рабочая программа по математике
рабочая программа по теме

Спасская Любовь Анатольевна

Данная рабочая программа составлена для профессий технического и социально-экономического профилей на 295 и 272 учебных часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_matematika-295272.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕМАТИКА

2011г.


Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) Повар, автомеханик,  Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию, продавец, секретарь –референт.

Организация-разработчик:

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №103 Московской области

Разработчики:

Спасская Л.А.. –преподаватель ГОУ НПО ПЛ № 103

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

16

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

19


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕМАТИКА

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО технического профиля, социально-экономического профиля.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

- при освоении профессий НПО технического и социально-экономического профилей информатика и ИКТ изучается как профильный учебный предмет  

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
  2. находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
  3. выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
  4. вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции
  5. использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
  6. находить производные элементарных функций;
  7. использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
  8. применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
  9. вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
  10. решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
  11. использовать графический метод решения уравнений и неравенств; изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
  12. составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
  13. решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
  14. вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов
  15. распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  16. изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  17. строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды, решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  18. использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  19. проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  2. значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  3. универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  4. вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося

 в техническом профиле  383 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 295 часов;

из них:  на I  курсе – 108 часов

на II курсе - 143 часа

на  IIIкурсе – 44 часа

самостоятельной работы обучающегося 88 часов.

максимальной учебной нагрузки обучающегося

 в социально-экономическом профиле  353 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 272часа;

из них:  на I  курсе – 120 часов

на II курсе - 119 часов

на  III курсе – 33 часа

самостоятельной работы обучающегося 81 час.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Технический профиль

Социальноэкономический профиль

Максимальная учебная нагрузка (всего)

353

383

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

295

272

в том числе:

     лабораторные занятия

     практические занятия

263

240

     контрольные работы

32

32

     курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

88

81

в том числе:

     самостоятельная работа с конспектом , учебником, справочной литературой

42

35

Тематические самостоятельные работы

46

46

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Математика

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов,

профиль

Уровень освоения

1

2

3

4

Социально- экономический

Технический профиль

Введение

Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

1

1

Раздел 1. 

АЛГЕБРА

95

80

Тема 1.1.

Развитие понятия о числе

Содержание учебного материала

1


2


3

4

Целые и рациональные числа.

Действительные числа.

Приближенные вычисления. 

Комплексные числа 

10

20

2

Практические занятия

1

Приближенное значение величины и погрешности приближений

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы

Тема 2.

Корни, степени и логарифмы


















Содержание учебного материала

1


2


3





4



5


Корни и степени.

Корни натуральной степени из числа и их свойства.

Степени с рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показателями. Свойства степени с действительным показателем.

Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество.

Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию.

14

22

1

Практические занятия

1

Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений.

10

6

Самостоятельная работа обучающихся

  1. систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы.

Тема 3.

Основы тригонометрии

Содержание учебного материала

1




2




3




4

Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа.

Основные тригонометрические тождества, формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла.  

 

Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.


Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства.

20

24

2

Практические занятия

1


2

Преобразования простейших тригонометрических выражений.

Решение тригонометрических уравнений неравенств.

10

8

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента

Тема 4.

Функции, их свойства и графики














Содержание учебного материала

1






2








3

Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами.

Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.

Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.

9

12

3

Практические занятия

1

построение графиков функций, заданных различными способами.

6

4

2

Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция).

Тема 5.

Степенные, показател ьные, логарифмические и тригонометрические функции


1


2

Определения функций, их свойства и графики.


Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у = х, растяжение и сжатие вдоль осей координат

6

4

Практические занятия:

Обратные тригонометрические функции

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы.

Раздел 2. 

НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

70

86

Тема 2.1.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Содержание учебного материала

1




2

Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. 

Понятие о пределе последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.

8

14

1

Самостоятельная работа обучающихся

Существование предела монотонной ограниченной последовательности.

Тема 2.2.

Понятие о непрерывности функции

Содержание учебного материала

1



2

3







4

Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл.

Уравнение касательной к графику функции.

Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции функции.

Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков.

12

26

3

Практическая работа

1

Применение производной к исследованию функций и построению графиков

2

2

2

Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком.

Тема 2.3.

Первообразная и интеграл

Содержание учебного материала

1

Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции.

Формула Ньютона— Лейбница.

4

18

3

Практическая работа:

1

Нахождение площади криволинейной трапеции

6

6

Самостоятельная работа обучающихся

Примеры применения интеграла в физике и геометрии.

Тема 2.4.

Уравнения и неравенства






Содержание учебного материала

1


2






3




Равносильность уравнений, неравенств, систем.

Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод).

Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.

32

28

3

Практическая работа:

1

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств

4

4

Самостоятельная работа обучающихся

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.

Раздел 3

КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

30

29

Тема 3.1.

Элементы комбинаторики

Содержание учебного материала

1

Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов.

10

13

3

Практическая работа:

1

Решение задач на перебор вариантов.

4

4

Самостоятельная работа обучающихся

Треугольник Паскаля.

Тема 3.2.

Элементы теории вероятностей




Содержание учебного материала

1

Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел.

10

10

3

Самостоятельная работа обучающихся

систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы.

Тема 3.3.

Элементы математической статистики

Содержание учебного материала

1




2

Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана.

 Понятие о задачах математической статистики. Решение практических задач с применением вероятностных методов

6

6

3

Самостоятельная работа обучающихся

систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы

РАЗДЕЛ 4

ГЕОМЕТРИЯ

100

88

Тема 4.1.

Прямые и плоскости в пространстве

Содержание учебного материала

1





2





3

Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей.

Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей.

Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости.

Параллельное проектирование. 

32

26

3

Самостоятельная работа обучающихся

Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур.

Тема 4.2.

Многогранники











Содержание учебного материала

1


2



3


4




5


6

Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.

Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.

Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр.

Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.

Сечения куба, призмы и пирамиды.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр)

14

14

3

Самостоятельная работа обучающихся

систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы

Тема 4.3.

Тела и поверхности вращения

Содержание учебного материала

1



2

Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. 

Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере

14

14

Самостоятельная работа обучающихся

Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.

Тема 4.4.

Измерения в геометрии

Содержание учебного материала

1


2


3



4


5

Объем и его измерение. Интегральная формула объема.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра.

Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса.

Формулы объема шара и площади сферы.

Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел

24

20

3

Самостоятельная работа обучающихся

систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы

Тема 4.5.

Координаты и векторы

Содержание учебного материала

1




2






3

Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.

Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.

16

14

3

Самостоятельная работа обучающихся

систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) 

Всего:

272

295

 

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

«Математика»

Оборудование учебного кабинета:

  1. посадочные места по количеству обучающихся;
  2. рабочее место преподавателя;
  3. комплект учебно-наглядных пособий;
  4. карточки –задания  для индивидуальной, групповой работы учащихся
  5. контрольные, проверочные работы к каждой теме курса
  6. тестовые задания к каждой теме курса

Технические средства обучения:

  1. Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  2. мультимедиапроектор.
  3. экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:выполнять арифметические действия над числами,находить значения корня,степени,логарифма.

Контрольные работы

Вычислять значение функции по заданному значению аргумента.

тестирование

Строить графики изученных функций.

Самостоятельные работы

Использовать производную для изучения свойств функции и построения графиков.

Вычислять в просткйших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла.

Решать рациональные,показательные,логарифмические,

тригонометрические уравнения.

Испорльзовать графический метод решения уравнений и неравенств.

Решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....