Работа с родителями
консультация на тему

Левданская Елена Валерьевна

Рекомендации классному руководителю в работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНАЦИИ КЛАССНОМУ

РУКОВОИТЕЛЮ

В РАБОТЕ

С  РОДИТЕЛЯМИ


В воспитании органически сливается общественное и интимное. В этом слиянии, на мой взгляд, и заключается гармонии человеческого счастья... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.

В. А. Сухомлииский

        ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Главными функциями семьи:

воспитательная;

оздоровительная;

духовно-нравственная;

познавательно-образовательная;

бытовая;

трудовая;

культурно-просветительная;

досугово-творческая;

стимулирующая самостоятельный опыт личности;

охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания:

гармоническое развитие ребенка;

забота о здоровье детей;

помощь в учении;

трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

помощь в социализации личности;

формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Главные компоненты семейного воспитания:

климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

режим семейной жизни;

содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ, УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Классное собрание в форме конференции, диспута, коллективного творческого дела.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков.

День открытых уроков, например «Турнир знатоков поэзии», или по разным (по выбору группы).

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора, посадка деревьев на аллее выпускников.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; родительские школы по интересам.

8 ШАГОВ К УСПЕХУ

Шаги по оказанию помощи семье в выполнении обучающих и воспитывающих функций.

1. Развивать границы сотрудничества. Помимо формального взаимодействия (лекции, собрания, беседы и др. ), классному руководителю следует развивать неформальные способы взаимодействия с семьей и семей между собой (чаепития, встречи для обсуждения личного опыта по обучению и воспитанию и др. ). Для большей эффективности лучше сделать эти формы взаимодействия регулярными.

2. Развивать уверенность родителей в успехе. Им необходима позитивная поддержка, способная упрочить уверенность в необходимости работы с детьми и своем успехе в данной работе. Такую поддержку может дать взаимодействие с учителями, другими семьями и собственными детьми.

3. Использовать новые пути для привлечения семей. Иногда родители не могут понять подхода учителей и психолога к воспитанию и обучению или предлагаемых ими методов и, кроме того, не имеют привычки к долговременному (в течение недель или месяцев) общению с профессионалами. В этом случае необходимо использовать методы, позволяющие им понять Друг друга и долговременно общаться:

- попросить такую семью быть ассистентами в какой-либо программе, организованной в школе (например, родительском клубе, вечерних курсах по обучению детей или родителей и др. );

- развивать контакты с семьями, уже имеющими подобный опыт;

- использовать «союзников» - людей, знающих семью и способных убедить ее в необходимости принять помощь со стороны классного руководителя, учителя или психолога;

- распространять информацию на понятном для родителей языке через стенную печать, буклеты и листки с адресной доставкой;

- контактировать с организациями, обслуживающими соответствующие социальные группы.

4. Привлекать семьи для участия в организации и проведении любых форм школьной активности (не только вечера и экскурсии, но и работа с другими семьями, проверка работы классов, различного вида конкурсы и др. ).

5. Организовывать тренинги и оказывать поддержку как педагогам, так и семьям. Совместная работа требует новых навыков как от классного руководителя, так и от родителей. Обучение новым навыкам и поддержка в выполнении новых ролей - основной залог успеха в данной работе. Перед тем как приступить к новой работе, семьи обязательно должны иметь достаточную информацию (не только непосредственно относящуюся к работе, но и о культуре, традициях и особенностях школы в целом) и знания. Новые участники обязательно должны работать с более опытными, что поможет их адаптации. Кроме того, необходимо обеспечить участие всех в тренингах общения, решения конфликтов, развития навыков совместной работы.

6. Преодолевать барьеры для участия семьи полностью и творчески. Они могут быть самого разного рода (наличие в семье маленьких детей, отсутствие транспорта, занятость в данное время другими делами, неумение общаться с людьми, особенно из других социальных групп, отсутствие поддержки и заинтересованности и др. ). Классному руководителю необходимо учитывать барьеры и преодолевать их по возможности максимально полно и творчески. Добровольное участие должно компенсироваться в любой приемлемой форме (благодарность, моральная поддержка, возможность общения, чаепитие, ответная помощь в случае необходимости, подарки, забота о маленьких детях, пока родители заняты школьной деятельностью, и др. ).

7. Предупреждать эмоциональное «выгорание» родителей. «Выгорание» - эмоциональная усталость и стресс, возникающие при работе с другими людьми. Оно может быть не только у педагогов, но и у родителей при воспитании детей. Чтобы предотвратить его возникновение, можно:

- разделять заботы по воспитанию между родителями или несколькими семьями, а также привлекать несколько семей к участию в какой-либо работе в школе;

- убедиться в том, что семьи получили необходимую подготовку к данной работе;

- в случае необходимости давать родителям возможность отдыхать или какое-то время не принимать участия в работе школы;

- обеспечивать общение семей друг с другом с целью отдыха, оказания помощи и поддержки.

