Урок в 7 классе по ОЗОЖ.
методическая разработка (7 класс) по теме

Кушнерёва Ольга Валентиновна

Урок в 7 классе по ОЗОЖ (Основы Здорового Образа Жизни). Этот курс является региональным компонентом в Саратовской области. Преподается 1 час в неделю с 1 по 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_predmetu.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Основы здорового образа жизни»

Тема: «Наше здоровье в наших руках»

Кушнеревой Ольги Валентиновны учителя изобразительного искусства, первой категории  МОУ «СОШ № 47» в 7 «В» классе, 2009-10 гг.

Задачи: сформировать представление о значении питания в жизни человека;

         дать понятие о группах веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о витаминах и их значении в жизни человека;

  1. формировать гигиенические навыки и культуру поведения во время приема пищи;
  2. воспитывать чувства любви и заботы к окружающей природе и собственному организму.

Оборудование: мультимедийный компьютер с проектором, сигнальные карточки, индивидуальные задания, плакат «Город-огород».

Ход урока

Ведущий. Всем известна пословица: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — много потерял, а здоро вье потерял — все потерял».

Почему так говорят? (Ответы детей: «Нездоровый человек не может полноценно жить, ра ботать, учиться, радоваться жизни. Ему мешают боль, болезнь» и т.д.)

Сегодня мы ознакомимся со слагаемыми здоровья и выясним, что мешает нам быть здоро выми людьми. Ребята, а что нужно для того, чтобы быть здоровым человеком? (Ответы: «соблюдать режим дня, зани маться спортом, правильно питаться» и т.д.)

Итак, назовем первую необходимую предпосылку здоровья.

I. Рациональное питание.

Признаком здоровья является хороший аппетит, а он, в свою очередь, связан с правильной организаций труда, отдыха, питания.

Правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами, съедобными травами.

Если человек долго не ест, его организм начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи он может прожить около месяца. Без воды 3-4 суток

Учитель: - Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

- Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

НЕПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

Рыба

Пепси

Кефир

Фанта

Геркулес

Чипсы

Подсолнечное масло

Жирное мясо

Морковь

Торты

Лук

Сникерсы

Капуста

Шоколадные конфеты

Яблоки, груши и т. п.

Сало и т. п.

Рассмотрим Пирамиду

Сообщение «Белки». Белки – «материал» для строительства клеток. Это элементы, служащие основой многих тканей, раньше их называли «кирпичиками» тела. Рост детского организма обеспечивается образованием клеток и тканей, что происходит за счет белка.

Белки делятся на животные и растительные. Среди растений победитель по содержанию белка – соя (34 г. на 100 г продукта).

Но состав белка животного происхождения ближе к человеку. Важнейшие источники белка: сыр, мясо, рыба, яйца, молоко, печень.

Сообщение «Жиры». Жиры – основной источник энергии. Жиры также разделяют на две группы: животного т растительного происхождения.

Жиры способствуют выработке иммунитета. Они откладываются про запас, который используется при недостатке пищи и затратах энергии. Содержатся жиры в масле, орехах, сметане.

Сообщение «Углеводы». Углеводы – источник энергии для мышечной деятельности. Служат резервом питательных веществ в организме. Если человек выполняет физическую работу, то эти запасы быстро иссякают, а затем превращаются в сахар, чтобы восполнить недостаток в энергии.

Углеводы поступают в организм с продуктами растительного происхождения – картофель, мука, крупа, овощи, фрукты, ягоды.

- Сколько раз в день необходимо питаться?

Назовите. (Ответы детей)

Что такое меню? (Меню – это список блюд)

          Составление меню.

Учитель. Давайте попробуем устно составить меню.

Что вы будете есть на завтрак?

(Высказывания учащихся)

Слайд 9.

Каша – полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.

- А вы знаете из чего варят кашу? (Из различных круп)

Ведь в них много полезных питательных веществ.

- А вы знаете, что любую кашу можно сделать вкусной?

В кашу можно добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье, орешки.

Учитель. – Какое меню на обед вы составите из этих блюд?

(Высказывания детей)

Меню (выбрали)

Учитель. – А я выбрала такое меню.

Слайд 12.

- Итак, вы пообедали. Чем можно заняться после обеда? Просигнальте, если вы согласны.

(Использование сигнальных карточек)

Слайд 13.

Учитель. Во время обеда человек съедает больше всего пищи. Вот почему после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.

  1. Приближается полдник.

