Первые итоги введения ФГОС НОО из опыта работы школы № 279 г.Гаджиево Мурманской области
статья на тему

Матвиишина Ирина Васильевна

 

Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты  начального общего образования (ФГОС НОО) уже легли в основу образовательного процесса первой ступени в каждой российской школе. Но их введению предшествовала большая работа  не только авторов-разработчиков, авторских коллективов, создавших инструмент для введения стандартов – учебно-методические комплексы,  руководителей органов образования, но и кропотливая экспериментальная работа в школах субъектов Российской Федерации.

Не стали исключением и образовательные учреждения Мурманской области. Среди них оказалась и начальная (на тот момент) школа № 279 г.Гаджиево, став участником пилотной площадки по апробации ФГОС НОО.И, конечно, можно отметить первые проявления результатов введения стандартов:

-       Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся – исследовательский, творческий, продуктивный;

-       Стандарт для учителей: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных  и материальных вознаграждений;

-       Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.

Значительный  рост и успешность школы № 279 сегодня, безусловно, связаны с теми стремительными преобразованиями, которые происходят в российском образовании, а также слаженной работой педагогического коллектива и администрации школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_realizacii_fgos.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

Первые итоги введения ФГОС НОО

из опыта работы школы № 279 г.Гаджиево Мурманской области

Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты  начального общего образования (ФГОС НОО) уже легли в основу образовательного процесса первой ступени в каждой российской школе. Но их введению предшествовала большая работа  не только авторов-разработчиков, авторских коллективов, создавших инструмент для введения стандартов – учебно-методические комплексы,  руководителей органов образования, но и кропотливая экспериментальная работа в школах субъектов Российской Федерации.

Не стали исключением и образовательные учреждения Мурманской области. Среди них оказалась и начальная (на тот момент) школа № 279 г.Гаджиево, став участником пилотной площадки по апробации ФГОС НОО.

Педагогический коллектив нашей школы хорошо понимал значимость поставленной задачи, поэтому выбрал единственно верный, на наш взгляд, путь осуществления инновационной деятельности – компетентностный подход к менеджменту образовательного процесса. Деятельность по решению основных целей и задач в данном направлении была выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными Президентом Российской Федерации в стратегической инициативе «Наша новая школа».

С целью отработки организационно-управленческого механизма введения стандарта и предварительного выявления рисков, которые необходимо было минимизировать при масштабном и системном изменении в образовательной сфере, нами была осуществлена система мер по следующим направлениям: нормативное и организационное обеспечение, финансово-экономическое и организационное, кадровое и научно-методическое обеспечение, материально-техническое и информационное обеспечение введения ФГОС НОО.

В рамках реализации системы мер разработаны нормативно-правовые акты, которые полностью опубликованы в первом школьном научно-методическом журнале «Исток»; сформирован Совет по введению ФГОС НОО, который систематически отчитывается перед педагогическим коллективом и родительской общественностью о проделанной работе.

На основе примерной основной образовательной программы была разработана собственная основная образовательная программа школы (ООП), в которую на протяжении двух лет четыре раза были внесены необходимые изменения. В соответствии с новыми стандартами наша ООП стала ключевым документом, обеспечивающем качество образования. Она объединяет основное и дополнительное образование, учебную и внеучебную деятельность для достижения главной цели – раскрытия и развития потенциала каждого ученика. Благодаря этому документу у нас появилась реальная возможность повысить эффективность и доступность качественного образования за счет построения особой, характерной для нашей школы, образовательной среды.

На конец 2011-2012 учебного года в нашей школе  6 первых и 6 вторых классов (285 обучающихся, 51%) учатся в соответствии с новыми стандартами по двум учебно-методическим комплексам.

Инновации прочно вошли в нашу школьную жизнь. Но этот процесс потребовал от нас особой организации деятельности, постановки новых  задач, которые следует решать на  пути реализации новых стандартов в начальной школе.

