Родитьельское собрание "Роль семьи"
материал на тему

Рощупкина Ирина Александровна

Роль семьи и стратегий семейного воспитания в формировании антинаркотического

мировоззрения у ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_rol_semi.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 6»  города Губкина Белгородской области

        

Роль семьи и стратегий семейного воспитания в формировании антинаркотического

мировоззрения у ребенка

выступление на общешкольном

родительском собрании подготовила:

заместитель директора по ВР

                                                                         Рощупкина Ирина Александровна

Губкин, 2013

Трансформация российского общества, произошедшая за последние пятнадцать лет, отразилась не только на экономической, но и на общественной жизни. Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением смертности, заболеваемости, вызвала уменьшение доли детей и подростков в структуре населения. Подростки России переживают кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно. Подростки утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют требуемых жизненных навыков, которые позволяли бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.

Современная социальная ситуация привела подростков к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время, многие, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению, и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь – употребление алкоголя, наркотиков, других видов психоактивных веществ.

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной.

В связи с этим сегодня мне хотелось бы обратить Ваше внимание на роль семьи в формировании антинаркотического мировоззрения у ребенка.

Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная  семья, где воспитание осуществляется одним из родителей. Однако, как показывают многочисленные социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня живут с обоими родителями. По-видимому, главное значение имеет не состав  семьи, а атмосфера, складывающаяся в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Для здоровой  семьи  характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами  семьи  с четкими «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти».

Вероятность возникновения проблемного поведения у ребенка, во многом зависит и от того, какой тип отношений с ребенком сложился в семье. Американский психолог Диана Бомринд выделяет 4 основных стиля родительского поведения и анализирует их влияние на ребенка.

Авторитетный.        Высокий уровень контроля. Теплые отношения.         Признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения. Допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы; уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся и обладают высокой самооценкой. В юношеском возрасте дети ведут себя разумно, ответственно, в меру независимо. Проблемы становления взрослого «Я» минимальны, внутренний кризис сглажен. Обладают разумной верой в себя и собственные силы.

Авторитарный. Высокий уровень контроля. Холодные отношения. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми. Устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. В юношеском возрасте часто демонстративны, ведут себя вызывающе. Пытаются скрыть за маской развязности свою зависимость, неуверенность и тревожность.

Либеральный. Низкий уровень контроля. Теплые отношения.        Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка. Безусловная родительская любовь. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление общения — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей. Родители не устанавливают каких-либо ограничений. В юношеском возрасте дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. В основном же игнорируют нормы и правила, принятые в обществе, не обладают самоконтролем, страдают от комплекса неполноценности.

Безразличный. Низкий уровень контроля. Холодные отношения. Не устанавливают для детей никаких ограничений. Безразличны к собственным детям. Закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к проблемному поведению. Это практически неизбежный путь к употреблению наркотиков.

Попробуйте проанализировать отношения с собственным ребенком и Ваш преобладающий стиль общения с ним. Именно в привычном стиле Ваших взаимоотношений и кроются корни всех проблем.

Многие, как наши, так и зарубежные, исследователи подчёркивают, что дети-наркоманы появляются именно в авторитарных семьях (или в семье, где авторитарен один из родителей). Бегство в зависимость — незрелая, несформированная и нецивилизованная форма протеста. Попытка вырваться за территорию, контролируемую родителями.

Родители поощряют подчинённую, зависимую позицию ребёнка. В данном случае, зависимость от себя и системы собственных ценностей, взглядов и способов решения проблем. И неважно, какой род зависимости при этом выбирает ребёнок (компьютерную интернет-зависимость, зависимость от любимого человека или любую другую), важно то, что он выбирает Несвободу, в любом её проявлении.

Родителям только кажется, что он научился слушаться и достойно себя вести, усвоил, «что такое хорошо и что такое плохо». Он научился прятаться и приспосабливаться, подавлять собственные чувства. Загнанные внутрь эмоциональные проблемы и конфликты, неотреагированные эмоционально значимые ситуации идут дальше по жизни вместе с ребёнком, срабатывая, как мина замедленного действия. И если в западной, а особенно американской культуре, визит к психоаналитику, который в ходе психотерапии может осуществить коррекцию опыта первичной семьи через катарсис (интенсивное выражение ранее подавленных, скрываемых чувств, ведущее к освобождению и расслаблению) является нормой, то поход к психиатру в России является скорее внутренним признанием её отсутствия.

Результат такого стиля отношений в семье проявляется ростом агрессии у ребёнка, поскольку, по мнению психолога Л. Берковитца и ряда других исследователей, «склонность к агрессии индивида связана с ожидаемым им наказанием или неодобрением». А рост агрессии является, в свою очередь, одной из причин ранней наркотизации.

