Главные вкладки

    Инновационные подходы к проведению урока
    материал на тему

    Погосян Лили Андрониковна

     

    Сегодня, в центре  внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир.

    Поэтому основная наша цель- выбрать методы и формы организации уч. деятельности об-ся,  которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности,

    создание условий, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл innovac._tehn.docx24.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инновационные  технологии в  проведении урока.

      Сегодня, в центре  внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир.

    Поэтому основная наша цель- выбрать методы и формы организации уч. деятельности об-ся,  которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

    создание условий, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество.

    Образование во всем мире рассматривается как важнейший фактор становления и развития личности как индивидуальности. Образование - условие развития личности каждого ребенка, обеспечивающее проявление его активности, самостоятельности, инициативности на основе подлинного уважения к его индивидуальным интересам и потребностям, стремлениям к творчеству и успеху в современном быстро меняющемся мире. Именно такое образование называется личностно-ориентированным. По словам Якиманской И.С., основная его функция - раскрыть индивидуальность каждого ребенка, создать условия для ее развития, обеспечить становление средствами образования критичности, самостоятельности, инициативы, творчества, их проявление в мышлении, поведении.

      Все чаще поднимается вопрос о применении новых новых инф. технологий в школе: не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

    Так, я бы хотела остановиться на  следующих технологиях, которые помогают  реализовать личносто-ориентированный подход в обучении,  обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию с учетом способностей детей, их уровня обученности.

    -информационные технологии и интернет ресурсы

    -технология интерактивного обучения

    -проектная технология

    -обучение в сотрудничестве

    Информационные технологии и интернет ресурсы.

    Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках английского языка включают:

    -изучение лексики

    -отработку произношения

    -обучение диалогической и монологической речи

    -обучение письму

    -отработку грамматического материала.

           Возможности использования интернет ресурсов огромны. На уроке учитель вместе с учащимися может решить ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтению , используя материалы глобальной сети , совершенствовать словарный запас учащихся, формировать у учащихся мотивацию к изучению английского языка .Кроме того, работа направленная на изучение возможностей учащихся, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах. Также учащиеся могут принимать участие в тестировании, викторинах , конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях и т.д.

    Интерактивная технология обучения.

    Одним из  основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков с использованием интернет ресурсов - является создание взаимодействия на уроке то , что принято называть в методике - технология интерактивного обучения.

    Интерактивность - это объединение, координация  и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах можно дать грамматику, чтение  аудирование  с выполнением задания. В группах 3-4-5 человек. Задания должны быть Элементарными. Группа формируется:- по желанию, - разноуровневая (сильная + слабая)

    Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы:

    а) Что будем делать? б) Как будем делать?  в) Сколько времени? г) В каком виде будем проводить? Итог?

    Метод проектов.

    Одной из технологий обеспечивающей личностно – ориентированное обучение является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проекты  могут делиться на :

    -моно-проекты

    -коллективные

    -устно - речевые

    - видовые

    -письменные

    -Интернет - проекты

     Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, практико - ориентированных, информационных. Он способствует развитию  активного самостоятельного мышления учащихся и формирует у них коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий. Проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся развивают свой кругозор, границы владения языком учатся слушать и слышать англоязычную речь и понимать друг друга при защите проекта. Работа со словарями, справочной литературой, компьютером создает возможность прямого контакта с аутентичным языком. Работа над проектом процесс творческий. Учащиеся под руководством учителя или самостоятельно занимаются поиском какой – то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Это многоуровневый подход, охватывающий чтение, аудирование, говорение, грамматику. Примером проектных работ могут быть: «Waiter>s working day.» « My restaurant.» и т.д.

    Технология сотрудничества

    Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния.

    Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 -4 человека, им дается одно задание при этом оговаривается роль каждого. Каждый  учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных  то ,  что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся,  чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации.

    Основные принципы:

     а) группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку;

     б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;

     в) оценивается работа всей группы;

     г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание

    Варианты обучения в сотрудничестве:

     Student team learning (STL, обучение в команде). Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем основным принципам:

    а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения.

    б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.

     в) каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми.

     Другой вариант обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году и назвал его Jigsaw («Ажурная пила»). В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4 - 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме.

     В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии «Jigsaw-2»

     («Пила-2»), который предусматривал работу группами по 4-5 человек. Вся команда работала над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась.

     Еще один вариант обучения в сотрудничестве – learning together (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему.

    НАПРИМЕР:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ РАБОТЕ НАД ТЕКСТОМ:

    Дети делятся на группы. Каждый ученик группы получает свой текст для чтения: "ВЕСНА", "ОСЕНЬ", "ЗИМА", "ЛЕТО".Внутри одной группы дети работают с разными текстами. После прочтения текста ученики из разных групп, работающие над одним и тем же материалом, встречаются и обмниваются информацией. (называется "встреча экспертов). Затем они возвращаются в свои группы(home groups) и по-очереди рассказывают, что они узнали. Далее следует проверка понимания членами группы прослушанной информации, для чего могут быть использованы вопросы или тестовые задания типа "true" "false". Так, в заключении,  об-ся должны оценить работу всех членов (home groups), записать результаты в лист контроля и сдать.

