Методическая работа"Формы существования удмуртского народного танца"
методическая разработка по теме

Тронина Мария Александровна

Танцевальное искусство удмуртского народа является неотъемлемой частью его духовной культуры. К сожалению, оно не стало до сегодняшнего времени предметом всестороннего исследования. «До сих пор нет ни монографии, посвященной истории возникновения и развития хореографического искусства удмуртов, а в фундаментальных работах, посвященных истории и этнографии, народному и профессиональному искусству в Удмуртии, нет разделов, посвященных удмуртским народным (фольклорным) танцам, профессиональному хореографическому искусству (национальному балету, народно- сценическим танцам)».      История удмуртского народного танца, его национальные особенности в научном плане не исследовались. В литературе, в основном, можно найти только фрагменты, посвященные этой теме, которые носят информационный характер. Фрагменты данных источников будут скомпанованы и продемонстрированы в данной работе, показывая постепенное развитие удмуртской хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая работа116 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУДОД «Дебесская детская школа искусств им. Г.М. Корепанова- Камского»

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я       Р А Б О Т А

на тему «Формы существования удмуртского народного танца»

                                                                          выполнил:

                                                                          преподаватель хореографического

                                                                          отделения Тронина М.А.

                                                                                 

                                                                                 

Дебесы 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Удмуртский традиционный танец…………………………………………….5

2. Удмуртский народно- сценический танец………………………………........6

3. Удмуртский стилизованный народный танец………………………………..8

4. Стилистические особенности удмуртского народного танца в различных его формах. Сравнительная характеристика форм удмуртского народного  танца………………………………………………………………………………11

       4.1. Лексика удмуртского народного танца……………………………….11

       4.2. Музыка в удмуртском народном танце……………………………….12

       4.3. Удмуртский танцевальный костюм…………………………………...14

       4.4. Сравнительная характеристика традиционного, народно-    сценического и народного стилизованного удмуртских танцев…………………………………………………………………………….16

5. Фестиваль - как способ сохранения удмуртского народного танца………19

Заключение………………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………….......22

Приложение……………………………………………………………………...24

2

Введение

           Танцевальное искусство удмуртского народа является неотъемлемой частью его духовной культуры. К сожалению, оно не стало до сегодняшнего времени предметом всестороннего исследования. «До сих пор нет ни монографии, посвященной истории возникновения и развития хореографического искусства удмуртов, а в фундаментальных работах, посвященных истории и этнографии, народному и профессиональному искусству в Удмуртии, нет разделов, посвященных удмуртским народным (фольклорным) танцам, профессиональному хореографическому искусству (национальному балету, народно- сценическим танцам)» [3, c. 528].      История удмуртского народного танца, его национальные особенности в научном плане не исследовались. В литературе, в основном, можно найти только фрагменты, посвященные этой теме, которые носят информационный характер. Фрагменты данных источников будут скомпанованы и продемонстрированы в данной работе, показывая постепенное развитие удмуртской хореографии. Для более точного разъяснения мною будут приведены примеры из личной практики и наблюдения со стороны.

         В настоящее время удмуртская танцевальная культура сильно изменяется и приобретает черты усредненной массовой культуры, теряя свое творческое этническое начало. Чтобы не потерять характерность удмуртского народного танца, следует изучать и пытаться восстановить его.

       Итак, природа удмуртского танца интересна и специфична. Познавая ее, мы познаем и удмуртский народ в целом.     Удмуртская хореография - это часть культуры всего удмуртского народа. Именно этим обусловлена актуальность изучения  природы удмуртского танца, необходимость ее сохранения и  дальнейшего изучения.

      Объектом исследования данной работы является непосредственно удмуртский народный танец, а предметом - возможные формы

3

существования удмуртского народного танца.

      Цель данной работы - раскрытие природы удмуртского народного танца в разных формах его существования.

      Задачи работы:        

- анализ литературы по данной работе;

- изучить актуальность проблемы существования удмуртского народного танца;

- изучение форм существования удмуртского народного танца;

- выявление художественных и стилистических особенностей удмуртского народного танца.

      При написании данной работы главными литературными источниками стали Витрук Н.В. «Этнокультура: русско- удмуртские связи. Избранные труды», Владыкин В.Е. «Религиозно- мифологическая картина мира удмуртов», Батурина Е.Н. «Удмуртские фольклорные танцы», а также личный опыт работы в образцовом детском хореографическом коллективе «Радужка» при  Дебесской детской школе искусств имени Г.М.Корепанова- Камского. 

