Главные вкладки

    Финансовые механизмы стимулирования труда учителя на примере модели ГБОУ Школы №268 Невского района Санкт-Петербурга
    статья по теме

    Широкова Ирина Мефодевна

    В докладе представлено обоснование актуальности решения проблемы материального стимулирования учителя в современных условиях, приведены принципы проектирования систем оценки качества труда учителя. Раскрыты этапы работы по материальному стимулированию в рамках образовательной системы школы, показана взаимосвязь между различными видами доплат, надбавок, премий. Доклад адресован руководителям образовательных учреждений, представителям педагогической общественности, социальным партнёрам в системе образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon shirokova_i.m._finansovye_mehanizmy_stimulirovaniya.doc180 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

    «Финансовые механизмы стимулирования труда учителя на примере модели ГБОУ Школы №268 Невского района Санкт-Петербурга»

    Широкова Ирина Мефодевна, директор ГБОУ Школы №268  Невского района Санкт-Петербурга

    В докладе представлено обоснование актуальности решения проблемы материального стимулирования учителя в современных условиях, приведены принципы проектирования систем оценки качества труда учителя. Раскрыты этапы работы по материальному стимулированию в рамках образовательной системы школы, показана взаимосвязь между различными видами доплат, надбавок, премий. Доклад адресован руководителям образовательных учреждений, представителям педагогической общественности, социальным партнёрам в системе образования.

    В настоящее время в практике управления образованием значительное внимание уделяется совершенствованию финансовых механизмов стимулирования качества труда учителя. Необходимость создания моделей поддержки творческих, высокопрофессиональных кадров определена в таких документах федерального уровня, как Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2012-2018 годы», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 26.11.2012 №2190-р, а в Санкт-Петербурге - Распоряжение Комитета по образованию от  11.10.2011 №2048-р «Об утверждении Критериев оценки качества труда учителей государственных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга».

    При разработке Программы развития на период до 2015г. коллективом Школы, при научном руководстве канд.пед.наук, доцента кафедры управления и экономики образования СПбАППО Н.А.Юдиной, были определены целевые ориентиры комплекса мер финансового стимулирования:

    1. Развитие механизмов общественной экспертизы качества труда учителей, предоставление учителям возможности объективного оценивания качества собственного труда;
    2. Формирование базы локальных актов в области материального стимулирования;
    3. Укрепление кадровой стабильности Школы;
    4. Привлечение в Школу молодых специалистов;
    5. Повышение мотивации учителей к профессиональному самосовершенствованию;
    6. Рост активности учителей во внеклассной работе, общественной жизни школы.

    Проектирование системы экономической поддержки качества труда учителей  основано на следующих принципах, позволяющих созданной модели быть максимально объективной:

    1. Наличие нормативной и научной базы, обеспечивающей обоснованность и справедливость системы оценивания.
    2. Общественная открытость, предполагающая активное включение учителей и представителей общественных объединений школы (профсоюзный комитет, комиссии по материальному стимулированию, методические объединения).
    3. Своевременное информирование учителей как о критериях, так и результатах оценивания их труда.
    4. Гибкость и адаптивность системы, предполагающие введение новых параметров оценивания, а также отказ от параметров, не способствующих росту качества работы учителя.
    5. Поддержка личных инициатив (участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях, секциях, тематических неделях, публикациях.)
    6.  Комплексный подход к оценке качества труда учителя, включающий как количественные критерии, так и качественные («удовлетворенность», «соответствие», «степень», «полнота реализации ожиданий»).
    7. Вариативность форм материального стимулирования, предполагающая сочетание доплат, надбавок, премий.
    8. Привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе, включение учителей в систему оказания платных образовательных услуг.
    9. В ситуации, когда отдельные учителя будут нацелены на получение максимальных баллов в личном портфолио, необходимо предусмотреть механизм финансовой поддержки учителей, которые, качественно выполняя работу, не всегда публично представляют её результаты.
    10. Пропорциональность оценивания достижений. Очевидно, что стабильность высоких показателей ЕГЭ выпускных классов на протяжении ряда лет – и обеспечение отдельному ученику разового успеха на олимпиаде, пусть даже городской или региональной - предполагают разный уровень трудозатрат учителя.
    11. Учёт значимости вклада личности каждого учителя в развитие школы как единой образовательной среды (работа ГБОУ Школы №268 как экспериментальной площадки районного уровня, участие в системе наставничества)
    12. Учёт возможных рисков. Необходимо оценить предпосылки возникновения значительных разрывов в доходах учителей, опасность увеличения нагрузки, вероятность погружения учителей в непрерывный процесс «самопродвижения» в ущерб повседневной работе с детьми).

