родительское собрание "Речевая готовность к школе".
презентация урока для интерактивной доски

Шабельникова Клавдия Степановна

Речь - это главный показатель развития всех психических процессов ребёнка, – это память, внимание, восприятие, воображение, мышление. Речь венчает все эти психические функции и отображает умственное развитие ребёнка в целом. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребёнка. При поступлении в школу речевые нарушения усугубляются, т.к. происходит смена игровой деятельности на учебную и переключится таким детям гораздо труднее. Поэтому чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет навыками чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая готовность к школе.   (слайд№1).

(слайд№2)

  Речь  - это главный показатель развития всех психических процессов ребёнка,  – это память, внимание, восприятие, воображение, мышление. Речь венчает  все эти психические функции и отображает умственное развитие ребёнка в целом. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребёнка. При поступлении в школу речевые нарушения усугубляются, т.к. происходит смена игровой деятельности на учебную и переключится таким детям гораздо труднее. Поэтому чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет навыками чтения и письма.

(слайд№3)

 К сожалению, результаты входного контроля  речевой подготовки, говорят о том, что количество детей с низким уровнем увеличивается. А соответственно  с высоким уровнем понижается.

(Слайд №4)

       Поэтому  главная  задача логопеда в школе состоит в том, чтобы помочь тем детям, которые испытывают трудности в усвоении программного материала по русскому языку и чтению. Выявить и предупредить нарушения письма и чтения у этих учащихся.

         Если в детском саду приоритетным направлением логопедической  работы было исправление звукопроизношения, то в школе логопед  уже корректирует последствие этих нарушений и сфера деятельности логопеда становится гораздо шире, так как  появляется и письменная речь.

Коснусь того как же организуется работа учителя – логопеда в школе?

- Так как коррекция речевых нарушений требует специальной логопедической работы, в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий, которые не входят в основное расписание учебной деятельности, а являются дополнительными коррекционными занятиями. Хочу заметить, что не во всех школах учащиеся могут воспользоваться такой помощью. Пользуются платными услугами.

- Основной формой являются групповые и индивидуальные занятия.


Что входит в структуру занятий отображено на слайде

 (Слайд №5)

- Коррекция звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- Формирование фонематических процессов;

- работа над звуковым анализом и синтезом слов;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;

- коррекция письменной речи обусловленной различными видами дисграфии.

     

(Слайд №6)

   Помимо традиционных методик в нашей школе внедряются новейшие компьютерные технологии.  В частности для эффективности коррекционной работы  у нас успешно используется логотерапевтический  метод биологической обратной связи. Сокращённо мы его называем ЛОГОБОС.

Это уникальная современная технология, которая основана на формировании навыка диафрагмального типа дыхания.      

        Дыхание это основа речи. Мы знаем, что правильная речь организуется на выдохе.

          При неправильном   дыхании могут появиться нарушения темпоритмической стороны речи, а это влечёт за собой такие серьёзные нарушения как заикание, нарушение звукопроизношения, логоневрозы.

ЛОГОБОС позволяет нам сократить сроки коррекции речевых нарушений.  Эту методику используют даже в медицинских учреждениях

     А сейчас хочу обратить Ваше внимание на то, какие компоненты речи должны быть сформированы у детей при поступлении в школу:  

(Слайд №7)

1.К 7-ми годам у ребёнка в онтогенезе, т.е. при нормальном развитии,

заканчивается формирование артикуляционного праксиса, поэтому он произносит  все звуки родного языка. 

      Если звукопроизношение не сформировано, то ребенок пишет так, как проговаривает. Соответственно  делает ошибки

(Слайд №8)

2. У него развит фонематический слух, т.е. умеет слушать и слышать других, 

Это отражается на усвоении:

 - устного материала и

- письме под диктовку.

(Слайд №9)

3.Владеть элементарными функциями звукового анализа и синтеза.

- уметь выделять все звуки в словах;

- устанавливать последовательность звуков в слове.

     Недоразвитие этих функций  проявляется на письме  в виде пропусков букв.

(Слайд №10)

4.Ребёнок обладает словарным запасом,

позволяющим свободно выразить свои мысли. Описать события. Задать или ответить на вопрос.

(Слайд №11)

5.Сформирован грамматический строй речи.

Это влечёт за собой ошибки в падежных окончаниях и неправильном согласовании слов в предложении.

(Слайд №12)

6. Совершенствуется связная речь и монолог.

Это значит, без помощи взрослого дети могут передать содержание рассказа или сказки.

(Слайд №13)

7.достаточно хорошо сформирована пальчиковая моторика, которая напрямую зависит от уровня речевого развития.

На слайде видите рекомендации по развитию мелкой моторики.

         Овладение навыками   письма  вызывает  у  детей  наибольшие  трудности.    Для  того    чтобы  избежать проблемы, я вам рекомендую в августе заняться подготовкой руки к письму, хотя бы по 20 минут ежедневно.

          Если вы видите, что ваш ребёнок недостаточно обладает всеми умениями и навыками перечисленными выше. Вам необходимо обратить внимание на его речевое развитие и обратится к специалисту.

     Если ваш ребёнок посещал логопедическую группу и процесс коррекции не завершён. При выходе из д/сада вам нужно проконтролировать запись логопеда о том, что ребенку рекомендовано продолжить занятия с логопедом. Наличие этой записи даёт нам право зачислить его в школьный логопункт.