4

1. Удмуртский традиционный танец

Удмурты являются одним из древних, коренных народов западного Приуралья, этносом финно- угорской языковой группы. Довольно рано удмурты оказались разделенными на две большие группы: северных и южных. Их развитие протекало в неодинаковых условиях, что определило некоторое своеобразие в их этнографических характеристиках: на северных удмуртов значительное воздействие оказали русские, южные испытали тюркское влияние. Различие между ними прослеживается в языке, в элементах материальной и духовной культуры.

В Ярском, Юкаменском, Балезинском районах Удмуртской республики, а также в Слободском районе Кировской области живет особая этническая группа - бесермяне, говорящая на удмуртском языке. Вероятнее всего, бесермяне имеют общее с удмуртами происхождение, хотя в их этническом становлении не исключено влияние какой- то тюркской группы.

Итак, танцы северных удмуртов чаще всего строятся на простом бытовом шаге, спокойном беге, притопах. Ограниченность лексики компенсируется рисунком танцев, замысловатыми переходами, своеобразными вращениями, положениями в паре.

Самобытностью отличаются танцы южных удмуртов. В лексике этой категории танцев наряду с мягкой манерой исполнения «косичек», переменных ходов и других движений присутствуют разнообразные дроби, дробные ходы. По хореографии они более разнообразны, ярки и богаты, чем танцы северных удмуртов.

Удмуртский народный танец был в основном массовым, коллективным (что издревле было предопределено в удмуртском этносе особой ролью общины, рода, семьи). Популярными были и остаются разнообразные коллективные пляски, хороводы, танцы втроем, вчетвером и далее по возрастающему числу их участников, кадриль, танцы- игры, танцы с определенной композицией.

5

2. Удмуртский народно- сценический танец

          Становление профессионального хореографического искусства в Удмуртии происходит, прежде всего, на основе сценического освоения традиций и достижений народного танца.

          Народно- сценический танец как художественное произведение имеет тематическое содержание, несет в себе определенную мысль, сюжет, композицию, неразрывно связан с музыкальным сопровождением. Логическое соединение движений, жестов, поз в хореографической фразе - путь к созданию хореографического образа. Органичное соединение изобразительных средств и хореографических фраз, эпизодов строго подчиняется определенным правилам построения произведения.  Балетмейстер всеми этими и другими средствами реализует свой художественный, эстетический замысел, создает произведение искусства, в котором отображается его видение мира.

         В сценическом танце как средство отражения действительности на первый план выходит движение, которое в соединении с музыкой составляет основу произведения – его лексику. Движения в танце четко организованы, соединены друг с другом, логично переходят от одного к другому. Они имеют определенную продолжительность, подчиняются определенному темпоритму, заданному музыкальным материалом, тем самым создается четкая ритмичная смена положений человеческого тела. Органические и специфические связи между движениями, жестами и позами того или иного народа в соединении с иными изобразительными средствами  (музыка,

костюм, аксессуары и т.д.) и составляют содержание и особенности национальной хореографической культуры. Следует учитывать также особенности лексики отдельных жанров, видов, стилевых направлений.

       Хореографические движения, приемы, жесты, позы обусловлены задачей создания определенного художественного образа. Однако лексика танца

6

становится образной лишь в целостной системе - структуре хореографического произведения, в котором раскрываются тема, идея. В хореографии танцевальная лексика есть форма бытия хореографического образа. В сценическом образе действуют живые люди - исполнители, которые создают коллективный, художественный образ в их индивидуальном проявлении, тем самым реализуя установку балетмейстера. Индивидуальные трюки, импровизация исполнения обогащают коллективный, художественный  образ танца. Достигается это с помощью актерского мастерства, музыки и лексического материала. Так, какой- либо танцевальный шаг каждый исполнитель может исполнить по- своему, с присущими ему нюансами, одновременно играючи корпусом, позой, ракурсами тела.

Итак, танцевальный комплекс движений должен иметь свою внутреннюю логику танца, определяемую содержанием, образным смыслом танца, его жанром, стилем, национальным своеобразием.

