статья "Воспитание полиязычной личности"
статья по теме

статья была опубликована в сборнике международной конференции, проведенной в СГПИ г. Семей ВКО Республика Казахстан

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_poliyazychnoy_lichnosti_shkolnika..doc68 КБ

Предварительный просмотр:

УДК: 371.01.М-91

А.Д. Муртазина, Т.Ю. Малышкина

ВОСПИТАНИЕ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

 Гимназия №6

071400, Республика Казахстан, г. Семей, ул. Интенациональная, 17

тел.: (8-722-2) 521866 ; факс: (8-722-2) 521882; е-mail: semey_sh6@mail.ru

«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык — государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику.»

Н.А. Назарбаев «Новый Казахстан в новом мире»

Президент страны Н.А.Назарбаев поставил  высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах.

В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире» в целях обеспечения конкурентоспособности страны и ее граждан предложена поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков», согласно которому необходимо развитие трех языков: казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику. Практически во всех документах в области языковой политики стрежневой идеей является необходимость овладения несколькими языками.

В лекции Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» в КазНУ имени Аль-Фараби 13 октября 2009 года отмечено: «Необходимо создать ядро национального интеллекта, создать школы, способные стать фундаментом для воспитания интеллектуальной элиты Казахстана».

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится создание инновационной модели общего среднего образования, сочетающей лучшие традиции казахстанской и мировой образовательных систем, позволяющей уже в стенах школы приобщать учащихся к научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, воспитывать высокообразованную личность с активной жизненной позицией, способной конкурировать на международном уровне. Для воспитания интеллектуальной личности требуются изменения сложившейся структуры школы, системы взаимоотношений, проектирования содержания образования, методик обучения, принципов оценивания учебных достижений.

Концепция языковой политики Республики Казахстан определяет русский язык как основной источник информации по разным областям науки и техники, как средство коммуникации с ближним и дальним зарубежьем.

Вместе с тем, интеграция в мировое экономическое пространство не представляется возможной без знания мировых языков, в частности английского языка. В связи с его интенсивным изучением языковую ситуацию для большинства казахстанцев в полной мере можно обозначить как многоязычную. Обеспечить успешную интеграцию в мировое образовательное пространство и обеспечения доступа учащихся к актуальной информации на любом из трех языков: казахском, русском, английском языках, для реализации данной цели на сегодняшний день  в  школах нашего города осуществляется раннее обучение английскому, казахскому языкам, а также их углубленное изучение в старших классах. Обучение осуществляется по учебникам нового поколения. Опыт показывает, что раннее и углубленное изучение иностранных языков в школе, особенно в свете перехода школы на 12-летнее образование, где речь идёт о профильной подготовке, целесообразно. Важное место при этом отводится прикладным курсам, элективным курсам и курсам по выбору для учащихся профильных старших классов соответствующим запросам учащихся, которые их выбирают.

Раннее обучение иностранным языкам нацелена на воспитание полиязычной личности школьника, освоившего ценности языка, готового к социально-культурному взаимодействию на родном и других языках, способного общаться с окружающими вербальными и невербальными средствами. По стандарту, языковая компетентность ребенка  к шести годам заключается в свободном владении родным языком в рамках требований к лексико-грамматическому и фонетическому уровню развития для своей возрастной группы,  основами других языков.

Наши сегодняшние малыши – это завтрашние хозяева страны. И по этому уже сегодня необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан РК. Одним из важнейших факторов в воспитании гражданственности и патриотизма в любом обществе является чувство глубокого уважения к языку своего государства. Чем раньше ребенок начинает изучение языка, тем легче ему усвоить язык. Обучение детей разных национальностей второму языку представляет собой сложный и многоаспектный процесс формирования новой системы языкового сознания, протекающий в специфических условиях.

Президент страны так обозначил проблему изучения языков: «Для нас будет великим преимуществом, если мы будем в совершенстве владеть казахским, русским и английским языками».

В Послании Президента республики Н.А Назарбаева народу Казахстана особо подчеркнуто, что «реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации».

Казахстан стремительно врывается в мировое сообщество и ставит перед собой высокие цели развития. Именно под этим ракурсом стоит рассматривать и вопросы изучения иностранных языков, качественное знание которых есть сегодня не самоцель, а требование времени.

«...Содержание образования будет обогащено ранним изучением иностранного языка и основ информатики» – говорится в «Государственной программе развития образования в республике Казахстан до 2010 года».