С появлением стратегической инициативы «Наша новая школа», стандартов и новых СанПиН усилился поток требований, предъявляемых сегодня к школе. Это еще в большей мере повлияло на четкость планирования школой расходов, в т.ч. долгосрочных, заставило нас в большей мере обратить внимание на проблему экономии и бережливости ресурсов, активизировать работу по обеспечению привлекательности школы на рынке образовательных услуг. Основные результаты комплексного развития школы ежемесячно отражаются в федеральном мониторинге, представлены в публичных отчетах руководителя, на сайте школы.

К тому же требуемые изменения сопровождаются существенным преобразованием ресурсной базы, что предусмотрено в Программе развития школы, проекте перспективного развития на период до 2015 года, плане поэтапной оснащенности образовательного процесса в соответствии с требованиями стандартов к учебным кабинетам.

Что мы успели за два года модернизировать, какое оборудование приобрели, что сделали в рамках информатизации образовательного процесса? Это приобретение 5 комплектов новой мебели с эргономичными партами;  новых компьютеров в компьютерный класс, что позволило уже имеющиеся поставить в учебные кабинеты и объединить в единую локальную сеть всю школу; это установка стационарно 15 проекторов и экранов; это приобретение учебно-лабораторного оборудования «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение»; спортивного оборудования и инвентаря.

Конечно, уже устаревшая (с 1990 года) инфраструктура нашей школы, делает затруднительным осуществление дорогостоящих проектов в сроки, требуемые органами надзора и контроля, а порой – невозможными. Например, дневной сон первоклассников;  учебные кабинеты школы – полноценное многофункциональное пространство детей для организации учебной и внеучебной деятельности. Но с внедрением продуманных подходов к планированию и организации этой деятельности, эффективной реализации целенаправленных субвенций различных уровней можно сделать многое: к 1 января 2013 года мы планируем оснастить образовательный процесс на 85%.

Важным ресурсом реализации стандартов являются кадры школы. Работа с кадрами была направлена на изучение и практическую отработку нового содержания, эффективных педагогических и образовательных технологий, разнообразия  вариативности образования. Организация учительских сообществ школы  по принципу «Сотрудничество, содружество, сотворчество»: методического совета, проблемных творческих групп, методических объединений учителей начальных классов, методических объединений классных руководителей, взаимовыгодное сотрудничество с Мурманским областным институтом повышения квалификации работников образования и культуры, - позволили решить многие задачи обучения на рабочем месте, повышения квалификации, подготовки кадров к работе в новых условиях.

Сегодня  педагоги нашей школы готовы к реализации инноваций, связанных с реализацией ФГОС НОО. 58% педагогов  школы прошли аттестацию, соответствующую новым требованиям: 63% учителей – это специалисты высшей и первой квалификационных категорий, 8% - соответствуют должности. Интенсивная, четко спланированная  работа с кадрами через модульно-накопительную систему курсов повышения квалификации, обучение на рабочем месте позволила обучить в 2010, 2011 годах 100% - руководящего состава школы, 100% учителей.

Еще одним важным направлением является методическое сопровождение введения ФГОС НОО. Заместителем директора по УВР был составлен план методического сопровождения педагогов внедряющих новый стандарт. Наши учителя никогда не оставались один на один с появлявшимися проблемами, они всегда могли обратиться к администрации школы и получить помощь и поддержку. Ежегодно мы организовываем проведение Дня открытых дверей для учителей начальных классов, методистов, родителей; школьных семинаров, «мастер-классов», «круглых столов».

Сегодня поисково-творческая деятельность педагогов школы востребована  не только в пределах учреждения. Практически осознанным опытом работы, имеющимися проблемами и перспективами они активно делятся не только в рамках школьных семинаров, «мастер-классов», «круглых столов», но и в плане работы муниципальных методических объединений учителей начальных классов, успешно участвуют в фестивалях, конкурсах, конференциях различных уровней проведения.  Информация об этом размещена на школьном сайте в Публичном докладе по итогам работы в 2011-2012 учебном году (http://mounosch279.ucoz.ru/index/publichnyj_doklad/0-40).