Источники обогащения танцевальной лексики практически неисчерпаемы, вдумчивое использование их придает палитре национальных танцев еще больше красок и оттенков.

Постепенно изменяется не только структура отдельных движений, но и трансформируются одни танцы и нарождаются новые. Усложнение танцевальных комбинаций должно быть мотивировано, оправдано сценическим действием, содержанием танца. В то же время следует предостеречь от широкого и непродуманного использования нехарактерных для удмуртского танца движений с тем, чтобы не утратить своеобразия, чистоты и красоту удмуртского танца.

7

3. Удмуртский стилизованный народный танец

         Практически во всех положениях по конкурсам среди хореографических коллективов присутствует номинация народный стилизованный танец. Такой танец основывается на национальных традициях, но в меньшей степени, иногда создается лишь характер народа без опоры на традиционную национальную лексику. Взяв любой фольклорный музыкальный материал, умело создав на него интересную аранжировку, добавив современные мотивы, звучания современных инструментов, мы получаем интересный рабочий материал, который вдохновляет на новые идеи и задумки. Подобная работа происходит и с лексическим материалом - его так же стилизуют, модернизируют, добавляя к нему совершенно новые, выдуманные постановщиком элементы, но обязательно в характере и стиле данного лексического материала.

         Подобная работа в плане стилизации фольклорного материала используется и при обработке удмуртского материала. При стилизации удмуртского фольклора получаются ни с чем несравнимый лексический материал. При постановке удмуртского стилизованного танца каждый балетмейстер- постановщик проявляет свою выдумку. Казалось бы, исходное движение одно, а дальнейшая его стилизация каждым постановщиком направляется в свое русло, делая удмуртское танцевальное движение неповторимым и оригинальным.

         Правила построения стилизованного танца аналогичны с правилами построения народного сценического танца. Так же как и в сценическом, в стилизованном на первый план выходит движение, которое в соединении с музыкой составляет основу произведения. Отличаться будут сами движения - они стилизованы, изменены с модернизированным уклоном и скомбинированы в интересные и необычные комбинации. В стилизованном народном танце все подчинено определенным правилам построения

8

произведения, имеется тематическое содержание, на протяжении танца мы наблюдаем определенную мысль, сюжет, композицию, все неразрывно связано с музыкальным сопровождением. Но один и тот же сюжет в стилизованном и сценическом народных танцах будут поданы зрителю по- разному. Нужно отметить, что народный сценический танец зритель может легко «прочитать», легко разгадать сюжет - он на «поверхности». В стилизованном народном танце есть своя загадка. Он с легким философским  уклоном. В этом и изюминка стилизованного танца. Вот почему и лексика стилизованного танца необычна по своей конструкции - она несет мысль балетмейстера, которая часто в стилизованном танце близка с нашей современной жизнью. Я бы сказала, что лексика танца в целом - это своеобразный шифр, шифр мысли постановщика. Этот шифр в разных формах народного танца преподносится со своим уклоном. Все это несомненно относится и к стилизованному удмуртскому танцу. Уже при постановке удмуртского стилизованного народного танца мы обрабатываем удмуртский материал в целом, сохраняя при этом характерные черты удмуртского традиционного танца или характера удмуртского народа.

         Имеются стилистические новообразования, которые используются для решения частных целей в хореографическом тексте и не оставляют серьезного следа в развитии лексики в целом (танцы ведьм, чертей, злых духов, танцы строителей и т.д.). Однако структурное ядро движений в новом лексикообразовании остается неизменным.

           Причем надо отметить, что стилизация удмуртских движений именно для одного какого- то танца будет уже неуместна в другом, так как они придуманы только для определенного образа, поэтому их характер уже не сочтется с другими образами. Далее сочиненные и продуманные для данного танца движения  могут быть вообще забыты и больше не использованы. Так как у каждого постановщика в голове «сидит» свой какой- то определенный

9

образ, и стилизация движений для своего образа индивидуальна  она может не встречаться уже нигде. Главное в подобных постановках сохранить хотя бы характер народа.

            Итак, стилизованный народный танец не искажает фольклорную лексику, а делает ее более интересной и привлекательной. Если старшему поколению более ближе фольклорный и народно- сценический танец, то для молодого поколения ближе стилизованный народный танец, который является одним из средств привлечения к искусству танца, а в данном случае именно к искусству удмуртского народа. Что несомненно является большим плюсом, так как со временем интерес у современного поколения к искусству и в целом к истории наших предков постепенно исчезает, а данное творчество привлекает и заинтересовывает.

