«Совместные проекты в образовании учеников и родителей: возможности и идеи».
методическая разработка

Абелян Вардуи Гришаевна

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. ФГОС определяет важнейшую задачу современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty_v_obrazovanii.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Совместные проекты в образовании учеников: возможности и идеи».

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. ФГОС определяет важнейшую задачу современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование общих компетенций. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.  Очень важно для современной школы тесное и плодотворное

взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их

мнением по поводу образовательной программы, качества образования,

компетентности учителя, осуществления воспитательного процесса и других

школьных проблем. Поэтому вопрос: Как привлечь родителей в школу?   В связи с этим перед классным руководителем, учителем предметником  стоит важная и ответственная задача и проблема - сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.

Классный руководитель должен понимать, чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.  И одна из таких форм – это проект. Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка: совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Кроме того, совместная творческая деятельность интересное времяпровождение.

А что же такое проект???

1.«Проект» - в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд»
Проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, "через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию".                                                         

Обязательное требование - каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.      

  • Цель Дать возможность ребенку увидеть себя как человека способного и компетентного
  • Сформировать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации,  выдвижение гипотез, наблюдение, обобщение, развивитие аналитических способностей)

Достижение этой цели потребует решение следующих задач:

1. Формировать положительное отношение к школе и учебно-воспитательному процессу для предотвращения проблем в обучении и

воспитании.

2. Создать условия для максимального развития талантов и способностей

учащихся.

3. Способствовать формированию личностных качеств учащихся

(доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление

положительных эмоций и сотрудничество.

4. Содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся

и родителей, коллектива семей через систему совместных дел.

5.Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.

6. Использовать инновационные формы работы с родителями.

Ожидаемые результаты: вы видете на слайде

1. Сплочение детского коллектива, самовыражение личности на основе

творческого сотрудничества и взаимопонимания.

2.Сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных

эмоций.

3.Приобретение участниками проекта навыков творческого

сотрудничества и применение их в повседневной жизни.

4.Повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и

семьи.

Начиная работать с семьями своих учеников, педагог должен обсудить те темы,  над которыми  они  хотели бы работать,  пригласить родителя, проговорить о том,  что без его помощи ребенок не справится в силу своих возрастных особенностей. Для создания ситуации успеха у ребенка должна быть поддержка как моральная так и материальная.  У каждого проекта есть материальные затраты, это покупка материалов, поездка, изготовление наглядного материала..

  Выполнение проекта идет по следующим этапам:

•        выбор темы проекта;

•        определение цели и задач проекта;

•        планирование проекта;

•        реализация проекта;

•        презентация проекта;

•        оценка и самооценка выполненной работы.

Выдвижение первоначальных идей

  • необходимо помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей
  • записать их на листе бумаги вразброс, чтобы на первом этапе не выделять приоритетные идеи

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор

Выбор и формулировка темы проектной работы

Задача родителей обсудить все идеи, помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор

Планирование проектной деятельности

  1. Название проекта
  2.  Цель проекта
  3.  Основная гипотеза проекта
  4.  Текст, содержание работы
  5.  Результаты исследований, журнал испытаний
  6.  Наглядные материалы - иллюстрации, рисунки, диаграммы, схемы
  7.  Итоги, выводы проекта

Работа над проектом.  Изучение необходимого материала по теме проекта

  • Взрослые направляют поиск источников дополнительной информации по теме проекта
  • Взрослые содействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок
  • Взрослые помогают сориентироваться в библиотеке, в музее, на выставке, в книжном магазине
  • Возможные источники информации:
  • опрос
  • наблюдение
  • эксперимент
  • интервью
  • беседа
  • книги
  • периодические издания
  • интернет

Презентация проекта

Оценка результатов

  • Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте
  • Обсуждают с детьми, что уже можно сделать самостоятельно, без помощи родителей

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация

На этом этапе родители могут помочь:

в оформлении презентации

в репетировании выступления

снять волнение детей перед выступлением

Какую же роль играют родители в Проектной деятельности

1. Мотивационная поддержка.

Может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребенка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Осуществление этого вида поддержки индивидуально для каждого школьника, зависит от особенностей развития его познавательной сферы и самооценки. Родитель может подбодрить своего ребенка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся.2. Информационная поддержка.

Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребенка, может порекомендовать определенные источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.

3. Организационная поддержка.

Одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна по своему содержанию и может касаться как внешней стороны выполнения проекта (например, сопровождение ребенка или группы детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации), так и внутреннего плана (например, помощь ребенку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта).

4. Техническая поддержка.

Эта помощь может потребоваться младшим школьникам на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, ее обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото и видеосъемок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентаций, техническом оснащении докладов, праздников и многом другом.

5. Поддержка в самооценке проекта.

Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в ее процессе, чтобы учащийся мог своевременно скорректировать свои действия. Родители могут спросить у ребенка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное, полезное в выполнении конкретного проекта. В конце работы желательно вместе обсудить ее достоинства и недочеты и обязательно отметить реальные достижения ребенка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперед.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

•        консультируют;

•        отслеживают выполнение плана;

•        решают оперативные вопросы;

•        помогают в предварительной оценке проекта;

•        участвуют в подготовке презентации;

         В своей работе у меня как учителя информатики есть проект учащегося 10 класса Кильдибекова  Рэма «Робототизирование профессий», родители учащегося Альмира Камильевна и Марат Равильевич внесли огромный вклад в создание проекта. Мама Рэма помогла  ему правильно поставить цель работы над проектом, я как педагог выстроила план работы, на всех этапах  выполнения проекта консультировала учащегося.  Так  как, тема подразумевала описание роботизированных профессий, Рэму нужно было посетить несколько предприятий, которые полностью перешли на такой вариант работы. Учащийся совместно с папой посетил несколько предприятий, АвтоВАЗ в г. Тольятти, Самарский мукомольный завод, «Авиакор»-авиационный завод, после он подробно  описал работу таких предприятий, выявил все «+»  и «-«  роботизированных машин . Тема учащегося очень актуальна в наше время, Рэму действительно было интересно работать над проектом, хочу зачитать небольшой отрывок проекта  из введения: «Однажды, просмотрев ленту новостей, я заметил: большинство из них это новости про то, что какую-то работу научили выполнять роботов, и после я задумался: «неужели в скором времени люди могут остаться без работы и без возможности получения прибыли?». И это так же подтолкнуло меня к более глубоким размышлениям на счет роботов и заменяемыми ими профессиями.

