Методическая копилка
материал


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Образовательная область
«речевое развитие»

Программа "АООП ДС №257"
(на основе ПАООП ДО для детей с ТНР и
программы "От рождения до школы"
под ред. Н.Е.Вераксы,      
                                                                                     Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)

Старшая группа
учитель-логопед Воробьёва К.В.
МБДОУ «ДС №257 г. Челябинска»

Тема: «Посуда»

Цель: уточнение и закрепление изученного материала по теме «Посуда».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
- уточнить и расширить активный и пассивный словарь по теме;

- развивать лексико-грамматический строй языка;

- упражнять в составлении простого распространенного предложения.

Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную, общую моторику и мелкую моторику;

- развивать зрительное, слуховое внимание, память, мышление;
- развивать
фонематическое восприятие;

- развивать графические навыки и зрительно-моторную координацию;

- развивать умение правильного выстраивания речевого высказывания в ситуации общения.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать способность сотрудничать в совместной деятельности;

- воспитывать самоконтроль за собственной речью;

- воспитывать интерес к занятиям через игровую форму.

Материалы: схемы для выполнения артикуляционной гимнастики, карточки с изображениями предметов посуды, листочки, карандаши, магнитно-маркерная доска, презентационный материал

Ход работы

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный этап


Введение
2 мин

На доске уже прикреплена буква П.
На столе стоит кастрюля, в которой лежит записка, которую читает логопед.
«Здравствуйте ребята! Я – повар и у меня случилась беда! Уже пора готовить обед, но у меня пропали все нужные предметы! Помогите найти их.»
Логопед:, вы поняли что случилось? У повара пропали нужные ему предметы. А ему уже надо готовить! Поможем повару?

Слушают педагога; отвечают на вопросы.

Основной этап


Развитие зрительного гнозиса.

Упражнение в употреблении предлогов.


3 мин

Логопед: Для начала нам нужно узнать что же мы должны найти? Для этого заглянем в шкаф на кухне (кухонный шкаф).
- что стоит на первой полке? (тарелка)
- что стоит под тарелкой?
- что стоит слева от поварёшка?
- что стоит под сковородой?
- что стоит справа от чашки?
- что стоит над чайник?
Логопед: Посмотрите внимательно и скажите, что пропало у повара?  
В этот момент появляется поварёнок.
Поварёнок: Ничего не пропало! Это я всё спрятал! Я всё верну на свои места только если вы со мной поиграете. После каждой игры я буду возвращать один предмет и подсказку, а в конце вы узнаете что же я забрал у повара. Готовы? Тогда начинаем!
Одну подсказку я уже прикрепил на доску.
(буква П).

Отвечают на вопросы педагога.

Артикуляционная гимнастика
2 мин

Первая игра. «Съедобная гимнастика».
Логопед: Посмотрите внимательно на схемы. Вся ли гимнастика «съедобная? Нет, конечно! Какая картинка лишняя?
Ура, мы нашли чашку (поставили на «теневую» полку)
На обороте карточки написана буква. Крепим её на доску.

Итог: подсказка и буква О

Выполняют упражнения под музыкальное сопровождение.

Отвечают на вопросы педагога

Собрать картинки по теме.
«Один-много»
3 мин

Логопед: Сейчас узнаем какая же игра следующая. Где у нас в группе такая же карточка?
Посмотрите, на карточке написано задние. Нам нужно собрать картинки и узнать какие предметы на них изображены. (чашка, чайник, тарелка, хлебница, конфетница, нож)
Логопед: Молодцы! Смотрите – на карточке есть ещё задание. Поваренок говорит, что у повара таких предметов много, и предлагает сыграть в игру «Один-много». (Игра с мячом)
У повара один нож – у повара много ножей.
Посмотрите внимательно на ваши картинки и на шкаф повара. Какой предмет мы нашли (чайник)
Итог: подсказка и буква С

Подходят к столу, отмеченному карточкой.

Собирают картинки.

Образуют мн.число заданных слов.

«Какой из чего?»
Игра «Верно-неверно»
2 мин

Логопед: Узнаем какие игры ещё приготовил поварёнок. Ищем карточку в группе.
Вот она, молодцы.
Поварёнок просит вспомнить из чего сделаны предметы, которые он спрятал, чтобы сыграть в игру «Верно-неверно».
Сейчас я буду читать предложения а вы внимательно слушаете. Если предложение верное – вы хлопаете, если не верно – топайте.
Какие вы молодцы! Вы внимательно слушали? Тогда скажите, какой предмет был железным? Верно – сковорода. Посмотрите в шкаф- там появилась сковорода, а у нас появилась подсказка (на карточке с заданием). Какая это буква? Правильно – это буква У. Прикрепим её на доску.