    Технология обучения в сотрудничестве предусматривает использование таких активных форм, как ДИСПУТ, ПРЕСС_КОНФЕРЕНЦИЯ, ДИСКУССЯ, РОЛЕВАЯ ИГРА.

    Методика проведения диспута

    Учащиеся делятся на 2 группы оппонентов и 1 группу редколлегии. Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик. Например, данная форма работы может быть предложена как итоговый урок в 9 классе по теме “Спорт”

    Обучающимся  даётся 15 минут для подготовки к участию в диспуте “Спорт: за или против” . 1 группа просматривает и выбирает позитивные утверждения, связанные со спортом, а 2 группа – негативные. Обе группы вспоминают жизненные примеры из своего опыта или опыта других людей (спортсменов, медиков…).

    3 группа (самая малочисленная 2-3 человека) готовит плакат с названием темы, значок для ведущего, вывешивает табличку с фразами на английском языке, например: Согласен/ не согласен, Я другого мнения, Я думаю, вы ошибаетесь и др.

    Роль ведущего не только начать и завершить работу диспута или представить стороны оппозиции, но и быть связующим звеном, задавать вопросы, уметь направлять ту или иную группу в нужное русло, подводить итог.

    Методика проведения урока “Пресс-конференция”

    Все обучающиеся делятся на 3 группы по принципу лотереи.

    1 группа – гости (из США, Великобритании…)

    2 группа – представители прессы (газет, журналов), участники конференции

    3 группа – редколлегия. Выбирается ведущий (учитель или наиболее подготовленный ученик). Даётся 15-20 минут на подготовку:

    1. 1 группа просматривает и повторяет материал пройденной темы, выписывает отдельные слова, фразы.
    2. 2 группа готовит интересные вопросы приглашённым гостям (приветствуются вопросы, заданные с юмором, вопросы личностно–ориентированного характера и вопросы, требующие ответа с опорой на знания обучающихся, выходящие за рамки программного материала учебника).
    3. 3 группа подготавливает значок для ведущего (с Ф.И.), таблички с данными для гостей, таблички с названиями журналов / газет и приветственный плакат типа “Добро пожаловать в Россию!” или “Приветствуем участников конференции!” и т. д.

    Остальные 20 минут длится сама конференция. Ведущий открывает конференцию, называет тему, цели, представляет гостей и названия издательств, представители которых участвуют в работе. Он же закрывает конференцию, благодарит участников за работу и подводит итоги. Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.

    Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, и предоставляется возможность высказать свое мнение.

    Игровая технология.

    В процессе обучения иностранному языку в ПЛКМ  нам приходится формировать программы с учетом профессиональной ориентации учащихся. За основу взята стандартная программа, которая дополняется тематическими текстами  так как знание английского языка для профессии повар, и особенно, официант-бармен наиболее  востребованы. В работе они непосредственно могут общаться с носителями языка. Это является мощной мотивацией для изучения языка . В этом случае в группах широко могут применяться различные виды игровой технологии- кроссворды, ролевые игры. Этому предшествует тематическая подготовка учащихся, повторение лексики, разговорных формул, фразеологических оборотов. Примерами могут служить следующие темы:

    -Speech Etiquette.

    -Dinner at a Restaurant.

    Проигрывается диалог, который составляется учащимися самостоятельно. Кроме темы лексики широко включаются разговорные формулы, приветствия, благодарности, предложения, отказ. Для более прочного усвоения лексики учащиеся диалога меняются ролями. Оценивается уровень знаний, творческий подход, профессиональное мастерство.

    Заключение.

    Применение инновационных технологий обучения   на уроках английского языка помогает решать проблемы речевого общения школьников с различным уровнем способностей, эффективного использования времени урока, повышения мотивации к изучению английского языка.  Новые формы речевого общения на уроках способствуют формированию творчества, познавательной активности, самостоятельности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».

    Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...

    Инновационные подходы в проведении вводно-подготовительной и заключительной частей урока по физической культуре

    Современные условия оказывают негативное влияние на организм детей. Это учебные перегрузки, гиподинамия по вине педагогов, опережающий уровень образования. Учебные нагрузки перестали дозироваться и ко...

    Инновационные подходы при проведении урока математики

    Каждый учитель специальной (коррекционной) школы VIII вида сталкивается с такой проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успе...

    Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

    Нетрадиционные методы обучения английскому языку младших школьников в условия дополнительного образования...

    Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

    Нетрадиционные методы обучения младших школьников английскому языку в условиях дополнительного образования...

    Инновационные подходы в преподавании уроков татарского языка в условиях ФГОС ОО

    укучыларга белем һәм күнекмәләр алганда инновацион якын килү- иң әһәмиятле этапларның берсе булып санала...

    Статья "Инновационные подходы к современному уроку русского языка в школе"

    Современное образование в школе не стоит на месте. Новое время диктует новые подходы и методы в преподавании учебных предметов.В рамках ФГОС учителю просто необходимо владеть современной техникой, исп...