методическая разработка
методическая разработка по теме

Козлова Светлана Александровна

 

«Повышение качества уроков производственного обучения на основе применения разнообразных видов самостоятельной деятельности обучающихся и информационных технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации Владимирской области

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Профессиональный лицей № 40»

Методическая разработка

- в помощь мастеру производственного обучения по профессии «Коммерсант в торговле»

«Повышение качества уроков производственного обучения на основе применения разнообразных видов самостоятельной деятельности обучающихся и информационных технологий»

                                                           

                                                                           Автор:                

                                                                                 

Козлова Светлана Александровна

 Мастер производственного обучения

г. Владимир, 2010 год

Рассмотрена методической комиссией мастеров производственного обучения продовольственного профиля по профессии «Коммерсант в торговле»

Протокол №  1 от « 27 » августа 2010г.

Председатель __________________ Козлова С.А.

Рецензенты: Земскова Г.И. – методист «Профессионального лицея № 40»

СОДЕРЖАНИЕ.

Стр.

  1. Содержание                                                                                                 3
  2. Введение                                                                                                      4
  3. Теоретическая часть.

Методы и приемы активизации самостоятельной деятельности

обучающихся                                                                                              5-6                                                                  

  1. Пояснительная записка
  1. Тип, цели и методы проведения урока                                               7
  2. Материально-техническое оснащение                                               8
  3. Структура и содержание урока                                                           9-14

     5. Заключение                                                                                                 14

     6. Перечень литературы                                                                                 15

     7.Приложения:

     7.1. Электронная презентация исследовательской работы обучающихся

            по изучению покупательского спроса на товар                                   16-17

     7.2. Инструкционные карты по изучению ассортимента товаров             18-21

     7.3. Опорные конспекты по ассортименту товаров                                     22

2. ВВЕДЕНИЕ.

        В данной методической разработке рассматривается проблема, связанная с обучением по профессии «Коммерсант в торговле». Раскрыты направления совершенствования методики проведения уроков производственного обучения с применением новых форм обучения с целью активизации самостоятельной мыслительно-познавательной деятельности обучающихся и повышения профессионального мастерства.

        Методический материал может оказать помощь мастерам производственного обучения в организации эффективного учебного процесса. В работе приведены авторские приемы разработки структуры и содержание урока в условиях, когда процесс обучения осложнен недостатком учебной литературы и высокой информационной загруженностью обучающихся.

        В своей педагогической работе широко применяю разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся как основы развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. В течение последних 3 лет внедряю активные формы обучения и наблюдаю положительные результаты. Повышается качество обучения, успешно формируются общие и профессиональные компетенции обучающихся.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

        Будущих специалистов необходимо готовить к непрерывному образованию и самообразованию, формировать у них потребность самостоятельно приобретать и пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке технической, справочной и научной информации. Этого можно добиться через самостоятельную работу, в процессе которой значительно улучшается память, активизируется внимание, развиваются воображение, мышление, речь.

        Самостоятельную работу можно использовать при изучении нового материала, закреплении знаний, умений и навыков. Она может иметь различные формы, которые зависят от дидактических целей урока, содержания учебного материала, уровня подготовки и восприятия обучающихся.

        

При выборе заданий для самостоятельной работы на уроках производственного обучения учитываю индивидуальные способности обучающихся, темп работы каждого, определяю объем, основную и вспомогательную части. Очень важно, чтобы для меня обучающиеся с низким темпом работы завершали основную часть задания на уроке.

        Сильным обучающимся предлагаю выполнить задание на уроке, более слабым - выполнить основной опорный конспект, а остальное доделать дома.

        Эффективным методом закрепления нового материала являются опорные конспекты открытого и закрытого типа, позволяющие охватить большое количество информации, установить связь между видами учебной информации, последовательность ее усвоения.

        Тип опорного конспекта зависит от изучаемого материала, темы, поставленных целей. Поэтому информация в нем может быть представлена в условных обозначениях, символах, отдельных словах, схемах, а также в виде небольшого текста, образующего как бы второй эшелон опоры в виде гипертекста.