10

4. Стилистические особенности  удмуртского народного танца в различных его формах. Сравнительная характеристика форм удмуртского народного танца.

4.1.Лексика удмуртского народного  танца

Основу народного танца составляет комплекс движений, имеющий характерные особенности для определенной народности.

Лексика удмуртского фольклорного танца строится на несложных элементах. Причем манера исполнения женского танца более мягкая, спокойная, девушка держит себя скромно, нередко опустив глаза. В быстрых плясках, исполняемых молодыми девушками, можно уловить веселый задор и лукавство, исполнении движений более энергичное, сохраняя достоинство и простоту общения с партнером. Мужчины выполняют движения более размашисто, с силой и подскоками. Это относится и к рукам во время исполнения одиночных плясок: у женщин они свободные, кончики пальцев чуть приподняты, при исполнении движений слегка переводятся из стороны в сторону; у мужчин за спиной, либо свободно реагируют на движения ног, кисть расправлена или собрана в кулак. Есть особенности положений рук в парах. Современная женская и мужская танцевальная лексика обогатилась и получила в народно- сценической хореографии равноправие.

        До настоящего времени лексика удмуртских танцев в полном объеме не выявлена и не описана и главное - не систематизирована, что не обеспечивает достаточный уровень хореографического образования и не способствует подъему и развитию хореографической практики  в Удмуртской Республике.

        В народно- сценическом танце фольклорные движения, входящие в арсенал танца, трансформируются, усложняются, в них вводятся новые элементы, нюансы. Прослеживаются новообразования в шагах, в танцевальном беге, дробях, в прыжковых движениях, Очень много интересных сочетаний движений, комбинаций. Все это связано с

11

меняющимся укладом жизни, с возникновением новых сюжетов, образов. Часто случается так, что новообразования постепенно вживаются и впоследствии считаются традиционными. Нужно отметить, что эти новообразования украшают лексическую основу танцевальной культуры, подчеркивают красоту удмуртского танца, делая его ярче и богаче.

 Говоря о лексической основе стилизованного удмуртского танца, нужно отметить, что в нем часто нет опоры на традиционную лексику. В нашей жизни наблюдается большой технический прогресс. То же самое можно сказать и о стилизованном танце, только заменив слово «технический» на «модернизированный». Лексическая модернизация идет с большой скоростью, она становится популярной в хореографической среде. Очень отличается техника исполнения стилизованных движений. Больше она скорее схожа с  современным танцем, чем с народно- сценическим. Если народно- сценический танец приближен к фольклорному и в нем некоторые нововведения иногда даже признаются традиционными, то в стилизованном танце подача удмуртского танцевального материала идет в совершенно новом русле. Это новый этап в развитии народной хореографии. Как было сказано выше, стилизованная лексика может строиться и без опоры на традиционную лексику- важно сохранить характер народа, его манерность. А если в основу модернизированного движения берется исконно традиционное движение, то его стилизация включает в себя и законы построения современной хореографии. В этом и заключается особенность стилизованного народного танца- сочетание традиции и современности.  

        Итак, все виды удмуртского танца имеют одну общую основу- народный танец, их истоком является традиционная танцевальная культура, а также мировоззрение и миропонимание удмуртского народа.

4.2. Музыка в удмуртском народном  танце

Музыка - неотъемлемая часть хореографии. В творчестве каждого

12

исполнителя или балетмейстера она является источником, который питает его вдохновение, определяет атмосферу, настроение и характер создаваемого художественного образа.

        Удмуртский фольклорный танец сопровождался пением и игрой на национальных музыкальных инструментах. Познание музыкального народного творчества неотделимо от инструментоведческой тематики. На протяжении многих веков удмурты в своей практике употребляли ударные и духовые инструменты. Струнные инструменты тоже были известны удмуртами с древних времен.

       Музыкальный народный инструментарий удмуртов включал гусли (крезь), варган (ымкрезь), духовые инструменты (узьыгумы), свирель (чипчирган). Кроме названных, у удмуртов бытовали инструменты, заимствованные у других народов: дуда (быз), гитара, балалайка, скрипка, гармонь (арган). Заслуживают внимания удмуртские гусли- крезь, струнный щипковый инструмент, изготовляемый кустарным способом. Крезь имеет две разновидности: простые гусли (крезь) и великые гусли (быдзим крезь).