Опыт школы по проблеме реализации стандартов заслушан на совещаниях управления образования администрации ЗАТО Александровск, августовских конференциях муниципального уровня.

Методические рекомендации и проекты Гаджиевской школы № 279 по совершенствованию комплекса условий, обеспечивающих работу образовательного учреждения по реализации ФГОС НОО, развитию научно-методического сопровождения инновационной образовательной практики сегодня представлены для широкого изучения и транслирования не только в ЗАТО Александровск, Мурманской области. Среди них:

1) модели

  1. основной образовательной программы начального общего образования;  
  2. организации образовательного процесса в условиях школы 1 ступени;
  3. Программы развития школы на 2011-2015 годы;
  4. Проекта перспективного развития на 2011-2012 годы в контексте практической реализации национальной инициативы «Наша новая школа»;
  5. организации проектной деятельности в начальной школе;
  6. общешкольной гражданско-патриотической игры «Зарничка»;
  7. внеурочной деятельности обучающихся;
  8. портфолио обучающегося, которая представляет собой итоговую форму представления достижений школьника в образовательной деятельности, комплексном развитии личности.

2) методические материалы школы  по:

  1. развитию компетентности младших школьников на уроках математики;
  2. реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников;
  3. использованию ИКТ на уроках и во внеклассной работе в начальной школе;
  4. приёмам оценивания уровня коммуникативной компетентности младших школьников;
  5. системе типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;
  6. системно-деятельному подходу в обучении;
  7. системе образования в проекте Федерального закона «Основные образовательные программы».

3) статьи из опыта школы:

  1. «Школа в условиях подготовки к внедрению ФГОС второго поколения»;
  2. «Использование в учебном процессе интерактивной доски как средства активизации деятельности учащихся»;
  3. «Работа с родителями в форме социального партнёрства в условиях модернизации образования».

                Важным в организации деятельности по переходу на новые стандарты стала для нас и работа по систематизации подхода к  внутришкольному мониторингу и контролю деятельности  школы, направленную на качество результата.

Внедрение инноваций, изменение правового статуса  потребовали пересмотра  и нормативно-правовой базы школы, нашли отражение в совершенствовании структуры  управления учреждением. Эти изменения позитивно сказались на расширении партнерства школы, направленного на комплексное развитие образовательного процесса, условий для его осуществления.

Отмечу, что широкое привлечение педагогов школы к самообразованию, сотрудничеству по освоению живых инноваций в образовании, повышение заработной платы до уровня работников в экономике Мурманской области, возможность ежемесячного дифференцированного стимулирования их труда стали значимы для учителей, положительно отразились не только на развитии школы в целом, но и на профессиональном росте учителя, активном желании представлять свой опыт на конкурсах, семинарах, конференциях. Соотношение количества участников педагогических конкурсов, конференций, семинаров за последние 2 года составляет  в среднем около 60% от всех педагогических работников школы.

Такой подход отразился на  увеличении заинтересованности учителей в качественном показателе обученности школьников (ежегодно качество знаний обучающихся увеличивается на 3 %, в этом году 100% обученность), активизации работы с талантливыми детьми, резервом обучающихся, сотрудничестве педагогов со службами сопровождения по совершенствованию внутриклассной  диагностики, ее роли в оценке учебных достижений школьников,  решению проблем  адаптации, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Традиционно в школе были организованы и проведены олимпиады для учащихся 2-х классов. Впервые в этом учебном году состоялся  интеллектуальный марафон среди учащихся 1-ых классов. В школьном интеллектуальном марафоне приняли участие 32 учащихся 1-ых классов. Из них 2 участника стали победителями, 09 участников – призерами.  Все участники выполняли задания из двух областей знаний: «Филология» и «Математика».  

