Главные вкладки

    ххх ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВАС ххх Учебно-методическое пособие по ИСТОРИИ для учащихся 10-12 заочных классов(с использованием ЭОР и элементами дистанционного обучения)
    учебно-методическое пособие (11 класс) по теме

    Устинова Мария Михайловна

    Учебно-методическое пособие  предназначено для учащихся 10-12 заочных классов ГБОУ ЦО № 633 и содержит рекомендации по изучению истории России и Всеобщей истории, тематический план, учебную программу курса, методические указания по выполнению контрольных работ, вопросы, тесты для зачёта и темы контрольных работ, а также содержит перечень, необходимых в подготовке к занятиям, литературы и ЭОР к каждому уроку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Центр образования № 633

    Калининского района г. Санкт-Петербурга

    Учебно-методическое пособие


    по ИСТОРИИ


    для учащихся 10-12-х


    заочных классов                                             


    (с использованием ЭОР и элементами дистанционного обучения)



    Автор: учитель истории и обществознания

    Устинова Мария Михайловна

    Санкт - Петербург

    ----2013---

    Учебно-методическое пособие  предназначено для учащихся 10-12 заочных классов ГБОУ ЦО № 633 и содержит рекомендации по изучению истории России и Всеобщей истории, тематический план, учебную программу курса, методические указания по выполнению контрольных работ, вопросы, тесты для зачёта и темы контрольных работ, а также содержит перечень, необходимых в подготовке к занятиям, литературы и ЭОР к каждому уроку.

    Пособие подготовлено учителем истории и обществознания ГБО ЦО № 633 Калининского района г. Санкт-Петербурга Устиновой М.М.

    В электронном виде учебно-методическое пособие по ИСТОРИИ опубликовано на личном сайте автора  в Социальной сети работников  образования nsportal.ru http://nsportal.ru/user/235999

    Методическое пособие утверждено на заседании МО учителей 29.08.2013 и на заседании педагогического  совета ГБОУ ЦО №633 30.09.2013

    РЕЦЕНЗЕНТ:

    Качан Е.В. – заместитель директора ГБОУ ЦО №633 по учебно-воспитательной работе,                                                                                          

                         учитель высшей категории.

            

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Пояснительная  записка

    1. Содержание учебного материала

    10 класс

    11 класс

    12 класс

    1. Задания для контрольной работы                        

    1. Вопросы  для  подготовки к зачету

    1. Тесты  для  подготовки  к  зачету

    1. Перечень рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов

    ......................................................  4

    ...................................................... 8

    ....................................................... 26

    ....................................................... 44

    ....................................................... 60

    ........................................................67

    ........................................................68

    ........................................................69

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

    Образовательная  программа по истории  для учащихся 10-11-12 заочных классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

     Исходные документы для составления программы:

    • Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
    • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
    • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011-12 учебный год. 
    • Программы для общеобразовательных учреждений. Автор: Волобуев О.В. «Россия и мир. История XX в.». М., «Дрофа», 2009г.

    Уровень и направленность образовательной программы:

    Средняя полная общеобразовательная программа, базовый уровень 

    Данная образовательная программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного класса.

             Организация учебного процесса: классно-урочная, заочная с элементами дистанционного обучения.

    Изучение предмета «История» ориентировано на достижение следующих целей:

    • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
    • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
    • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
    • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
    • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

    Основу  программы предмета «История» составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Содержание учебного материала структурировано по проблемно-хронологическому принципу, для этого использована следующая структура содержания учебного материала:

    Класс: 10-11-12

    Форма обучения: заочная

    Количество часов в неделю: 1

    Всего за учебный год: 34

    из них: лекций: 28, практических и семинарских занятий: 6

    10 класс:

    Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья

    Тема 2. Древняя Русь                                                                                                              

    Тема 3. Западная Европа в XI – XV  веках.

    Тема 4. Российское государство в XIV-XVII

    Тема 5. Запад и Новое время

    Тема 6. Российская империя в XVIII веке.

    11 класс:

    Тема 1. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации.

       Тема 2. Россия на пути модернизации.                                                      

    Тема 3. Культура XIX века.

    Тема 4. Россия в начале XX века.                                                                                                                                                                    

    Тема 5. Мировая вона и революционные потрясения.                                                                                                              

    Тема 6. Мир в межвоенный период.                                                                                                                                                        

    Тема 7. Социалистический   эксперимент в СССР.

    12класс:                                                                                                                      

    Тема 1. Вторая мировая война.                                                                                                                                                      

    Тема 2. Биполярный мир и «холодная война».                                                                                                                                                          

    Тема 3. СССР и социалистические страны Европы.                                                                                                                                                                        

    Тема 4. Запад и «третий мир» во второй половине XX века.                                                                            

    Тема 5. Россия в современном мире.                                                                                                                      

    Тема 16. Духовная жизнь.                                                                                                                                                                

    Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории, что позволяет формировать у студентов целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.

    Также проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в ранее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и т.д. При этом раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.

    Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории XX – XXI в.в.

    Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения участника общества их исповедующего, показывается как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.

    Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX - XXI в.в. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.

    В ходе изучения предмета «История» учащиеся заочных классов должны достичь следующих результатов:

    Знать/ понимать:

    • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
    • периодизацию всемирной и отечественной истории;
    • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
    • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
    • основные исторические термины и даты.

    Уметь:

    • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
    • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
    • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
    • Применять в обучении ЭОР и использовать элементы дистанционного обучения.
    • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
    • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
    • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
    • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

    Содержание предмета «История» составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников на основе примерной программы «История» , разработанной Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации в 2008 году.

    Задания для самоконтроля с использованием ЭОР.

    Самостоятельную работу по изучению предмета «История» рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

    1. Изучить по рекомендуемой литературе и интернет-ресурсам теоретические вопросы курса  в соответствии с данными методическими указаниями;
    2. Ответить на вопросы самоконтроля с использованием ЭОР по каждой учебной теме;
    3. Выполнить задания контрольной работы;
    4. Подготовиться к зачету.

    Согласно учебному плану учащиеся 10-12-х  заочных классов,  проходят аттестацию по предмету «История» в 10 и 11 классе в форме зачета или собеседования, в 12 классе в форме зачета. Зачет  проводится в форме устных ответов по билетам или тестированию, вопросы к зачету представлены в данных методических указаниях (стр. 67). Зачет проводится в форме тестирования при помощи универсальной тестовой оболочки на ПК, тесты для подготовки к зачету представлены в данных методических указаниях (стр. 68 ).

    Выполнение домашних контрольных заданий и использованием элементов дистанционного обучения.