        При проверке и закреплении знаний обучающихся использую следующие виды контроля:

  1. Опорный, чтобы выявить, насколько прочно, ими усвоен материал опорного конспекта
  2. Тестовый контроль в различных вариантах.

          Осуществляю активизацию самостоятельной деятельности обучающихся с использованием следующих методических приемов:

  1. Разноуровневые тестовые задания для контроля знаний и умений с использованием средств ИКТ;
  2. Практико-ориентированное обучение в ходе работы обучающихся в парах, группах, бригадах;
  3. Проведение обучающимися поисковой работы для маркетинговых исследований  по брендовым товарам ведущих поставщиков;
  4. Индивидуальная, групповая работа обучающихся по решению проблемных и нестандартных ситуаций из реальной жизни в ходе обслуживания покупателей в магазине;
  5. Самостоятельная подготовка обучающимися презентаций по ассортименту брендовых продовольственных товаров;
  6. Защита электронных презентаций обучающихся с помощью мультимедийного проекта;
  7. Индивидуальная отработка профессиональных приемов по определению качества товаров;
  8. Работа с ГОСТами;
  9. Отработка и закрепление приемов консультирования покупателей с демонстрацией правил работы на слайсере и упаковка товара.

4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПЛАН

ОТКРЫТОГО УРОКА

Мастера п/о Козловой С. А.

Группа 3-3, III курс

Специальность: «Коммерсант в торговле»

Тема программы: № 3 «Изучение ассортимента товаров»

Тема урока: «Распознавание видов и ассортимента копчёных колбас, новые технологии производства»

4.1.

Цели урока:

Обучающая:  сформировать знания, умения, и навыки по изучению ассортимента, показателей качества, условий и сроков хранения копчёных колбас;

                - расширить знания, умения и навыки по консультированию покупателей;

                - обобщить знания о современных технологиях производства колбас.

Развивающая: развить у обучающихся умения выделять главное в проблеме, анализировать, делать обобщения, выводы, формировать задачи, ответы, принимать самостоятельные решения, решать проблемные ситуации, задачи, применять имеющиеся знания на практике. Развить профессиональные компетенции в соответствии с моделью выпускника.

Воспитательная: продолжить формирование активной жизненной позиции, осознанной потребности в труде, творческого начала, понимания знания мобильности профессиональных знаний.

Тип урока: урок по выполнению комплексных работ – занятие, на котором при выполнении простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии.

Метод проведения: - урок-презентация брендовых товаров по изучению ассортимента копчёных колбас с элементами проведения мастер-класса;

                - интерактивные методы обучения на основе применения информационно-компьютерных технологий;

                - активизация мыслительной деятельности обучающихся в результате применения практико-ориентированных методов обучения (работа в парах, малых группах)

                - маркетинговые исследования, ситуации из реальной жизни.

Уровень усвоения: II и III уровень усвоения знаний в соответствии с Госстандартом начального профессионального образования по программе «Коммерсант в торговле».

Место проведения: учебно-производственный магазин «Элеком» ООО «Spar- Владимир»

4.2.

Межпредметная связь:

  1. Товароведение продовольственных товаров
  2. Торговые вычисления
  3. Технология работы магазина
  4. Оборудование торговых предприятий
  5. Химия
  6. Экология

Материально-техническое оснащение урока:

