ОРГАНИЗАЦИЯ ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
методическая разработка по теме

Ивонинская Наталия Николаевна

 

Современная школа предполагает многолетнее планирование и проведение разнообразных мероприятий, направленных на профилактику, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового, физически активного образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx54.82 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Методические рекомендации для студентов специальности 050720 Физическая культура

Преподаватель Ивонинская Н.Н.

2012

Введение

Современная школа предполагает многолетнее планирование и проведение разнообразных мероприятий, направленных на профилактику, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового, физически активного образа жизни.

Одной из наиболее эффективных форм работы с учащимися в указанном направлении является организация и проведение в течение учебного года в каждом учреждении образования страны ежемесячных дней здоровья, спорта и туризма. Перед организаторами данных мероприятий поставлена задача использования разнообразных активных форм отдыха, снимающих накопленное в процессе обучения психическое, интеллектуальное и физическое утомление, и способствующих улучшению физической и умственной работоспособности учащихся.

Содержание дней здоровья, спорта и туризма тесно связано с учебно-воспитательным процессом и является продолжением действующих учебных программ по физической культуре. В процессе подготовки и проведения дней здоровья, спорта и туризма происходит закрепление и совершенствование учебного материала, изученного на уроках физкультуры. Кроме этого, у учащихся расширяются и углубляются знания о видах спорта и физкультурно-спортивной деятельности. В условиях спортивных соревнований формируется стойкая мотивация для занятий тем или иным видом спорта.

Нельзя не учитывать еще один существенный фактор - привлечение к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях практически всех учащихся, в том числе отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры. Данный контингент учащихся с успехом привлекается к оформлению мест соревнований, участию в мероприятиях в качестве членов жюри, судейству спортивных соревнований, а также участию в различных конкурсах, например, рисунков на спортивную тему, семейных фотографий на тему «Здоровый образ жизни» и др.

Использование многообразных форм организации и проведения дней здоровья, спорта и туризма в практике работы учреждений образования активизирует пропаганду регулярных занятий физической культурой и спортом среди учащихся, приобщает их к систематическим занятиям в физкультурных кружках и спортивных секциях.

Одним из важнейших требований, предъявляемым к дням здоровья, спорта и туризма, является достижение максимального оздоровительного эффекта для учащихся. Выбор и использование упражнений, подвижных и народных игр, спортивных соревнований должны соответствовать возрастно-половым особенностям учащихся и проводиться при безусловном соблюдении действующих правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в учреждениях образования.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА

В каждом учреждении   образования   планируются   и   проводятся   для учащихся каждую вторую субботу месяца в течение учебного года дни здоровья, спорта и туризма. Сроки их проведения определяет администрация учреждения образования по согласованию с отделом (управлением) образования.

Дни здоровья, спорта и туризма проводятся в качестве физкультурно-спортивного праздника с участием всех учащихся учреждения образования. При этом рекомендуется планировать и проводить мероприятия одновременно со всеми классами по подгруппам - отдельно для учащихся начальной, базовой и средней школы.

Продолжительность мероприятий, как правило, не должна превышать трех часов для учащихся I - IV классов, четырех часов для учащихся V - IX (X) классов и пяти часов для учащихся X (XI) - XI (XII) классов.

Тематика дней здоровья, спорта и туризма должна учитывать возраст учащихся, климатические и погодные условия, традиции учреждения образования, наличие спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, участие родителей, классных руководителей, других педагогических работников. В организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися могут участвовать представители спортивных обществ и организаций. Большой воспитательный эффект на учащихся оказывает присутствие и участие в спортивных праздниках знаменитых спортсменов, чемпионов Европы, мира, Олимпийских игр.

В содержание дней здоровья, спорта и туризма следует включать подвижные, народные и спортивные игры, игры на местности, туристские походы (пешие, лыжные и др.), соревнования по смотру уровня физической подготовленности учащихся в рамках молодёжного физкультурно-спортивного движения «Олимпийские надежды», открытые старты (дни рекордов) на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т.д. Особой популярностью у учащихся пользуются такие соревнования, как «Олимпийская снежинка», «Золотая шайба», «Неделя лыжника», «День бегуна», «День метателя», а также внутришкольные соревнования по гимнастике, баскетболу, волейболу, гандболу, теннису настольному, туризму.

Для учащихся начальных классов рекомендуется проводить детские спортивные игры «Вас вызывает Спортландия!», «Весёлые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», а в зимний период - различные мероприятия с катанием на коньках, лыжах, санках, метанием снежков и др.

Подготовка и проведение дней здоровья, спорта и туризма требует участия не только учителей физической культуры, но и всего педагогического коллектива, а также членов совета коллектива физкультуры и родительского актива учреждения образования.

На этапе организации и подготовки физкультурно-оздоровительного мероприятия или соревнований по виду спорта на учителя физической культуры возлагается организация тренировок и репетиций с учащимися,

проведение семинаров для членов жюри и судей по спорту, проведение совещаний с классными руководителями, физоргами, капитанами команд, судьями, обсуждение и корректировка содержания положения о днях здоровья, спорта и туризма, соблюдение спортивных ритуалов (парад открытия соревнований, подъем флага под гимн Республики Беларусь, награждение победителей и т.д.). При организации и проведении дней здоровья, спорта и туризма необходимо красочно оформить места проведения соревнований.

Как правило, общее руководство организацией и проведением общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий осуществляет заместитель директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

При подготовке мест соревнований необходимо соблюдать не только санитарно-гигиенические нормы, но и действующие «Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».

Организаторам внутришкольных спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий следует помнить, что школьники, не прошедшие медицинский осмотр и не получившие допуск врача, заверенный подписью и личной печатью врача или печатью медицинского учреждения, не допускаются к участию в названных мероприятиях.