8. Классный руководитель, учителя, психолог должны верить в важность и необходимость участия семьи в воспитании и обучении детей и работе школы. Только тогда они будут способны помочь семьям преодолеть все сложности этой работы.

ТЕМЫ  ОБУЧАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ КЛАССНОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ :

- учебные предметы, изучаемые детьми в школе;

- подготовка к урокам и выполнению домашних заданий;

- основные учебные умения (анализировать задания, планировать свое время, доводить начатое до конца и др. );

- модальности восприятия (слух, зрение и др. ) и их использование;

- как работать с детьми;

- система поощрения;

- система оценивания (для детей и родителей);

- как делать записи в записной книжке;

-как писать рефераты и сочинения;

- как писать контрольные работы и готовиться к ним;

- защита своих прав (для детей и родителей);

- самооценка;

- справочные и дополнительные материалы.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Повышение психолого-педагогических знаний 

Лекции, семинары, практикумы

Конференции

Открытые уроки и классные мероприятия

Индивидуальные тематические консультации

Творческие группы, группы по интересам 

Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный   процесс 

Родительские собрания

Организация кружков, секций, клубов

Совместные творческие дела

Помощь в укреплении материально-технической базы

Родительский патруль

Индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками 

Вовлечение родителей и общественности в управление школой 

Управляющий совет школы

Классные советы, классные родительские комитеты

Социально- педагогическое содействия семье и школе 

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ, АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ

ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

I. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли выполняет поручения родителей?

1. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.

2. Часто непослушен и неисполнителен.

3. Не всегда исполнителен и послушен.

4. Всегда исполнителен и послушен.

II. Каково поведение ребенка дома?  

1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т. д.                    

2. Часто ведет себя плохо, на замечания не реагирует.

3. Позволяет шалости, на замечания реагирует положительно.

4. Всегда хорошо,

III. Отношение к родителям и близким.

1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

2. Часто грубит, эгоистичен.

3. Не всегда отзывчивый и заботливый.

4. Отзывчивый, заботливый, добрый.

IV. Насколько ребенок трудолюбив?

1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.

3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.

4. Любит труд, постоянно помогает старшим.

V. Насколько прост и скромен в отношениях с родными и близкими?

1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.

3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.

4. Всегда прост и скромен.

VI. Критичен ли по отношению к другим людям?

1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей.

2. Очень редко высказывает свои мнения, критические суждения.

3. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.

4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.

VII. Проявляет ли самокритичность?

1. Озлобленно воспринимает критику членов семьи, на замечания грубит.

2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.

3. Не всегда исправляется после критических замечаний.

4. Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.

VIII. Как относится к учению дома?

1. Уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

2. Ленится выполнять домашние задания, требует постоянного контроля.

З. Не всегда добросовестно готовит домашние задания.

4. Ответственно и добросовестно готовит домашние задания.

IX. Как относится к общественным поручениям?

1. Не любит общественную работу, не выполняет ее.

2. Чаще всего общественную работу выполняет безответственно, требует постоянного контроля.

3. Не всегда проявляет желание выполнять поручения.

4. Охотно выполняет общественные поручения.

X. Каково отношение ребенка к своему классу, школе?

1. Не любит свой класс и школу, открыто выражает

свое отрицательное отношение к ним.

2. Равнодушен к делам класса, школы.

3. Любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это делами.

4. Любит свой класс и школу и всегда подкрепляет это делами.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети « по душам », советуются ли по личным вопросам?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли дети с вами в хозяйственных заботах?

7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. «Детские праздники» - дети предпочитают, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их без взрослых?

11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

12. А телепередачи и фильмы?

13. Бываете ли вместе с детьми на выставках, в театре и т. д. ?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах, походах за грибами и т. д. ?

15. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ними или нет?

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ К ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

1. Не забудьте оповестить родителей о собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся, роспись родителей. Попросите учащихся, что в случае, если родители не смогут присутствовать на собрании, чтобы они заранее передали записку. ЯВКА РОДИТЕЛЕЙ НА СОБРАНИЕ - ЗНАК УВАЖЕНИЯ К ШКОЛЕ, К УЧИТЕЛЮ.

2. Если вы только взяли класс, начните с знакомства с родителями, расскажите немного о себе.

3. Расскажите родителям о задачах, которые вы ставите перед собой и перед классом на данный учебный год, о задачах и целях школы.

4. Посоветуйтесь с родителями, какие они бы хотели поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.