В 1-2-х классах с 1 сентября 2011 года был изменен подход к организации дополнительного образования обучающихся. В школе был открыт 21 кружок только на базе 1-2-х классов с целью реализации стандарта второго поколения, которые проводились учителями первых-вторых классов. В каждом классе учитель вел кружок проектной деятельности и (или) предметные кружки. Учителями физкультуры реализовывалось спортивно-оздоровительное направление. Для организации занятости обучающихся во внеурочное время в системе дополнительного образования детей были заключены договоры с детской спортивной юношеской школой, домом детского творчества, центром творчества и досуга. Часть кружков и спортивных секций проводилась на базе школы, что было очень удобно для обучающихся и родителей. Также для обучающихся по запросам родителей были открыты группы продленного дня разной продолжительности. Во время нахождения в ГПД первоклассники имели возможность заниматься фитодизайном, тестопластикой, либо изонитью. Каждый учащийся 1-2-го класса был охвачен дополнительным образованием. В среднем по итогам года количество часов внеурочной деятельности на одного ученика составило 4,5 часа.

Стандарты предъявили и определенные квалификационные требования к личности руководителя, что побудило меня с 2010 года ежегодно участвовать во всероссийском конкурсе «Директор школы», дважды стала лауреатом этого конкурса, в этом году опять вышла во второй этап. В 2011 году приняла участие в VII Всероссийском форуме руководителей образовательных учреждений в г.Москва. Эти формы работы укрепили мои знания как руководителя, позволили по-новому увидеть систему стратегического планирования развития школы.

В работе по обновлению образовательного процесса школы, связанной с реализацией стандартов,  нам было важно увидеть поддержку родительской общественности. Просветительская работа школы через Совет школы, Совет родителей и классные родительские комитеты, родительские собрания, обновление материалов школьного сайта по проблеме введения стандартов направлена, прежде всего, на разъяснение значимости перемен в образовании, ключевые моменты и ориентиры.

Это позволило родителям осознать масштаб и прогнозировать положительность перемен, связанных с реализацией ФГОС; успешно в сотрудничестве со школой выстроить формы внеурочной деятельности согласно обозначенным направлениям; стать нашими союзниками, что закреплено сегодня общественным договором школы и родителей.

Очень большая работа была проведена именно в этом направлении. Сегодня родители наших учащихся – наши соратники, помощники, даже в некотором роде сподвижники. Введение новых образовательных стандартов совпало с процессом оптимизации штатного расписания, уменьшения числа «прочего» персонала в школе. В результате мы остались, в частности, без старших вожатых, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования. А это те самые необходимые должности для реализации внеурочной деятельности детей. Но нами был найден выход. Создали методические объединения классных руководителей на каждой параллели (их получилось четыре), закрепили за каждой параллелью основные общешкольные мероприятия в течение всего учебного года. Например, праздник «Посвящение в ученики» готовит параллель 1-х классов, ответственный руководитель МО классных руководителей 1-х классов. Или, праздник «До свидания, школа начальная!» готовит параллель 4-х классов, ответственный руководитель МО классных руководителей 4-х классов. Ну, а к родителям обратились с просьбой выступить в роли артистов на подобных мероприятиях. Получилось! Наши дети были в восторге, когда видели своих родителей на сцене. Это является и важным воспитательным моментом: очень сближает детей и родителей.

Значимым в воспитательной системе школы является проведение гражданско-патриотической игры «Зарничка» на протяжении всего учебного года. Игра состоит из 5-ти этапов, в которых принимают участие все классы школы. Это совместное коллективно-творческое дело учащихся, классных руководителей, родителей. Подробно информацию о проведении игры можно найти на сайте школы в Публичном докладе школы.

В этом учебном году совместно с родителями было разработано Положение о конкурсе «Ученик года-2012» и в период с февраля по май был проведен конкурс. В конкурсе приняли участие 38 учащихся 1-4-х классов, в каждой параллели был выбран победитель и в финале четверо учащихся «боролись» за звание лучшего ученика. В результате победителем стал Румшевич Артур, ученик 2б класса.

Родители наших учеников принимают активное участие в жизни школы и мы уверены, что введение стандартов второго поколения сыграло в этом немаловажную роль. Практически во всех мероприятиях наши родители являются спонсорами для награждения учащихся. И большое им спасибо за это.