    Итогом реализации данных принципов на практике проектирования стало создание структуры материального стимулирования учителей ГБОУ Школы №268. Однако в схеме приведены лишь отдельные примеры доплат и надбавок. В Положении о материальном стимулировании работников прописаны десятки оснований, позволяющих оценить эффективность труда учителя по различным параметрам. Перечни критериев регулярно обновляются с учётом предложений учителей.

    Работа по определению конкретных видов и объёмов выплат, стимулирующих качество труда учителей, строится в ГБОУ Школе №268 в несколько этапов.

    Первый этап - сбор информации о качестве работы учителей за отчётный период.

    Второй этап – количественная обработка результатов самооценки учителей.

    Третий этап – корректировка и дополнение полученных показателей органами самоуправления Школы, профильными методическими объединениями и службами.

    Четвертый этап – обсуждение и принятие итоговых документов комиссией по распределению фондов стимулирования.

    Пятый этап – ознакомление педагогической общественности с итогами работы по материальному стимулированию.

    Показателем эффективности выбранной модели материального стимулирования являются данные о средней заработной плате учителей ГБОУ Школы №268, составившей за 2012 год 118% от средней заработной платы по экономике Санкт-Петербурга.

    Перспективой развития модели материального стимулирования качества труда учителей выступает идея «эффективного контракта», изложенная в «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2012-2018 годы», предполагающая включение в трудовой договор условий материального стимулирования по результатам труда учителя.

    ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

    1. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2012 - 2018 годы».
    2. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 11.10.2011 №2048-р «Об утверждении Критериев оценки качества труда учителей государственных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
    1. Заева Е. Зарплата зависит от качества работы. – Учительская газета, №10 - 06.03.2012.
    2. Потёмкина Т.В. Принципы проектирования системы оценки профессиональной деятельности учителя. - Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №8(16), 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчетный доклад о работе ШМО ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербург

    В этом докладе я рассказываю о целях и задачах ШМО. Сделан полный отчет о работе МО за 2012 и 2013 учебный год....

    Отчет о работе ШМО ГБОУ лицея №329 Невского района Санкт-Петербурга

    В данном представлена работа МО учителей английского языка за период с 1 декабря 2013 года по 3 марта 2014 года. Работа представлена в виде документа и презентации к нему....

    История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

       В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

    Методическая разработка урока по английскому языку по теме Travelling на основе презентации учителя английского языка ГБОУ школы 688 Приморского района Санкт-Петербурга

    Люди любят путешествовать. Маршруты и способы  путешествий зависят от личных интересов людей и их бюджета. Вы можете отправиться в путешествие самолётом, поездом или на корабле. У каждого из этих...

    Программа развития ГБОУ школы № 346 Невского района Санкт-Петербурга

    Программа развития создана на основе анализа работы ГБОУ школы №346 Невского района Санкт-Петербурга.  В Программе  охвачены все основные направления работы образовательного учреждения, опре...

    Особенности социальной работы в ГБОУ СОШ №512 Невского района Санкт-Петербурга

    Данный материал содержит перечень методик, рекомендаций, направлений в работе социального педагога....