5. Далее познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционными, с конкретным планом работы на 1 четверть, договоритесь о помощи.

6. Сообщите родителям о режиме работы школы, день классного часа.

7. Расскажите родителям о том, какие кружки, факультативы секции будут работать в школе для ребят данного возраста, о том, что посещение одного факультатива обязательно.

8. ОБЯЗАТЕЛЬНО решите на родительском собрании следующие организационные вопросы: о завтраках, о возможности оказания помощи (материальной), о деньгах на проездные билеты, о сменной обуви, о ведении дневников. Не забудьте избрать родительский комитет в составе 3 человек. Объявите заранее о родительских собраниях и днях открытых дверей для родителей. Не оставляйте ни один пропуск родительского собрания без внимания, ибо это проявление неуважения к учителю и школе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭТИКЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С

РОДИТЕЛЯМИ

Чтобы иметь влияние на родителей, надо с уважением относиться к их детям. Не критикуйте личность ученика перед родителями, анализируйте не только недостатки и отрицательные явления. Умейте влиять на семью через учеников.

Родители должны видеть Вашу заботу не только об их ребенке, но и обо всем ученическом коллективе.

Изучайте воспитательную работу, воспитательные возможности семьи, опирайтесь на положительный опыт семейного воспитания. Пусть знания о семье придут к Вам без навязчивого интереса.

Сделайте так, чтобы родители не опасались Вам доверить любую информацию о своих детях.

Помогите родителям найти нужный стиль взаимоотношений в семье, занять правильную позицию школьника в семье.

Родители нуждаются в совете, товарищеской помощи, а не в поучениях, упреках, жалобах.

Посещая семью, подумайте о возможных последствиях Вашего визита.

Вежливая черствость и бездушность не лучше назиданий и командования.

Не превращайте родительское собрание в судилище над

родителями трудных подростков, не сводите повестку дня лишь к вопросам успеваемости и дисциплины.

Каждый руководитель имеет право на предъявление различных требований к родителям, на принятие мер общественного воздействия, если они не выполняют своих обязанностей по отношению к своим детям. Отдельные советы могут быть сформулированы как обязательные педагогические рекомендации.

Старайтесь сделать так, чтобы воспитанник приносил мир и покой.

СОБРАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

ТЕМА: «Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам». 

Цель: оказать помощь родителям в преодолении затруднений при общении с детьми старшего школьного возраста.

Задачи: побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей, их потребностях, заботах, тревогах, связанных с выпускными и вступительными экзаменами, выбором жизненного пути; познакомить родителей с советами, рекомендациями психологов, облегчающими общение с детьми старшего школьного возраста, рассмотреть способы разрешения конфликтов.

Предварительная подготовка к собранию

• Организация тестирования родителей (см. приложение).

• Оформление классной комнаты с помощью учащихся (столы ставятся по кругу, готовятся плакаты, схемы).

Классный руководитель. Тема собрания выбрана не случайно. Экзамен для многих - это не просто проверка знаний, а предъявление их в состоянии стресса. После итоговой аттестации в школе многим предстоят еще вступительные экзамены в профессиональные учебные заведения. Итоги анкетирования, которое я провела с учащимися в начале учебного года, наглядно показывают, каким образом решался вопрос профориентации в каждой семье: самостоятельно выбрали будущий вуз - 13 старшеклассников, вместе на семейном совете - 6, решили родители - 3, решил случай - 2, не определились - 5.

Таким образом, многие из них совершили самостоятельный, осознанный выбор и предпринимают усилия для осуществления своих планов. Успех или неудача способны оказать серьезное влияние на их дальнейшую жизнь. Какова же роль родителей в этот ответственный и важный момент в жизни ребенка?

Дома я просила вас провести самотестирование: выявить свой уровень тревожности. Определенный уровень тревожности - естественный и непременный спутник активной, в том числе творческой деятельности личности. Это полезная тревожность. Проведя тест, вы, конечно, увидели, что до 30 баллов - это низкая тревожность, 31-44 баллов - умеренная, более 45 баллов - высокая. Понятно, что чрезмерная тревожность вредит и здоровью и достижению результатов.

А теперь представьте: вам сегодня предстоит экзамен. Выполните тест на определение своей ситуативной тревожности в данной обстановке. (Работа родителей с тестом - см. приложение.)

Итак, тест показал, что у вас, взрослых людей, которым сдавать экзамен пока не нужно, тревожность резко возросла. А каково нашим детям? Давайте обсудим, как их можно поддержать в этот трудный период? Я предлагаю вам поработать в группах и ответить на вопрос: «Какая помощь родителей нужна в период подготовки к экзаменам?»

Групповая работа.