        В народно- сценическом танце самый хороший, современный, самый танцевальный в смысле возможностей его воплощения средствами хореографии замысел не сможет превратиться в прекрасное произведение, если музыка будет неинтересна, бледна, невыразительна. В то же время чем выше по своим качествам музыка, чем больше она соответствует поставленной художественной задаче, тем сильнее ее воздействие на участников, и они глубже проникаются ее образностью, настроением. Поэтому любую удмуртскую фольклорную музыку можно разработать- сделать ее более насыщенной, яркой, интересной. Используют несколько инструментов, комбинируют их для более звучного воспроизведения мелодии.  Если для удмуртской фольклорной музыки в основном характерно то, что один и тот же мотив проигрывается на протяжении всей мелодии и если это песня, то меняются только слова куплетов, то уже в обработанной

13

 музыке к народно- сценическому танцу можно уловить момент зачина, развития действия, саму кульминацию, развязку и экспозицию. Здесь можно уловить два момента - когда музыка пишется специально для определенного сюжета или сюжет подстраивается под выбранную музыку.

      При написании музыки к удмуртскому народному стилизованному танцу также в качестве источника берут фольклорный материал. В стилизованной мелодии прослеживаются  современные, эстрадные ноты. Взяв за основу фольклорную мелодию, ее аранжируют, обрабатывают. Но в основе стилизованной музыки не обязательно должна быть определенная фольклорная композиция- это может быть отдельно написанная автором мелодия, в которой  с помощью выразительных средств мы узнаем удмуртский мотив, сочетаемый с эстрадной музыкой. Уже здесь можно проследить сочетание фольклорных и современных инструментов. Такая музыка специфична. На данный момент она популярна среди части удмуртской молодежи. Уже в продаже имеются сборники стилизованной удмуртской музыки, созданные под руководством уроженца Дебесского района Павла Поздеева. Данный материал очень интересен и им пользуются многие хореографы (в том числе и мы- руководители образцового коллектива «Радужка»)- он привлекает своей неповторимостью и оригинальным звучанием, подталкивает на новые идеи и сюжеты. Благодаря стилизованной музыке прослеживается новаторство в хореографии, в том числе и в удмуртской хореографии.

4.3. Удмуртский танцевальный костюм

        Удмуртский танец нельзя представить без национального костюма. Исследователи народной одежды удмуртов отмечают в ней три костюмных комплекса: северный трехцветный (белый, красный, черный), южный полихромный и бесермянский. Каждый из комплексов имел различные

14

варианты. Между северными и южными комплексами выделяетсяпереходный шарканско- якшур- бодьинский костюм. Локальные варианты

костюмных комплексов отличаются друг от друга деталями покроя, орнаментацией, украшениями, отдельными предметами, составляющими комплекс.

        В наше время национальный костюм используется при исполнении фольклорных танцев [см. приложение 1, 2, 3, 4]. Бережное отношение к удмуртскому костюму в традиционных танцах показано студией традиционного танца «Эктон корка», руководителем которого является этнохореограф А.Н. Прокопьев. Задачей данного ансамбля является правильное прочтение фольклора, одновременное вживание в традицию и вживление ее в сегодняшнюю культуру, установку на подлинность, этничность воспроизводимого культурного материала. Потому при выступлении этого ансамбля мы видим не только традиционный  танцевальный фольклор удмуртов, но и настоящие традиционные костюмы, подчеркивающие манерность, характер и в целом многовековой культурный опыт  удмуртского народа.

        Проявление творчества в отношении к удмуртскому костюму в сценических танцах [см. приложение 5, 6, 7, 8] показала М.А. Барт, художник ансамбля «Италмас». Сценические костюмы певцов и танцоров, выполненные М.А.Барт, сохраняют народно- этнографическую традицию- их функциональность, многослойность, покрой, цветовую гамму, рисунок вышивок, украшения, иные аксессуары. Но художница творчески их преобразила, сделала броскими, усиливая их цветовую гамму, яркость, тем самым избегая карнавального многоцветия, безвкусицы.

         Большой вклад в разработку удмуртских сценических костюмов, используемых в танцах, обрядовых композициях, внес художественный руководитель театра фольклорной песни и танца «Айкай», П.П.Данилов.