Итог: подсказка и буква У

Отвечают на вопросы педагога.

Выполняют заданные двигательные инструкции.

Делим на слоги
3 мин

Логопед:А вот и новая карточка. Посмотрите, что на ней изображено. Слоговая схема. Сейчас прочитаю задание. Нам нужно разделить на слоги названия предметов, которые будут появляться на экране. А поможет нам в этом обычная кастрюля.
Логопед: Какой предмет нам помогал делить слова на слоги? (кастрюля)
Посмотрите нет ли там подсказки? Есть! Какая буква под кастрюлей? Под кастрюлей буква Д.
Посмотрите, Поварёнок вернул кастрюлю на полочку.
Итог: подсказка и буква Д

Отвечают на вопросы педагога.

Делят слова на слоги.

Поиск предмета со звуком

2 мин

- Сейчас узнаем какая же игра следующая.
Поварёнок: найдите предмет, в названии которого первый звук П. Правильно – это поварёшка. Поварёшка появляется на полке.
- Ребята, поварёнок написал, что последний звук в слове поварёшка – подсказка. Какой это звук? Конечно, А. В какой букве живёт этот звук? Правильно, в букве А. Посмотрите внимательно, где в группе спряталась буква А. Итог: подсказка и буква А

Выполняют задание.

Находят последнюю букву.

Составляем слово
5 мин

Поварёнок: Теперь у вас есть все нужные буквы. Соберите слово и узнайте, что я спрятал от повара.
Логопед: Ребята, давайте вспомним какие буквы мы собрали. А сейчас прочитаем слово по слогам.

Логопед: Так что поварёнок спрятал от повара? Правильно, посуду. А зачем повару посуда? А нам она нужна? Зачем?

Логопед: Теперь, когда мы всё это знаем, давайте придумаем предложение со словом «посуда».
Отличное предложение! Сейчас мы нарисуем схему этого предложения. Но сначала вместе посчитаем слова в этом предложении. Молодцы! Теперь подходим к столу, берём листочки и рисуем схемы.
Когда закончите, берите магнит и крепите свою схему на доску.

Собирают слово из букв.
Читают его.

Отвечают на вопросы педагога.

Составляют предложение и чертят его схему.

Заключительный
этап

Итог
2 мин

Повар: Большое спасибо! Вы мне помогли вернуть всю посуду и я успею приготовить обед!
Поварёнок: Спасибо что поиграли со мной. Теперь я буду хорошо работать.

Дети отвечают на вопросы педагога.

Рефлексия
1 мин

Опрос:
- Про что сегодня мы говорили?
- Какое задание было трудным?
- Какое задание было лёгким?
- Как вы считайте мы сегодня хорошо поработали?
- Кто хорошо поработал сегодня?
Ребята, повар оставил вам маленькие подарки на память.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Образовательная область
«речевое развитие»

Программа "АООП ДС №257"
(на основе ПАООП ДО для детей с ТНР и
программы "От рождения до школы"
под ред. Н.Е.Вераксы,      
                                                                                     Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой)

Подготовительная к школе группа
учитель-логопед Воробьёва К.В.
МБДОУ «ДС №257 г. Челябинска»

Тема: «Дикие и домашние животные»

Цель: уточнение и закрепление изученного материала по темам «Животный мир. Домашние животные», «Животный мир. Домашние животные».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
- уточнить и расширить активный и пассивный словарь  по заявленным темам;

- совершенствование грамматического строя речи (развитие навыка словоизменения,  
 
составление простого распространенного предложения);

- закрепление умения из выделенных первых звуков составлять новое слово;

закрепление умения составлять предложения с заданными словами;

- развивать навык согласования существительного с прилагательным.

Коррекционно-развивающие:
развивать речевого дыхания, фонематических представлений;

- развивать зрительное, слуховое внимание, память, мышление;

- развивать лексико-грамматический строй языка;

- развитие связной речь;

- развивать артикуляционную, общую моторику и  мелкую  моторику;

- развивать  графические навыки и зрительно-моторную координацию;

- развивать умение правильного выстраивания речевого высказывания в ситуации общения.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать способность сотрудничать в совместной деятельности;

- воспитывать самоконтроль за собственной речью;

- формировать интерес к живой природе.

Материалы: рабочие тетради, магнитно-маркерная доска, презентационный материал.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный этап

Введение
1 мин

1. Ребята, сегодня я приготовила для вас очень интересное занятие. Мы проведем игру, которая поможет нам вспомнить про животных. В игре всего шесть заданий. Вы готовы? Итак, наше первое задание – ребус. Чтобы решить его нам нужно подойти к доске и разделиться на две команды. Дальше мы будем работать также.