- Что вы будете есть на полдник? (Ответы детей)

Слайд 14.

- Молоко очень полезно для здоровья и богато питательными веществами.

- Какие молочные продукты вы знаете?

(Молоко, кефир, ряженка, простокваша, йогурт, сметана, творог, творожный сырок и т.д.).

Слайд 15.

  1. «Пора ужинать» - слайд.

Слайд 16.

- Вы узнали, что такое меню.

Выполните задание. Напишите названия блюд на: 1 ряд - завтрак, 2 ряд - обед, 3 ряд - ужин. (Озвучивают по 2-3 ученика).

Какое меню в нашей столовой?

Сообщение Дергачевой Вика

  1. Беседа об умеренности и разнообразии пищи.

Учитель. - Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

 Слайд 17.

- Что значит умеренность? (Не переедать)

- А разнообразие? (Ответы детей)

Вывод. Нужно есть разнообразную пищу. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.

Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать - мед, гречка, геркулес, изюм, масло.

Другие помогают строить организм и сделать его более сильным - творог, рыба, мясо, яйца, орехи.

А третьи - фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться - ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы и т.д.

  1. Разгадывание кроссворда.

Слайд 19.

Ведущий. Важно не только то, что мы едим, но и в какое время. Принимать пищу нужно 4—5 раз в день маленькими порциями, ни в коем случае не переедая на ночь. Почему все в один голос утверж дают, что это вредно? Давайте выясним.

3.Сообщение учащегося «Почему
нельзя есть на ночь?»

Посмотрите на рисунок: желудок, две надцатиперстная кишка, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа — это наши органы пищеварения. Как они ра ботают? Пища попадает в желудок, и там перевариваются самые крупные куски. Потом она отправляется в двенадцатипер стную кишку, где уже происходит полное переваривание пищи и разложение на та кие мельчайшие частички (о них мы уз наем в VIII классе), которые могут погло щаться кровью и питать наш организм. Для того чтобы пища переработалась, нужны специальные вещества — желчь и поджелудочный сок. Печень вырабатыва ет желчь и хранит ее в желчном пузыре. Как только пища попадает в двенадцати перстную кишку, желчный пузырь сокра щается, и желчь по протоке попадает в двенадцатиперстную кишку, а в это же время поджелудочная железа выделяет сок. Начинается процесс пищеварения. Все прекрасно! Но все дело в том, что наша двенадцатиперстная кишка ложит ся спать вместе с нами, «засыпает», т.е. перестает работать.

Что же происходит? Желудок отправ ляет пищу на доработку в двенадцатипер стную кишку, а она уже спит. Кишка рас тянута, сигнал дан: желчный пузырь и поджелудочная железа выделяют желчь и поджелудочный сок. но двигаться им не куда — кишка спит и не сокращается, я они возвращаются обратно. Желчь заста ивается в желчном пузыре, сгущается я постепенно каменеет. А ферменты подже лудочной возвращаются обратно и прини маются «переваривать» ткани самой под желудочной железы. В итоге железа вос паляется (диагноз — панкреатит), а в худ шем случае может омертветь (диагноз — некроз).

Получается, что пока человек спит, в его организме идет настоящая химичес кая война. Поэтому не зря врачи говорят, что последний раз пищу нужно прини мать минимум за два часа до сна, чтобы она полностью переработалась и наш ор ганизм ночью спокойно отдыхал.

И конечно, огромное значение имеет качество водопроводной воды, которую мы пьем, используем для приготовления пищи. Качество ее в разных городах и тер риториях различно. Причин здесь много.

Поэтому в очень многих семьях воду очищают с помощью различных фильтров от вредных примесей. Кто из вас это де лает? Какие фильтры вы используете?

Ведущий. Если мы недостаточно сле дим за своим здоровьем, то обязательно заболеваем и... лечимся. А чем лечимся? Какие вы знаете лекарства? (Называются разные таблетки.) А какие природные ле карства вам известны? (Называются ма лина, шиповник, алоэ, подорожник и т.д.) Послушайте рассказ об удивительно по лезной травке, по которой мы ходим и не замечаем ее, а если будем о ней знать, то и в аптеку реже ходить придется.

Сообщение учащегося «Удивитель ная травка».