    Также по учебному плану, учащиеся заочных классов должны выполнить во втором полугодии домашнюю контрольную работу по предмету «История». Задания для контрольной работы представлены в методических указаниях (стр.60) и составлены в десяти вариантах.

    Требования к выполнению домашней контрольной работы:

    1. Контрольная работа должна быть выполнена в электронном виде.
    2. В контрольной работе обязательно должен быть титульный лист с указанием фамилии, имени, отчества ученика и преподавателя, указан номер варианта, электронный адрес учащегося.
    3. Объем контрольной работы в печатном виде – не менее 15 страниц.
    4. При выполнении каждого задания необходимо указывать номер вопроса, приводить план ответа, а затем излагать сам ответ.
    5. Учащийся может менять последовательность заданий, но должен выполнить задания по своему варианту
    6. Ответы на вопросы заданий контрольной работы должны быть последовательны и лаконичны, в них должно просматриваться понимание и осмысление учащимся  излагаемого материала.
    7. В конце контрольной работы обязательно должен быть перечень использованной литературы и интернет-ресурсы согласно установленным нормам.
    8. Оформленная контрольная работа должна быть отправлена по электронному адресу преподавателю Устиновой М.М. aksma@mail.ru или на электронную почту школы school633@list.ru, с пометкой : контрольная работа, ученика .. класса, для Устиновой М.М .

    Учебно-методическое пособие по ИСТОРИИ для учащихся 10-12-х заочных классов ГБОУ ЦО № 633 опубликовано на личном сайте автора  в Социальной сети работников  образования nsportal.ru http://nsportal.ru/user/235999  На сайте можно найти всю необходимую информацию по подготовке к урокам, зачетам и контрольным работам.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    1. Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке.

    Основное содержание темы: Социально-экономические изменения жизни Европы в XVII в. Характерные черты европейского абсолютизма

    Понятия: абсолютизм, причины английской революции, религиозный фактор в гражданской войне в Англии, режим Кромвеля, реставрация.

    Литература и ЭОР:

    1. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. » История Россия и мир». 10кл - М., «Дрофа»,    2008
    2. Загладин Н.В., Симония Н.А. «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Учебник для 10 кл.. - М.: "Русское слово - РС", 2006
    3. ФЦИОР. Абсолютизм http://fcior.edu.ru/card/1297/absolyutizm.html
    4. Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР)                                   Раздел IV. Новое время: эпоха европейского господства http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bc0aa4c5-bcb4-46ba-b2c5-3184bba36383/?interface=pupil&class[]=53&subject[]=20

    Контроль знаний.

    Вопросы:

    1 Какие государства появились в Европе в конце XVI  века?

    2  В заключались особенности формирования централизованных государств?

    3 В чем состояли характерные черты абсолютизма?

    4 Назовите особенности абсолютизма в Англии и Франции. Почему сопротивление ему приняло религиозные формы?

    5 Каковы причины и итоги первой общеевропейской войны?

    Задания для самоконтроля с использованием ЭОР.

    1. ФЦИОР. Практика. Абсолютизм http://fcior.edu.ru/card/7401/praktika-absolyutizm.html

    1. Эпоха Просвещения.

    Основное содержание темы: Открытия учёных, изменившие представление людей об окружающем мире. Взгляды основных представителей Просвещения. Воплощение идей Просвещения в жизнь.

    Понятия: Просвещённый абсолютизм в Австрии и Пруссии: опыт реформ «сверху».

    Литература и ЭОР:

    1. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. » История Россия и мир». 10кл - М., «Дрофа»,    2008
    2. Загладин Н.В., Симония Н.А. «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Учебник для 10 кл.. - М.: "Русское слово - РС", 2006
    3. ФЦИОР. Век Просвещения http://fcior.edu.ru/card/7307/vek-prosvesheniya.html
    4. Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР)                                   Раздел IV. Новое время: эпоха европейского господства http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bc0aa4c5-bcb4-46ba-b2c5-3184bba36383/?interface=pupil&class[]=53&subject[]=20

    Контроль знаний.

    Вопросы:

    1 Какие изменения в социально-экономической жизни Западной Европы  произошли в XVII веке?

    2 Назовите причины кризиса абсолютистского режима в Англии.

    3 Каковы основные этапы английской революции?

    4 Что такое буржуазная революция?

    5 Каковы были итоги Английской революции?

    6 Как вы понимаете термин «Просвещение»? Почему о XVIII веке говорят как об эпохе Просвещения?

    7 Охарактеризуйте взгляды основных представителей Просвещения.

    Задания для самоконтроля с использованием ЭОР.

    1. ФЦИОР. Практика. Век Просвещения http://fcior.edu.ru/card/13508/praktika-vek-prosvesheniya.html

    1. Революции XVIII столетия.

    Основное содержание темы: Особенности развития  североамериканских колоний, причины войны за независимость. Причины революции во Франции, её ход, итоги.

    Понятия: освободительная война в Северной Америке, якобинская диктатура, термидорианский переворот.

    Литература и ЭОР:

    1. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. » История Россия и мир». 10кл - М., «Дрофа»,    2008
    2. Загладин Н.В., Симония Н.А. «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Учебник для 10 кл.. - М.: "Русское слово - РС", 2006
    1. ФЦИОР. Первые буржуазные революции Нового времени: война за независимость в Северной Америке http://fcior.edu.ru/card/3242/pervye-burzhuaznye-revolyucii-novogo-vremeni-voyna-za-nezavisimost-v-severnoy-amerike.html
    2. ФЦИОР. Великая французская революция http://fcior.edu.ru/card/6299/velikaya-francuzskaya-revolyuciya.html
    3. Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР)                                   Раздел IV. Новое время: эпоха европейского господства http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bc0aa4c5-bcb4-46ba-b2c5-3184bba36383/?interface=pupil&class[]=53&subject[]=20

    Контроль знаний.

    Вопросы:

    1 В чем состояли противоречия между Англией и ее североамериканскими колониями?

    2 Как идеи Просвещения повлияли на революционные события в Северной Америке и во Франции?

    3 Расскажите о конституции и государственном устройстве США. Какие принципы были положены в их основу?

    4 Назовите основные события Великой французской революции. К каким  последствиям привел якобинский террор?

    Задания для самоконтроля с использованием ЭОР.

    1. ФЦИОР. Практика. Первые буржуазные революции и идеология Просвещения http://fcior.edu.ru/card/9640/praktika-pervye-burzhuaznye-revolyucii-i-ideologiya-prosvesheniya.html

    1. ФЦИОР. Практика: Карты первых буржуазных революций http://fcior.edu.ru/card/11083/praktika-karty-pervyh-burzhuaznyh-revolyuciy.html

    1. Тенденции и направления развития европейской культуры XVI-XVIII веков.