Сравнение мер помощи, предлагаемых родителями и тех, которые как необходимые им указали при анкетировании дети. Мнение детей, взятое из анкет, записано на одной доске, а мнение родителей записываем на другой. Получилось почти полное совпадение.

Классный руководитель. Но так бывает не всегда, В семьях часто возникают ситуации, из которых бывает нелегко найти выход. Предлагаю вам решить несколько педагогических задач.

Групповое решение педагогических задач (приводим их ниже).

1. Из письма старшеклассника:

«Мне 16 лет. Возможно, это время могло бы стать самым прекрасным в моей жизни - ведь молодость неотрывна от романтики, свободы, любви, поиска новых впечатлений.

Я говорю своей маме: «У меня должна быть личная жизнь, неужели тебе никогда не было шестнадцать?» А она отвечает мне: «У тебя сейчас не должно быть никакой личной жизни, кроме учебы...» Я говорю ей: «Я учусь хорошо, мало кто может учиться так, как я». А она: «Этого недостаточно, ты должен целыми днями сидеть за книгами...» А я от этого сидения сесть не могу, потому что больно... И вот сижу я «за решеткой в темнице сырой...», учусь, что есть силы, кляну в душе все эти книги, родителей, всю свою жизнь; бывает подойду к окошку, гляну на тех, кто «на свободе», так тянет меня выпрыгнуть из этого окошка и полететь ... навстречу свободе...».

Классный руководитель. Как помочь этому старшекласснику? Оцените позицию родителей. Правы они или нет?

2. Света с цветами и аттестатом о среднем образовании в руках вбежала в дом.

- Бабушка, школа позади, я вступаю в новую жизнь! - радостно закричала она с порога.

- И как же твой аттестат?

- Пять четверок, две тройки, остальные пятерки.

- Не наградил бог дитя умом, так оно и в школе его не приобрело, - нараспев произнесла бабушка.

Света остановилась пораженная и ничего не смогла сказать в ответ. Она очень любила бабушку, но после услышанного этот человек стал для нее как бы другим, почти чужим. Бабушкины слова навсегда вошли в сердце девушки. С тех пор она больше никогда не делится с бабушкой своими радостями.

Классный руководитель. Проанализируйте разговор бабушки с внучкой. В чем ошибка бабушки? Как надо было построить общение со Светой в этот знаменательный для нее день?

3. Обычно родители заинтересованы в том, чтобы их дети приобрели профессию по душе. А в семье С. отец и мать решили - главное, чтобы профессия была престижной, а нравится или нет - это все равно. Сын сопротивляется выбору родителей (идти в экономический вуз), ему нравится психология. Отец заявляет: «Будет так, как мы решили. Мы лучше знаем, что надо для жизни!»

Классный руководитель. Какую ошибку допускают родители в этой ситуации? Что надо учитывать при выборе профессии детьми и каким образом вести с ними беседу?

Перед собранием я попросила ребят ответить на вопрос: «Как складываются ваши отношения с родителями?». И вот какие ответы я получила (на столах родителей лежат ответы учащихся).

Со знаком «+»:

- отношения в нашей семье отличные, все меня понимают;

- в семье я чувствую понимание абсолютно во всем;

- родители меня понимают, конечно, не во всем, но видно, что они стараются;

- в нашей семье разногласия бывают в основном из-за мелочей между мамой и мной, а мирит нас папа, он у нас миротворец;

  • я думаю, что у меня хорошие родители.
  • Со знаком «-»:

- часто ссоры бывают из-за мелочей (мало ем, не надел шапку, из-за того, что хочется погулять, пообщаться со сверстниками и т.д.);

- у меня в семье гражданская война;

- родители абсолютно меня не понимают;

- родители принимают меня за какого-то десятилетнего мальчика;

- мне часто кажется, что мы относимся к разным поколениям, отсюда и абсолютное родительское непонимание меня и моих идеалов;

- инициатор ссор обычно папа, он считает, что я еще маленькая девочка, но иногда он осознает, что мне не 5 лет, и тормозит себя;

- чаще всего родители говорят, что я ни о чем не задумываюсь, что мне ничего не надо, одним им все надо;

- родители меня не понимают, потому что выбрали неправильный путь воспитания, надо с детьми дружить, сейчас они пробуют это делать, но уже поздно.

Классный руководитель. Давайте сегодня попытаемся разобраться, почему же такие разные мнения у ребят. Стоит ли в период подготовки к экзаменам обострять отношения с ними? Я хочу сегодня поговорить с вами о конфликте.

Что такое конфликт? Конфликт - это столкновение, серьезное разногласие, спор.

Причина конфликта - противоречия, вызванные различными или даже противоположными интересами. В конфликте всегда присутствует объект интереса двух субъектов, а столкновение разворачивается вокруг этого объекта. Формула конфликта: S-O-S.