15

В своих работах художник- дизайнер отказывается от театральной стилизации и ориентируется на костюмы, максимально приближенные к фольклорным образцам, при этом соблюдая сценические законы, а именно: в костюмах

 чуть увеличены фигуры орнамента, чуть ярче краски.

В удмуртском стилизованном танце  традиционный костюм модернизируется, подстраиваясь под образ, под музыкальное сопровождение. От национального костюма берутся только основные элементы, подчеркивающие образ народа. Главное здесь - не переборщить и не стилизовать костюм до неузнаваемости. Стержень традиционного костюма должен быть сохранен и только вокруг него следует вить свои фантазии.

Вообще же, каждый танцевальный костюм специфичен. Но его символическое значение неизменно. В любом виде он должен подчеркивать национальные особенности народа, его уникальность и неповторимость [см. приложение 9, 10, 11].

4.4.Cравнительная характеристика традиционного, народно- сценического и народного стилизованного удмуртских танцев

         Рассмотренные выше формы удмуртского танца имеют свои сходства и различия:

- народно- сценический и стилизованный танцы исполняются на сцене для зрителя, традиционный же исполняется в быту, для себя, на праздниках, посиделках, гуляниях;

- народно- сценический и стилизованный сочиняются постановщиком, а традиционный создается в процессе коллективного творчества;

- народно- сценический и стилизованный в памяти постановщика и исполнителей, у традиционного же основной источник существования - народная память;

- в народно- сценическом и стилизованном импровизация исключена,

16

в традиционном существует наличие импровизации;

        Существуют и конкретно различия между этими тремя формами танца:

- в традиционном в лексике используется комплекс движений, составляющий основу традиционной удмуртской хореографии, элементы несложные, мало – комбинированы между собой; в народно- сценическом – усложнение

фольклорных движений, введение новообразований, приукрашение лексического традиционного удмуртского лексического фонда,  движения

более выраженные, яркие, наблюдается интересное сочетание, комбинирование движений; в стилизованном: нет опоры на традиционную лексику, сочетание народных движений с классическими или современными, то есть сочетание традиции и современности, движения более динамичны в своем развитии, специфичны комбинации, большое лексическое разнообразие;

- в музыке в традиционном танце: танец сопровождается пением и игрой на национальных удмуртских инструментах, часто один мотив не меняется на протяжении всей мелодии; в народно - сценическом: удмуртская мелодия разнообразна по своему построению, наблюдается развитие музыкального произведения, сочетаются традиционные инструменты с современными- яркая, выраженная мелодия помогает разнообразить лексику традиционного удмуртского танца; в стилизованном: фольклорная мелодия с элементами эстрадной музыки или эстрадная музыка с элементами удмуртской мелодии, может быть использование традиционных инструментов в сочетании с современными или только современных инструментов- полученная мелодия непременно аранжируется и стилизуется на усмотрение автора;

- в костюме в традиционном танце: использование удмуртского национального костюма в полном его комплексе с учетом возраста участников; в народно- сценическом: в отношении сценических народных костюмов проявляется творчество, этот костюм приближается к фольклорным образцам, увеличивается орнамент, используются более яркие

17

 краски; в стилизованном: разрабатывается под образ, под музыкальное сопровождение, он далеко не приближен к национальному - в нем могут проглядываться элементы современной моды и только к нему уже добавляются удмуртские мотивы.

Рассмотрев три формы существования удмуртского народного танца, можно отметить, что природа их возникновения одна, но темпы их дальнейшего развития различны. Так, традиционный танец - неизменен, в

своем исконном виде он идет из века в век. Народный сценический танец далеко не отходит от традиционного, он только дополняется новообразованиями, новыми сюжетами, взглядами на жизнь. Народный стилизованный танец развивается с большой скоростью.  Сколько идей, сколько мыслей у каждого постановщика - столько новообразований в нем наблюдается. Стилизованный танец не живет без введения в него современности, современных сюжетов, современных взглядов на жизнь.

        Но все эти формы объединяют воспитательные функции:

- приобщение к удмуртской культуре;

- приобщение к богатству танцевального народного творчества удмуртов;

- выявление культуры удмуртского народа как уникальной;

- формирование духовно- нравственных ценностей;

- расширение кругозора;

- воспитание исполнительской культуры.

