Время духовного взросления
статья по теме

Антосюк Любовь Михайловна

Размышление о духовно-нравственном воспитании школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антосюк Любовь Михайловна, МАОУ СОШ №10, г.Кандалакша Мурманской области

На научно-практическую конференцию

«Духовные ценности в современном образовании»

Время духовного взросления

        Cпросите сегодня любого учителя со стажем, и каждый скажет, что работать в школе стало труднее. Изменилось время, изменилась наша жизнь, изменились дети. Дело даже не в том, что люди стали резко отличаться по достатку, дело в нашей духовно-нравственной сущности. Порядочным человеком должен оставаться как бедный, так и богатый.

      «Сейте разумное, доброе, вечное…» - этот всем известный призыв русского поэта Некрасова сегодня, как никогда, хочется обратить ко всем людям. «Сеять» должен и учитель. А как это бывает трудно, потому что ценностные ориентации, заложенные в нашей изумительной русской литературе, искажаются напрочь, как только дети с урока выходят на улицу, приходят домой. Добиться цели во что бы то ни стало, стремиться к наслаждению и наживе, быть самодовольным и самодостаточным – это то, что дети видят на экранах телевизоров, слышат и видят вокруг. Замечательный русский православный проповедник отец Александр Шмеман, оставивший после себя интересные дневники, писал: «Современная молодежь, прежде всего, несчастна. Несчастна потому, что живет в мире, в котором один критерий – успех”. Хочется спросить, где сегодня в нашей жизни поощряется добро, любовь, целомудрие, честность, скромность, терпение, великодушие?  Ведь это человеческие качества, которые прививает человеку литература и не только.

       Я вообще не смотрю телевизор. Меня всегда удивляет, чем руководствуются  ответственные люди, составляющие программы? Ведь это моральная и нравственная ответственность за весь народ, включающий телевизор. Во всех фильмах жизнь человеческая ничего не стоит. Что же удивляться случаям суицида среди подростков и молодёжи? Не ценить самое ценное, что у тебя есть, - жизнь! Обращусь опять к Александру Шмеману: «Моё главное и постоянное ощущение – это ощущение жизни. В словах это очень сложно выразить. Может быть, ближе всего к этому ощущению слово «удивление», восприятие каждого момента  и каждого состояния как некоего дара. Всё всегда ново, а встреча с жизнью и потому как бы откровение…Жизнь, иными словами, есть постоянное приятие дара жизни. Может быть, все так чувствуют. Но мне иногда кажется, что нет. Что масса людей, может, даже – подавляющее большинство, живут, не замечая жизни».

     Как же не пройти мимо жизни? Этому учит литература, но не всякая. И учит того, кто умеет думать. Именно литература  способна сформировать духовно-нравственные ценности школьников.  Многие произведения в ней я прочитала другими глазами, когда обратилась к Евангелию. К словам Христа. К вечным истинам, которые не стареют и не исчезают, даже если в отдельно взятой стране утверждают, что Бога нет, что А.Пушкин был безбожник, что Н. Гоголь – душевнобольной, что Лев Толстой не интересовался Библией, что Катерина в «Грозе» А.Островского была революционеркой.

     Давайте коснемся некоторых произведений литературы.

     Сказки мы читаем самым маленьким и с самыми маленькими учениками. В 5 классе на урок внеклассного чтения прошу приготовить любимую сказку. Что же приносят дети? «Мальчик-с-пальчик»: отец без всяких терзаний ведет своих детей в лес, чтобы их там кто-нибудь убил. «Золотой петушок»: Петушок насмерть заклёвывает незадачливого царя. «Синяя борода»: убитые жёны, плавающие в лужах крови. «Иван-царевич»: царь заживо сварен в котле. «Девушка-безручка»: чёрт приобрёл власть над мельником, и тот отрубил руки любимой дочери…   Что же привлекает детей в этих сказках, где жизнь человеческая не считается ценностью? Почему человек так скор на злое и так медлителен на доброе? Это библейский вопрос. Почему сорная трава растёт сама, а для того, чтобы выросла морковка, нужно потрудиться?

       А вот другая сказка – «Снежная королева» Андерсена, только не советского периода издания. В этой сказке бабушка читает Библию, уча внуков добру, прощению и любви. Когда осколки разбитого зеркала попадают мальчику Каю, он уже не видит ничего хорошего вокруг. Как часто такие осколки попадают в наши глаза! Когда Герда изнемогает, она начинает молиться, и ангелы сражаются со снежинками, помогают девочке. Доброе сердце и любящая душа спасают попавшего в беду Кая. В сказке «Соловей» маленькая Божия птичка оживляет императора, зло побеждается только добром, только любовью.

      Победить чудовищную гордость и понять силу любви и прощения помогает ещё одна удивительная сказка – сказка Уайльда «Мальчик-звезда». А это всё библейские заповеди, Божьи законы.

      Несколько лет назад в 8 классе появился новый учебник литературы под редакцией В.Я.Коровиной. Меня удивляют включённые в программу некоторые произведения. И приходится думать, как построить разговор, читая рассказы.