Итак, причина конфликта - противоречие. Давайте рассмотрим пример.

Родителям предлагается разыграть диалог.

Сын (дочь). Дай мне, пожалуйста, книгу.

Мать. Отстань от меня. Мне не До тебя, голова болит.

Сын (дочь). Почему ты так грубо со мной разговариваешь?

Мать. Ну что я тебе такого сказала?!

Как вы думаете, это конфликт? (Обсуждение ситуации родителями.)

Классный руководитель. Вы считаете, что эту ситуацию нельзя назвать конфликтом? Здесь нет объекта столкновения, здесь нет противоречия интересов. Верно. Но ведь столкновение налицо. Это так называемый пустой конфликт: столкновение обусловлено плохим самочувствием одного из субъектов. И таких «пустых конфликтов» очень много в нашей жизни. Очень часто бывает, что они перерастают в настоящий конфликт. Конфликт имеет тенденцию к увеличению степени напряженности в отношениях, а это означает, что неразрешенный вовремя конфликт быстро приобретает новую, более острую форму своего проявления. Следовательно, его становится труднее разрешать. Поэтому так важно научиться предвидеть последствия своих слов и действий и предупреждать конфликт.

Перед каждым из вас изображение лестницы, на ступеньках которой расположены способы разрешения конфликта по мере его углубления. Это лестница, по которой никому нельзя советовать подниматься. Здесь лишь два первых способа разрешения конфликтов безупречны и, безусловно, могут быть рекомендованы. (Анализ и обсуждение способов разрешения конфликтов.)

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

1. Юмор

2. «Психологическое поглаживание»

3. Компромисс

4. Анализ ситуации

5. Третейский суд

6. Ультиматум

7. Подавление партнера

8. Разрыв связи

Юмор - это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо (к кому-либо). В нем не должно быть сарказма, иначе это может обидеть одну из конфликтующих сторон.

«Психологическое поглаживание» - проявление ласки, заключается в выделении положительных черт «противника» (ты умный, знающий, самый любимый и т.п.).

Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок.

При выработке компромисса важен совместный анализ ситуации. Для проведения анализа необходимо несколько условий: нейтральная территория, продуманные логичные вопросы, полная доверительность, состояние психологического равновесия.

Третейский суд как способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, чего они не заметили в «пылу борьбы».

Ультиматум, т.е, предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия (санкций), в случае отказа (если ты не... то я вынужден буду...). Ультиматум допустим лишь в отношении учащихся старшего школьного возраста.

Если затронуты принципы, убеждения, которыми субъект не может поступиться, то используются крайние способы разрешения конфликта - подавление (моральное или физическое) и разрыв связи.

Конструктивное разрешение конфликта является источником развития личности субъекта; оно способствует обогащению социального опыта и внутреннего мира каждого из нас. Понять внутренний мир другого можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Спешка, неумение и нежелание выслушать, взглянуть на проблему глазами дочери или сына, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, самодовольная уверенность в универсальности своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми. Ваша задача в такой ответственный период жизни ребенка (сдача выпускных и вступительных экзаменов) - постараться избегать конфликтов, понять его и оказать ему поддержку.

Ответы ребят на вопрос: «Что бы они попросили у золотой рыбки?»

• Я бы попросила побольше понимания в семье и побольше свободного времени, чтобы его можно было провести с семьей.

• Мое желание, чтобы никогда не было ссор, было взаимопонимание и благополучие

• Я попросила бы счастья, чтобы в каждый момент жизни чувствовать себя счастливым.

• Найти себя в этой жизни.

• Господи, помоги, вразуми моих родителей, сделай так, чтобы родители мои относились ко мне по-человечески, на самом деле любили меня, чтобы поняли, что я не плохой!

• Побольше доверия друг к другу.

• Много хороших и настоящих друзей. В конце собрания раздаются советы родителям, которые применимы в воспитании детей любого возраста.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

-  Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.

- Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

- Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.

- Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

- Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас.

- Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

- Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

ТЕСТ, ВЫПОЛНЯЕМЫЙ РОДИТЕЛЯМИ ДОМА

Личностная тревожность (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно, определенную цифру. Над вопросом не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.


Суждения

Ответы

никогда

почти никогда

Часто

почти всегда

1. У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

2. Я бываю раздражительным

1

2

3

4

3. Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

5. Я сильно переживаю неприятности и не могу о них забыть

1

2

3

4

6. Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

7. Я спокоен, хладнокровен и бодр

1

2

3

4

8. Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

9. Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10. Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11. Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

12. Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13. Я чувствую себя беззащитным

1

2.