Войти в число 50-ти наиболее развитых стран и двигаться в этом направлении дальше – задача на многие годы вперед. А это означает, надо общаться с представителями этих и других стран на одном языке,  решать с ними общие проблемы. Одним словом, с каких сторон ни подходи, актуальность изучения языков не снимается с повестки дня. Чем больше знаешь языков, тем лучше. Мир становится ближе, доступнее и интереснее.

Знание не одного, а нескольких языков делает человека свободным в общении и выражении своих мыслей. Именно к такому образованию должны стремиться молодые люди. В современных условиях владение иностранными языками является признаком высокого уровня образованности. В основе этого лежит идея непрерывности и преемственности образовательного процесса. Принципы непрерывности и преемственности образования вовсе не случайно заложены в основу общего и профессионального образования в Законе «Об образовании » РК 2007 г.

В нашей гимназии №6 созданы благоприятные условия для развития полиязычия у детей. Сформирована  предметно-пространственная среда – имеются кабинеты казахского и английского языков, в которых собраны богатый дидактический материал, учебно-наглядные пособия, современные технические средства, позволяющие усовершенствовать процесс изучения языков.

Ежегодно наши учащиеся занимают призовые места на олимпиадах по языкам, города и области, республики.

В рамках школы учителя совместно с администрацией проводят недели филологии, день науки, где учащиеся 8-10 классов презентуют свои творческие работы на казахском и английском  языках (видеопроекты, стенгазеты, плакаты, презентации, рисованные фильмы и т.д.). Совместно с учителями таких дисциплин как английский язык, казахский язык, русский язык и литература, информатика, история, география проводятся интегрированные уроки.  В этом году были проведены ряд мероприятий на казахском языке, посвященных 20 – летию Независимости Републики Казахстан.

В настоящее время в нашей школе (Гимназия №6) ведется курс по выбору в 10 и 11 классах общественно-гуманитарного направления “Английская грамматика”. Этот курс носит характер интенсивного языкового практикума. Непосредственно самими учителями наших школ разрабатываются поуровневые тестовые задания для всех параллелей изучающих английский, казахский языки с учетом, как умственных способностей отдельного учащегося, так и его физиологических особенностей.

Выпускники наших школ  при сдаче ЕНТ показывают достаточно высокие результаты своих знаний (от 20 баллов и выше) по русскому, английскому, казахскому языкам. Также становятся обладателями грантов  по языковым специальностям ВУЗов города, выезжают зарубеж для участия в образовательных программах.

Владение казахским, русским и иностранным языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека. Все это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан, практически и профессионально владеющих несколькими языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в профессиональном отношении положение. Мы уверены, что разумное, грамотное и правильное внедрение трехъязычия даст возможность выпускникам нашей школы быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.

Список использованной литературы:

Нормативные акты РК:

1. Конституция Республики Казахстан.

2. Закон РК «Об образовании» от 07.06.1999 № 389 - Алматы: Юрист, 2007.

3. Государственная программа развития образования в РК до 2010 г. от 11.10.2004 г. № 1459 – Алматы: Юрист, 2007.

4. Комплексная программа воспитания в организациях образования РК на 2006- 2011 гг. – Алматы: Юрист, 2007.

Материалы педагогической практики:

1.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982.

2.Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Приложение к журналу «Завуч».

РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА

ФИО автора (полностью)

Муртазина Аида Думановна

Место работы (должность) / учебы (специальность, курс)

КГУ «Гимназия №6 г.Семей», учитель информатики

Ученая степень, звание

Адрес учреждения (места работы), телефон/факс.

Ул. Интернациональная, 17

E-mail автора(ов)

Alihan05.03.08@mail.ru

Название работы

Предполагаемая секция конференции

Форма участия: очная, заочная

заочная

Необходимые технические средства для доклада

Необходимость в гостинице

РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА

ФИО автора (полностью)

Малышкина Татьяна Юрьевна

Место работы (должность) / учебы (специальность, курс)

КГУ «Гимназия №6 г.Семей», учитель информатики

Ученая степень, звание

Адрес учреждения (места работы), телефон/факс.

Ул. Интернациональная, 17

E-mail автора(ов)

maluch70@mail.ru

Название работы

Предполагаемая секция конференции

Форма участия: очная, заочная

заочная

Необходимые технические средства для доклада

Необходимость в гостинице


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."

В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Полиязычное обучение как фактор эффективности поликультурного образования

     Актуальность проблемыСегодня, в век технологизации и глобализации, наблюдается активизация процесса поиска эффективных условий, механизмов воспитания подрастающего пок...