Ещё одной «подножкой» на пути развития личности является гиперопека и гиперконтроль, проявляемые авторитарными родителями. Все решения в семье принимают они, ставя ребёнка перед фактом, причём такое поведение распространяется и на решения, касающиеся только самого ребёнка. Безусловно, родители при этом руководствуются благими намерениями, ведь они лучше знают, как «нужно» жить, стремятся застраховать ребёнка от необдуманных шагов и поступков. Но результат всегда оказывается обратным: отсутствие ответственности и самостоятельности, желание «вырваться на свободу», «глотнуть свежего воздуха» и ...переложить ответственность за последствия своих поступков на плечи всё тех же родителей.

Зависимость, возникшая дома, подкрепляется в молодёжных компаниях и тусовках. Она даёт подростку ощущение свободы и микромира, в котором никто тобой не манипулирует, где ты сам отвечаешь за всё, где ты диктуешь правила игры. На самом деле все подростковые группы жёстко иерархизированы, там есть свой «вожак стаи», и свои заданные роли, а бороться за статус в них подросток не привык, он вообще не умеет бороться, противостоять и отстаивать собственные позиции. Таким образом, групповое давление оказывается ещё одной иллюзией освобождения, в реальности проявляющейся просто сменой «группы давления» с семейной на подростковую.

В случае, если родители и в подростковом возрасте сохраняют высокую степень опеки и контроля в отношениях с ребёнком, не обладая необходимой степенью гибкости в построении семейной иерархии, и не желая отказываться от привычных стереотипов, то подросток реагирует на это любыми формами девиантного (отклоняющегося) поведения: от вынужденной беспризорности, через употребление наркотиков до склонности к самоубийству.

Поскольку ранее скрываемые эмоциональные реакции и состояния остаются подавленными, выражение открытой агрессии по отношению к родителям невозможно из-за обсуждаемых выше семейных стереотипов, страха наказания и неодобрения, единственным способом разрешения семейного конфликта становится аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя.

Причем формы её могут варьироваться от обычных (иногда демонстративных) попыток самоубийства до наркотического саморазрушения, а иногда и сознательного стремления к передозировке. «Красивая» и, по мнению многих подростков, «героическая» смерть в рамках приличия, дающая возможность родителям сказать фразу: «Мой ... (самый-самый) ребёнок трагически погиб», избегнув при этом, так долго подавляемого им самим чувства вины, стыда и комплекса родительской неполноценности и несостоятельности, скрытого за вполне благополучным и благопристойным фасадом семьи.