    Основное содержание темы: Предпосылки возникновения культуры Возрождения. Идеи великих писателей и художников. Характерные черты барокко, рококо, классицизма.

    Понятия: гуманизм, барокко, классицизм.

    Литература и ЭОР:

    1. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. » История Россия и мир». 10кл - М., «Дрофа»,    2008
    2. Загладин Н.В., Симония Н.А. «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Учебник для 10 кл.. - М.: "Русское слово - РС", 2006
    3. Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР)                                   Раздел IV. Новое время: эпоха европейского господства http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bc0aa4c5-bcb4-46ba-b2c5-3184bba36383/?interface=pupil&class[]=53&subject[]=20

    Контроль знаний.

    Вопросы:

    Тема 6. Российская империя в XVIII веке.

    1. Власть и общество

    Основное содержание темы: Предпосылки петровских преобразований. Основные направления внутренней и внешней политики Петра I и Екатерины II. Особенности российского варианта политики «просвещённого абсолютизма».

    Понятия: «окно в Европу», Сенат, фискалы, коллегии, губерния, провинция, «табель о рангах», ассамблея, календарь, Ништадский мир, империя, «жалованная грамота дворянству».

    Личности: Петр I, царевич Алексей, Екатерина II, Пётр III, Пугачёв, Павел I.

    Литература и ЭОР:

    1. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. » История Россия и мир». 10кл - М., «Дрофа»,    2008
    2. Сахаров А.Н. ,«История России с древнейших времён до конца XIX века», 10 класс
    3. Интернет-ресурс «История российской государственности» История России с середины XVI до конца XVIII вв. http://histrussia.ru/Home/Rubrics/4

    Контроль знаний.

    Вопросы:

    1. Чем была вызвана необходимость преобразований в России?
    2. Чем были вызваны дворцовые перевороты первой половины XVIII в? Как они сказались на развитии российского общества?
    3. В чем заключались основные направления внутренней политики Елизаветы Петровны?
    4. Охарактеризуйте основные направлений государственной политики Екатерины II.
    5. В чем состояли особенности российского варианта политики «просвещенного абсолютизма»?

    Задания для самоконтроля с использованием ЭОР.

    1. ФЦИОР. Практика. Россия в середине XVIII века http://fcior.edu.ru/card/13015/praktika-rossiya-v-seredine-xviii-veka.html


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Тема 7. Социалистический эксперимент в СССР.

    1. Советская страна в годы нэпа.

    Основное содержание темы: Причины введения нэпа, сущность и основные мероприятия; трудности нэпа, противоречия между экономической и политической системами. Позитивные и негативные результаты «культурной революции». Борьба за власть после смерти Сталина.

    Понятия: политика «военного социализма», новая экономическая политика, многоукладность, государственный сектор, хозрасчёт, плановый характер экономики, денежная реформа, «культурная экономика».

    Литература и ЭОР:

    1.        Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. » История Россия и мир». 10кл - М., «Дрофа»,    2008

    2.        Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР)              Глава 3. Советский союз: партия, государство, обществоhttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee-2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/?interface=pupil&class[]=54&subject[]=20

    3.  Интернет-ресурс «История российской государственности». История России в XX-XXI веках http://histrussia.ru/Home/Rubrics/4

    Контроль знаний.

    Вопросы:

    1 В чем суть новой экономической политики?

    2 Каковы причины перехода к НЭПу?

    3 За счет чего НЭП позволил в короткий срок восстановить основные экономические показатели страны?

    4 На каких основаниях был создан СССР?

    5 Как осуществлялась централизация государственного аппарата?

    6 Каким образом Сталину удалось сосредоточить в своих руках огромную власть?

    7 Что такое репрессии? Каковы их причины?

    Задания для самоконтроля с использованием ЭОР.

    1. Интернет-ресурс «История российской государственности». История России в XX-XXI веках http://histrussia.ru/Home/Rubrics/4

    1. Пути большевистской модернизации.

    Основное содержание темы: Внутренние и внешние причины модернизации в СССР в 1930-е гг., её особенности. Процесс и методы проведения индустриализации и коллективизации. Оценка курса на построение социализма в одной стране.

    Понятия: коллективизация, индустриализация, кулачество, командно-административная система, дефицит.

    Литература и ЭОР:

    1.        Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. » История Россия и мир». 10кл - М., «Дрофа»,    2008

    2.        Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР)              Глава 3. Советский союз: партия, государство, обществоhttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee-2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/?interface=pupil&class[]=54&subject[]=20

    3.   Интернет-ресурс «История российской государственности». История России в XX-XXI веках http://histrussia.ru/Home/Rubrics/4

    Контроль знаний.

    Вопросы:

    1 Какие внешние и внутренние причины вызвали форсированную модернизацию в СССР?

    2 В чем причины свертывания НЭПа?

    3 Почему Сталин назвал 1929 год «годом великого перелома»?

    4 Как экономическая политика Советского государства характеризует его тоталитарную природу?

    5 Охарактеризуйте политику коллективизации и ее итоги?

    6 Назовите источники проведения индустриализации страны?

    7 Каковы итоги форсированного развития экономики СССР?

    1. СССР в системе международных отношений.

    Основное содержание темы: Причины непрочности Версальско-Вашингтонской системы; основные противоречия в международных отношениях. Эволюция внешнеполитического курса; причины сближения СССР с Германией, значение советско-германского пакта.

    Понятия: Коминтерн, демилитаризованная зона, вооружённые конфликты, реваншистские настроения, антифашистский фронт, репрессии, агрессия.

    Литература и ЭОР:

    1.        Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. » История Россия и мир». 10кл - М., «Дрофа»,    2008

    2.        Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР)              Глава 3. Советский союз: партия, государство, обществоhttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6c19ecee-2944-4dd6-964d-5155c25ca5d3/?interface=pupil&class[]=54&subject[]=20

    3.   Интернет-ресурс «История российской государственности». История России в XX-XXI веках http://histrussia.ru/Home/Rubrics/4

    Контроль знаний.

    Вопросы:

    1. Каким способом сталинское руководство  вернуло дореволюционные границы России?
    2. Каково значение советско-германского пакта и секретных протоколах к нему?

    Задания для самоконтроля с использованием ЭОР.