  1. Закон «О защите прав потребителей»
  2. Госстандарт на копчёные колбасы
  3. «Правила продажи отдельных видов товаров»
  4. Натуральные образцы копчёных колбас
  5. Комплексное оснащение урока:
  1. Электронная презентация учебно-производственного магазина ООО «Спар-35» по совершенствованию профессиональных компетенций
  2. Электронная презентация брендовых товаров различных фирм
  3. Доклады обучающихся
  4. Опорные конспекты
  5. Результаты миниисследований обучающихся в виде слайдов
  6. Ситуации из реальной жизни
  7. Контрольно-измерительные инструменты
  8. ГОСТы на колбасные изделия
  9. Сертификаты соответствия, качественные удостоверения
  10. Тестовые задания (II и III уровня)
  11. Торговое оборудование: слайсер, горячий стол, электронные весы, магнитная доска и динамическое пособие с комплектом тестов-заданий и др.
  1. Используемая литература:
  1. Товароведение продовольственных товаров     А.М. Новикова
  2. Основы торговли. Розничная торговля.     О. А. Щур
  3. Журнал «Новое в торговле»    г. Москва

4.3. Ход урока:

                

Структура урока

Деятельность мастера п/о

Деятельность обучающихся


I. Организационный момент


Проведение линейки


Доклад дежурного о готовности группы.


II. Вводный инструктаж
















Мотивационная установка учебно-познавательной деятельности
















Привлечение к проведению урока руководителя п/о





Заслушивают доклад обучающегося


- сообщение и обоснование темы и целей урока в соответствии Госстандарта по профессии «Коммерсант в торговле»

- целью практического занятия является закрепить знания, умения, навыки видов и ассортимента копчёных колбас, отличительные особенности, показателей качества, расшифровка маркировочных обозначений, умению давать правдивую рекомендацию покупателям.

- совершенствовать навыки подготовки к продаже, нарезать.


На российском рынке появляется всё больше новых продуктов, возрастает рекламная активность, происходит рост потребления более качественной, дорогой продукции, а некоторые производители пытаются выпускать «новинки» по принципу поразить оригинальностью. На сегодняшний момент сегмент колбасных изделий по учебному магазину «Элеком» ООО «Спар-Владимир» занимает 45% объёма всего рынка мясных товаров. Рейтинг по продаже этой группы товаров систематически повышается.


Предоставляет слово руководителю п/о управляющей универсама Евграфовой Е.О. «О работе с практикантами по развитию профессиональных компетенций обучающихся»


Предоставляет слово обучающемуся «Об истории колбасы» с применением слайдов


Слушают, запоминают




































Слушают, смотрят слайды, задают вопросы





Слушают доклад, дополняют, смотрят слайды


III. Актуализация опорных знаний по заданию «Распознавание видов и ассортимента полукопчёных колбас»


С целью активизации познавательной деятельности обучающихся, творческого мышления, самостоятельности

- предлагает натуральные образцы, нормативные документы

- выводит на экран тестовые задания 2 уровня по теме предыдущего урока, ситуации из реальной жизни





Проблемный вопрос.

Подумайте и скажите, чем отличаются полукопчёные колбасы от варёных?


Мастер п/о анализирует, обобщает, дополняет ответы обучающихся


Работают с натуральными образцами, нормативными документами.

Определяют виды и ассортимент

- практически определяют качество, согласно ГОСТа

- отвечают на вопросы тестов с применением ИКТ, магнитной доски



Сравнивают, анализируют, делают выводы.

IV.Изучение нового материала.


Электронная презентация исследовательской работы обучающихся.


















































Информация в электронном виде по материалам поисковой работы обучающихся.

















Определение качества, работа с натуральными образцами, ГОСТами

Знакомит обучающихся с КМО урока.



Обучающимся было дано задание провести маркетинговое мини-исследование по изучению спроса копчёных колбас:

- по изготовителям

- по частоте потребления колбасных         изделий


Мастер п/о анализирует, обобщает ответы обучающихся.


Проблемные вопросы:

К концу урока вы должны ответить на 3 вопроса:

Почему копчёные колбасы

- высококалорийные

- дорогостоящие

- долго хранятся



Для изучения нового материала с целью активизации, развития самостоятельной деятельности, развития творческого потенциала обучающихся предлагается работа в малых группах.

Даёт инструктаж по применению мультимедийного проекта по презентации подготовленного материала.










Проблемный вопрос.

