Педагогический проект "Домашний логопед"
проект на тему

Шабардина Юлия Николаевна

Помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  №12 «ЖУРАВЛИК».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ДОМАШНИЙ ЛОГОПЕД»

                                         

      учитель-логопед  Шабардина Ю. Н.

г. Урай 2013г.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный.

                                       

Анализ ситуации

     Федеральный закон обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. «Родители являются первыми педагогами». Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования — залог успешного развития детей.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

Выделяется часть родителей, позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм.

Родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов.

В ходе логопедической работы необходимо:

•        помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,

•        разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,

•        подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями дошкольного образования и существующими противоречиями между:

• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;

• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта:

Учитель-логопед, дети подготовительного дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Концептуальные основы

Теоретической базой данного проекта является принцип личностно ориентированного обучения, коррекции и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителя, всей семьи. Благодаря усилиям ученых и педагогов практиков (Л.В.Загик, Т.А.Маркова, Л.Ф.Островская, Н.Г.Година) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является установление взаимоотношений доверия.

Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.

Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.

Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, М.Ф. Фомичевой, К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других).

Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ДОУ.

Цель проекта:

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

•        выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

•        разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба «Речевичок»;

•        создать логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;

•        выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.

2. Родители самостоятельно используют материалы из копилки «Домашний логопед».

3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях .

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи .

благоприятные условия для профессионального роста педагогов.

Возможные риски:

•        трудности взаимодействия с родителями.

(выход: подключение психолога).

Практическая значимость проекта 

заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, разработанный план работы клуба «Речевичок», методические пособия для домашнего использования родителями – копилка «Домашний логопед», диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

•        выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

•        начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки «Домашний логопед»;

•        выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку «Домашний логопед»: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу.

2 этап – основной (практический).

Задачи:

•        разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба «Речевичок»;

•        пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:

•        проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, «круглых столов», проведение конкурсов (чтецов).

•        проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

•        создание информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей» (ежемесячно, теоретический материал по темам клуба);

•        презентация копилки  «Домашний логопед» (по окончании проекта);

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

Задачи:

•        Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

•        Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе организации клуба «Речевичок».

2. Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов.


Перспективный план реализации проекта «Домашний логопед»

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

1. Подготовительный этап

До 1 ноября

1. Анкетирование родителей

2. Сбор дидактических
материалов

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.

Установление единых требований родителей и логопеда к ребенку, зачисленного на логопункт.

Анкета для родителей

Копилка «Домашний логопед»

Логопед

2. Основной этап

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Круглый стол «Почему ребенок говорит неправильно».

Мастер класс «Упражнения для развития мышц речевого аппарата»

Семинар практикум
«Пальчиками играем речь развиваем»

Консультация «Речевое дыхание основа правильной речи»

Мастер класс
«Научитесь слышать звуки»

Конкурс чтецов

Родительская гостиная «Родители о своих детях»

Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Тематическая консультация с практической частью.

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Проявление родителями ораторских и творческих способностей на интересном речевом материале.

Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях.

Протокол «круглого стола», отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей

Протокол проведения консультации, отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения родительской гостиной, отзывы родителей
Протокол проведения, отзывы родителей.

Логопед


Воспитатель


Ежемесячно

Презентация логопедической копилки «Домашний логопед»

Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба

Картотека игр и упражнений.

Логопед

Ежемесячно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Логопед

Ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

3. Заключительный этап

Апрель

Анкетирование, работа логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Презентация проекта «Домашний логопед»

Анкета для родителей

Логопедическая диагностика


Список литературы:

•        Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.

•        Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.

•        Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.

•        Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.

•        Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.

•        Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.

Приложение

Приложение 1

Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.

Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.

Анкета для родителей «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

2. Дата рождения________________________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.)___________________________________________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? __________________________________________________________________________

10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?_______________________________________

11. Присутствуете ли на дет. праздниках?____________________________________________

12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_____________________________