Главные вкладки

    Материал подготовлен для конкурса к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Презентация .
    план-конспект урока (5 класс) по теме

    Майгорова Дарига Санзасбаевна

    Пояснительная записка (для педагога)

    Автор материала (ФИО)

    Майгорова  Дарига Санзасбаевна

    Должность (с указанием преподаваемого предмета)

    Учитель-дефектолог

    Образовательное учреждение

    Государственное Бюджетное Учреждение Саратовской Области Социально-Реабилитационный Центр «Надежда» г.Энгельс

    Название материала

    Урок  литературы в 5 классе

    Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

    Цели:

    Конспект занятия

    Задачи материала

     

    осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.

     

    1) обучающие: развитие навыков  и умений работы с текстом;   2) развивающие: развитие умения анализировать, осознавать; 3) воспитательные: воспитание уважения к великому прошлому России, формирование нравственных качеств.

     

     

    Список использованной литературы.

     

     

     

    Ссылки на Интернет - источники

    Литератупа 5 класс.  М.Ю.Лермонтов «Бородино».

                                                                                                                                         

     

                                   википедия

     

     

     

    Материал подготовлен для конкурса к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Презентация .

     

    Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая                                                                                                                                                                                 

                        основа и патриотический пафос стихотворения.

     

    Цель урока:осмысление содержания, художественный анализ текста,                                     

                        наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.

    Задачи урока:1) обучающие: развитие навыков  и умений работы с текстом;

                            2) развивающие: развитие умения анализировать, осознавать;

                            3) воспитательные: воспитание уважения к великому              

                               прошлому России, формирование нравственных качеств.

    Вид урока: урок- презентация.

    Технологии:ИКТ, здоровьесберегающая.

    Оборудование:мультимедийный компьютер, репродукции картин С.Герасимова «М.И.Кутузов под Бородином», А.Тубо «Бородинская битва»

    План урока:

    1.Вступительная беседа.(3мин.)

    2.Слово о поэте.(5мин.)

         3.Историческая справка о Бородинском сражении.(5мин.)

         4.Чтение стихотворения.(5мин.)

         5.Прослушивание чтения фрагмента стихотворения и просмотр                                          

            видеофильма.(2мин.)

         6.Словарная работа.(3мин.)

         7. Беседа.(10мин.)

         8.Тест.(5мин.)

         9.Подведение итогов урока.(2мин.)

     

    Ход урока.

    I.Учитель сообщает цель урока. Вступительная беседа.

      -Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

      -А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости    всего народа?

      Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях. Учитель, обобщая сказанное, подчеркнёт, что темой разговора сегодня как раз будет одно из таких событий - Бородинское сражение 1812 года, о том, как оно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова.

    II.Знакомство с автором.

      Подготовленный ученик рассказывает об известных фактах биографии

    М.Ю.Лермонтова. Рассказ сопровождается показом презентации 1

    (слайды 1-6)

    III. Историческая основа стихотворения «Бородино»

       Подготовленные заранее ученики рассказывают о Бородинском сражении.

    Показ презентации 2.

    -Как об этом событии рассказывает поэт М.Ю.Лермонтов?

    «Бородино»- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

    Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

    IV.Выразительное чтение стихотворения учащимися.

       Презентация 3.Одновременно с чтением текста показываются слайды 1-12, которые иллюстрируют текст произведения.

    V.Прослушивание чтения фрагмента стихотворения в записи.Исполняют нар. арт. России А.Пожаров, А.Тынкасов.

      Просмотр видеофильма.

    VI.Работа с малоизвестными словами в стихотворении.

       Учащиеся знакомятся с лексическим значением устаревших слов.

      Показ презентации 4.

    VII.Беседа с учениками по тексту стихотворения «Бородино».

        -О каком событии рассказывается в стихотворении?

        -Какова его тема? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).

        -Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?

    (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)

    -В чём особенность построения произведения? (Деление на строфы, диалог)

    -Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет?

    (Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком)

    -Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином?

    (чтение 1 строфы)

    -С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет?

    -Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?

    Поэт не даёт в стихотворении описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы представляете 

    рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Прошло после битвы 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. Чтение 7строфы.)

    -Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

    а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

    «Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

    б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры

        Чужие изорвать мундиры

        О русские штыки?» (3 строфа);

    в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

    г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

    Как наши братья умирали…» (9 строфа)

    «…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

    -Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

    (гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).

    Вывод: Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

    -От какого лица ведёт повествование старый солдат?

    (Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»).                         

    «я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным:

    «Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);

    «Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);

    «Мы ждали третий день…» (6 строфа);

    «Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);

    «И умереть мы обещали…» (9 строфа).

    -Каким был бой?

    (Тяжёлый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа).

    -Какие чувства выражены в стихотворении?

    (Гордость за русских солдат и скорбь о погибших)

    -В чём, по-вашему, заключается основная мысль  стихотворения?

    (Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.

    Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной).

    VIII.Работа с тестами.(2 варианта, разные по сложности)

    Проверяется восприятие текста стихотворения учащимися, осмысление содержания прочитанного.

    IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    Домашнее задание.

    Выразительное чтение наизусть стихотворение «Бородино» (отрывок).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года. Викторина.

    Данное мероприятие  преследует цель расширения кругозора учеников и повышение интереса к русской истории, литературе, искусству....

    Викторина "Своя игра" к 200-летию Отечественной войны 1812 года

    Викторина построена по принципу телевизионной передачи "Своя игра". Участие принимают три команды. Игра проводится в три тура. Первый и второй тур включают в себя по 25 вопросов оценённых в зависимос...

    Социальный проект, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

    Разработка данного социального проекта позволяет  учителю расширить возможности учащихся по изучению темы "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ - технологий....

    Конкурс риторов "Слово о Доблести и Славе", посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года.

    В рвботе представлены основные цели и задачи конкурса. Некоторый анализ  подготовительного этапа мероприятия, трудности и пути их решения. Содержание конкурса. Влияние мероприятия на воспитание г...

    урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

    Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....

    "Страницы мужества и славы" Литературная композиция, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года (с применением компьютерной презентации).

    Цели и задачи мероприятия:1.Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.2. Расширить знания учащихся  о далеком героическом времени страны.3. Познакомить с новыми фактами, именами героев с...

    Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой

    Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...