    1. ФЦИОР. Практика. Международные отношения накануне второй мировой войны. Часть 1 (из 2) http://fcior.edu.ru/card/5916/mezhdunarodnye-otnosheniya-nakanune-vtoroy-mirovoy-voyny-chast-1-iz-2.html

    1. ФЦИОР. Практика. Международные отношения накануне второй мировой войны. Часть 2 (из 2) http://fcior.edu.ru/card/9597/mezhdunarodnye-otnosheniya-nakanune-vtoroy-mirovoy-voyny-chast-2-iz-2.html


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    ЗАДАНИЯ  ДЛЯ  КОНТРОЛЬНОЙ   РАБОТЫ

    Вариант 1

    Вопрос 1. Древний Восток и Античный мир. Начало преобразований человеком природы. Ранние цивилизации. Государства на Востоке. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия. Римский мир Средиземноморья.

    Назовите главные признаки цивилизации. Чем западная цивилизация отличается от восточной?

    Вопрос 2. Российское государство в XIV –XV в.в. Новые политические центры Руси: от раздробленности к объединению. Возвышение Москвы. Дмитрий Донской. Русь и государства-наследники Золотой Орды.

    В чем заключались особенности процесса государственного объединения русских земель?

    Вопрос 3. Российское государство в первой половине XIX века. Павел I. Правление  Александра I. Царствование Николая I. Государство и крестьянский вопрос в первой половине XIX века. Общественные настроения в начале XIX века. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы.

    В какой степени реформы Александра I продолжали тенденцию модернизации России, осуществляемую его предшественниками?

    Вопрос  4. Гражданская война в России. Причины и особенности гражданской войны в России. Временные рамки гражданской войны. Война большевиков против меньшевиков и эсеров. Красные против белых. «Военный коммунизм» и его последствия.

    Назовите причины победы большевиков в гражданской войне.

    Вопрос 5. Биполярный мир и «холодная война». Истоки «холодной войны». Раскол Европы. Образование НАТО и ОВД. Начало ядерного противостояния. Первый конфликт: война в Корее. Отношения СССР со странами Запада в середине 50-х – начале 60-х годов.

    Как вы думаете, кто несет ответственность за возникновение «холодной войны»?

    Вариант 2

    Вопрос 1. Рождение европейской средневековой цивилизации. Поздняя Римская империя. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Влияние античности на политическую жизнь и право в эпоху Средневековья. Влияние античности на культуру Средневековья. Варварские народы. Христианство и его влияние на формирование новых государств Европы.

    В чем состояли причины Великого переселения народов? Почему римлянам не удалось удержать варваров на границах своей империи?

    Вопрос 2.  Российское государство в XV - XVI в.в. От Руси – к России. Правление Ивана III. Централизация государственной власти. Русская православная церковь. Экономический подъем Руси. Формирование сословий.

    Как вы понимаете политическое значение идеи «Москва – третий Рим»?

    Вопрос 3. Реформы 1860-1870-х годов в России. Новый рубеж в истории России. Крестьянская реформа. Отмена крепостного права. Реформы 1860-1870-х годов: земская, военная, судебная. Судьба и значение реформ. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства и промышленности.

    Почему крестьянская реформа 1861 года считается самой важной в преобразованиях Александра II ?

    Вопрос 4. От Российской республики Советов к СССР. Революция 1917г. и национальный вопрос. Создание Российской Федерации. Образование СССР. Организация органов власти в СССР.

    Каковы особенности национальной политики в СССР?

    Вопрос 5. Социализм в странах Восточной Европы. Установление просоветских режимов в Европе после второй мировой войны. Югославская модель социализма. Раздел Германии. События 1956г. в Польше и Венгрии. «Пражская весна».

    Какие цели преследовало сталинское руководство, поддерживая коммунистические режимы в Восточной Европе?

    Вариант 3

    Вопрос 1. Страны Западной Европы в раннее Средневековье. Природа и хозяйство Западной Европы. Варварские королевства. Империя Карла Великого. Феодальная собственность  и вассальные отношения. Западная Европа в эпоху феодальной раздробленности. Сословия феодального общества. Католическая церковь.

    Назовите основные черты феодализма. В чем причины феодальной раздробленности?

    Вопрос 2. Русь между Востоком и Западом. Монгольская держава и ее завоевания. Монгольское нашествие на Восточную и Центральную Европу. Нашествие на Русь. Русь под властью Золотой Орды. Русь между монголами и Западом. Александр Невский.

    Какое значение для судеб средневековой европейской цивилизации  имела борьба народов Руси с монгольским нашествием?

    Вопрос 3. Эпоха Просвещения. Революция в естествознании. Общественные идеи века Просвещения. Просвещенный абсолютизм.

    Как вы понимаете термин «Просвещение»? Почему мы можем говорить о XVIII веке как об эпохе Просвещения?

    Вопрос 4. Кризис 1918-1920-х г.г. в странах Европы. Завершение первой мировой войны. Парижская конференция и ее решения. Политический кризис в странах Европы. Революция в Германии. Распад Австро-Венгрии. Появление новых государств в Европе.

    Какие новые противоречия возникли в Европе в ходе послевоенного урегулирования?

    Вопрос 5.  Российская Федерация в конце 1990-х – начале XXI века. Курс на стабилизацию. Федеративные отношения и этнополитические конфликты. Чеченская война. Финансовый кризис августа 1998 года. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в конце 1990-х г.г. Президентство В.В. Путина. Укрепление вертикали власти. Экономический рост. Выборы 2008г. Избрание на пост Президента Д.А. Медведева. Мировой экономический кризис 2008 года.

    Охарактеризуйте основные изменения в социальном облике населения страны в 1990-е – 2000-е годы.

    Вариант 4

    Вопрос 1. Византийская империя и восточнохристианский мир. Природа и население Византийской империи. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Византия между Западом и Востоком. Византия и славяне.

    В чем состояло отличие восточного и западного славянского миров?

    Вопрос 2. Российская империя в XVI-XVII веках. Начало формирования многонационального государства. Московская Русь как держава. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины.

    Почему Российское государство с середины XVI по конец XVII века превратилось в многонациональную державу?

    Вопрос 3. Промышленный переворот и становление индустриального Запада в конце XVIII-XIXв.в. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота. Научные открытия и промышленный переворот. Социальные последствия промышленного переворота.

    Каковы основные черты индустриального общества, возникшего в XIX веке?

    Вопрос 4. Россия в системе мирового рынка и международных отношений в начале XX века. Экономический подъем в России в начале XX в. Россия и индустриальные  страны Запада. Внешнеполитическое положение России. Русско-японская война 1904-1905 г.г. Россия и европейские военно-политические союзы. Вступление России в союз Антанта.

    Какое влияние на развитие России оказала русско-японская война?

