

Наша задача заключается в том, чтобы помочь родителям в этом:

-  сократить психологическую  дистанцию между педагогами и родителями

- сформировать у родителей более полный образ  ребенка, помочь  им в совместной деятельности с ребенком лучше понять его возрастные и индивидуальные особенности, воспринимать его таким, какой он есть

- содействовать тому, чтобы родители и дети больше времени проводили вместе

- сформировать  более высокий уровень самосознания и, самоуважения

Условно  формы работы с семьей  можно разделить на:

Индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи на дому)

Групповые  (тренинги, групповые консультации)

Коллективные (собрания, вечера, родительские конференции)

Наглядно – информационные (выставки творческих работ, выпуск газет, выставки книг по вопросам семейного воспитания)

Технологии работы социального педагога с неблагополучными семьями включают в себя три уровня: профилактический, диагностический, реабилитационный.

Профилактика (предупреждение) – это комплекс превентивных мер, проводимых  путем организации общедоступной медико – психологической и социально  - педагогической поддержки семьи.

Диагностика  - сюда входит сбор информации, анализ информации,  постановка социального диагноза. Это длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также  с другими людьми.

Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования.

Конкретное содержание социально – педагогической работы  с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. В центре внимания педагогов  должен находиться РЕБЕНОК. Соответственно социально – педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию,  должны быть направлены в первую очередь,  на обеспечение жизненных важные потребностей ребенка и защиту его базовых прав – права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Интерактивные формы работы с семьей"

Современному классному руководителю школы необходимо активнее применять интерактивные способы работы с семьей, менять подходы к постановке задач, к структурированию содержания уже известных метод...

Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)

В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....

Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.

В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...

для работы с ВШУ. Карточка по работе с семьей

КАРТОЧКА индивидуальной работы с семьей учащегося...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Уклад жизни семьи, как один из главных факторов воспитания по А. С. Макаренко. Опыт использования наследия А.С. Макаренко в работе с семьей.

Данная статья основана на опыте  использования идей и работ величайшего педагога Антона Семеновича Макаренко в работе с родителями....