Работа с родителями
методическая разработка по теме

Манцерева Елена Борисовна

Сценарии родительских собраний и рекомендации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №30

Центрального окружного управления образования

Департамента образования г.  Москвы

                   Родительское собрание

«Поощрение и наказание в воспитании ребенка»

Учитель:

Манцерева Е.Б.

2012г.

Цели:

  1. дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;
  2. обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: классный руководитель, родители учащихся 4-го класса.

Подготовка. . Анкетирование родителей:

Баллы

1.        Хорошо ли вы знаете своего ребенка?

Да        3

Не очень        2

Плохо        1

2.        Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?

  • Круглые сутки
  • 5—6 часов в сутки
  • 1—2 часа в сутки

3.Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи?

  • Всегда
  • Иногда
  • Никогда

4.Как вы поощряете своего ребенка?

  • Радуетесь вместе с ним его успехам
  • Просто хвалите
  • Покупаете дорогие вещи, игрушки

5. Как вы наказываете своего ребёнка?

  • Делаете вид, что вы огорчены, и не разговаривайте с ним
  • Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер
  • Применяете физическую силу, не разрешаете гулять

На бланках для ответов родителей отсутствуют баллы. Они необходимы классному руководителю при обработке анкет.

II. Подготовка с группой учащихся инсценировки стихотворения О. Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке».

Оформление, оборудование и инвентарь.

1.        На классной доске записана тема родительского собрания и цитаты:

«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний» (Я. Корчак);

«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А. Аркин).

2.        На партах для каждого родителя приготовлены листы бумаги и ручки.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями — это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

II.        Индивидуальная работа родителей.

Сейчас я попрошу вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой — которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу за три минуты. (Родители выполняют предложенное задание.)

Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

III. Анализ результатов анкетирования.

В случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями, являются «чтение морали» и окрик.

Конечно, воспитывать ребенка — нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети — не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным дня его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание — это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления — обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки - могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующим — наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы, действительно, хотим научить ребенка, как следует себя вести.

IV. Инсценировка стихотворения.

А сейчас я хочу предложить вам посмотреть инсценировку стихотворения О. Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке»:

Как-то осенью по лесу

Прокатилася молва:

На полянке ровно в восемь

Собирает всех Сова.

Побросав дела и деток,

Не закончив сбор грибов,

Кто пошел, кто полетел

На тревожный этот зов.

  • Ты не ведаешь, кума,

Чем встревожена Сова?

Может, твой Лисенок снова

В школе мучает Косого?

  • Ой, не говори, Енот,

Он и дома сущий черт.

  • Волк, дружище, твой сынок

Не срывал Сове урок?

  • Я не знаю, может быть,

Он ведь так умеет выть!

  • А скажи-ка мне, Медведь,

Твой сынок ведь любит петь?

Может, он Совы терпенье

Испытал «прекрасным пеньем?

  • Не могу сказать, соседка,

Я Мишутку вижу редко.

Нацепив очки на нос,

Задала Сова вопрос:

  • Поднимите, звери, лапы,

Кто не бил детишек, папы?

Зашумела тут толпа:

—        Что за глупости, Сова!

Я Лисенка лишь вчера

Долго за уши драла.

Про медведей говорят:

«Он на ухо глуховат.

Я за шалости сыночка

«Приласкаю лишь пруточком».

Папа-заяц на пеньке,

Хрумкая морковку,

Важно, с пафосом изрек:

—        Я же против порки!

Я косых своих детей

Лапою не трону,

По дороге каждый день

Им внушаю строго:

«Не ходите «на ушах»,

Не грызите двери.

И хвосты своих друзей

Вы не суйте в щели» -

Протрещала тут Сорока:

— Я в беде не одинока.

Моим детям каждый день

Все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу,

Я ремень беру в подмогу.

Зашумела вновь толпа,

Кто был «против», кто был «за».

Долго не могла Сова

Донести до них слова:

  • Я прошу вас, звери — мамы,

А в особенности папы:

Прекратить в своей семье

Воспитанье «на ремне».

Ваши дети так привыкли

К выволочкам за проступки,

Что от нас, учителей,

Ждут таких же вот вещей.

  • Как не бить? — сказал Енот.
  • Да, да, да, — тут вторил Крот.
  • Ну, а мне, — всплакнула Белка,

Делать что с своей пострелкой?

Как накрасится румяной,

Подведет себе глаза

И порхает по поляне,

Где танцует до утра. —

Тут родительские страсти

Накалились докрасна.

Не в Совиной было власти

Перекрыть их голоса.

Нерешенная проблема

О битье и не битье

Стать должна несовременной,

Если мир царит в семье.

Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:

  • зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;
  • у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать;

—        это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

V. Анализ результатов анкетирования.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.

Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопросы анкеты и познакомиться с тем, как часто родители нашего класса хвалят своих детей и поощряют их. (Анализ ответов родителей на вопросы анкеты.)

Как же хвалить, чтобы сохранить способность радоваться самому делу? Ответ очевиден: награждать самим этим делом, усиливая, подчеркивая радость ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, нелюбознательностью, пассивностью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.

VI. Заключительный этап родительского собрания. Уважаемые родители, сейчас я прошу объединиться в группы по 4 человека для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. (Через 5 минут каждая группа знакомит со своими советами всех родителей.)

Уважаемые родители, если вы "'хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С. Спиваковской «Как быть родителями» из серии «Педагогика — родителям». Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

В силу того, что наши ребята испытывают трудности в учебе им важно реализоваться в чем-то другом. Роль родителей' учителей заключается в том, чтобы заметить достижения ребенка, поддержать его, вовремя удивиться его талантам.

