«Семья как социальная и нравственная ценность»
консультация на тему

Ширшов Дмитрий Васильевич

     Родительское собрание на тему: «Семья как социальная и нравственная ценность»

 

ЦЕЛИ:

l  Обсудить роль семьи в воспитании детей;

l  Познакомить родителей с социальными и нравственными ценностями семьи.

 

Роль семьи в формировании личности ребенка.

 

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

 

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

 

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

 

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_sobr_no_3_13-14g.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ    
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  
ПУРОВСКАЯ  РАЙОННАЯ  СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ  
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ  СПОРТИВНАЯ  ШКОЛА
ОЛИМПИЙСКОГО  РЕЗЕРВА  «АВАНГАРД»

ПРОТОКОЛ

родительского собрания

от  15 мая 2014г.

                                         Присутствовали:

                                                      Тренеры-преподаватели:

                                                                                                Зарко Л.Ю.

                                                                                                     Ширшов Д.В.                                                              

                                                                                                    Халявин П.В  

                                                                                                                         

                                                                        Родители (кол-во чел.) 30 человек

Тема: «Итоги работы отделения «Лыжные гонки» за 2013-2014 учебный год»

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Ознакомление с итогами работы  2013-2014 учебного года, ознакомление с планом тренировок на летний период 2014 года (Халявин П.В.)

2.Анализ выступлений учащихся на соревнованиях различного уровня (Зарко Л.Ю.)

3.Дискуссия о роли семьи в полноценном развитии ребенка. (Ширшов Д.В.).

4.Разное.

С докладом выступил тренер – преподаватель по лыжным гонкам Ширшов Д.В. Доклад на тему: «Семья как социальная и нравственная ценность».

СЛУШАЛИ:

1.Старшего тренера - преподавателя отделения «Лыжные гонки» Халявина П.В. Он рассказал об итогах работы отделения за 2013 – 2014  учебный год. И ознакомил с планом тренировок на летний период.

2. Директора  СДЮСШОР «Авангард», тренера – преподавателя отделения «Лыжные гонки» Зарко Л.Ю.. Она рассказала о достижениях учащихся за 2013-2014 учебный год. Выступление сопровождалось протоколами.

3.Тренера-преподавателя отделения «Лыжные гонки» Ширшова Д.В., он предложил всем присутствующим  дискуссию о роли семьи в полноценном развитии ребенка.

РЕШИЛИ:

1.Считать работу по итогам 2013-2014 года  удовлетворительной

2. Считать выступления учащихся на соревнованиях  в 2013-2014 году удовлетворительными.

3.Принять информацию к сведению. Родителям подумать об участии детей в летней подготовке.

Председатель                                                                                                        Зарко Л.Ю.

Секретарь                                                                                                              Мещареков А.А.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Пуровская районная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва

Родительское собрание

на тему:

«Семья как

социальная и нравственная

ценность»

Подготовил тренер-преподаватель

по лыжным гонкам

 Ширшов Д.В.

     Родительское собрание на тему: «Семья как социальная и нравственная ценность»

ЦЕЛИ:

  • Обсудить роль семьи в воспитании детей;
  • Познакомить родителей с социальными и нравственными ценностями семьи.

Роль семьи в формировании личности ребенка.

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи, и многое другое.

В семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, происходит осознание мужских и женских ролей. Семья дает человеку представление о жизненных ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного поведения.  Иначе говоря, происходит социализация. Воспитание в семье является ведущим и определяющим началом социализации.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.

Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства.

Влияние семьи:

- семья осуществляет социализацию личности;

- семья обеспечивает преемственность традиций;

- важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

- существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.

Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, и только потом школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.  

Система нравственных ценностей складывается в обществе на основе его экономических и социальных отношений, зависит от степени развития духовной культуры народа.

От того, какими ценностными ориентирами руководствуется в своей повседневной жизни семья, что она считает наиболее важным и определяющим в жизни, а что  второстепенным, незначительным, зависит и нравственный мир растущих в семье детей. И хотя каждое поколение вносит в систему нравственных ценностей что-то свое, есть и устойчивая иерархия таких ценностей, передающаяся от поколения к поколению.

Есть элементарные нравственные ценности, имеющие общечеловеческий характер, которые дети должны, как говорится, впитать с молоком матери:

  • ценность человеческой жизни и недопустимость убийства,
  • защита чести и достоинства личности,
  • забота о слабых,
  • безнравственность посягательства на честь женщины,
  • уважение к старшим,
  • нравственная защищенность детей.

Вместе с тем в сознании значительной части населения в последние десятилетия распространяются нравственные ориентиры так называемого потребительского общества, среди которых на первый план выдвигаются материальное обогащение, удовольствия, развлечения и т. п.

Социологические исследования, опросы молодежи свидетельствуют, что интересы общества, ценности труда, образования граждане нашей страны неизменно выдвигают на первый план. Большое место среди ценностных ориентиров занимают создание собственной семьи, рождение и воспитание детей, материальная обеспеченность, здоровье; дружба и товарищество. Те же исследования показали, что вплоть до окончания высшей школы молодые люди сохраняют в основном ту систему ценностных ориентаций, которая сложилась у них в рамках родительской семьи.

Таким образом, нравственные ценности семьи обладают большой устойчивостью, и тем ответственнее роль семьи в формировании духовного богатства, нравственных качеств детей и молодежи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....