Подумайте и скажите, какие виды колбас имеются в продаже в зависимости от технологии производства?


Даёт задание обучающимся самостоятельно отобрать ассортимент копчёных колбас в соответствии с поставщиками.


Анализирует, обобщает результаты работы обучающихся.


Проблемный вопрос.

Назовите отличительные особенности копчёных колбас по внешним признакам.













Контролирует, анализирует, обобщает, дополняет.



Проблемный вопрос.

Подумайте и скажите, какие копчёные колбасы будут дольше храниться и почему?


Предлагает определить качество колбас, сделать выводы.



Анализирует ответы обучающихся, обобщает.


Проблемный вопрос.

Назовите недопустимые пороки копчёных колбас.

Обучающиеся информируют о результатах исследовательской работы в виде слайдов и графиков, делают выводы.


















Демонстрируют результаты поисковой работы по подбору материалов для презентации брендовых товаров ведущих поставщиков на современном рынке:

- ЗАО «Микояновский мясокомбинат»

- ООО «Дмитрогорское»

-ЗАО «Царицынский мясокомбинат»

-ЗАО «Стародворские колбасы»

- «Сетунь»



Знакомятся с ассортиментом, сравнивают, обобщают


Выполняют задание.









Думают, сравнивают, отвечают.


При помощи мультимедийного проектора обучающиеся информируют о результатах поисковой работы по изучению покупательского спроса в зависимости от стоимости колбас.







Думают, анализируют, сравнивают, отвечают.



Дегустируют, определяют качество, делают выводы






Анализируют, делают выводы, отвечают.


V.Закрепление материала с элементами проведения мастер-класса с применением ИКТ


Предлагает дать консультацию на копчёные колбасы, подготовить к продаже и продемонстрировать правила нарезки и упаковки.








Просит ответить обучающихся на заданные вопросы в начале урока.


Обобщает ответы обучающихся. Делает выводы.


Осуществляют подготовку колбас к продаже, дают консультацию, проверяют сроки годности, условия хранения. Демонстрируют приёмы нарезки на слайсере.


Думают, отвечают, обобщают, сравнивают.

VI. Самостоятельная работа и текущий инструктаж.


-расстановка на рабочие места согласно графику;

- оказание помощи в организации рабочего места

- повторение правил по технике безопасности

- проверка соблюдения правил продажи

- индивидуальная работа с обучающимися по выполнению сложных работ

- демонстрация приёмов выполнения работ на современном торговом оборудовании: слайсере, фасовочно-упаковочном оборудовании

- наблюдение за работой со стороны торгового зала

- оказание помощи в консультировании покупателей

- отработка технических навыков по расшифровке маркировок, организация работы по выкладке товара.


- осваивают передовые методы труда

- соблюдают правила техники безопасности

- обслуживают покупателей, консультируют о составе и использовании товара

- оформляют витрины, изучают ассортимент, соблюдают правила продажи



VII. Заключительный инструктаж.



-подведение итогов работы за день

-проведение анализа работы

- выделение лучших обучающихся

- разбор типичных ошибок и методов их устранения

- выставление оценок

-ознакомление со следующей темой

- задание на дом: сделать конспект по теме «Копчёные колбасы»



Ведут учёт работы за день. Оформляют дневники. Получают индивидуальные задания на дом.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Данная технология обучения, дополненная моими методическими приемами, позволяет развивать:

  1. Навыки использования теоретических знаний в практической деятельности обучающихся
  2. Умение самостоятельно решать проблемные ситуации
  3. Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
  4. Способствует формированию общих и профессиональных компетенций в соответствии с моделью выпускника по профессии «Коммерсант в торговле»

6. Перечень литературы

Федеральные законы

  1. «О защите прав потребителей» ФЗ-2 от 09.01. 1996 с изменениями и дополнениями от 17.12.1999 ФЗ-212

