"что такое заикание?"
презентация к уроку по теме

Караванова Ирина Анатольевна

ЗАИКАНИЕ – РАССТРОЙСТВО РИТМА, ТЕМПА И ПЛАВНОСТИ РЕЧИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕЧЕВЫХ СУДОРОГ.

По мнению профессора М.М.Кольцовой, заикание проявляется в двух формах.

               Первая форма заикания наблюдается в раннем детстве, когда ребенок еще плохо говорит, имеет много дефектов речи. Если с малышом в это время много разговаривают, учат его трудным словам, фразам, то он может начать заикаться. 

Вторая форма заикания чаще всего бывает следствием испуга, психической травмы (тяжелые конфликты в семье) или истощающих длительных болезней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaikanie.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ЗАИКАНИЕ?

               ЗАИКАНИЕ – РАССТРОЙСТВО РИТМА, ТЕМПА И ПЛАВНОСТИ РЕЧИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕЧЕВЫХ СУДОРОГ.

По мнению профессора М.М.Кольцовой, заикание проявляется в двух формах.

               Первая форма заикания наблюдается в раннем детстве, когда ребенок еще плохо говорит, имеет много дефектов речи. Если с малышом в это время много разговаривают, учат его трудным словам, фразам, то он может начать заикаться. Так, Юра П. в возрасте двух лет десяти месяцев декламировал много стихотворений, пел песенки; постоянно вовлекался родителями в разговор и смешил всех употреблением таких « взрослых » слов, как « немыслимо », « договорились » и т.п. И вот однажды, рассказывая маме, как он с бабушкой гулял и ел мороженое, Юра вдруг споткнулся на слове: «М-мо-м-мо….» - и дальше начал говорить с заиканием.

               Подчас родители не могут указать точный момент начала заикания – оно развивается постепенно. В основе развития такой формы заикания лежит ребенка  перевозбуждение речевых зон мозга  .Поэтому первой мерой должно быть прекращение всяких разговоров с ребенком. Нужно успокоить малыша, не разрешать ему говорить и самим ограничить разговор с ним. Иногда такой «режим молчания» в течение 7 – 10 дней выправляет положение. Иногда же расстройство оказывается довольно стойким.

               Как только у ребенка возникло заикание, нужно обратиться к невропатологу и логопеду.

               Вторая форма заикания чаще всего бывает следствием испуга, психической травмы (тяжелые конфликты в семье) или истощающих длительных болезней.

               Обычно все дети переживают когда-нибудь испуг, переносят более или менее тяжелые инфекции, бывают свидетелями конфликтов в семье. Однако заикание возникает лишь у сравнительно небольшой части детей. Вот почему врачи считают, что заикаться начинают дети, имеющие предрасположение к этому – дети с ослабленным типом нервной системы.                 

 

ПРОФИЛАКТИКА  ЗАИКАНИЯ

               У детей спокойных, уравновешенных заикание наблюдается крайне редко, значит, особое внимание нужно уделять так называемым «нервным» детям – это им угрожает развитие речевых неврозов, и в первую очередь заикания. Для таких детей особенно важно установить твердый режим, следить, чтобы они достаточно спали, не переутомлялись. Надо создавать для них спокойную обстановку в семье, детском саду или в школе: дети одинаково тяжело переживают как грубое обращение с ними, так и ссоры, конфликты  между близкими. Дома разговаривать с ребенком мало, плавно, вполголоса. Артикуляционная гимнастика проводится  для того чтобы снять спазмы, которые могут возникнуть в области губ, языка, нижней челюсти – при помощи данных упражнений укрепляются артикуляционные мышцы. Стараться научить ребенка научить ребенка говорить на выдохе: вдох, задержать дыхание, и на выдохе говорить. Эффективен   такой прием как сочетание речи с движением, например, бросание мяча, отхлопывание, отстукивание. Проговаривать вместе с ребенком слова  шепотом, плавно, медленно.  Заучивание стихов, пересказ текстов должно быть в меру. Высказывания должны быть простыми, не требовать развернутых ответов,   ускоренная речь  исключается.          

               Необходимо соблюдать осторожность в речевых нагрузках: не следует ребенка заставлять много рассказывать о чем-то, заучивать много стихов, учить трудные слова, сложные фразы, особенно если у него имеется еще «физиологическое косноязычие» (т. е. возрастные нарушения звукопроизношения).

               И так необходимо:

1. Соблюдение режима. Ночной сон не менее 12 часов и 2 часа днем.

2. Питание. Пища должна быть разнообразной и хорошо витаминизирована : особенно витаминами группы «В».(витамины данной группы уменьшают судорожные рефлексы)

3. Благоприятное окружение. Здоровая, доброжелательная обстановка в семье.

4. Медикаментозное лечение. Консультация невропатолога. Общеукрепляющее лечение ребенка. Физиотерапия, рекомендованная доктором.(массаж, электрофорез, электросон, ванны и др.)  

учитель-логопед :Караванова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...