 Как стать идеальным родителем подростка

  • Жизнь в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. Вы выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре. Причём роли эти — не маски (главное — ничего не «играть»), а реальная готовность родителя адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и взглядам собственного ребёнка и уважение к другой отдельной личности.
  • Вам придётся признать, что период «непререкаемого авторитета родителей» больше никогда не вернётся, поэтому перестаньте командовать и руководить. Это — абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Попытайтесь заново «заслужить» былой авторитет. На этом пути необходимо руководствоваться тем, что ребёнок больше не верит абстрактным словам и декларациям, он АНАЛИЗИРУЕТ Ваши действия, стратегии, статус.
  • Попробуйте не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями. Подчас его поза, жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный вербальный (словесный) подростковый протест. Задавайте себе вопрос: «ПОЧЕМУ он так неадекватно реагирует?», «Что я могу сделать, чтобы сгладить противостояние?». Поверьте, он не хочет бороться, он хочет разобраться и приглашает Вас последовать за ним.
  • Не планируйте конкретного результата «воспитательного воздействия», и не зацикливайтесь на нём. Он всё равно будет другим. Вы задумывали одно, а получилось совсем другое — радуйтесь. Ваш ребёнок избавил Вас ещё от одного стереотипа. Таким образом, он способствует Вашему личностному росту, провоцируя спонтанность реакции.
  • Помните, что одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, порой не очень оправданном, продиктованном желанием самоутвердиться. Если Вы ещё этому не научились, время пришло. Не бойтесь рисковать вместе с ребёнком, но на своей территории. Чем более настойчивы и находчивы Вы будете в своём желании опробовать новые способы взаимодействия с ребёнком, тем скорее Вы начнёте говорить с ним на одном языке. Главное, сделать так, чтобы подросток не переставал удивляться Вашей изобретательности.
  • Сохраняйте чувство юмора и пытайтесь передать ребёнку хотя бы небольшую часть своего оптимизма. Дело в том, что все происходящие с ним изменения как физические, так и духовные, Ваш подросток воспринимает очень трагично. Если Вы сами тоже начинаете застревать на анализе и разборе детских проблем и перспектив их разрешения, то ситуация дома становится похожей на непрерывное производственное совещание. Для того, чтобы лучше увидеть ситуацию, отстранитесь от неё и попробуйте посмотреть на неё с изрядной долей юмора. «Большое видится на расстоянии», желательно с более лёгких и оптимистичных позиций. Не стоит шутить над эмоциями подростка, гораздо эффективнее иронизировать над самой ситуацией. Шутка поможет немножко разрядить обстановку.
  • Старайтесь «фильтровать» информацию, поступающую к Вам из СМИ и литературы по проблемам подросткового возраста. Во-первых, она сама далека от идеала в плане глубины анализа. Во-вторых, хорошим тоном публикаций последних лет стали «страшилки». Поверьте, что далеко не всё, что Вы прочли, относится именно к Вашему ребёнку. Попробуйте, как бы, примерить прочитанное на него, и Вы увидите, что «костюмчик» не всегда приходится впору. Далеко не все «ужастики», которые случаются с подростками, обязательно должно произойти с Вашим ребёнком.
  • Вспомните о тех семейных ценностях и традициях, которые существуют в Вашей семье. Проанализируйте, что из этого багажа стало общим для Вас и Вашего ребёнка, а где проходит очевидный водораздел. Это будет сопоставление и сравнение двух точек зрения на извечный ценностный вопрос: «Что такое хорошо, и что такое плохо?». Морально-нравственные и этические ценности нельзя механически передать, а уж, тем более, навязать, они формируются и становятся своими или остаются чужими в период всего детства. И если, какие-то, очень значимые для вас ценностные ориентиры, оказались для ребёнка в списке чужих, не хватайтесь за голову и не «пилите». Подумайте, не как рассказать и продекларировать, а как показать и убедить в преимуществах того или иного качества или свойства. Проанализируйте, что бы могли Вы позаимствовать у ребёнка, чему могли бы поучиться.
  • Одно из главных стремлений подростка — стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях. Вам необходимо дать ему понять, что всё, что происходит в его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по Вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его действиям.
  • Подросток — не глина, да и Вы — не скульптор. К сожалению, Вам не под силу вылепить скульптуру «идеального» ребёнка, воплощающую все Ваши устремления, мечты, фантазии и амбиции, из реального сына или дочери. У него -совсем другое «идеальное Я». Ваша цель — помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений и целей.
  • Помогайте ребёнку сделать конкретные шаги к его целям. Это — очень важно для самоопределения. Поскольку в подростковом возрасте цели глобальны, а возможности ещё немножко отстают, то его «идеал» так и может остаться в области мечтаний о несбыточном. Помогите ребёнку поверить в свои силы, и, если это необходимо, разработайте вместе стратегию достижения результата. Помните, что ведущая роль в подобной работе и ответственность за неё принадлежит ему, Вы — лишь «аксакал», способный поделиться собственным опытом по запросу ребёнка.
  • Подростковый период — это настолько интенсивный этап изменений в жизни ребёнка, что он поглощает его целиком. Дайте возможность подростку почувствовать непрерывность жизни и непрерывность изменений и саморазвития, а данный этап лишь как ещё одну, возможно, самую сложную и реальную, ступеньку к взрослой жизни. Покажите взаимосвязь и взаимовлияние детского жизненного опыта (прошлого), бурных изменений (настоящего), и самоопределения (будущего), ведь жизненный сценарий — это результат, объединяющий в себе все компоненты.
  • Научите ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не самому приятному, опыту для последующего анализа. Банальное: «не ошибается только тот, кто ничего не делает» помогает это осознать. Желательно показывать опыт «падений и взлётов» на примерах из собственной жизни и жизни других значимых для ребёнка людей, а не на постоянном проговаривании и бесконечном «разборе его полётов».
  • Обратите внимание подростка на то, что любому человеку свойственны внутренняя противоречивость, неоднозначность, конфликт желаний и мотивов поведения. Понятия добро/зло, неудачник/победитель, свобода/зависимость, воля/безволие, правда/ложь и т.д. подчас бывают столь относительны, неоднозначны и непостоянны, что каждая новая ситуация и в жизни взрослого человека требует их проверки, анализа, а иногда и полного пересмотра. Тогда с ними уже легче справиться, поскольку из ряда уникальных и личностных проблем они переходят в ранг универсальных. Позиция «все через это проходят» гораздо меньше уязвима и более защищена, чем позиция «я такой непоследовательный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...