"В царстве Нептуна" учебное занятие
методическая разработка по теме

Шукова Ирина Владимировна

Учебное занятие "В царстве Нептуна" можно провести как итоговое занятие по изучению тем "Знакомство с морскими обитателями".  Занятие представляет собой  игровую программу с мультимедийной презентацией. Возраст учащихся участвующие в игре 7-10 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_carstvo_neptuna.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Путешествие в царство Нептуна»

Разработала: Шукова Ирина Владимировна

Педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ГДТДиМ

Г. Комсомольска-на-Амуре

«Путешествие в царство Нептуна»

Цели:

  1. углубление знаний детей о морских обитателях, их существенных отличительных признаках, особенностях строения;
  2. развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками; воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
  3. воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности; расширение кругозора детей.

Оборудование: картины, изображающие морских обитателей.

Пояснительная записка для педагогов: Мультимедийная игра используется на занятии по обобщению знаний морских обитателей. Перед ребятами выставляется игровое поле слайд № 2

Ребята выбирают номер вопроса, с определенным кол-вом баллов. Педагог нажимает на слайд с вопросом. Чтобы увидеть ответ, педагог нажимает на гиперссылку снизу (рыбка), чтобы вернуться на игровое поле, нужно опять нажать на гиперссылку. Побеждает команда набравшая большее кол-во баллов.

Ход занятия

Организационный момент:

Учитель.

Ребята, готовы вы к уроку?
на вас надеюсь я друзья!
вы хороший дружный класс,
все получится у нас!

Основной материал:

 – Ребята, вы знаете морских обитателей? А хотели бы посмотреть сейчас на морских обитателей? Если да, то хлопайте в ладоши.

- сейчас мы будем отгадывать загадки.
1. Ловко мусор собирает,
дно морское очищает.
( Краб).

По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы, как и другие обитатели морского дна,- хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.

2. Ты со мною не знаком?
я живу на дне морском,
голова и восемь ног –
вот и весь я - … (Осьминог).

У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги –настоящие хищники. Обычная их добыча – креветки, лангусты, крабы и рыбы.

Через море – океан
плывет чудо – великан,
а ус во рту прячет. (Кит).

Крупнейшие животные на нашей планете – это киты. Самые большие из них – синие киты – достигают длины 30 метров и вес 150 тонн. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детенышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Киты – теплокровные животные, а от переохлаждения их защищает толстый слой подкожного жира.

Кто же в море там плывет
в каменной рубахе?
в каменной рубахе
в море… (Черепахи).

В водах тропических морей обитают морские черепахи. Они полностью приспособлены для жизни в водной среде. Самые крупные морские черепахи – кожистые. Их длина достигает двух метров, а вес – 600 килограмм. Среди морских черепах есть и хищники, которые питаются Моллюсками и ракообразными, и мирные травоядные животные, которые едят водные растения, в основном, морскую капусту.

Как плывут они красиво –
очень быстро и игриво!
нам показывают спины
из морской воды… (Дельфины).

Одна красивая легенда рассказывает, что дельфины – это ушедшие когда – то в море люди, а потому между людьми и дельфинами много общего. И действительно, дельфины – самые разумные обитатели океана. К людям они относятся по – особому. Дельфины часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Дельфины легко приручаются человеком. Созданы многочисленные дельфинарии, где дрессировщики обучают их различным цирковым трюкам. Есть такие дельфинарии и у нас в стране.

А теперь начинаем играть.

И так правила игры:

У вас будет две команды. Каждая команда придумывает в себе название.

У вас на доске расположены девять квадратов, где указаны кол-во баллов. Каждая делает ход указывая квадрат с определенным количеством баллов. Баллы зачисляются команде, если команда отвечает на вопрос. Побеждает команда, которая набирает большее кол-во баллов.

Вопросы на 10 баллов.

1 вопрос.

Бывают ли рыбы ядовитыми? (Да, бывают. Самые ядовитые рыба собака, рыба камень, рыба зебра).

2 вопрос.

        Назовите литературные произведения, где упоминается о той

или иной рыбке.

(Например: русская народная сказка «По щучьему велению»; Н. Н. Носов «Карасик»; Л. Н. Толстой «Акула»; М. Е. Салтыков-Щедрин «Вяленая вобла», «Премудрый пескарь»; Ю. Коваль «Кепка с карасями»; И. А. Крылов «Щука и кот», «Лебедь, щука и рак», «Лещи» и т.д.)

3 вопрос.

Какая самая крупная рыба? (Акула)

А самыми крупными рыбами в мире считаются некоторые виды акул. Судите сами: китовая акула весит до 13 тонн, имеет длину до 18 метров (это высота 5-6 этажного здания) и плавает со скоростью до 90 километров в час.