    Вопрос 5. Общественно-политическое развитие стран Запада в 1940 - 1960-х годах. США после Второй мировой войны. План Маршалла.  Возникновение  концепции «государства благосостояния» Дж. Кейнса. Успехи и неудачи экономических реформ Дж. Кеннеди и Л.Джонса.  Политическая жизнь Западной  Европы. «Экономическое чудо» в послевоенной Германии. Начальный этап европейской интеграции.

    В чем заключались причины бурного экономического развития стран Запада после Второй мировой войны?

    Вариант 5

    Вопрос 1. Исламский  мир в средневековье. Возникновение ислама. Победа ислама в Аравии и начало арабских завоеваний. Арабский халифат во второй половине   VII-X веках. Мусульманская культура.

    Каковы причины успешных завоеваний арабов?

    Вопрос 2. Россия в XVII веке. Становление самодержавия Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Законодательное оформление самодержавия. Церковный раскол. Изменения в экономике и социальном строе. Новые явления в духовной жизни общества.

    Сформулируйте основные причины утверждения в России самодержавного политического строя.

    Вопрос 3. Общественное движение в России в первой половине XIX века. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.

    Почему общественные настроения в России не совпадали с официальной идеологией? Какие преобразования ожидало общество от государства?

    Вопрос 4. Первая мировая война. Начало всемирного конфликта. Убийство наследника австрийского престола. Вступление в войну России, Франции, Англии.

    Первые месяцы боевых действий. Западный и Восточный фронты в 1914г. Борьба на суше и на море в 1915г. Военные действия в 1916-1917г.г. Внутреннее положение в воюющих странах. Окончание Первой мировой войны. Итоги войны.

    Почему Германия и ее союзники потерпели поражение в войне?

    Вопрос 5. СССР в системе международных отношений в 1920 – 1940-е годы. Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Международные связи Советского Союза. Политика СССР на Дальнем Востоке. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Советская политика в условиях роста военной угрозы в Европе. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны. Мюнхенский сговор 1938г.  и  советско-германский пакт 1939г.

    В чем состояла противоречивость советской внешней политики? Какое влияние на нее оказала позиция Сталина?

    Вариант 6

    Вопрос 1. Восточные славяне в древности. Занятия восточных славян. Общественный строй. Мировоззрение и религия. Возникновение древнерусского государства. Русь и Византия. Крещение Руси.

    Какое значение имело принятие христианства для развития древнерусской государственности?

     Вопрос 2. Европа в начале Нового времени. Экономика Европы. Эпоха Великих географических открытий и первые колониальные захваты. Географические открытия XVI -XVII в.в. и их последствия. Социальные отношения. Реформация и контрреформация в Европе. Зарождение новой европейской цивилизации.

    С чем были связаны изменения в экономике Европы в Новое время?

    Вопрос  3. Россия и мир в начале XX века. Страны Запада в  XX веке. Процесс модернизации в России. Социальная структура российского общества в начале XX века. Идейные течения и политические партии.

    Что такое модернизация? Каковы были особенности модернизации в России?

    Вопрос 4. Тоталитарные режимы в Европе. Рождение тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Приход к власти в Германии национал-социалистов. Гитлеровский режим.

    Почему в Германии стал возможен приход Гитлера к власти?

    Вопрос 5. Пути большевистской модернизации экономики. Особенности модернизации в СССР. Коллективизация и индустриализация. Массовые репрессии 1930-х г.г. Создание сталинской административно-командной системы. Изменения в общественном сознании.

    Можно ли назвать тоталитарным сталинский режим? Обоснуйте свой ответ.

    Вариант 7

    Вопрос 1. Государство и общество древнерусского государства Киевская Русь. Организация управления государством. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура древнерусского общества. «Русская правда». Русская православная церковь. Культура Древней Руси.

    Что свидетельствовало о развитии письменности и распространении грамотности в Древней Руси?

    Вопрос 2. Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке. Социально-экономическое развитие Европы в XVII веке. Абсолютизм в Европе. Французский абсолютизм. Английский абсолютизм. Английская революция XVII века.

    Почему революция в Англии XVII века считается началом нового этапа в истории стран Запада?

    Вопрос 3. Первая русская революция. Причины и этапы революции. Формы революционной борьбы. Новый политический строй. Социалисты в революции. Либеральные партии. Организации правых. Начало российского парламентаризма.

    Какой новый политический строй сложился в России в ходе первой революции?

    Вопрос 4. СССР в 1950-х – начале 1960-х годов. СССР после смерти И.В. Сталина. Н.С. Хрущев: реформаторство и утопизм. Кризис экономической политики в конце 1950-х г.г. Конец хрущевского десятилетия.

    Почему период правления Н.С. Хрущева получил название «оттепель»?

    Вопрос 5. Становление новой России в 1990-е годы. Реформирование экономики: «шоковая терапия». Президент и Верховный Совет: противостояние властей. Политический кризис осени 1993 года. Выборы в Федеральное собрание. Конституция 1993 года.

    Как изменился политический режим в Российской Федерации после 1993 года?

    Вариант  8

    Вопрос 1. Кризис государства и общества в России в начале XVII века. Опричнина. Итоги и последствия правления Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Иноземная интервенция и народные ополчения.

    Почему можно говорить о том, что период окончания Смуты стал важнейшей вехой в становлении национального самосознания русского народа?

    Вопрос 2. Запад в XIX веке. Эпоха наполеоновских войн. Франция: от республики к империи Наполеона I. От войн республики к войнам империи. Отечественная война 1812 года в России. Крах наполеоновской империи.

    Почему Наполеону не удалось решить свои задачи в войне с Россией?

    Вопрос  3. Столыпинские реформы в России. Программа правительства Столыпина. Третьиюньский политический режим. Непоследовательность реформаторского курса. Итоги реформ.

    Почему аграрная реформа П.А. Столыпина в России не получила массовой поддержки крестьян?

    Вопрос 4. Вторая мировая война: первый период (1939 – начало 1942 г.г.). Причины и периодизация войны. Разгром Польши. «Странная война» на Западе. Разгром Франции. «Битва за Англию». Подготовка СССР к войне. Нападение Германии на СССР. Начало войны. Мобилизация сил СССР.  Битва под Москвой и её историческое значение. Складывание антигитлеровской коалиции.

    Был ли СССР готов к войне с фашистской Германией и ее союзниками?

    Вопрос 5. СССР в 1960-х – 1970-е годы. Власть номенклатуры. Приход к власти Л.И. Брежнева. Проблемы экономики. Реформы А.Н. Косыгина. Провал политики реформ. Кризис идеологии. Диссидентство. Углубление кризиса «развитого социализма».