3

4

14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15. У меня бывает хандра

1

2

3

4

16. Я бываю доволен

1

2

3

4

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18. Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

19. Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Шкала оценки личностной тревожности

Номер суждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответы

4 3 2 1

1 2

3 4

1

2 3 4

1

2 3 4

1

2 3 4

4 3 2 1

4 3 2 1

1

2 3 4

1

2 3 4

4 3 2 1

1 2 3 4

1

2 3 4

1 2 3 4

1

2 3 4

1

2 3 4

4 3 2 1

1

2 3 4

1 2 3 4

4 3 2 1

1 2 3 4

Сумма оценок ЛТ

Итоговый показатель: до 30 баллов - низкая тревожность; 31-44 балла - умеренная; 45 и более - высокая.

ТЕСТ, ВЫПОЛНЯЕМЫЙ РОДИТЕЛЯМИ НА СОБРАНИИ

Ситуативная тревожность (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

Ответы

никогда

почти никогда

часто

почти всегда

1. Я спокоен

1

2

3

4

2. Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3. Я нахожусь в напряжении .

1

2

3

4

4. Я внутренне скован

1

2

3

4

5. Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6. Я расстроен

1

2

3

4

7. Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8. Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9. Я встревожен

1

2

3

4

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11. Я уверен в себе

1

2

3

4

12. Я нервничаю

1

2

3

4

13. Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14. Я взвинчен

1

2

3

4

15. Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16. Я доволен

1

2

3

4

17. Я озабочен

1

2

3

4

18. Я слишком возбужден, и мне не по себе

,1

2

3

4

19. Мне радостно

1

2

3

4

20. Мне приятно

1

2

3

4

Шкала оценки ситуативной тревожности

Номер суждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответы

4 3 2

1

4 3 2 1

1

2 3 4

1

2 3 4

4 3 2 1

1

2 3 4

1

2 3 4

4 3 2 1

1 2 3 4

4 3 2 1

4 3 2 1

1

2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

4 3 2 1

4 3 2 1

1

2 3 4

1 2 3 4

4 3 2 1

4 3 2 1

Сумма оценок СТ

Выведение итогового показателя производится так же, как и в предыдущем случае.

Примечание. Тесты см. в кн.: Лучшие психологические тесты. - СПб.,1987.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СРЕДНИХ КЛАССАХ

Тема: «Отцы и дети» (8-й класс).

Эпиграф:    «Давай никогда не ссориться!»

Тема и эпиграф записаны на доске или красочно оформлены на плакате. Приготовлены два больших стола: за один усаживаются дети, за другой - родители. Учитель ведет собрание.

Вступительное слово учителя:

Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас совместная встреча, тема которой «Отцы и дети». Тема, как вы понимаете, не новая, не нова и проблема. Еще И.С. Тургенев назвал так один из своих романов, в котором на передний план выдвинул проблему взаимоотношений отцов и детей, то есть представителей разных поколений: старшего и младшего. Для нас с вами эта проблема тоже актуальна, так как нет, наверное, семьи, где бы не возникали взаимные обиды: родителей на детей или детей на родителей. Я надеюсь, что сегодняшний разговор поможет избавиться от конфликтов и ссор, поможет родителям понимать своих детей, а детям стать добрее и нежнее по отношению к родителям. Поэтому эпиграфом к сегодняшнему разговору я взяла слова из старой песни: «Давай никогда не ссориться!».

1 этап собрания.

Учитель. Ссор и конфликтов не будет, если родители и дети смогут понимать друг друга. А для этого нужно научиться вставать на место другого, обладать определенными качествами. Давайте попробуем обговорить критерии, при которых дети смогли сказать о родителях: «У меня хорошие родители», а родители тоже самое могли бы сказать о детях. Ребята разрабатывают критерии для взрослых (хорошие родители - это...), а взрослые - для детей (хорошие дети - это...).

После десятиминутной работы один выступающий от группы познакомит окружающих с наработанными критериями, работа станет более интересной, если за соседним столом появятся оппоненты.


Когда критерии обеих групп обозначатся, станет ясно, что в них много схожего, общего. Тогда под руководством учителя начинается работа по выработке общих правил поведения. Эти правила в виде памятки появляются на доске, например:

Чтобы не ссориться, нужно:

^ Стараться понять друг друга в любой ситуации.

^ Никогда не повышать голос друг на друга.

^ Уметь дать совет, выслушать совет другого.

^ Уметь поддержать в трудную минуту.

^ Доверять друг другу.

^ Уметь слушать и слышать друг друга и т.д.

Совместная работа на первом этапе собрания сплотит присутствующих, заставит посмотреть на проблему другими глазами.

Если первая часть собрания удалась, то два последующих этапа станут логическим продолжением разговора.

2 этап собрания.

Конкурс «Я расскажу о фотографии».