При проведении дней здоровья и спорта, а также различных соревнований врач или медсестра обязаны присутствовать на месте соревнований и, при необходимости, оказывать медицинскую помощь.

Успех любого спортивного мероприятия зависит от его правильного и своевременного планирования. В годовом плане физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий учреждения образования, который утверждается руководителем общеобразовательного учреждения, предусматриваются ежемесячные дни здоровья, спорта и туризма, определяется их тематика, устанавливаются сроки их проведения, регламентируется участие в них школьников различных классов. С целью освещения хода подготовки и проведения дней здоровья, спорта и туризма используются школьные стенгазеты, объявления, бюллетени, организуются радиопередачи на спортивные темы.

Положение о проведении соревнований по видам спорта в учреждении образования должно включать в себя следующие главы:

  1. общие положения;
  1. субъекты (участники) спортивных соревнований;
  2. условия участия в спортивном соревновании;
  3. программа спортивного соревнования;
  4. условия     проведения     спортивного     соревнования     и определения победителей;
  5. награждение победителей спортивного соревнования;
  6. условия финансирования спортивного соревнования;
  7. протесты.

Для организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися разрабатываются сценарные планы, в которых, как правило, указываются:

описание организации начала мероприятия, например, торжественное построение учащихся, подъём флага, вступительное слово представителя администрации общеобразовательного учреждения, представление членов жюри, выступления знаменитых спортсменов, родителей, приглашенных и т.п.;

  1. перечень участвующих команд, их капитаны и классные руководители;
  2. порядок участия команд в конкурсах и прохождения этапов эстафет;
  3. место и время показательных выступлений лучших спортсменов школы, города, района, номера художественной самодеятельности и т.п.;
  4. описание организации закрытия мероприятия, т.е. торжественное построение учащихся, заключительное слово представителя администрации общеобразовательного учреждения, подведение итогов мероприятия, награждение победителей, призёров, классных руководителей и т.п.

Накануне дней здоровья, спорта и туризма спортивным активом общеобразовательного учреждения проводится в каждом классе организационная и воспитательная работа по максимальному привлечению всех школьников к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Классный руководитель совместно с учащимися и членами родительского комитета определяют задачи каждому ученику, разрабатывают и рисуют эмблему, выбирают девиз, определяют спортивную форму и др. Отдельно оговариваются условия участия в мероприятии учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры.

Большую помощь в организации и проведении спортивных соревнований и праздников может оказать физкультурный актив учреждения образования (физорги классов, учащиеся старших классов, активно занимающиеся различными видами спорта в детско-юношеских спортивных школах и внешкольных учреждениях.)

Учителя физкультуры проводят с физкультурным активом семинары, методические занятия, на которых вырабатываются практические навыки организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий.

Из сложившейся практики, физкультурный актив может работать в следующих направлениях:

-        оказывает    помощь    администрации   учебного    заведения,    классным
руководителям  и учителям физической культуры в организации и проведении
общешкольных дней здоровья, спорта и туризма;

-   помогает учителю физической культуры в организации и проведении внутриклассных дней здоровья, спорта и туризма;

  1. проводит   агитационную   работу   по   вопросам   физической   культуры,
    спорта  и  туризма,   используя  для  этого  стенную   печать,  радио  учебного
    заведения, фотовитрину, плакаты, альбомы;
  2. обеспечивает подготовку физкультурного инвентаря и оформление мест
    соревнований.

Большую профессиональную помощь в подготовке учащихся к предстоящим дням здоровья, спорта и туризма могут оказать тренеры ДЮСШ и СДЮШОР. Они, при необходимости, разработают положение о спортивном соревновании или сценарий физкультурно-оздоровительного праздника, предоставят для судейства соревнований тренеров по видам спорта, проведут организационно-пропагандистскую работу по широкому привлечению учащихся и их родителей к участию в соревнованиях.

Соревнования по видам спорта, входящие в программу дней здоровья, спорта и туризма, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия могут планироваться и проводиться в рамках внутришкольной круглогодичной спартакиады.

Спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводиться в следующих формах:

  1. соревнования по видам спорта между классами;
  2. матчевые встречи между классами, командами параллелей классов;
  3. дни   бегуна,   метателя,   прыгуна,   спринтера,   многоборца,   гимнаста,
    баскетболиста и т.д. (проводятся как лично-командные, так и личные);
  4. первенства учреждения образования по видам спорта (проводятся как
    лично-командные, так и личные, в которых могут принимать участие учащиеся
    близлежащих учебных заведений, например, малокомплектных школ);
  5. туристские слёты и соревнования;
  6. комплексные  соревнования по народным,  подвижным и спортивным
    играм, лёгкой атлетике, лыжным гонкам, гимнастике, допризывной подготовке;

конкурсы в отдельных упражнениях (метания снежков, набивных мячей,
броски баскетбольного мяча по кольцу и др


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Организация обучения иностранному языку в 3 классе общеобразовательных учреждений в России"

Отличительные черты третьеклассников, их возможности и особенности подхода к обучению детей в этом возрасте....

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГИМНАЗИЯ № 18

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУЯЗЫКУВ 4 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ ГИМНАЗИЯ № 18...

«Организация работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в муниципальном общеобразовательном учреждении»

В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную спосо...

статья «МИТ: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не прояви...

Организация самостоятельной работы по хоровой практике в общеобразовательном учреждении

Цель хоровой практики в школе - закрепление в непосредственной работе со школьными музыкальными коллективами хормейстерские умения и навыки, приобретённые студентами колледжа на предметах дирижёрско-х...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЛАТОРУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Формирование здоровой школьной среды, способствующей реализации системного, комплексного подхода к решению вопросов сохранения, укрепления и развития физического, психологического, социального здоровь...