Основная

  1. А.М. Новикова «Товароведение и организация торговли продовольственными товарами» - Москва, Издательский центр «Академия», 2000;
  2. В.А.Тимофеева «Товароведение продовольственных товаров»- Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2001;
  3. Т.С. Голубкина «Розничная торговля продовольственными товарами. Товароведение и технология» - Москва, издательский центр «Академия»,2007

Дополнительная

  1. В.И. Чупрасова «Современные технологии в образовании»- Владивосток, 2000;
  2. Г.И. Щукина «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся»- М., 1998

7.1                                                                                                  Приложение № 1


  1. Приложение № 2

Инструкционная карта

По теме: «Изучение ассортимента копченых колбас»

Варено-копченые колбасы сначала варят, а потом подвергают копчению. Содержат больше специй, чем вареные колбасы. В отличие от вареных колбас (в которых фарш представляет сплошную массу) варено-копченые колбасы могут состоять из мелких кусочков определенного размера. В качестве добавок используют молоко, сливки, муку, шпик и крахмал. Срок хранения в холодильнике не более 2 недель.

Состав: 10-17% белка, 30-40% жиров.

Энергетическая ценность на 100 г: 350-410 ккал.

        Сырокопченые (твердокопченые) колбасы не подвергаются термической обработке, холодное копчение происходит при 20-25 градусах, мясо подвергается ферментации и обезвоживанию. Созревание сырокопченых колбас длится не менее 30-40 суток. Сырокопченые колбасы содержат наибольшее количество специй.

Состав: 13-28% белка, 28-57% жира.

Энергетическая ценность на 100г: 340-570 ккал.

Сыровяленые колбасы изготавливают из сортов мяса высшего качества в результате длительной сушки, без копчения. В фарш добавляются специи, мед, коньяк.

____________________________________________________________________

Инструкционная карта

По теме: «Изучение ассортимента полукопченых колбас»

Полукопченые колбасы (содержание влаги- 35-60%). Нежная консистенция достигается за счет добавления достаточного количества шпика и грудинки. В рецептуру колбас высших сортов входит преимущественно жилованное говяжье мясо, полужирная свинина и свиной шпик. При производстве низших сортов добавляют мясную обрезь, мясо свиных и говяжьих голов, белковый стабилизатор, крахмал или пшеничную муку. Отличается высокой питательностью.


Инструкционная карта

По теме: «Изучение ассортимента колбасных изделий»

Дефекты колбасных изделий.

        Отставание оболочки, морщинистость, налет соли, наличие плесени на поверхности батонов, закал, слипы, наплывы фарша над оболочкой, недостаточная плотность колбас, пустоты в фарше, сломанные батоны, наличие в колбасах высшего сорта кусочков шпика или грудинки желтого цвета.

____________________________________________________________________

Инструкционная карта

По теме: «Изучение ассортимента колбасных изделий»

Правила нарезки колбасных изделий

        Нарезку колбасных изделий производят вручную или режущими машинами – слайсерами. При нарезке колбас твердого копчения вручную используют гастрономические ножи с длиной полотна 30-34 см, шириной полотна 4-5 см. При нарезке прочих колбас и мясных деликатесов вручную, используют гастрономические ножи с длиной полотна 30-35 см, шириной полотна 2,5- 3 см, для ливерных колбас – ножи с коротким узким лезвием.

        Разделочная доска должна быть из твердых пород дерева длина- 60см, ширина- 30см, толщина- 5см.

        При нарезке вручную необходимо правильно держать нож_ большой палец правой руки на обухе ножа (у места соединения его с полотном), остальные четыре пальца обхватывают ручку ножа, пальцы левой руки находятся сверху батона, полусогнутые в первом суставе, регулируют толщину ломтей, большой палец поддерживает батон сбоку.

        При продаже отрезать товар на весах запрещается.