VII. Решением родительского собрания является памятка с советами родителям о том, как можно поощрять детей, разработанная в ходе собрания.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №30

Центрального окружного управления образования

Департамента образования г.  Москвы

                   Родительское собрание

«Свободное время — для души и с пользой!»

Учитель:

Манцерева Е.Б.

2010г.

Цели:

  1. представить родителям круг увлечений и способов проведения свободного времени современными детьми;
  2. показать роль родителей в разумной организации свободного времени детей.

Участники: родители, учащиеся 6-го класса, классный руководитель.
Подготовка:

  1. Оформление выставки поделок, грамот, медалей, дипломов учащихся класса.
  2. Подготовка выступлений с учащимися и родителями об их увлечениях.
  3. Учащиеся готовят рекламные паузы или пародии на телевизионные рекламные ролики.
  4. Среди учащихся проводится исследование на тему «Свободное время».
    Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:

Свободное время — это...

Мое любимое занятие...

В свободное время я больше всего люблю...

5.        Учащиеся класса, которые занимаются в музыкальной и танцевальной  студии, готовят концертные номера.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. Кабинет, в котором проводится собрание, украшен; стулья расставлены полукругом.
  2. Оформлена выставка достижений учащихся класса.
  3. Подготовлена аппаратура для видеопросмотра.

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Свободное время... Как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его побольше считаем, что нам всем катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. Принято также считать, что современные дети  настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени.

Телевизор занимает довольно большое место в сфере досуга . Ребята любят смотреть сериалы, мультфильмы, кинофильмы. Около 40% школьников неравнодушны к телеиграм и видеоклипам, а также к рекламе. Реклама оказывает мощное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей детей, которые являются основными потребителями рекламной продукции.  Рекламные клише формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, язык подростков.

  1. Пародии на телевизионную рекламу.
  2.  Год от года уменьшается число ребят, посещающих секции и кружки. В нашем классе есть ученики, которые уже посещают кружки и студии, (музыкальную, танцевальную, декоративно – прикладную), спортивные секции, т.е. проводят свое свободное время насыщенно и с пользой. У них уже есть реальные достижения. Небольшую экскурсию по этой выставке достижений подготовили наши ученики.

IV.        Экскурсия по выставке достижений учащихся класса.

  1. С давних пор люди занимаются коллекционированием различных предметов. Наверное, присутствующие здесь родители в свое время тоже собирали значки, открытки, марки. А как вы думаете, что предпочитают собирать сегодняшние ученики? Исследования и наблюдения показывают, что они предпочитают собирать банки из-под пива, вырезки из газет и журналов, вкладыши от жевательных резинок, кассеты. И лишь немногие ребята, продолжая традиции своих родителей, собирают марки, значки. Некоторые
    ребята нашего класса тоже являются коллекционерами. О том, что они собирают и почему, они расскажут сами и представят вам свои коллекции.

VI..        Представление учениками наиболее интересных коллекций, собранных ими.

VIII.        Иногда мы легкомысленно решаем, что свободное время — это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое свободное время тоже надо уметь. И этому тоже надо учить детей и подростков. Здесь мы не можем не вспомнить о роли и примере
родителей.

К сожалению, современные исследования показывают, в наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени. Так, например, отцы тратят на общение с детьми приблизительно 21 минуту в сутки, а в воскресенье количество времени возрастает до 35 минут. По данным еще одного исследования получилось, что доля свободного времени, затраченного родителями на общение и воспитание детей и занятия с ними в течение недели (включая субботние и воскресные дни), колеблется от 8—9 часов у матерей,  до 6 часов у отцов.
Есть о чем задуматься.

Очень приятно отметить, что в нашем классе есть семьи, где дети и родители увлеченно проводят вместе выходные, имеют одинаковые увлечения.

IX. Выступления семей, имеющих интересные совместные увлечения.

В ходе творческих отчетов демонстрируются видеозаписи, фотографии, а также, возможно, изделия, изготовленные мамами и папами совместно с детьми.

X. Заключительная часть собрания.

  1. Благодарность родителям и детям за активное участие в собрании.
  2. Маленький концерт, составленный из номеров, подготовленных учениками класса.

Заканчивая наш разговор, хочется привести слова знаменитого педагога и врача, тонкого психолога, знатока семейных отношений Бенджамина Спока: «Я давно знаю крепкие семьи, где какие-нибудь общие увлечения, будь то занятия спортом, туризм или коллекционирование пластинок, марок, монет, помогают сохранить дружбу и взаимоотношения между отцами и детьми. Но успех придет только тогда, если взрослые действительно увлечены этим: любая искусственность скоро выдаст себя и разочарует сына или дочь. Надо точно чувствовать ту грань в общении, перейти которую нетрудно, но вернуть пошатнувшееся доверие и уважение уже сложнее».



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей:

1. Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.

2. Относится к ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивание с другими детьми.

3. Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.

4. С взрослым у ребенка должны быть хорошие доверительные отношения.

5. Проникнуть чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, поделка, рисунок и т.д.), восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях.

6. Проявлять понимание деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении ребенка. Помогать находить ему свою точку зрения в различных ситуациях и не игнорировать его чувства и эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Ошибки родителей.

Являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Приходиться выбирать темы заседаний ШМО, которые вызвали бы интерес у каждого классного руководителя. Данная п...

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...