  А.Куприн «Куст сирени». Жена страстно хочет, чтобы её бездарный муж закончил университет. Она помогает ему во всём. Чтобы не быть исключённым из вуза, они прибегают ко лжи, обманывают старейшего уважаемого преподавателя. И радуются этому. Учебник нам предлагает увидеть силу любви молодых людей. Но самое интересное: когда я задала ребятам вопрос, смутило ли их что-нибудь в рассказе, ни одна душа не возмутилась лживым поступком молодых людей. Тогда что же они увидели в рассказе? В наших детях нивелировались нравственные ценности, ко лжи и обману  они привыкли, и это уже называют хитростью.

  И.Бунин «Кавказ». Молодой человек влюбился в жену одного офицера. Они вместе хотят на месяц тайком уехать на Кавказ, чтобы побыть вместе. Офицер очень любит свою жену, но отпускает. Прячась, обманывая, они садятся в поезд и уезжают. Но на юге герой часто уходил один в горы, оставляя свою любимую. А офицер от горя застрелился.   Задавая читать этот рассказ, опять прошу ответит на вопрос: встревожило ли вас что-то в рассказе? Ответ был один: дурак офицер, что застрелился. Я не должна была удивляться, потому что всё это дети видят в жизни. Полюбил другую – уйду. А дети – ну когда-нибудь поймут. Гражданские браки стали настолько обыденным явлением, что никто  не обращает внимания  на библейскую истину – это блуд. Из 25 учеников в классе  почти треть  - неполные семьи. На каком примере учиться детям чистоте семейных отношений, искренности в любви? Время духовного взросления должно быть в детстве, как утверждает Л.Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней! Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений!»  Возвышенная душа – источник духовной энергии, необходимой для созидания себя.

      Глубоко духовно и потому заставляет задуматься о смысле жизни, об истине, о себе  на этой земле творчество таких русских писателей и поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тургенев, Толстой, Достоевский, Булгаков, Пастернак и др. Только читать их надо в свете Евангелия, чтобы искать золотые зёрна мудрости в произведениях этих авторов, искать узкую дорогу к духовно-нравственному взрослению.

      Очень радует, что стали появляться хорошие учебники по литературе. Например, учебник 10 класса под редакцией Ю.В.Лебедева. Во вступительной статье автор отмечает, что именно русская классическая  литература, в отличие от европейской, духовна. Возьмите любовные зарубежные романы и увидите, что женщины-героини мечтают о мужчинах богатых, они во что бы то ни стало  хотят завоевать такого мужчину. Героини русских романов 19 века ценят любовь, семью, они жертвенны. Радует, например,  что пересмотрена оценка образа Катерины в «Грозе» А.Островского  ( мне никогда не была понятна позиция Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»). И сам Островский имел симпатии к «народному православию». Не случайно на премьере спектакля в сцене признания Катерины в грехах Островский сидел в кресле весь бледный и шептал: «Это не я, не я: это – Бог!» Он сам не верил, что мог написать такую потрясающую сцену.

      А как тяжело было раньше читать с десятиклассниками «Преступление и наказание» Ф.Достоевского. Идея христианского смирения, хотя самоотверженность героини Сони Мармеладовой далека от смирения,  никак не воспринималась школьниками, только осуждалась.  И получалось, что, читая роман Достоевского, мы совсем не принимали идею автора, заложенную в произведении. А Достоевский в лице своей героини Сонечки изображает народное православие, близко к сердцу принимающее христианский завет: «Вера без дел мертва».  

       Духовно-нравственному становлению старшеклассников сегодня способствует  и современная литература. Любовь к ближнему, самопожертвование,  добро, милость и прощение – особенно востребованные темы – в произведениях Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой, современного карельского писателя Александра Костюнина и др.

      До сих пор много мнений о включении вопросов религии в школах. Но я бы сказала о важности духовного просвещения. Особенно на уроках литературы. Ведь многие русские классические произведения  прочно связаны с христианством, не с религией, а с христианством. С советских времён  в наших учебниках остались не совсем достоверные сведения об авторах произведений.  Между тем Пушкин всей душой любил Евангелие, читал его постоянно. Он говорил: «Так всегда бывает со Священным Писанием: сколько его ни перечитывай, чем больше им проникаешься, тем более всё освещается и расширяется. Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания. Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать, потому что в нём находишь всю человеческую жизнь».

      В школу надо нести не религию, а её духовные ценности. И первая проблема в том, чтобы этими ценностями владели преподаватели, как практически, так и теоретически.  Ведь ещё достаточно часто в школах работают по старым планам, меряют произведения старыми мерками, которые давно устарели. А к истине, к добру, любви дети, как никто, чувствительны.

      Вот и хочется донести  до детей главную мысль о ценности жизни каждого из них, каждого человека, сотворённого по образу и подобию Божьему.  И что нужно, чтобы не потерять её, чтобы потом не мучиться от мысли о бесцельно прожитой жизни, когда ты никому не сделал добра. Будем же строить свою жизнь, свой дом, свою семью по самым нравственным Божьим законам, которые проповедует наша духовная  русская литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание во внеурочное время

Доклад на Рождественских чтениях в декабре 2011 года . Г. Можайск....

Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение национальных финских традиций во время подготовки и проведения конкурса «Святая Люсия»

О формах воспитательной работы в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе...

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья посвящена проблемам духовности в нашем обществе. В ней приводится пример классного часа "России колокольный звон", который можно проводить в 5- 6 классах....

Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Сообщение :Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...