Программа гражданско-патриотического воспитания
методическая разработка на тему

Горелова Ольга Анатольевна

разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_grazhdansko-patrioticheskogo_vospitaniya.rar41.19 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  гражданско- патриотического  воспитания школьников

МБОУ «СОШ № 6»

Г. Нефтеюганск

2012 год

Автор: Горелова О.А.

Оглавление

Обоснование,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,2

Цель,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3

Задачи,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 3

Этапы  реализации  программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4

Механизм реализации  программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5

Основные  направления  программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5

Оценка  эффективности  реализации программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7

Содержание  программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,8

Ожидаемые  результаты  и их значимость,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,15

Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский

I. Пояснительная записка

Программа  разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и предназначена для учащихся 1-11 классов муниципального общеобразовательного учреждения  МБОУ « СОШ № 6», г. Нефтеюганска

  Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью,

интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому, на первом этапе развития личности школьника (1-6 класс) необходимо формировать следующие качества:

  1. элементарные понятия о нравственности,
  2.  чувство патриотизма,
  3. дружбы и товарищества,
  4. коллективизма,
  5. честность и правдивость,
  6. навыки организованности и дисциплины.

На втором этапе взросления (7-11 класс) происходит значительный личностный рост учащихся, наступает такой период, когда формируется критическое отношение к действительности и создаются жизненные идеалы.

В связи с этим основными требованиями являются:

  1. патриотическое мировоззрение,
  2. патриотические убеждения, установки, позиции и ценностные ориентации,
  3.  усвоение норм нравственности,
  4.  навыки и умения патриотического поведения.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, поэтому  основной технологией программы гражданско-патриотического воспитания является деятельностный подход. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание

способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

III. Цель и задачи Программы

Цель: формирование  личности  гражданина  и патриота  России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами  деятельности  и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

1  формирование  эффективной системы  гражданского  становления, патриотического  и духовно- нравственного  воспитания.

2 формирование национального  самопознания, уважения к законности  и правопорядку.  

3  развитие у  учащихся  потребностей  в познании культурно- исторических  ценностей, стимулирование  творческой  активности.

.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Кадровое обеспечение

группа

функции

состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по УВР

Педагоги школы

Реализация программы в системе воспитательной работы.

Использование современных воспитательных технологий.

Педагоги

 

Классные руководители

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика.

Участие в мероприятиях школы.

Методисты УМЦ

Преподаватели дополнительного образования города

.

V. Реализация Программы рассчитана на 5 лет.

Этапы реализации Программы:

                   

                      I этап- проектный - 2011-2012 учебный год.

Цель:

подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  1. 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  2. 2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  4. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

        II этап: практический – 2012-2014 учебные годы.

Цель:

 реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными школами города.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

         

    III этап: аналитический – 2014-2015  учебный год.  

Цель:

 анализ итогов реализации программы. 

Задачи:

  1. 1. Обобщить результаты работы школы.
  2. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  3. 3. Спланировать работу на следующий период.

VI. Механизм реализации Программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ  « СОШ №6», а также тесное сотрудничество с ДОУ, ДЮСШ, ДДТ, общественными организациями.

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские,  окружные. областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.

VII. Программа включает в себя следующие направления:

1. Мой край

Цель:

Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин  ХМАО- ЮГРА».
3. Формировать экологическое поведение.

Формы: 

экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение,  игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.

2.  Я - патриот  своей  страны.

Цель:

формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к

государственным символам России.

Формы:

тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 

3. Связь поколений.

Цель:

Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы:

 тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

4. Я и моя семья.

Цель: 

осознание обучающимися  семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы:

 беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения.

             Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:                      

  1. - знаниевый компонент, основанный на предметном начале с 1 по11 классы.
  2. - Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
  3. - Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
  4. - Школьное самоуправление.
  5. - Участие в тематических конкурсах, выставках.
  6. - Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.

VIII. Оценка эффективности реализации Программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. 

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.

3 Количественные параметры:

  1. - включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
  2. - качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
  3. - отсутствие детей с девиантным поведением;
  4. - деятельность детско-юношеской организации;
  5. - участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

- проведение мероприятий.                   

  IX. Содержание  программы

 Воспитательная система школы – это школа как целостный организм. Воспитательная система школы соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы –основную  и среднюю, интегрируя таким образом все педагогические воздействия, идущие на ученика, путем создания необходимых условий, учитывая индивидуальные особенности на каждом возрастном этапе.