Инструкционная карта

По теме: «Изучение ассортимента колбасных изделий»

  1. Нарезайте колбасу по углом 45 градусов - это раскроет все вкусы мясного деликатеса.
  2. Нельзя хранить сырокопченые колбасы в полиэтиленовом пакете, рискуете потерять вкус и аромат продукта.
  3. Резать колбасу лучше острозаточенным ножом на деревянной доске.
  4. Колбасу по правилам этикета следует есть за столом так же как кусковое мясо - ножом и вилкой. Если колбаса подана неочищенной, то ее следует очистить на тарелке ножом и вилкой.
  5. Сухую колбасу едят с кожицей.

  1. Приложение № 3

Опорный конспект

По теме: «Изучение ассортимента копченых колбас»

Идеальная сырокопченая колбаса.

  1. На этикетке даны полные сведения о продукте: состав, пищевая ценность, условия хранения, срок годности, адрес производителя.
  2. Срез аппетитный, с красивым «рисунком» - фарш не серый, а красноватый, кусочки шпика распределены равномерно, без «наплывов».
  3. Вкус приятный, слегка острый, солоноватый, с выраженным ароматом копчения и пряностей.
  4. На упаковке присутствует знак «Без ГМО» - это значит, что колбаса сделана без использования генетически модифицированных организмов.
  5. На этикетке указано название колбасы, ГОСТ или ТУ. Если в продукте с ТУ присутствует «гостовское» название с приставкой, значит, колбаса приближена к ГОСТу.
  6. Батон колбасы ровный, плотный, сухой, немного морщинистый. Оболочка не повреждена.

Опорный конспект

По теме: «Изучение ассортимента копченых колбас»

        Одним из важных процессов в процессе измельчения является охлаждение фарша. Это операция необходима, потому что при достаточно высокой скорости измельчения мяса и при относительно высокой температуре мясопродуктов (35-38 градусов С) сохранившаяся часть микрофлоры и патогенные микроорганизмы начинают интенсивно развиваться. Для того чтобы этого не происходило, в фарш добавляют холодную воду или чешуйчатый лед, который получают с помощью специального оборудования.


Опорный конспект

По теме: «Изучение ассортимента копченых колбас»

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ВЫКЛАДКЕ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ

   1. Отдел колбасных изделий и мясных деликатесов размещают в глубине торгового зала, что обеспечивает проходимость потребителей через всю площадь магазина.

   2. Рядом с колбасной продукцией могут размещаться сыры соленья и салаты. В небольших магазинах и павильонах с колбасами может находиться хлебобулочная и виноводочная продукция.

  3. Не рекомендуется выкладывать рядом с деликатесами и колбасами мясные полуфабрикаты, так как это - совершенно различные группы товаров.

   4. Колбасные изделия рекомендуется выкладывать на прилавке по производителю, что позволяет лучше представить ассортимент товара и выделить торговую марку. Выделение каждой торговой марки крупными яркими табличками позволит покупателю сразу найти интересующий его товар.

   5. Выкладка по разновидностям и категориям одного и того же вида позволит покупателю сравнить стоимость и внешний вид продукции разных производителей.

   6. Выкладку на горизонтальном прилавке рекомендуют начинать с вареных ветчин, продолжая вареными сосисками, вареными колбасами, колбасой типа "сервелат", варено - копчеными колбасами, заканчивая сырокопчеными колбасами и ветчинами.

   7. Каждая ассортиментная позиция должна иметь хотя бы по одному разрезанному поперек образцу для демонстрации покупателям. Колбасы с широким диаметром разделываются поперек под прямым углом, а колбасы с меньшим диаметром - под углом 45 .

   8. 80% от реализуемого магазинами объема колбасных изделий отпускается через прилавок. Поэтому рекомендовано в супермаркетах и универсамах реализовать продукцию, как через прилавок, так и выкладывать порционно на холодильные стеллажи или холодильные ванны в отделах самообслуживания. Каждая из этих системы продаж рассчитана на разного покупателя.

   

Работа с конспектами,

учебными элементами

Составление

опорных конспектов

Составление

тестов

Информа-ционно-

компьютер-

ные технологии

Поисково-исследова-

тельская деятельность

Самостоя-

тельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...