Эта травка растет у нас под ногами. Она самая обыкновенная. Ее можно встретить и в деревне, и в городе. Назы вают ее по-разному: птичий горец, гусят ник, трава-мурава, птичья гречишка, а по - научному ее называют спорыш. Ходим мы по ней, не замечаем и серьезной ее не счи таем. А ведь она удивительная целительница и помогает при болезнях желудка, кишечника. Спорыш — это эффективное противовоспалительное, антисептическое средство, а при гриппе и ангине — силь ное жаропонижающее. Витаминов в ней больше, чем в малине, аскорбиновой кис лоты больше, чем в черной смородине, поэтому она помогает при авитаминозе (3).

Подорожник обыкновенный.  Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства подорожника. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования растения для лечения ран.

Игра «Зеленая аптека».

Задание: выбрать те растения (карточ ки с иллюстрациями), которые нам помо гут при:

  1. порезе пальца;
  2. простуде;
  3. нехватке витаминов. ( Записываем в тетрадь)

Итог. Итак, рациональное питание — это потребление чистых, натуральных продуктов, лечение природными лекарст вами и обязательное соблюдение режима питания.

На доске появляются карточки «Здоровье = рациональное питание +».

II. Активная деятельность.  «Жизнь — это движение».

Ведущий. Все мы знаем, что нужно каждый день делать зарядку. А как пра вильно ее делать?

1.        Сообщение учащегося «Зачем нужна зарядка? Какой она должна быть?»

2. В школе утомляются мышцы глаз и шеи

Сообщения

Соблюдение личной гигиены, закаливание, зарядка — все это составля ющие активной деятельности.

На доске появляются карточки «Здоро вье = рациональное питание + активная деятельность + »

III. Положительные эмоции. (На доске лист с рисунком и надписью: «Добро, кото рое ты делаешь от сердца, ты делаешь всег да себе». Л.Н.Толстой.)

Ведущий. Зная все это, не все и не всег да стараются изменить свой образ жизнь: (т.е. то, как мы живем каждый день). Что же нам мешает? Какую причину вы счи таете главной?

(Ребята перечисляют: отсутствие вре мени, лень и т.д. Идет обсуждение.)

Да, конечно, лень, но с ней способна справиться только личная воля человека Нужно поставить перед собой цель и до биваться ее во что бы то ни стало. Немец кий философ Ницше сказал: «Тот, кто зна ет, зачем жить, может вынести любое как». Но бывает, что человек на протяже нии долгого времени находится в пережи вании, стрессе, волнении или на кого-то сердится, кому-то завидует, даже злорад ствует. Другими словами, он испытывает отрицательные эмоции. А они-то, оказы вается, очень вредны для здоровья. Что бы человек был здоровым, он должен большую часть жизни испытывать поло жительные эмоции. Конечно, обстоятель ства бывают разные, всегда может про изойти то, что принесет грусть, печаль иногда и горе. А что зависит от самого человека? Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физичес кое, но и психическое здоровье?

(Надо быть добрыми, помогать друг дру гу, говорить друг другу комплименты...).

1.        Игра «Давайте говорить друг другу
комплименты». По кругу ребята кидают
друг другу мяч, делая комплименты. Кто
не находит нужных слов — выбывает из
игры.

Ведущий. Прочитайте высказывание Д.С.Лихачева (на доске): «Чтобы не попа даться в сети стресса, нужно уметь уп равлять своими чувствами*. Сделать это бывает непросто. Давайте представим раз личные ситуации.

2.        Разыгрывание ситуаций.

  1. Вы пришли с улицы на три часа позже, чем обещали; вас встречает рас серженная мама, готовая вас отругать. Ваши действия (помните: не должно быть отрицательного эмоционального всплеска).
  2. Вы получили двойку, и, может быть, вам за нее попадет. Что вы скажете роди телям? А как бы вы поступили на месте родителей?
  3. Предложите свои ситуации и их ре шение.

Итог. Вывод напрашивается сам: «Доб ро, которое ты делаешь от сердца, ты де лаешь всегда себе» (Л.Н.Толстой). Дошло до нас и мудрое наставление древнего китайского философа Конфуция: «Посту пай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы постулата по отношению к тебе». Положительные эмоции — это третье слагаемое здоровья.

На доске появляются карточки «Здоро вье = рациональное питание + активная деятельность - положительные эмоции».

А в заключение познакомьтесь с самым лучшим рецептом здоровья и счастья: «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешай те. Намажьте на кусок оглушенной вам жизни и предлагайте каждому; кого встре тите на своем пути».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 7 классе по ОЗОЖ.

Презентация к уроку в 7 классе по ОЗОЖ....

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...