  1. Мероприятия  по реализации  программы составлены  именно с учетом  возрастных особенностей  детей, соблюдается   принцип  приемственности  и  усложнения: то есть, если  в среднем  звене  закладываются  основы  гражданственности и патриотизма, то в старшем  звене все  усилия  направлены  на  их  развитие и на гражданское  становление  школьников.

Мероприятия  по  реализации  Программы  гражданско- патриотического   воспитания.

( годовая  циклограмма: 1-6 классы)

Мероприятие

Сроки исполнения

Формы работы

Ответственные

Направление «Мой край»

1

Классные часы-экскурсии «Памятники города рассказывают»

В течение  года

Встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи города, посещение памятников культуры.

Классные  руководители

2

Составление сборника «Антология улиц родного города».

Сентябрь- октябрь

Интервьюрирование

Проектная работа

Учителя  истории. географии

3

Творческая работа: эссе «Моя малая Родина»

сентябрь

конкурс

Классные  руководители. Учителя  литературы

4

Классные часы, посвященные дню рождения  г. Нефтеюганска «Мой  славный  город- это нефть и газ»

октябрь

Беседы, конкурсы

Классные  руководители. актив классов

5

Выставка фотографий, рисунков, картин, посвященных городу Нефтеюганску.

октябрь

Экскурсии, выставки

Гражданский  клуб

6

Дню  рождения  округа   посвящается…

декабрь

Устные  журналы, викторины

Классные  руководители. актив классов

7

Городской слёт краеведов

«Навечно памятью дано»

май

конкурс

Педагог- организатор

8

«Мой город»

май

Викторина, конкурс рисунков

Классные  руководители. актив классов

Я - патриот  своей  страны

9

Проведение классных часов: «День Единства»

ноябрь

Викторины, дискуссии, беседы.

Гражданский  клуб

10

Конкурс чтецов

«Строки,опалённые войной»

ноябрь

конкурс

Классные  руководители. Учителя  литературы

11

Городская игра «Дела давно минувших дней»

декабрь

конкурс

Учителя  истории

12

Дискуссионный клуб «Поговорим о толерантности»

декабрь

диспут

Гражданский  клуб

13

Акция «Забота» (к Дню инвалида)

декабрь

Акция, посещение центра «Детство»

Гражданский  клуб

14

Конкурс исторических загадок.

январь

Выпуск листовок

Учителя  истории

15

Городская акция «Я – гражданин России»

февраль

Конкурс социальных проектов

Гражданский  клуб

16

Интеллектуально-познавательная игра

«Священная война»

февраль

Викторина

Учителя  истории

19

Городская интеллектуально-познавательная игра

«По праву памяти»

май

конкурс

Педагог- организатор

20

Праздник

«День Победы – ликованье и скорбь»

май

КТД

Классные  руководители

21

Фестиваль поэзии и инсценированной

военной песни «Родина моя»

май

Конкурс КТД

Классные  руководители

22

Сувенир для  ветерана

май

акция

Актив класса

Я  и моя  семья

23

Учеба-семинар по родословию

сентябрь

практикум

Учителя  истории

24

Семейные  старты

сентябрь

соревнования

Классные  руководители

25

Семейный  праздник «Родительский  дом-  начало  начал»

ноябрь

праздник

Зам. директора.

Классные  руководители

26

Городской конкурс семейных  

родословных

декабрь

конкурс

Учителя  истории

27

Классные часы на тему:    

«Семейные традиции»

декабрь

Часы  общения

Классные  руководители

28

КТД

«Мы и наши бабушки»

март

Отчет- презентация

Классные  руководители

29

«Мой героический дед»

май

Выставка рисунков и фотографий

Кружок «Древо жизни»

30

Форум  учебного  года

май

Торжественное  подведение  итогов  года

Зам. директора.

Классные  руководители

Связь  поколений

31

Операция «Пожилой человек – это мудрости клад»

октябрь

акция

Гражданский  клуб

32

   

Конференция

«Изучая предков, мы узнаём  

себя»

декабрь

Коллективно-творческое дело,

Устный журнал

Педагог  -организатор

33

«Непобедимая  и легендарная» встречи. Посвящённые Дню защитника Отечества

февраль

встречи  с  ветеранами. Участниками локальных  войн

Министры культуры

34

Акция «Наши ветераны»

Участие в городской акции «Полотнища победы»

май

акция

Гражданский  клуб

        

Мероприятия  по  реализации  Программы  гражданско- патриотического   воспитания.

