Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей
консультация на тему

Кадыкова Оксана Викторовна

           Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

          Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

          У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитие тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых форм игровой деятельности.

          Все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом у данной категории детей.

          Благодаря развитой руке, расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

          Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребенка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением положения в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует усвоению родного языка и развитию собственной речи ребенка.

          Кроме того, действия с предметами, в отличие от обычных гимнастических упражнений, осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им («Это мне нужно! Я хочу научиться это делать!»). В связи с этим, у детей повышается мотивация к таким занятиям, начинает проявляться осмыслённость и целенаправленность при выполнении тренировочных заданий. Таким образом, упражнения с предметами приобретают для ребёнка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости.

          Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

          1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

          2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.

          3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, жёлудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.

          4. Изобразительная деятельность: лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразная работа с ножницами, поделки из природного материала.

          Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома:

          а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

          б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;

          в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специально отведённое в режиме дня время, а также дома с родителями;

          г) игры и действия с предметами – на физкультурных занятиях.

          В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью взрослого, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

          Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе занятий со спортивной атрибутикой, используются затем в игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т. е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения.

          Для развития тонкой моторики рук используется разнообразный спортивный инвентарь и некоторые другие мелкие предметы (игрушки)– скалки, гимнастические палки, малые мячи, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки и др.

          Знакомство детей с новыми упражнениями, начальное освоение моторных действий с предметами осуществляется на физкультурных занятиях, для чего в структуре занятий отводится специальное время. Для дальнейшего формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются разнообразные формы занятий по физическому воспитанию – занятия по физкультуре, различные формы работы в режиме дня (утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры во время прогулки), занятия ЛФК, подготовка к спортивным праздникам. Также даются рекомендации по использованию необходимого речевого материала при освоении ребёнком манипуляций с предметом.

          Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малым мячом.

          Многообразие наборов мячей, во-первых, позволяет использовать те или иные из них, в зависимости от задач педагога и индивидуальных, возрастных, физических и др. особенностей ребёнка. Во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность, в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы (мячи), осуществлять простейшие операции анализа и синтеза, обогащая этим самым свой конкретно– чувственный опыт.

          В-третьих, в процессе упражнений проводится специальная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи ребёнка – дети знакомятся с названием конкретных действий, различных признаков и свойств предмета, а позднее могут сами дать описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

          Для более «мягкого» вхождения в систему работы по развитию ручной ловкости желательно использовать на начальном этапе в качестве предмета для манипуляций утяжелённый мешочек (песок). В зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с утяжелённым мешочком или другими предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля…), темп работы и степень её сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов, организацию занятия (под контролем и самостоятельно, дети действуют по одному и в парах).

          Приводим для примера упражнения различной направленности.

          УПРАЖНЕНИЯ В ПЕРЕКЛАДЫВАНИИ ПРЕДМЕТА

          1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – руки в стороны – вдох. 3-4-руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в правую руку – выдох. То же – мешочек в правой руке.

          2. Стойка ноги на ширине плеч, мешочек в правой руке. На счёт 1– руки в стороны. 2 – наклон к правой ноге, не сгибая коленей, переложить мешок в левую руку за правой пяткой. 3 – руки в стороны. 4 – исходное положение (И. п.). То же, но наклон к левой ноге.

          3. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1 – руки в стороны. 2 – правую согнутую ногу поднять, спина прямая. Переложить мешочек под коленом в левую руку. 3– руки в стороны, ногу опустить. 4 – и. п. То же, но поднять и согнуть левую ногу.

          4. Положение, сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 – руки в стороны – вдох. 2 – 3 наклон к ноге (левой), переложить мешочек в левую руку – выдох. 4 – и.п. тоже, наклон к правой ноге

          5. Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 колени приблизить к подбородку, голени сомкнуть, переложить через них мешочек в левую руку. 3-4 и. п. То же, но мешочек в левой руке.

          УПРАЖНЕНИЯ В ПОДБРАСОВАНИИ ПРЕДМЕТА, ПЕРЕБРАСОВАНИИ И ЛОВЛЕ.

          1. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2– подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками . 3-4 – то же. То же мешочек в левой руке.

          2. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4-подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками, выдержать паузу. То же, но сделать два хлопка. То же, мешочек в левой руке.