    Почему время правления Л.И. Брежнева называют эпохой «застоя»?

    Вариант  9

    Вопрос 1. Раздробленность Руси в XII-XIII веках. От княжеских усобиц к политической раздробленности. Экономическое развитие России в период раздробленности. Политическое развитие Руси в период раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля.

    Как сказалась раздробленность на экономическом и политическом развитии Руси?

    Вопрос 2. Общественное движение в России во второй половине XIX века. Русский либерализм. Народничество. Движение социал-демократов. Консерватизм.

    Если бы вы жили в России XIX века, то приверженцем какой идеологии вы бы стали? Объясните свой выбор.

    Вопрос 3. Российская революция 1917 года. Февральская революция 1917 года. Падение монархии. Двоевластие. Углубление кризиса в России. Октябрь 1917г. в истории России. Приход к власти большевиков. Новый политический режим. Роспуск Учредительного собрания.  Точки зрения на революционные события 1917г. Выход России из первой мировой войны.

    Был ли приход к власти большевиков закономерным явлением?

    Вопрос 4. Вторая мировая война: переломный период (1942 – 1943 г.г.).. Советско-германский фронт весной и летом 1942г. Битва за Сталинград и её историческое значение. Партизанское движение в СССР.  Битва на Орловско-Курской дуге и её значение. Укрепление антифашистской коалиции.

    Что следует понимать под коренным переломом в Великой Отечественной и Второй мировой войнах?

    Вопрос 5. СССР в период «перестройки». Причины перемен. Гласность и изменение государственного строя. «Новое мышление» и окончание «холодной войны». Кризис власти. Два президента. Август 1991г.: революционный поворот истории. Распад СССР и создание СНГ.

    В чем заключается суть выражения «парад суверенитетов»?

    Вариант  10

    Вопрос 1. Западная Европа в XI-XV веках. Экономическое и политическое развитие. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Средневековые города. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти. Создание централизованных государств. Изменение роли церкви в жизни общества.

    Что такое сословно-представительные учреждения? Как они возникли?

    Вопрос 2. Социально-экономическое развитие России в XVIII веке. Развитие сельского хозяйства. Развитие мануфактурной промышленности. Торговля и финансы. Сословный строй России.

    Почему Российское государство XVIII столетия называют дворянской империей?

    Вопрос 3. СССР в годы НЭПа (1921-1925 г.г.). Переход к новой экономической политике. Результаты и противоречия НЭПа. Перемены в быту и общественной жизни. Борьба за власть в партии большевиков. Сосредоточение власти в руках И.В. Сталина. Свертывание НЭПа.

    Почему И.В. Сталин вышел победителем из внутрипартийной борьбы 1920-х годов?

    Вопрос 4. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны (1944 – 1945 г.г.). Освобождение территории СССР. Открытие второго фронта в Европе. Освобождение Восточной Европы. Военная кампания 1945г. и разгром фашистской Германии. Разгром милитаристской Японии. СССР и итоги Второй мировой войны. Вклад СССР в победу во Второй мировой войны. Итоги и уроки Второй мировой войны.

    В чем заключались причины победы Советского Союза во Второй мировой войне?

    Вопрос 5. Крах социализма в Восточной Европе в конце 1980-х годов. Предпосылки преобразований. Революции в Чехословакии, Болгарии, Польше, Венгрии, ГДР. Крах системы социализма. Национальные конфликты и экономические проблемы.

    Почему страны Восточной Европы стремились присоединиться к НАТО и Европейскому Союзу?

    Вопросы  для  подготовки  к  зачету:

    1 Цели и задачи изучения истории. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

    2 Предпосылки формирования первых цивилизаций.

    3 Цивилизации Древнего Востока: особенности формирования, этапы развития.

    4 Цивилизации Античного мира: особенности формирования, этапы развития.

    5 Зарождение цивилизации Европы: варварские королевства в раннее средневековье.

    6 Феодальная раздробленность стран Западной Европы в X-XIв.в.

    7 Византийская империя в раннее средневековье: особенности системы управления, церковного устройства, влияние Византии на славянские народы.

    8 Арабский халифат в раннее средневековье: возникновение ислама, арабские завоевания.

    9 Восточные славяне в древности: проблема происхождения русского этноса.

    10 Возникновение древнерусского государства: первые русские князья.

    11 Укрепление древнерусского государства: организация управления, крещение Руси.

    12 Феодальная раздробленность Руси: первые княжеские усобицы, причины и последствия раздробленности.

    13 Монгольское нашествие на Русь: разорение русских земель, экономическая и политическая зависимость от Золотой Орды.

    14 Русь между монголами и Западом. Александр Невский и его борьба с немецкими и шведскими рыцарями.

    15 Объединение русских земель в XIV-XV в.в.: новые центры, борьба за независимость государства.

    16 Формирование единого централизованного государства России.

    17 Страны Западной Европы в XII-XIVв.в.: усиление королевской власти и объединение государств.

    18 Эпоха Великих географических открытий: создание колониальных империй.

    19 Реформация и религиозные войны в Европе в XV-XVI в.в.

    20 Государство и общество стран Западной Европы в XVI веке: абсолютизм.

    21 Абсолютизм в России: правление Ивана Грозного.

    22 Смутное время в России в начале XVII века.

    23 Становление самодержавия Романовых: укрепление государства и расширение территории.

    24 Английская революция XVII века.

    25 Эпоха Просвещения в Европе: общественные идеи.

    26 Российская империя в первой половине XVIII века: преобразования ПетраI.

    27 Российская империя во второй половине XVIII века: правление  Екатерины II.

    28 Американская революция XVIII века.

    29 Великая французская буржуазная революция XVIII века.

    30 Эпоха Наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года в России.

    31 Промышленный переворот и становление индустриального Запада в начале XIX века.

    32 Российское государство в первой половине XIX века. Правление Александра I.

    33 Общественное движение в России в начале XIX века: восстание декабристов.

    34 Российское государство в середине XIX века: правление Николая I.

    35 Революции середины XIX века в Европе: революции 1848г. во Франции, Германии, Австрии.

    36 Борьба против рабства в США: гражданская война между Севером и Югом.

    37 Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.

    38 Формирование колониальных империй в Африке и Азии в середине XIX века.

    39 Реформы 1860-1870х г.г. в России: содержание и значение реформ Александра II.

    40 Социально-экономическое развитие России в конце XIX века: правление Александра III.