Особое место в информационно-образовательной среде нашей школы сегодня уделено организации инклюзивного образования. Школой предоставлены различные формы образования (в т.ч. индивидуальное, коррекционно-развивающее), выбор индивидуального маршрута, поддержка успешности его реализации службами сопровождения; в каждом учебном кабинете имеется доступ к сети Интернет. Более 60% младших школьников пользуются возможностями дистанционного обучения, среди них – два ребенка-инвалида, обеспеченных самой современной техникой. Нашей школой и далее планируется развитие возможностей дистанционного обучения, расширение школьных интернет-сообществ, привлечение обучающихся  к активному участию в дистанционных конкурсах, в которых у наших ребят уже есть значимые результаты не только на уровне муниципалитета, области, но и России, Международном. И хочется отметить, что участие учащихся, которые обучаются по ФГОС НОО, в разы превышает и количество участников, и число победителей и призеров. Результаты участия можно найти на школьном сайте (http://mounosch279.ucoz.ru/index/dostizhenija_uchashhikhsja/0-24). В 2010 году было разработано положение о «Портфолио обучающихся», на основании которого у каждого учащегося 1-2-х классов оформлено «Портфолио».

Целенаправленность действий администрации школы  по выполнению требований к условиям образовательной деятельности согласно ФГОС позволила нам не только создать нормативную основу введения и реализации ФГОС, поэтапно реально оценить наши возможности, но и предпринять первоочередные меры по сохранению здоровья участников образовательного процесса: привести в соответствие с требованиями медицинский кабинет школы, оснастить школу современной  мебелью, учебно-лабораторным, компьютерным, учебно-методическим оборудованием, остановиться на решении проблемы обеспечения безопасности  участников образовательного процесса, довести до высокого уровня организацию питания в школьной столовой. Безусловно, решить в одночасье все задачи, невозможно. Но в условиях имеющегося финансирования, продуманного расходования  целевых федеральных субвенций, внебюджетных  ресурсов школы, уже сегодня можно сделать очень многое.

И, конечно, можно отметить первые проявления результатов введения стандартов:

  1. Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся – исследовательский, творческий, продуктивный;
  2. Стандарт для учителей: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных  и материальных вознаграждений;
  3. Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.

Значительный  рост и успешность школы № 279 сегодня, безусловно, связаны с теми стремительными преобразованиями, которые происходят в российском образовании, а также слаженной работой педагогического коллектива и администрации школы.

        С 1 сентября 2012 года наша школа меняет статус: из «начальной» мы становимся «основной». И на сегодняшний день 80-ю родителями написаны заявления в 5-й класс, а это значит, что из неполных пяти классов в городе мы откроем три. Это ли не оценка деятельности нашей школы № 279?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые результаты введения ФГОС НОО: проблемы и пути решения.

В данном материале рассматриваются первые результаты внедрения ФГОС НОО в КОГОАУ СОШ г. Лузы, которая в 2010 году вступила в пилотный проект и успешно его реализует уже в 1-3 классах....

Введение ФГОС по математике в средней школе

Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наря...

Работа с одарёнными детьми в рамках внедрения ФГОС ( из опыта работы школы)

« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».                          ...

Возможности технологического компонента основной образовательной программы в реализации ФГОС НОО (из опыта работы школы)

В статье представлен перечень технологий,применяемых в начальной школе. Дана характеристика и методические возможности технологическому компоненту основной образовательной программы ФГОС НОО....

Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777

Экологическое воспитание учащихся  в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...

Организация методического сопровождения введения ФГОС ООО через организацию работы школьных творческих групп педагогов

Прежде чем на практике реализовывать план введения ФГОС ООО, включиться в инновационный процесс,  необходимо  приобрести определённый багаж теоретических знаний.На современном этапе развития...

Формы организации работы учителя гимназии в условиях ФГОС. Подготовка к введению третьего поколения. Из опыта работы.

В статье представлен опыт работы методической учителя по подготовке к введению ФГОС третьего поколения в гимназии....