На данном этапе предлагается ребятам рассказать о принесенной ими фотографии, не только объяснить то, что на ней запечатлено, но и поделиться своими чувствами, объяснить эмоциональное состояние, возникающее от взгляда на фотографию. Рассказывая о дорогой семейной фотографии, подросток, во-первых, во многом откроется для своих родителей, во-вторых, будет поддержан нужный эмоциональный уровень.

3 этап собрания.

Минутка откровения.

Данный этап является последним в ходе собрания. В конце разговора наверняка найдутся желающие объясниться в родительской или сыновней любви друг к другу. Взяв в руки цветок или открытку, выступающий может сказать слова любви и нежности близкому человеку и подарить ее.

Закончится такое собрание чаепитием.

Естественно, данное родительское собрание не решит всех проблем, возникающих между представителями разных поколений, однако позволит родителям и детям пообщаться, найти пути взаимопонимания, может быть даже поможет найти решение каких-то конфликтных ситуаций.

«КТО ВЫ СВОЕМУ РЕБЕНКУ: РОДИТЕЛЬ ИЛИ

ПРИЯТЕЛЬ?»

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что вы делаете?

а) выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?

б) отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?

в) обещаете купить для нее портативный телевизор?

г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок-шоу?

2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе?

б) тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?

в) маленьких взрослых?

г) тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую прическу вы носите?

а) которая больше всего вам подходит?

б) которая отвечает последней моде?

в) которая копирует прическу любимой звезды?

г) которая копирует стиль сына (дочери)?

4. Поговорим о вашем возрасте:

а) знают ли дети. сколько вам лет?

б) вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми?

в) скрываете ли вы свой возраст от детей?

г) настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?

5. Как вы одеваетесь?

а) подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью)?

б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами?

в) выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит?

г) следуете молодежной моде, потому что так вы чувствуете себя моложе?

6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?

а) посчитаете, что это его личное дело?

б) станете подшучивать над его женственностью?

в) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодными?

г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну компанию?

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:

а) затыкаете уши ватой и делаете свои дела?

б) уменьшаете громкость?

в) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?

г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка буквально бьет вас по голове?

8. При споре с детьми вы:

а) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе?

б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?

в) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка?

г) признаете, что они правы, если они действительно правы?

9. Дети пригласили в гости сверстников, а вы:

а) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?

б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных?

в) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми, как вы?

г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что вы всегда рядом на случай, если что-то произойдет?

10. Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, а вы:

а) не удивляетесь, потому что они, знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы?

б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?

в) обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье?

г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?

11. Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете?

а) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?

б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?

в) потому что это может дольше удержать семью вместе?

г) потому что это для вас естественно?

12. В отношениях со своими детьми вы:

а) обращаетесь с ними как со взрослыми?

б) обращаетесь с ними как с маленькими?

в) стремитесь быть их приятелем?

г) ведете себя так, как должно родителям?

Подсчитайте ваши очки:

36-25 очков: вы, наверное, думаете, что весело проводите время с детьми, стараясь быть с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы слишком переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с вами. Ведь большинство детей прекрасно это понимают, а в результате, как считают эксперты, подспудно возрастает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осознать, что именно вы призваны обеспечить своим детям чувство перспективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни.

24-14 очков: ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же им с вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важном, и это вызовет в детях гнев, растерянность и неповиновение. Но вы зашли еще не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в родительской роли.

13-0 очков: так держать, мистер (или миссис) средний родитель! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся настроения и нужды своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не на их условиях. Ссоры неизбежны, однако дети вас любят, уважают и - главное - видят в вас любящего и надежного родителя. При удаче вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современную жизнь с ее стрессами и разочарованиями.

ВОПРОСЫ К ДИСПУТУ «МЫ И РОДИТЕЛИ»

1. Взрослые мы или дети? С какого возраста человек становится самостоятельным?

2. Кто отвечает за нас: мы сами, школа, родители?

3. Имеем ли право поступать самостоятельно, не считаясь с мнением родителей?

4. Что значит любить отца и мать? Должны ли мы помогать родителям, если они нашей помощи не требуют?

5. Есть ли у нас долг перед родителями? В чем он заключается?

6. Должны ли мы быть откровенными с родителями? Во всем ли ?

7. Как быть, если родители возражают против избранного мной жизненного пути?

8. Как быть, если родители запрещают дружбу с девушкой (юношей)?

9. Следует ли прощать родителям обиду? Как избежать отчуждения, конфликта, возникающего в подобном случае?

10. Можно ли стыдиться своих родителей?

11. Правильно ли ты поступишь, если попросить родителей уйти из дома, если к тебе пришла компания друзей?