           Будущее и процесс развития идёт быстро, и он не будет останавливаться. Роботы – это часть  будущего, в котором нам всем, а так же нашим детям жить, и я думаю всё же стоит узнать,  как железные копии человека повлияют на нас в будущем. Также, я думаю, будет полезно рассмотреть, как развивалась робототехника и провести исследование по заданной теме, а так же рассмотреть разные мнения экспертов.

Мне как учителю информатики было интересно работать с семьей учащегося. Родители  и Рэм были настроены на достижение наилучшего результата.

Так, как же выбрать тему для будущего проекта? чтобы она была действительно интересна и родителям и детям. Для этого предлагаю в начале учебного года провести небольшое анкетирование родителей. Анкета состоит из 6 вопросов. После обработки анкеты вам будет проще определиться с творческим потенциалом каждой семьи и предложить на выбор несколько  тем проектов.  Для учителей начальной школы Я подготовила темы  проектов

 «Мое генеалогическое древо»,

«Наши семейные традиции»,

Береги зрение с детства.

Буклет "Автоэрудит"

В какие игры играли наши бабушки и дедушки.

Дорожная азбука второклассника.

Древнее искусство чаепития.

Живи, елочка, живи!

Забыта ли игра русская лапта.

Загадки моей бабушки.

Музыкальные профессии.

Исторические и любимые места родного города

Великая Отечественная война в истории нашей семьи» 

«Кто нас защищает»,

«Школа кулинаров»,

«Экономика родного края».

Работа над данными проектами значительно расширит кругозор ребенка, даст возможность проявить себя, повысит интерес к изучаемому предмету.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей, а это для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения

Вырастает авторитет родителей в глазах ребенка

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию семья! Работая вместе с ребёнком и его родителями  над проектом, вы  как педагоги не просто помогаете им выполнить работу, а становитесь главным помощником, советчиком, наставником их семьи.

А это очень важно!

Заключение

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного

руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую

деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не

может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Я считаю, что основная цель привлечения родителей к проектной деятельности ребенка – сотрудничество, содействие, партнерство. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. В связи с этим привлечение родителей к проектной деятельности детей должно быть специально организовано педагогом. Я считаю целесообразным проведение родительского семинара, на котором объясняется сущность проектного метода, приводятся примеры проектов, раскрываются формы возможного участи родителей в проектной деятельности учащихся.

Приложение1

АНКЕТА

для родителей

1.Имеете ли вы достаточное представление о том, что такое «Проектная деятельность учащихся»?

(Подчеркните: Да. Нет. Совсем немного. Затрудняюсь ответить)

2.Имеется ли у вас опыт в совестной с ребенком и учителем работе в ПД?( Подчеркните: Да. Нет. Совсем немного. Затрудняюсь ответить)

3.Как Вы считаете, должны ли родители помогать и поддерживать своего ребенка в ПД? (Подчеркните: Да. Нет. Совсем немного. Затрудняюсь ответить.)

4.Может ли Ваш ребенок на данном этапе абсолютно самостоятельно работать над проектом? ( Подчеркните: Да. Нет. Затрудняюсь ответить)

5.В чем конкретно вы готовы помочь ребенку в работе над проектом, отметьте:

-мотивировать ребенка на активное участие в ПД

-формулировать цели и задачи проекта

-помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет;

-оказывать техническую поддержку: фото и видеосъемка, подготовка компьютерных презентаций

-подготовка к докладу по результатам проекта

-поддержка в самооценке проекта

6. Что лично для Вас является препятствием в совместной с Вашим ребенком работе над проектом, отметьте:

-недостаточная информированность;

-постоянная занятость, нехватка времени;

-отсутствие технических возможностей (нет аппаратуры для съемки, компьютера, подключения к Интернет)

-другое:______________________________________________________

-ничего не препятствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деят...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

В  знак благодарности от потомков тем, кто подарил нам жизнь своим ратным подвигом,  мы решили пройти героический путь воинов Великой Отечественной войны – членов учительских семей МБОУ «Лиц...

«Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»

Проектная деятельность играет важную роль в творческом развитиии учащихся. В данной работе рассматриваются различные виды проектов этапы выполнения проектов, роль учителя и ученика в совместной работе...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Материал представлен в форме  исследования. Применяется эмпирический метод — эксперимент. Данный эксперимент основан на реальных событиях.Цель  исследования —  создать систему успешной ...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Замысел данного проекта впервые забрезжил на горизонтах моего сознания после завершения темы «Устное народное творчество» в родном 6в классе, в котором я являюсь классным руководителем уже второй год....

Сочинение – рассуждение по теме «Великая литература о великой войне» в рамках проекта «Это нужно не мертвым – это нужно живым». ( Совместная работа учеников и родителей 10 Б класса)

Правду о войне нам могут рассказать не только ветераны, но и книги тех авторов, которые не понаслышке знают, что такое война. Юрий Бондарев, Борис Васильев, Валентин Катаев, Василь Быков, Михаил Шолох...