(Слайд №14)

    Исходя из предыдущего  опыта, разработана программа подготовки будущих первоклассников, Всего на речевую подготовку отведено 15 часов в неё включена следующая тематика занятий.

Тематика занятий

Кол-во

часов

Обследование уровня речевого развития

2 часа

1

Обследования звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи.

1

2

Обследование экспрессивной речи

1

Предупреждение нарушений письменной речи

10 часов

3

Формирование пространственного  гнозиса.

2

4

Формирование фонематического слуха и фонематического

восприятия

3

5

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

3

7

Развитие мелкой моторики

2

Работа над связной речью

3 часа

8

Составление рассказа по серии картин.

1

9

Пересказ

1

10

Устные сочинения

1

11

Всего на речевую подготовку отведено

15ч.

Индивидуальные консультации родителей

(Слайд №15)

   Для практических занятий потребуется тетрадь из серии «Говорим правильно» автор С. В. Бурдина. «Гласные и согласные». Цветные и простой  карандаши. Спасибо за внимание . У кого есть вопросы задавайте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

учитель-логопед: Шабельникова Клавдия Степановна : МБОУ «СОШ №13»

Слайд 2

Речь – главный показатель умственного развития ребёнка . Готовность к обучению ребёнка в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Слайд 3

Сравнительные результаты речевого развития учащихся 1-х классов в 2012 -13 и 2013-14 уч. г.

Слайд 4

Цель деятельности учителя - логопеда в школе: Обеспечение оптимального логопедического сопровождения учебно-коррекционного процесса, способствующего успешному усвоению школьной программы учащимися с нарушениями речи и стойкой неуспеваемостью,

Слайд 5

В структуру логопедического урока входит - развитие артикуляционной моторики; - Формирование фонематических процессов; - работа над, звуко - слоговым анализом слов; - обогащение и активизация словарного запаса; - Коррекция звукопроизношения; - упражнения для развития мелкой моторики; - коррекция письменной речи обусловленной различными видами дисграфии.

Слайд 6

БОС «ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ»

Слайд 7

Звукопроизношение К 7 годам он должен уметь произносить все звуки родного языка. Свистящие: С - З шипящие: Ш - Ж сонорные: Л – Р африкаты: Ц- Ч-Щ

Слайд 8

Фонематический слух Уметь слушать и слышать других, дифференцировать звуки на слух, различать оппозиционные звуки, дифференцировать мягкие и твёрдые звуки, Определять на слух звонкие и глухие согласные.

Слайд 9

Владение элементарными навыками звукового анализа: слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; определять количество и последовательность звуков в слове называть слова на заданный звук. правильно употреблять термины звук», «слог», «слово», «предложение .

Слайд 10

Словарный запас К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов) В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун), слова – действия, слова – признаки. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

Слайд 11

Г рамматическ ий стро й речи В норме к 6 – 7 годам у ребенка сформированы: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением , правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами , работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их , составлять предложения по опорным словам и картинкам.

Слайд 12

Связная речь При пересказе обращается внимание на : понимание ребёнком текста , логическое построение рассказа, лексику (полнота использования лексики), грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), интонационную выразительность речи.

Слайд 13

Мелкая моторика рук Чтобы подготовить руки ребенка к письму необходимо : лепить, конструировать; обводить разные предметы, шаблоны; штриховать рисунки, раскрашивать; вырезать различные рисунки, фигурки; нанизывать колечки, бусы, фишки и т.д.; отвинчивать, завинчивать, закручивать и т.д.; собирать, разбирать цепочки, пирамидки; перебирать мелкие предметы (пуговицы, бусы, шарики семена, крупы и т.д.); ;.

Слайд 14

Уважаемые родители ! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду!

Слайд 15

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСАХ. № Тематика занятий КОЛ-ВО ЧАСОВ ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (2 ЧАСА) 1 Звукопроизношения, словаря и грамматического строя 1 2 Экспрессивной речи. 1 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (10 ЧАС) 3 Формирование пространственного гнозиса. 2 4 Формирование фонематического слуха и восприятия. 3 5 Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 3 6 Развитие мелкой моторики. 2 РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ (3ЧАСА) 7 Составление рассказов по серии картинок. 1 8 Пересказ. 1 9 Устные сочинения. 1

Слайд 16

Для занятий требуется 1.Тетрадь из серии «Говорим правильно» автор С.В. Бурдина «Гласные и согласные» 2. Цветные карандаши 3. Простой карандаш –

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста

Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для нормального речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступ...

Родительский всеобуч: «Готовность детей 6-7 лет к обучению в начальной школе»

             Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу....

Родительское собрание : "Готовность ребёнка к школе"

В жизни родителей наступает ответственный момент – скоро  дошкольники станут школьниками. Это важное событие в  жизни ребёнка. У них появятся новые обязанности, новые друзья, новые общ...

Родительское собрание " Готовность детей к школе"

Материал знакомит родителей с основными критериями речевой готовности к школе....

Выступление на родительском собрании. Тема :" Речевая готовность к школе"

Цель: уточнение представлений родителей детей о процессе подготовки к обучению в школе.  Задачи: активизировать знания родителей о речевом развитии ребенка; уточнить представления о различны...

Родительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"

одительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками  при обучении чтению и письму"...

презентация для родительского собрания на тему: " Речевая готовность к школе".

Критерии по которым можно понять готова ли речь вашего ребенка к школе....