Большинство видов акул не столь агрессивно, сколь прожорливо. Если заглянуть в желудки акул, то можно увидеть там много интересного. Так, в брюхе одной акулы нашли три пальто, плащ, водительские права, брюки, пару ботинок, оленьи рога, копыто коровы, клетку для птиц и еще 12 омаров. Другая акула проглотила пивные бутылки и куски угля.

Вопросы на 20 баллов.

   1вопрос.

Кто такие прилипалы?

Прилипалы — рыбы. Их несколько видов. Все они широко распространены в тропических и субтропических водах. Прикрепляются они к самым разным «хозяевам»: китам, акулам, черепахам и даже кораблям. Так и путешествуют по океану.

А когда придёт время кормиться, они открепляются. Питаются эти рыбы, главным образом, мельчайшими организмами, находящимися в воде. Обыкновенный прилипало достигает в длину около метра. Есть сведения, что в старину индейцы ловили прилипалами черепах. Для этого рыбе на хвост надевали кольцо с прочной бечёвкой. Когда обнаруживали черепаху, рыбу выпускали, она присасывалась к черепахе, и их вместе втаскивали в лодку. Вот такие удивительные это рыбы.

2 вопрос.

Плоской или нет, рождается камбала? (нет, у молодых рыбок обычное туловище. По мере  роста,  их тело уплощается.)

3 вопрос.

Что такое акваланг

 Акваланг – это такой аппарат, с помощью которого можно спокойно дышать под водой. И любоваться подводным миром. Его изобрёл в 1943 году знаменитый исследователь морей и океанов Жан-Ив-Кусто вместе с инженером Ганьяном.

Будучи в то время морским офицером, он получил задание следить за передвижением немецких судов на Средиземном море. Кусто решил вести наблюдения скрытно, и у него возникла идея сконструировать аппарат, с помощью которого можно было долго находиться под водой и дышать. На спину пловца крепятся два баллона со сжатым воздухом, от них отходят две трубки для вдоха и выдоха, соединённые с защитной маской-иллюминатором. Акваланги дают возможность человеку нырять на глубину 30-40 метров и оставаться под водой до 1 часа.

Вопросы на 30 баллов.

1 вопрос.

Какая морская рыба плавает стоя? (Морской конек)

         Морской конёк относится к рыбам, но немногим напоминает её. Голова у него, как у пони. Вместо чешуи его тело покрыто твёрдыми пластинками и колючими шипами. Хвост похож на змеиный.

Морской конёк ведёт себя не так, как другие рыбы. Обычно он обвивает свой хвост вокруг какой-нибудь водоросли. Чтобы его не унесло течением. Когда он плывёт, то передвигается с помощью единственного плавника, расположенного на спине и перемещается по воде в вертикальном положении.

Рот морского конька имеет форму трубки, через которую он засасывает пищу. В отличии от других рыб у него имеется отчётливо выраженная шея и подвижная, похожая на конскую голова, расположенная под углом к телу.

Самой характерной особенностью конька являются его методы ухода за своим потомством. Самка конька откладывает икринки в широкий мешок, расположенный под хвостом самца. Поэтому именно отец, а не мать вынашивает икринки, пока из них не вылупятся мальки. Даже после появления потомства из икринок, мальки ещё некоторое время находятся в мешке у отца пока не подрастут настолько, чтобы жить самостоятельно. Существует около 50 разновидностей морских коньков. Их размеры могут колебаться от 5 до 30 см. Их можно увидеть только в летнее время, потому что они считаются летними рыбами. Никто не знает, что происходит с ними зимой. Хотя у морского конька и не слишком много способов защищаться от недругов, он вполне защищён от нападения. Складывается впечатление, что другие морские обитатели не любят нападать на коньков или есть их.

2 вопрос.Представьте, что вы попали на необитаемый остров, какие дары моря вы можете использовать в пищу?

3 вопрос.

 

Умеют ли рыбы летать?

(Есть летучие рыбы, которые во время опасности выпрыгивают из воды.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Царство животных" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с импользлванием элементов ТРИЗ И РТВ, помогающие научить детей классифицировать животных....

Занятия: «Путешествие в подводное царство»

Цель занятия:  развитие творческого мышления участников группы; формирование групповой сплочённости в детском коллективе; создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения у  ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

"В царстве доброты"-занятие.

Данное занятие поможет педагогам развить у несовершеннолетних умения анализировать поступки героев....

Занятие -тренинг "Царство дружбы"

Занятие - тренинг на сплочение детского коллектива с елементами кукло-терапии....

Занятие по творческому воспитанию на тему : Путешествие в Царство песка .

Занятие по творческому воображению с использованием психологических тренингов. В занятии используется песок....

Занятие-развлечение. «Путешествие в царство Зимушки – зимы».

Конспект занятия-развлечения по развитию речи  "Путешествие в царство Зимушки-зимы"...