          3. Стойка ноги врозь левой, мешочек в правой руке. На счёт 1-4– подбросить мешочек правой рукой, поймать его левой, переложить в правую, выдержать паузу. То же, мешочек в левой руке. То же, без паузы в виде серии бросков.

          4. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4– подбрасывать мешочек и ловить правой рукой. То же левой рукой.

          5. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2– подбросить мешочек правой рукой, поймать левой, 3-4– наоборот.

 

          УПРАЖНЕНИЯ В ЖОНГЛИРОВАНИИ ДВУМЯ ПРЕДМЕТАМИ, УЧАСТВУЮТ ОБЕ РУКИ.

          1. Стойка ноги врозь левой. В обеих руках по мешочку. Попеременные броски каждой рукой мешочка вертикально вверх и ловля его. То же одновременно двумя руками.

          2. В обеих руках по мешочку. Бросок мешочка правой рукой вертикально вверх, за время его полёта переложить мешочек из левой руки в свободную правую и освободившейся левой рукой поймать падающий мешочек, выдержать паузу. То же без паузы, сериями ( левой рукой ловить, а правой одновременно бросать– «Каскад»– то же, начиная с левой руки).

          3. В обеих руках по мешочку. Бросок мешочка правой рукой вверх по дуге слегка влево , затем после короткой паузы бросок левой рукой мешочка в верх по дуге вправо под первый мешочек, который еще в воздухе ( перекрест траектории), первый мешочек ловит левая рука, а второй– правая, сделать паузу. То же, но бросок начинать левой рукой ,то же , но без остановок, непрерывно.

          Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с различной речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы. Дети с увлечением работают с мелким инвентарём на различных занятиях, продолжают самостоятельно совершенствовать своё ''жонглёрское искусство'', в свободное от занятий время и в домашних условиях. Они с гордостью демонстрируют товарищам и родным свои возможности в ручной ловкости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей

           Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

          Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

          У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитие тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых форм игровой деятельности.

          Все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом у данной категории детей.

          Благодаря развитой руке, расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

          Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребенка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением положения в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует усвоению родного языка и развитию собственной речи ребенка.

          Кроме того, действия с предметами, в отличие от обычных гимнастических упражнений, осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им («Это мне нужно! Я хочу научиться это делать!»). В связи с этим, у детей повышается мотивация к таким занятиям, начинает проявляться осмыслённость и целенаправленность при выполнении тренировочных заданий. Таким образом, упражнения с предметами приобретают для ребёнка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости.

          Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

          1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

          2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.

          3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, жёлудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.

          4. Изобразительная деятельность: лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразная работа с ножницами, поделки из природного материала.

          Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома:

          а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

          б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;

          в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специально отведённое в режиме дня время, а также дома с родителями;

          г) игры и действия с предметами – на физкультурных занятиях.

          В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью взрослого, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

          Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе занятий со спортивной атрибутикой, используются затем в игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т. е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения.

          Для развития тонкой моторики рук используется разнообразный спортивный инвентарь и некоторые другие мелкие предметы (игрушки)– скалки, гимнастические палки, малые мячи, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки и др.

          Знакомство детей с новыми упражнениями, начальное освоение моторных действий с предметами осуществляется на физкультурных занятиях, для чего в структуре занятий отводится специальное время. Для дальнейшего формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются разнообразные формы занятий по физическому воспитанию – занятия по физкультуре, различные формы работы в режиме дня (утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры во время прогулки), занятия ЛФК, подготовка к спортивным праздникам. Также даются рекомендации по использованию необходимого речевого материала при освоении ребёнком манипуляций с предметом.

          Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малым мячом.

          Многообразие наборов мячей, во-первых, позволяет использовать те или иные из них, в зависимости от задач педагога и индивидуальных, возрастных, физических и др. особенностей ребёнка. Во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность, в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы (мячи), осуществлять простейшие операции анализа и синтеза, обогащая этим самым свой конкретно– чувственный опыт.

          В-третьих, в процессе упражнений проводится специальная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи ребёнка – дети знакомятся с названием конкретных действий, различных признаков и свойств предмета, а позднее могут сами дать описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

          Для более «мягкого» вхождения в систему работы по развитию ручной ловкости желательно использовать на начальном этапе в качестве предмета для манипуляций утяжелённый мешочек (песок). В зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с утяжелённым мешочком или другими предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля…), темп работы и степень её сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов, организацию занятия (под контролем и самостоятельно, дети действуют по одному и в парах).