( годовая  циклограмма: 7-11 классы)

Мероприятие

Сроки исполнения

Формы работы

Ответственные

Направление «Мой край»

1

Участие в городской акции «Забота памятникам»

сентябрь

Городская акция

Гражданский  клуб

2

Классные часы, посвященные   дню рождения г. Нефтеюганска

октябрь

Беседы, круглые  столы

Классные  руководители

3

Выставка фотографий, рисунков, картин, посвященных городу Нефтеюганску.

октябрь

Экскурсии, выставки

Гражданский  клуб, активы классов

4

Дню  рождения  округа   посвящается…

декабрь

конференция

Классные  руководители. актив классов

Я – патриот  своей  страны

5

«Нет обязанностей без прав»

ноябрь

дискуссия

МО учителей истории

6

Проведение классных часов: «День Единства»

ноябрь

Викторины, дискуссии, беседы.

Классные  руководители. актив классов

7

 «Колесо истории»

декабрь

Конкурс на лучшее знание государственной символики РФ

МО учителей истории

8

Городская игра «Дела давно минувших дней»

декабрь

конкурс

Учителя  истории

9

Дискуссионный клуб «Поговорим о толерантности»

декабрь

диспут

Гражданский  клуб

10

Акция «Забота» (к Дню инвалида)

декабрь

Акция, посещение центра «Детство»

Гражданский  клуб

11

Серия мероприятий «Моя хата  не с краю»

январь

Дискуссионные качели

Гражданский  клуб

12

Диско -КВН «Песни армии моей»

февраль

конкурс

Активы классов

13

Городская акция «Я – гражданин России»

февраль

Конкурс социальных проектов

Гражданский  клуб

14

Участие в городском фестивале «Новая цивилизации»

февраль

Конкурс (подготовка команды к городской политико-правовой игре)

Гражданский  клуб

15

Интеллектуально-познавательная игра

«Священная война»

февраль

Викторина

Педагог- организатор. Учителя  истории

16

Конференция

«Круглый стол с острыми углами»

март

диспут

Правовой  клуб

17

Городская интеллектуально-познавательная игра

«По праву памяти»

май

конкурс

Педагог- организатор

18

Праздник

«День Победы – ликованье и скорбь»

май

КТД

Классные  руководители

Связь поколений

19

Операция «Пожилой человек – это мудрости клад»

октябрь

акция

Гражданский  клуб

20

Конференция

«Изучая предков, мы узнаём себя»

декабрь

Коллективно-творческое дело,

Устный журнал

Классные  руководители

21

Круглый стол

«Долг и память»

январь

диспут

Гражданский  клуб

22

Классные часы»Ратные страницы истории России»

февраль

Беседы, конкурсы, встречи.

Классные  руководители

23

Участие в городской акции» Полотнища победы»

май

акция

Гражданский  клуб

24

Операция « Вахта  памяти»

- оказание  помощи ветеранам   войны, узникам концлагерей  и труженикам  тыла;

май

Операция « Вахта  памяти»

Гражданский  клуб

25

 Праздник  инсценирования  песен  военных лет  « Споемте, друзья»

май

  Концерт для ветеранов ВОВ

Я и моя  семья

25

Семейные  старты

сентябрь

соревнования

Классные  руководители

26

Семейный  праздник «Родительский  дом-  начало  начал»

ноябрь

КТД

Зам. директора.

Классные  руководители

27

Городской конкурс семейных родословных

декабрь

конкурс

Учителя  истории

28

Классные часы на тему: «Семейные традиции»

декабрь

Беседы, встречи, часы  общения

Классные  руководители

29

Форум  учебного  года

май

Торжественное  подведение  итогов  года

Зам. директора.

Классные  руководители

30

Праздники  последнего  звонка

май

Торжественные  линейки  

Зам. директора.

Классные  руководители

X. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны,   формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Список литературы

  1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
  2. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.
  3. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.
  4. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
  5. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
  6. Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.
  7. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Программа гражданско-патриотического и нравственного воспитания

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают обучающихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в поли...

Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"

  Программа гражданско-патриотического воспитания  для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...

Программа гражданско-патриотического воспитания

Программа гражданско-патриотического воспитания в школе....