 Эти функции помогают вжиться в удмуртскую культуру, выделить неповторимость, специфичность удмуртского народа. Чем больше форм существования удмуртского танца, тем больше шансов выжить удмуртскому народному танцу, тем больше шансов приобщить к удмуртской культуре в целом.  

18

5. Фестиваль - как способ сохранения удмуртского народного танца

            На сегодняшний день народный танец сохраняется и широко распространяется благодаря фестивалям, на которых танцы разных национальностей собираются в один большой праздник. Эти фестивали не дают угасать народным танцам. Они помогают проявить уникальность природы народных танцев, развивают интерес современного зрителя к народной культуре в целом- в том числе и к удмуртской культуре.

            Являясь руководителем совместно с Е. Е. Волошиной образцового  детского хореографического коллектива «Радужка», существующего при Дебесской детской школе искусств им. Г.М. Корепанова- Камского, мы ежегодно посещаем фестивали данного типа, являясь их активными участниками. В репертуаре «Радужки» имеется целый блок удмуртских народных танцев, показанных в двух формах существования удмуртского танца - сценический и стилизованный:

  1. Народно- сценический удмуртский танец «Шулдыр эктон». Это удмуртская пляска, показывающая что удмуртский народ может быть не только скромным и застенчивым, но и веселым, задорным, живым    [см. приложение трек «Шулдыр эктон];
  2. Народный стилизованный удмуртский танец «Вечная река». Удмуртский край – родниковый край, что и отображает этот танец. Из маленького родника вытекает ручеек, из ручейка - река. И поток этих рек неизменен- они славят Удмуртию своей красотой. [см. приложение трек «Вечная река»];
  3. Народный стилизованный удмуртский танец «Колесо истории». Жизнь наша крутится как колесо. В этом колесе три стадии жизни- детство, юность, старость. И одно сменяет другое. Этот круговорот  постоянен, благодаря чему жизнь не исчезает. Вот о чем сюжет данного танца. [см. приложение трек «Колесо истории»];
  4. Народный стилизованный удмуртский танец «Девичьи посиделки».

19

Танец рассказывает о быте удмуртских девушек. Как из простого куска ткани получается красивый платок, как просидев вечер за прялкой можно получить пряжу для варежек, а после сплетения нескольких ниток - целый половик. [см. приложение трек «Девичьи посиделки»].

Говоря о фестивалях в целом, следует отметить, что они являются одним из наилучших способов сохранения и развития удмуртского народного танца. Являясь зрителем и участником подобных фестивалей, мы глубже проникаем  в культуру удмуртского народа, учимся ценить, уважать и отмечать ее достоинства, в том числе танцевальной  культуры нашего народа. Дети, участвуя в подобных фестивалях, становятся настоящими ценителями

народной танцевальной культуры. Они учатся чувствовать глубокий смысл танцев, вложенный когда- то нашими предками. И сегодня, занимаясь в школе искусств, они научились талантливо воспроизводить сценические образы, ярко подчеркивающие характерные черты удмуртов и их  духовной и материальной культуры.

20

Заключение

     Подводя итоги, можно сказать, что удмуртское хореографическое искусство имеет давние исторические корни. В нем отражается  «многовековой культурный опыт народа (мировоззрение, ценности, социальные установки и т. д.). Он наполнен жизнеутверждающим содержанием, доверием к миру, оптимистичен по настроению, его базовая социальная направленность- призыв к согласию, стратегия сотрудничества.»[17, с. 64]

           Традиционный танцевальный исполнительский фольклор удмуртов обладает огромными ресурсами.  Социальная среда через культурные традиции закрепляет и передает следующим поколениям свои ценности и нормы жизни в обществе. Именно поэтому удмуртский фольклорный танец живет и сегодня, проявляя себя в разных формах (народно- сценический и стилизованный танец). Все эти формы мы видим на традиционных фестивалях, посвященных народному танцу. Богатый опыт по сохранению природы удмуртского танца накоплен моим коллективом «Радужка», который является ярким примером развития удмуртского народного танца. Именно поэтому мы можем сказать, что природа удмуртского народного танца может быть сохранена в различных его формах и имеет перспективы дальнейшего существования и развития.

21

Список литературы

  1. Батурина Е.Н. Принципы работы с танцевальным фольклором (методическая разработка).- Ижевск: Удмуртское республиканское училище культуры, 2002.- с. 6-7;
  2. Батурина Е.Н. Удмуртские фольклорные танцы.- Ижевск: Удмуртское республиканское училище культуры, 2002.- с. 7- 35;
  3. Витрук Н.В. Этнокультура: русско- удмуртские связи. Избранные труды.- Ижевск: Удмуртия, 2007.- с. 528- 575;
  4. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов.- Ижевск: Удмуртия, 1994.- с. 26- 77;
  5. Владыкин В.Е, Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов: Учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 1991.- с. 41- 91, 114- 117;
  6. Долганова Л.Н., Морозов И.А. Игры и развлечения удмуртов. 2-е изд., доп./ Науч. Ред. И отв. За вып. Т.Г. Владыкина.- Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2002.- с. 56-60;
  7. Журнал «Кизили», рубрика «Удмурт калык эктонъес», 1989, №9.- с.9;
  8. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов хореограф. Отд- ий ин-ов культуры, балетмейст. ф- тов театр. ин- тов и учащихся хореограф. училищ.- М.: Искусство, 1981.- с. 7- 105;
  9. Любимова С. В. «Эктон корка»- вашкала удмурт дуннее сюрес…// Инвожо. 2008. № 1- 2, с.42-51;
  10. Михайлова Н. Р. Вордскем нунал party// Инвожо. 2008. № 11- 12, с. 64- 70;
  11. Настюков Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене. (Советы балетмейстера). -М.:Профиздат, 1976.-  с.5- 14, 31- 39;

22

  1. Никитина Г. А. Народная педагогика удмуртов. – Ижевск: Удмуртия, 1997.- с. 5- 9;
  2. Отражение межэтнических связей в народном декоративном искусстве удмуртов /под ред. Климова К. М.- Ижевск, 1984.- с. 39- 40;
  3. Прокопьев А. Н. Улоны кужым сетись дарт- удмурт эктонъес // Кенеш. 2008. № 5/ 6, с. 94- 107;
  4. Прокопьев А. Н. Изгуртъеслэн ньылен эктонзы // Кенеш. 2008. № 9, с. 89- 90;
  5. Прокопьев А.Н., Ишмуратов А.В. «Социодрама» как опыт художественной интерпритации обрядовых жанров фольклора // Инвожо. 2003. № 6, с. 96- 101;
  6. Прокопьев А.Н., Студитских в. Исполнительские жанры удмуртского фольклора как средство формирования общности в условиях поликультуризма // Инвожо.2004.№ 10, с. 62- 66;
  7. Стариков С.Е. Удмуртские народные танцы.- Ижевск: Удмуртия, 1981.- с. 3- 14;
  8. Удмуртские народные сказки, мифы и легенды/ Составление, перевод, обработка и предисловие Н.П. Кралиной; Художник Н.Гарипов.- 3- е издание, с изменениями.- Ижевск: Удмуртия, 2008.- с. 22- 46, 53- 62;
  9. Уральская В.И. Природа танца.- М.: Сов. Россия, 1981.- с. 76- 97;
  10. Шереметьевская Н. В. Танец на эстраде.- М.: Искусство, 1985.- с. 185- 213;
  11. Школьников Л. С. О танцах в шутку и всерьез.- М., Сов. Россия, 1975.- с. 5- 12;

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"

Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

Методическая разработка открытого занятия "Элементы народного танца"

Методическая разработка открытого занятия "Элементы народного танца" может быть использована в учреждениях дополнительного образования....

Открытое показательное занятие по народному танцу коллектива народного танца "Та-На-Ми"

План-конспект открытого занятия в рамках Всероссийского фестиваля "Берега детства", проходимого на базе ГБОУДО "ДТД и М "Преображенский"....

Методическая разработка "Руки в русском народном танце"

Данная методическая разработка предлагается в помощь хореографам при изучении русского народного танца. В ней представлены позиции рук в русском танце, положения рук в русском танце, расположение танц...

Методическая разработка открытого занятия по народному танцу (3 год обучения)

Тема: «Пляска – один из основных жанров казачьего танца»Цель занятия: познакомить детей с основным жанром казачьего танца – пляска.Задачи:1. ОБУЧАЮЩИЕ:- формирование навыков пр...