          Приводим для примера упражнения различной направленности.

          УПРАЖНЕНИЯ В ПЕРЕКЛАДЫВАНИИ ПРЕДМЕТА

          1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – руки в стороны – вдох. 3-4-руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в правую руку – выдох. То же – мешочек в правой руке.

          2. Стойка ноги на ширине плеч, мешочек в правой руке. На счёт 1– руки в стороны. 2 – наклон к правой ноге, не сгибая коленей, переложить мешок в левую руку за правой пяткой. 3 – руки в стороны. 4 – исходное положение (И. п.). То же, но наклон к левой ноге.

          3. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1 – руки в стороны. 2 – правую согнутую ногу поднять, спина прямая. Переложить мешочек под коленом в левую руку. 3– руки в стороны, ногу опустить. 4 – и. п. То же, но поднять и согнуть левую ногу.

          4. Положение, сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 – руки в стороны – вдох. 2 – 3 наклон к ноге (левой), переложить мешочек в левую руку – выдох. 4 – и.п. тоже, наклон к правой ноге

          5. Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 колени приблизить к подбородку, голени сомкнуть, переложить через них мешочек в левую руку. 3-4 и. п. То же, но мешочек в левой руке.

          УПРАЖНЕНИЯ В ПОДБРАСОВАНИИ ПРЕДМЕТА, ПЕРЕБРАСОВАНИИ И ЛОВЛЕ.

          1. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2– подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками . 3-4 – то же. То же мешочек в левой руке.

          2. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4-подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками, выдержать паузу. То же, но сделать два хлопка. То же, мешочек в левой руке.

          3. Стойка ноги врозь левой, мешочек в правой руке. На счёт 1-4– подбросить мешочек правой рукой, поймать его левой, переложить в правую, выдержать паузу. То же, мешочек в левой руке. То же, без паузы в виде серии бросков.

          4. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4– подбрасывать мешочек и ловить правой рукой. То же левой рукой.

          5. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2– подбросить мешочек правой рукой, поймать левой, 3-4– наоборот.

          УПРАЖНЕНИЯ В ЖОНГЛИРОВАНИИ ДВУМЯ ПРЕДМЕТАМИ, УЧАСТВУЮТ ОБЕ РУКИ.

          1. Стойка ноги врозь левой. В обеих руках по мешочку. Попеременные броски каждой рукой мешочка вертикально вверх и ловля его. То же одновременно двумя руками.

          2. В обеих руках по мешочку. Бросок мешочка правой рукой вертикально вверх, за время его полёта переложить мешочек из левой руки в свободную правую и освободившейся левой рукой поймать падающий мешочек, выдержать паузу. То же без паузы, сериями ( левой рукой ловить, а правой одновременно бросать– «Каскад»– то же, начиная с левой руки).

          3. В обеих руках по мешочку. Бросок мешочка правой рукой вверх по дуге слегка влево , затем после короткой паузы бросок левой рукой мешочка в верх по дуге вправо под первый мешочек, который еще в воздухе ( перекрест траектории), первый мешочек ловит левая рука, а второй– правая, сделать паузу. То же, но бросок начинать левой рукой ,то же , но без остановок, непрерывно.

          Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с различной речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы. Дети с увлечением работают с мелким инвентарём на различных занятиях, продолжают самостоятельно совершенствовать своё ''жонглёрское искусство'', в свободное от занятий время и в домашних условиях. Они с гордостью демонстрируют товарищам и родным свои возможности в ручной ловкости.

 --


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Роль упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В данном материале говорится о роли упражнений , направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук. Предназначен для родителей, воспитателей, учителей....

" Развитие мелкой моторики пальцев рук ".

В материале раскрыты проблемы развития мелкой моторики у детей, как одного из средств развития речи. Описаны различные игры, упражнения, используемые для укрепления и развития детской руки, коор...

Инновационный опыт работы по теме: "Развитие мелкой моторики пальцев рук"

Развите речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Поэтому я стала стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук.В своей рабо...

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

Консультация для родителей воспитанников детского сада на тему "Развитие мелкой моторики пальцев рук через русскую народную сказку".

Консультация на тему «Развитие мелкой моторики через русскую народную сказку».Автор: учитель – логопед МАДОУ  "Золотой ключик" г. Малая Вишера Новгородской области Изотова С. А.  ...

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.

Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллек...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР...