Основы христианской нравственности рабочая программа для 5 класса
методическая разработка (5 класс) по теме

Основы христианской нравственности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основы христианской нравственности».

Рабочая программа для 5 класса

                                          Составила  Райкова Галина Александровна

                                                      Пояснительная записка

Программа «Основы христианской нравственности «  составлено на основе  программы дополнительного образования “Основы православной культуры”,  Т.И.Заболотновой, авторской программы «Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки» Короткова Л.Д. и  программы курса “Православная этика”.Программа ценностно-ориентационная; помогает ребенку усвоить нравственные нормы тысячелетней русской культуры, основанной на православном учении о мире и человеке. Ее содержание строится по принципу возрастания: от приобретения навыка отличать Добро и Зло к полноте Добра, Любви в Богочеловеке Иисуса Христа.

На ознакомление данного курса отводится 35 часов за учебный год (1 час в неделю)..Лучшие достижения духовной культуры у детей могут служить средством воспитания гуманистических, патриотических и нравственных чувств. Православие – это основа русской культуры. По мнению Б.П.Федотова, культура народа определяется религией, и, следовательно, православие определяет культуру русского народа. Данная программа должна познакомить ребенка с основами христианской нравственности, дать ему духовные и нравственные ориентиры в современной жизни.

        Главная цель программы – всемерно способствовать развитию духовно-нравственной личности гражданина Отечества, что предполагает постановку и выполнения ряда задач:  

1. Пробуждать в учащихся духовно-нравственные устремления к жизни Божественной.

Вдохновлять их любить Бога и учить искать волю Божию в себе

2. Заронить в них семя духовно здорового отношения ко Христу, к Церкви, к

таинствам, православному образу жизни

3. Развивать нравственные чувства не просто в смысле спокойствия совести, доброй

репутации, а в смысле спасения души

4. Помочь сохранить им до взрослого возраста желание познать Христа и иметь

единение с Ним, чтобы вера, воспринятая в детстве,  стала их собственным

убеждением

5. Дать понятия истинной красоты и благочестия

6. Изучать психологические основы общения между людьми, чтобы сами по себе

этические нормы не привели к фарисейству

7. Изучать и прививать православные нормы и правила поведения, знакомя с

различными традициями и обычаями

8. Формировать  гражданское самосознание у  ребенка, любовь к Родине и своему народу на основе знакомства с традиционной культурой русского народа.

9.Приобщать  детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, к православной традиции религиозной жизни , знакомство с Православной культурой

10.Формировать  нравственную  позицию личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие.

11.Способствовать усвоению детьми христианского искусства: иконописи, литературы и зодчества.

12.Ввести детей в круг основных христианских праздников, обрядов и обычаев

Программа включает в себя три логически связанных между собой раздела.

  1. Нравственность христианина.

Раскрывается главная заповедь Христа о любви к Богу и ближнему как основа нравственной жизни, дается христианское понимание естественных общечеловеческих нравственных основ, излагается учение о тех благодатных средствах, которые способствуют нравственному развитию природы человека и его отношению с окружающим миром.

  1. Азбука благочестия

Ведется разговор о духовном оружии против соблазнов мира, о культуре поведения, общения, церковном и светском этикете, о непоказном благочестии и благородстве души.

  1. Церковь Христова и ее благодатная жизнь.

Утверждается необходимость духовного оздоровления через воцерковление, разъясняется смысл библейских повествований, рассказывается о церковных святынях, подвижниках веры и благочестия.

Для эффективной работы по данной программе необходимо учитывать:

психологические особенности  школьников, например,. С этой целью может быть использован прием словесного иллюстрирования. Опорой для наглядно-образного мышления могут стать используемы для проведения урока различные репродукции. Для развития словесно-логического мышления необходимо на уроках задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков. Для этого можно ставить, например, вопросы, что побудило этого человека так поступить? К чему это могло привести? В рамках этой программы дети знакомятся с народными сказками и сказками авторскими, с произведениями христианских писателей и классиков русской литературы, со Священным Писанием, житиями святых и т.д. Дети обсуждают услышанное или прочитанное, иллюстрируют, инсценируют отдельные места, сочиняют свои произведения. На занятиях применяют художественно-продуктивную деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен, что реализует деятельностный принцип психического развития детей: желание и потребность ребенка выразить свои отношения и представления, создает реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка. При этом обеспечивается не формальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (семьей и сверстниками). Реализация деятельностного принципа является наиболее ценным качеством предлагаемой программы, отличающей ее от других программ, использующих духовно-нравственный потенциал художественных произведений для воспитания детей начального школьного возраста.

Программа нацелена на традиционные методы преподавания и активную творческую деятельность учащихся. Используются такие типы уроков, как урок-беседа, урок-диалог, урок-размышление, урок-тренинг. Учебная игра и урок-праздник.

Структура и содержание каждого урока индивидуальны. Ибо каждая тема требует своей интонации. Освященной Словом Божиим. Материал для занятий дается в таком порядке в такой последовательности, чтобы он являлся духовной пищей для детей, находящихся на разных ступенях духовного развития. Используется возвращение к темам. многократное рассмотрение важнейших ключевых вопросов с приведением ярких живых примеров. Чтобы дети не устали от излишнего для их душевно-нравственного состояния слышания о Боге или о церковных понятиях, чтобы не нанести им духовный вред, изучается состояние интереса ребенка и ибо  всем говорится соответственно его развитию. На достойных образах показывается пример святой жизни, чтобы дети уходили с уроков с сердечным убеждением, что церковный путь –путь настоящей жизни, чтобы прожить . ее они хотели по-христиански, чтобы, посещая храм, они не отвергли благодать и их жизнь стала бы ответом нового русского поколения суетному миру, чтобы из рода в род они бережно передавали свое духовное наследие, сокровище своего сердца – веру Православную.

Тематическое планирование.

 п\п

Тема занятия
(теоретические занятия)

К-во часов

ддата

факт

1

Без прошлого нет будущего .(Герои войны 1812 года)

1

2

Семья. Семейные ценности. Семейные традиции .Родословная моей семьи.

1

3

Как прекрасен мир вокруг, Богом сотворенный.  Мир во мне и я в мире.

1

4

Осенние  праздники, осенние труды. Народные традиции, связанные с православными праздниками Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы. Покровские храмы на Руси.

1

5

Умудренная старость. Облик пожилого человека. В.Осеева (Бабка)

1

6-7

Трудолюбие и стремление к знаниям. Труд монашества. Детство преподобного Сергия Радонежского. Чудесное исполнение его мечты. Качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность. С.Шамаева “Каждому по силам его…”

12

8

Ангел. Мир духовный и материальный. День моего небесного покровителя. Рассказы из книг серии «Зернышко»

1

9

Память. След человека не земле. (Праздники Руси календарные, храмовые, трудовые, семейные). День народного единства.

1

10

О грехе. Причины. Виды греха. Последствия греха. Церковь – корабль спасения.» Школа веры» прот. Павел Великанов

11

11

О милосердии и сострадании. Что такое милосердие? Поступки добрые и поступки добренькие. Волшебная приставка со-. Сестры милосердия и их подвиг во имя любви. Марина Люферчик “Бездомные дети”. Олег Голубев “Про Бульку”.

11

12

Рождественский пост. Дела любви. Пост, его смысл. Значение поста как средства воспитания характера. Г. Х. Андерсен “Дикие лебеди”. Что помогло героине спасти своих братьев? Легко ли ей было сносить несправедливые обиды? Почему она не пыталась спасти свою жизнь.

11

 13

По одежке встречают. Красота и безобразие. Умение видеть красоту в окружающем. Человек может создавать красоту вокруг себя. Красота души. Г. Х. Андерсен “Гадкий утенок”. Красота души отражается на лице человека.

11

14

«Друзья мои, прекрасен наш союз»

11

15

 Вежливость – важное средство примирения людей. Вежливые слова и вежливые поступки. Может ли вежливый поступок спасти жизнь? Значение слова в жизни человека. Каждое доброе слово служит вечности. М. А. Андрианов “Чудище с двумя хвостами”.

11

16

Рождество Христово и Новый год. История праздника Рождества Христова и народные традиции, связанные с ним. Чем отличаются два праздника. С. Лагерлеф “Легенда о рождественской елочке”. Г. Х. Андерсен “Девочка со спичками”.

11

17

Добрые дела. Для чего нужны добрые дела? Дерево добрых дел. Сказание о трех деревьях. Патриция Ст. Джон “Рождественский гость”. Могут ли добрые дела преобразить человека? Катаев сказка «Цветик- семицветик»

11

18

Об образе и подобии Божием в человеке. Человек каждую минуту выбирает, как ему поступить. Что такое хорошо и что такое плохо. Святая жизнь на примере жизни святого Серафима Саровского. И. Токмакова “Девочка и луч”. “Сказка о принце Фредерике” (автор неизвестен)

11

19

О добре и любви. Отношение Иисуса Христа и его учеников-апостолов к людям. Загадки и пословицы о добре и любви. Притча “Мальчик и морские звезды”. А. Пешкур “Сказка про ящерку”.

11

20

Тихий разговор с совестью. Совесть – учитель человека. Голос души, идущий от сердца. Угрызения совести. Что такое исповедь? Умей отвечать за свои поступки. Александр Вагурин “Прощай, велосипед”.

11

21

«Мы в ответе за тех , кого приручили»

(Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»  Бороздин «Белка»)

11

22

О прощении. Как и за что нужно просить прощение? Обычай покаяния в “прощеный день”. Болезнь непрощения. Стараться видеть хорошее в других. Елена Михаленко “Чудесная свечечка”.

11

23

Подвиг любви. Любовь – самое прекрасное чувство. Подвиг любви в произведении Г. Х. Андерсена “Снежная королева”. В чем сила героини? Легко ли противостоять злу? Молитва. Сила детской молитвы .Рассказы Л.Чарской

11

24

Зависть и доброжелательство. (Я радуюсь за тебя, я огорчаюсь за тебя) Правда и ложь. (Возможные последствия правдивых и ложных поступков рассказы Сухомлинского «Даже цветы покраснели» и Толстого «Косточка

11

25

Краденым сыт не будешь .О вредных привычках и о борьбе с ними. Портятся не сразу, а незаметно. Плохой пример заразителен. Не бойся ответить “Нет!” Библейская притча о Хаме. Светлана Шамаева “Отчего у дракона из ноздрей дым валит?”Детские журналы «Свечечка»

11

26

О послушании. Нужно ли быть послушным? Кого надо слушаться и почему? Десять заповедей. Борис Ганаго “Просто капуста”. Чему нас учат русские народные сказки? Анализ сказок “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Гуси-лебеди”. К чему ведут непослушание и своеволие? Когда послушание невозможно.

21

27

Гордость и высокомерие.

21

28

 Здравствуй, Пасха Красная!  Смысл и значение праздника Пасхи для православного человека. Народные обычаи, связанные с ним. Почему православные храмы венчает крест. Крест и крестное знамение. А. Майков “О Пасхе”. Л. Родина “Бабушкины куличи

 1

1

29

День женомироносиц. Сила материнской любви. Кто заботится о нас с момента нашего рождения? Женщины, прославленные в лике святых. Молитва матери. Ненецкая сказка “Кукушка”.

11

30

Милые добрые сказки.

11

31

Береги честь смолоду. Что такое надежность, верность, преданность. Рассказы о первых христианских мучениках за веру. Верность слову в рассказе А. Пантелеева “Честное слово”.

11

32

О мужестве и верности. Герои – защитники Отечества. Государственный герб России. Кто изображен на гербах России и Москвы? Рассказ о мученическом подвиге святого Георгия Победоносца. Храм Христа Спасителя. Рассказы о героях Великой Отечественной войны.

   1

33

О том, как быть уступчивым.Рассказы Л.Чарской

11

34

   

О блинах горелых и прочих невкусных вещах. Подвиг святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздник славянской письменности и культуры. Для чего была создана церковно-славянская грамота? Великий и могучий русский язык.                                    

                                                                                                           

Храмы  нашей малой Родины. (проект)

1

       1

Используемая художественная литература:

Полезно на уроках использовать рассказы В.Сухомлинского, Тургенева, Чехова, Осеевой, Пришвина, В.Даля, Л.Толстого русские народные сказки, сказки народов мира, авторские зарубежные сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Программа внеурочной деятельности "Основы духовной нравственности народов России" 5 класс

Программа внеурочной деятельности "Основы духовной нравственности народов России"...

Программа внеурочной деятельности "Основы духовной нравственности народов России" 6 класс

Программа внеурочной деятельности "Основы духовной нравственности народов России" 6 класс...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...