Наблюдение «Весенняя прогулка» с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по теме

Тишина Наталья Михайловна

 

создать эмоциональный настрой. Дать детям знания о приспособлении живой природы к изменениям в неживой природе. Сформировать представление о состоянии растений весной, дать знания о цветах березы (сережки). Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявить причины, происходящие изменения. Развивать мышление, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudenie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение в природе с детьми старшего дошкольного возраста

«Весенняя прогулка»

Цель: создать эмоциональный настрой. Дать детям знания о приспособлении живой природы к изменениям в неживой природе. Сформировать представление о состоянии растений весной, дать знания о цветах березы (сережки). Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявить причины, происходящие изменения. Развивать мышление, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к живой природе.

Ход наблюдения.

-Ребята, давайте с вами погуляем по аллеям парка. Послушаем пение птиц, полюбуемся красотой весеннего неба, вдохнем свежий теплый воздух.

  Какое у вас настроение? Почему? (Ответы детей.)

-А как вы встречали весну? Как люди встречают весну? (Ответы).

 - Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменилась природа весной. Угадайте, о чем пойдет речь?

«Весной веселит, летом холодит,

                     Осенью питает, зимой согревает.» (Дерево.)

    Почему вы так думаете, что это дерево? (Ответы.)

 - О каком дереве мы поговорим с вами. Отгадайте загадку:

«Русская красавица стоит на поляне,

                         В зеленой кофточке, в белом сарафане.» (Береза.)

  -Правильно, это русская красавица – береза. Найдите березу в парке. Подойдем к ней поближе и познакомимся.

  -Как вы догадались, что это береза? (Ответы).

                            «Чуть солнце пригрело откосы

                              И стало в лесу потеплей,

                              Береза зеленые косы

                              Развесила с тонких ветвей.

                              Вся в белое платье одета,

                              В сережках, в листве кружевной,

                              Встречает горячее лето

                              Она на опушке лесной.».(В. Рождественский).

  -Рассмотрите кору, веточки, листья березы. Что произошло с березой с наступлением весны? (Началось движение сока по дереву, из почек появились листочки, дерево проснулось после зимы…)

 -С наступлением весны началось движение сока. Почки ожили и появились клейкие листочки. Одновременно с появлением листьев береза начинает цвести. Цветы у березы – зеленые сережки. Давайте рассмотрим сережки: на что они похожи? (ответы).

 - Какого цвета кора береза? Потрите ладошкой березовую кору. Какой стала ладошка? (Белая.)

 - Ребята, березовая кора пропитана особым белым веществом – бетулином. «Бетула» в переводе с латинского языка – береза.

  - Послушайте, о чем разговаривают листья?

    А какой формы листья? Дотроньтесь до кончика листика и скажите какой он? (Ответы.)

 -Погладьте листик сначала с одной стороны, а затем с другой, какой он? (Ответы детей.) Ребята, а напротив этой березы растут еще березки. Посмотрите на них внимательно: как у них расположены ветви и веточки. (У березки рядом веточки расположены вверх, а напротив- веточки опущены вниз.)

 -Правильно вы заметили. Это береза – пушистая; а это  береза – повислая.

У березы пушистой ветки приподняты, крона более пышная. Молодые побеги этих берез имеют густое опушение, за это она получила название пушистая.

  А вот эта береза повислая или еще ее называют плакучей. Ее несложно узнать по особо длинным низко опущенным ветвям, она как будто всегда «грустит».

  Зеленые веточки березок похожи на косы, а сама березка на русскую красавицу в белом сарафане.

  -А вы знаете какую пользу приносит человеку береза? (Ответы детей.)

Правильно, листья, почки, сок используют в лечебных целях; березовые дрова ценились как самые «жаркие»; а без березового веника не обходится ни одна русская баня.

Игра «Что будет, если..».

 Предложить детям подумать и ответить, что случится с березой если… исчезнуть птицы, перестанет идти дождик, если снег не укроет ее корни, не будет ветра, человек повредит кору и т.п.

  Березу считают символом праздника Троицы. Ее украшали лентами, плели венки, водили хороводы. Давайте и мы поводим хоровод вокруг березок.

Ритмическое упражнение: «Весенняя березка».

Березка в белом сарафане

Весною водит хоровод.                               Ритмично ходят по кругу.

Звенит сережками так нежно                         Ритмично потряхивают кистями,

И птичек в гости все зовет.                         делают взмахи руками.

Раскроет свои руки – ветви,

Опустит ветки – пальцы вниз,                    Руки вверх, пальцы раскрывают,

                                                                        опускают руки.

Подставит солнышку листочки,                 Руки перед собой, ладони раскрывают,

Чтоб лучик на ветвях повис.                       опускают кисти вниз.

Тренинг:                                                      

Ребята, выберите дерево, подойдите к нему, порадуйтесь, обнимите, погладьте кору, скажите ей ласковые слова.

 Пока дети стоят у дерева, воспитатель читает стихотворение А.Прокофьева «Березка».

                                           Люблю березку русскую,

                                           То светлую, то грустную,

                                           В белом сарафанчике,

                                            С платочками в карманчиках,

                                            С красивыми застежками,

                                            С зелеными сережками.

     

       Люблю ее нарядную,

       Родную, ненаглядную,

       То ясную, кипучую,

       То грустную, плакучую,

      Люблю березку русскую.

                                                     Она  всегда с подружками,

                                                     Под ветром низко клонится,

                                                     И гнется, но не ломится.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время важное значение приобретает интерес к народной культуре, народным традициям, фольклору, и поэтому актуальным становится внедрение в программу дошкольного обучения новых форм и методо...

Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с речевым заключением и ЗПР.

Данное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Педагог года 2007" с детьми старшей логопедической группы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме

.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...