СОРЕВНОВАНИЕ КОМАНД ОТЦОВ И МАЛЬЧИКОВ ДВУХ КЛАССОВ «МУЖЧИНЫ НА ПОВЕРКЕ»

Девочки и мамы придумывают конкурсы, подготавливают сюрпризы, творческие подарки для мальчиков и пап, сочиняют шуточные стихи и куплеты, оформляют газеты, плакаты, место соревнования. Проводят различные конкурсы.

ВЕЧЕР ОТКРОВЕННОГО РАЗГОВОРА «НА КРУГУ»

 «ДЛЯ ЧЕГО МЫ, УЧИМСЯ»

Родители делятся своими воспоминаниями, как учеба в школе определила их судьбу, как они представляют и оценивают учебные успехи класса и своих детей, перспективу применения знаний в жизни. Учителя класса делятся своими впечатлениями, выводами о результатах учебного труда. Вопросы обсуждаются всеми участниками с разных позиций: что самое главное для ученика в школе; что самое главное для учителя в школе; что самое главное для родителей в школе; всем ли нужно и можно быть отличниками в учебе; что главное в учебе; что должна в первую очередь дать школа ученику; что ученик может дать школе.

Разговор завершается экспромтными вопросами в адрес друг друга.

СОБРАНИЯ «РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ».

Подготовка

1. Анализ сочинений учащихся «Как я провел(а) выходной день».

2. Подготовка выступлений отцов о своей роли в воспитании детей.

3. Анализ анкеты учащихся, в которой предлагалось продолжить фразы:

В свободное время я люблю. . . . . . . . . .

Человек, с которым я хотел бы быть в трудную минуту,- это. . . . . . .

Мне интересно общаться с. . . . . . . . .

Если б я был папой, то. . . . .

4. Оформление результатов различных видов деятельности учащихся.

5. Выпуск газет «Наши папы» в которых рассказано о профессии отцов, их увлечениях.

6. Составление списка литературы по проблеме воспитания детей в семье, роли отца в этом процессе.

План проведения

1. Вступительное слово о цели собрания, о причинах его проведения.

2. Выступления двух отцов о своем участии в воспитании ребенка.

3. Анализ классным руководителем результатов анкетирования учащихся:

а) сколько учащихся стремятся к общению с отцом;

б) о чем мечтают дети, чего они ждут от своих отцов (зачитываются некоторые анкеты).

4. Анализ сочинений учащихся «Как я провел(а) свой выходной день»:

а) сколько отцов приняли участие в организации выходного дня, провели его вместе с детьми;

б) воспитательная эффективность, полезность общения отцов и детей в выходной день.

5. Классный руководитель зачитывает некоторые сочинения.

6. Распределение отцов в группы. Предлагаются вопросы для последовательного обсуждения в микроколлективах. Мнения высказываются представителями групп и всеми желающими.

Вопросы

Какие выводы вы сделали для себя после сообщения результатов анкетирования и сочинений учащихся?

Какова роль отца в воспитании ребенка?

Что вы считаете необходимым изменить в своем общении с детьми?

Какие трудности вы испытываете в воспитании детей? Можно ли их преодолеть и как?

Какое участие в организации жизни класса могут принять отцы?

7. На основе предложений, составленных классным руководителем, отцы определяют и письменно фиксируют форму своего участия в жизни класса, в воспитательной работе с детьми.

8. Знакомство с творческими работами учащихся, достижениями детей в различных видах деятельности.

9. Предложения, прозвучавшие в ходе коллективного обсуждения, включаются в решение собрания.

10. Подведение итогов собрания.  

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

- Одна из замечательных форм родительских собраний - письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и внося! свои предложения.

- Родительское собрание вместе с учащимися.

- Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

- Родительское собрание в форме кафе.

- Родительское собрание в походе у костра.

- Родительское собрание в форме игры.

- Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда, либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

- Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.

- Родительское собрание мужчин.

- Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса

- Родительское собрание в форме пресс-конференции учи шлей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций

- Родительское собрание - спектакль, в котором выступают их дети

- Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1. Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.

2. Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не любят своих детей, или они «голосуют ногами» против формы и содержания проводимых собраний.

3. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель

4. Классному руководителю нужно перед зеркалом своей души научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.

5. У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много и по хорошему принимают участие в жизни класса.

6. Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.

7. Родительское собрание - монолог классного руководителя - наименее удачная форма его проведения.

8. Важно всегда помнить одну особенность всех собраний' о чем бы на них ни шла речь, как бы не взволнованны и шумны были дебаты, однако после окончания собрания все, о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями, разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.

9. Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу коллективу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Ошибки родителей.

Являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Приходиться выбирать темы заседаний ШМО, которые вызвали бы интерес у каждого классного руководителя. Данная п...

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...