.

Составление слов

Чтение слов

5 мин

2. Пойдём к доске. Посмотрите тут загадка! Сейчас первая команда возьмёт красный марке, а вторая – синий. Что на доске написано? Да, буквы. Посмотрите, всё верно написано? Нет, исправляем. А теперь по одному будем искать лишнюю букву в каждом ряду, и обведём её в кружок. Посмотрите на клеточки. Видите, они пронумерованы. Нужно вписать в клеточку букву, с нужного ряда.

                  1. Д У О А
                 2. К С Л
О
                 3. Ы Э
М У

                1. А И Л Ы
               2. Р К
Е Д
               3. О
С И У

Отвечают на вопросы педагога.

Разгадывают ребусы.

Сообщение темы занятия

1 мин

3. Прочитайте, какие слова у нас получились. Дом и лес. Я поняла! Посмотрите ещё раз на экран. Что там за картинки? Верно, это всё – животные. Животные, лес и дом.
Вы догадались о чём мы сегодня будем говорить?
Верно о диких и домашних животных. Поэтому я предлагаю вам придумать такие названия команд, чтобы они были связаны с названиями у первой команды диких животных, а у второй – домашних.

Отвечают на вопросы педагога.

Придумывают названия командам.

Основной этап

Актуализация знаний по теме

4 мин

  1. 4. Садитесь на места. Посмотрите первое задание мы выполнили. Открываем второе. Викторина. Что это такое?
    Сейчас мы узнаем как много вы знаете о домашних и диких животных. Отвечать нужно быстро. Победит та команда, которая даст больше правильных ответов.
    вопросы
    - дети собаки – собачата?
    - где живёт белка?
    - у лисёнка мама – белка?
    - как называется человек, который изучает животных?
    - назови семью телёнка.
    - кто лечит животных?
    - чем домашние животные отличаются от диких?

Молодцы, хорошо отвечали.

Отвечают на вопросы педагога.

Словоизменение

5 мин

  1. 5. Посмотрите, ещё один прямоугольник погас. Посмотрим, какое же задание будет следующим.
    Эта игра называется «Угадайка». Нам нужно будет угадать животное, и сказать чья часть тела на картинке. Звёздочки получит команда, которая даст больше правильных ответов. Готовы?
    - нос зайца (это заячий нос);
    - рога коровы (это коровьи рога);
    - уши медведя (это медвежьи уши);
    - хвост лисы (это лисий хвост);
    - лапы собаки (это собачьи лапы);
    - нос кошки (это кошачий нос).

  2. Какие вы молодцы. У нас погас ещё один прямоугольник.

Отвечают на вопросы педагога.

Координация речи с движением

3 мин

  1. 6. Вспомните, каких животный мы сейчас видели?
    А сейчас подумайте и назовите сказки, в которых есть эти животные.  
    Какое животное было последним? Верно, кошка.

  2. В каких сказках была кошка? Конечно. «Кошкин дом».
    Вставайте, сейчас мы немного разомнёмся.

Отвечают на вопросы педагога.
(медведь был в сказке …)
Повторяют слова и движения педагога.

Развитие зрительно-моторной координации

6 мин

  1. 7. Следующее задание – разгадать кроссворд.
    Для этого откройте ваши тетрадочки. Берём простые карандаши и вписываем в клеточки названия животных с картинок. В конце мы получим новое слово в зеленых клеточках. Посмотрим какая команда справится быстрее.
    Молодцы, вы быстро справились. но скажите, вы заметили, что у вас есть одно лишнее слово. Какое это слово в первой команде? Почему? А во второй команде? Верно, это слова коза и волк.

Вписывают ответы в клеточки.

Находят лишние слова.

Составление предложений
5 мин

8. У нас есть два слова. У первой команды – коза, а у второй – волк. Сейчас с этими словами будем составлять предложение. Возьмите схемы.

Составляют предложения по схемам.

Заключительный этап

Итог занятия
2 мин

9. А теперь, команды, посчитайте звездочки. Сколько звездочек у первой команды? Сколько звездочек у второй команды?

При необходимости раздача дополнительных баллов.

Опрос всех детей:
- О чём мы сегодня говорили?
- Что мы делали на занятии?
- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Какое задание было самым трудным?

Выборочный опрос:
- Кто из ребят сегодня хорошо поработал?

Подсчитывают звездочки (балы).

Отвечают на вопросы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....