    ТЕСТЫ  ДЛЯ  ПОДГОТОВКИ  К  ЗАЧЕТУ

    1 Доля  сельского  населения  в  России  в начале  XX  века  составляла:

    1)   17%

    2)   27%

    3)   57%

    4)   77%

    2 Монархическая партия, которая возникла в ходе революции 1905-1907 г.г.:

    1)        «Союз русского народа»

    2)        кадеты

    3)        октябристы

    4)        эсеры

    3 «Манифест»  17 октября  1905г. провозглашал:

    1)        ликвидацию помещичьего землевладения

    2)        ликвидацию сословий

    3)        введение политических свобод

    4)        ликвидацию национального неравноправия народов России

    4 В начале XX века социалистическое движение в России представляли:

    1)        эсеры

    2)        кадеты

    3)        октябристы

    4)        черносотенцы

    5 Аграрная реформа П.А. Столыпина предусматривала:

    1)        свободный выход крестьян из общины

    2)        финансовую поддержку крестьянских общин

    3)        передачу всей общинной земли крестьянам в собственность

    4)        конфискацию помещичьей земли государством

    6 Процесс развития капитализма в России в конце XIX - начале XX в.в. характеризовался:

    1)        развитием капиталистического производства в деревне

    2)        высокими темпами развития промышленности

    3)        наличием трудового законодательства

    4)        участием иностранного капитала в российской промышленности

    5)        высоким уровнем концентрации производства в промышленности

    7 Участие России в Первой мировой войне привело к:

    1)        подъему революционного движения

    2)        укреплению авторитета династии Романовых

    3)        укреплению позиций правительства

    4)        спаду революционных настроений

    8 Орган исполнительной власти в России в начале XX в.:

    1)        Государственный совет

    2)        Сенат

    3)        Государственная дума

    4)        Кабинет министров

    9 Накануне Первой мировой войны Россия входила в военно-политический блок:

    1)        Четвертной союз

    2)        Союз трех императоров

    3)        Балканский союз

    4)        Антанта

    10 Процесс модернизации включает в себя:

    1)        переход от феодального общества к капиталистическому

    2)        развитие рыночной экономики

    3)        усиление контроля государства над обществом

    4)        широкое распространение  грамотности

    11 Первая мировая война началась с события:

    1)        объявление Германией войны России

    2)        убийство наследника австрийского престола

    3)        вторжение Германии на территорию Бельгии

    4)        объявление Германией войны Франции

    12 Последствиями битвы на Марне 1914г. были:

    1)        срыв плана блицкрига

    2)        поражение русских войск в Галиции

    3)        вступление в войну США

    4)        переход к позиционной войне на Западном фронте

    13 Последствиями Брусиловского прорыва 1916г. было:

    1)        выход России из войны

    2)        разгром Германии

    3)        угроза поражения Австро-Венгрии

    4)        переход русских в наступление по всему Восточному фронту

    14 Победителями Первой мировой войны стали:

    1)        Франция, Россия, Англия

    2)        США, Франция, Англия

    3)        Германия, Австро-Венгрия, Япония

    4)        Германия, Австро-Венгрия, Англия

    15 В результате Февральской революции 1917г. в России произошло:

    1)        решение крестьянского вопроса

    2)        начало работы Государственной думы

    3)        падение монархии

    4)        образование политических партий

    16 Органами власти в России в период Двоевластия были:

    1)        Государственный совет и Временное правительство

    2)        Государственная дума и император

    3)        Петроградский совет и Государственная дума

    4)        Петроградский совет и Временное правительство

    17 Первая Конституция РСФСР была принята в:

    1) 1917г.

    2) 1918г.

    3) 1919г.

    4) 1920г.

    18 Решение о переходе к НЭПу было принято руководством Советской России:

    1) 1921г.

    2) 1924г.

    3) 1929г.

    4) 1933г.

    19 В период НЭПа в деревне произошел рост хозяйств:

    1)        бедняков

    2)        середняков

    3)        фермеров

    4)        МТС

    20 К мероприятиям НЭПа относится:

    1)        аренда предприятий частниками

    2)        карточная система распределения продуктов и товаров

    3)        продразверстка в деревне

    4)        оплата труда в форме талонов

    21 Учредительное собрание в России было созвано в:

    1)        январе 1918г.

    2)        феврале 1917г.

    3)        октябре 1917г.

    4)        декабре 1922г.

    22 По Брестскому миру в 1918г. Советская Россия потеряла территории:

    1)        Финляндии, Польши, Грузии

    2)        Латвии, Литвы, Эстонии

    3)        Польши, Литвы, часть Латвии и Белоруссии

    4)        Эстонии, Часть Польши и Армении

    23 СССР был образован в:

    1)        1917г.

    2)        1920г.

    3)        1922г.

    4)        1924г.

    24 В интервенции против России в 1918-1922 г.г. не принимали участие войска:

    1)        Японии

    2)        Германии

    3)        Чехословакии

    4)        Англии

    25 Белая армия под командованием адмирала Колчака действовала в районе:

    1)        Крыма

    2)        Дона и Кубани

    3)        Дальнего Востока

    4)        Сибири и Урала

    26 Экономическая политика большевиков в 1918-1920 г.г. называлась:

    1)        индустриализация

    2)        коллективизация

    3)        «военный коммунизм»

    4)        НЭП

    27 После прихода к власти большевики установили в стране:

    1)        парламентскую республику

    2)        народную демократию

    3)        диктатуру пролетариата

    4)        общенародное государство

    28 Политику «военного коммунизма» характеризует:

    1)        отмена всеобщей трудовой повинности

    2)        отмена выплаты за коммунальные платежи

    3)        разрешение продажи излишков хлеба

    4)        введение продналога

    29 Проведение индустриализации в СССР характеризует преимущественное развитие:

    1)        легкой и пищевой промышленности

    2)        тяжелой промышленности

    3)        сельского хозяйства

    4)        внешней торговли

    30 Укажите одну из ударных строек первой пятилетки:

    1)        Братская ГЭС

    2)        Байкало-Амурская магистраль

    3)        Сталинградский тракторный завод

    4)        каскад гидроэлектростанций «Большая Волга»

    31 Политический режим в СССР в 1930-х г.г. характеризовался:

    1)        слиянием функций ВКП(б) и Советов

    2)        независимостью общественных организаций

    3)        четким разделением ветвей власти

    4)        многопартийностью

    32 Политика создания в СССР обобществленных сельских хозяйств называлась:

    1)        социализацией

    2)        коллективизацией

    3)        кооперированием

    4)        национализацией

    33 Главными социально-экономическими последствиями политики сплошной коллективизации были:

    1)        отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда

    2)        ослабление экономических стимулов развития сельского хозяйства

    3)        решение проблемы нехватки земли

    4)        переход на денежную систему оплату труда колхозникам

    34 Характерными чертами политического режима в СССР 1930-х г.г. являются:

    1)        разделение властей

    2)        установление многопартийной системы

    3)        унификация общественной жизни

    4)        культ личности вождя

    5)        массовые репрессии

    35 Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. был достигнут в результате разгрома фашистских войск:

    1)        под Москвой

    2)        в Восточной Пруссии

    3)        под Сталинградом и на Курской дуге

    4)        на Висле и Одере

    36 В ходе Великой Отечественной войны блокаду немецко-фашистских войск выдержал город:

    1)        Севастополь

    2)        Одесса

    3)        Мурманск

    4)        Ленинград

    37 В секретном протоколе к договору о ненападении между Германией и СССР указывалось:

    1)        взаимное обязательство не совершать нападение в течение года

    2)        отказ СССР и Германии от территориальных претензий

    3)        разграничение сфер интересов в Восточной Европе

    4)        соглашение о совместных военных действиях

    38 Главный итог Московской битвы:

    1)        сорван план молниеносной войны

    2)        открыт второй фронт в Европе

    3)        переход стратегической инициативы к СССР

    4)        положено начало формированию антигитлеровской коалиции

    39 Самое крупное в истории встречное танковое сражение состоялось в ходе:

    1)        битвы за Москву

    2)        Сталинградской битвы

    3)        Курской битвы

    4)        Берлинской операции

    40 В ходе Сталинградской битвы произошли:

    1)        окружение армии  Паулюса

    2)        освобождение Харькова

    3)        выход к западной границе СССР

    4)        переход Красной Армии в наступление по всему фронту

    41 Приоритетной задачей СССР во второй половине 1940-х гг.было:

    1)        достижение экономического превосходства над США и их союзниками

    2)        восстановление разрушенной войной экономики

    3)        преодоление культа личности Сталина

    4)        повышение образовательного уровня населения

    42 Отметьте события внутриполитического и экономического развития СССР в 1945-1953 гг.:

    1)        восстановление частной собственности

    2)        помощь по плану Маршалла

    3)        крупные инвестиции в тяжелую промышленность

    4)        «ленинградское дело»

    5)        репрессии против военнопленных

    43 После смерти И.В. Сталина центральными фигурами политического руководства СССР стали:

    1)        М.А. Суслов, Л.И. Брежнев

    2)        В.М. Молотов, А.А. Жданов

    3)        Г.М. Маленков, Л.П. Берия

    4)        А.Н. Косыгин, А.Н. Шелепин

    44 «Холодная война» - это:

    1)        состояние войны между СССР и США

    2)        идеологическое и экономическое противостояние СССР И США

    3)        отношения сотрудничества во всех сферах

    4)        курс на разооружение

    45 Организация Варшавского договора была создана в:

    1)        1949 г.

    2)        1955 г.

    3)        1960 г.

    4)        1964 г.

    46 Разоблачение культа личности Сталина было совершено:

    1)        Л.П. Берией сразу после смерти Сталина

    2)        Н.С. Хрущевым на Пленуме ЦК КПСС в 1953г.

    3)        Г.М. Маленковым на торжественном заседании ЦК КПСС в 1955г.

    4)        Н.С. Хрущевым на XX съезде КПСС в 1956г.

    47 Политика Н.С. Хрущева в области сельского хозяйства была направлена на:

    1)        ликвидацию диспропорций в экономике между     промышленностью и сельским хозяйством

    2)        развитие индивидуальной трудовой деятельности

    3)        интенсификацию промышленного производства

    4)    освоение целинных земель

    48 Концепция, теоретически обосновывавшая замедление темпов развития СССР, получила в 1967 г. название:

    1)        «развитой социализм»

    2)        «социализм с человеческим лицом»

    3)        неосталинизм

    4)        еврокоммунизм

    49 Событие внешней политики СССР 1970-х гг.:

    1)        отказ от создания военных блоков

    2)        ввод советских войск в Венгрию

    3)        военный конфликт с Китаем

    4)        ввод советских войск в Афганистан

    50 Экономика СССР в 1970-1980-е гг. характеризовалась:

    1)        преимущественным развитием военно-промышленного комплекса

    2)        созданием банковской системы

    3)        первоочередным развитием легкой промышленности

    4)        развитием рыночных отношений

    51 К последствиям политики гласности в СССР в 1985-1991 гг. относится:

    1)        начало реабилитации жертв сталинских репрессий

    2)        падение интереса к истории социалистического общества

    3)        отмена секретности государственных тайн

    4)        осознание сущности тоталитарной системы

    52 Основная причина «перестройки» в стране:

    1)        высокая активность народа

    2)        личные амбиции М.С. Горбачева

    3)        кризис в политической и экономической жизни страны

    4)        крах социализма в странах Восточной Европы

    53 Понятия: «гласность, ускорение, новое политическое мышление» относятся к периоду истории СССР:

    1)        культа личности Сталина

    2)        «перестройки»

    3)        «оттепели»

    4)        «застоя»

    54 Экономическая реформа Е. Гайдара в 1992 г. вошла в историю под названием:

    1)        дефолт

    2)        шоковая терапия

    3)        новое экономическое мышление

    4)        экономический кризис

    55 Государственный суверенитет России был провозглашен:

    1)        6 декабря 1991 г.

    2)        12 июня 1990 г.

    3)        17 августа 1991 г.

    4)        12 июня 1991 г.

    56 Кризис власти в России осенью 1993 г. привел:

    1)        самороспуску парламента – Верховного Совета РФ

    2)        противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти

    3)        образованию ГКЧП

    4)        выступлению партийной номенклатуры против власти

    57 Соотнесите даты и события Первой мировой войны:

    1) Битва на Марне

    2) Вступление в войну России

    3) Брусиловский прорыв

    4) Верденское сражение

    5) капитуляция Германии

    01   1 августа 1914г.

    02   сентябрь 1914г.

    03   11 ноября 1918г.

    04   июнь-август 1916г.

    05   февраль-декабрь 1916г.

    58 Соотнесите даты и события Второй мировой войны:

    1)        Начало войны

    2)        Сталинградская битва

    3)        Битва за Москву

    4)        Сражение у д. Прохоровка

    5)        Открытие второго фронта в Европе

    01   12 июня 1943г.

    02   17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.

    03   6 июня 1944г.

    04   1 сентября 1939г.

    05   30 сентября 1941г. – 6 декабря 1941г.

    59 Соотнесите исторические явления и события истории России:

    1)революция 1917г.

    2) гражданская война

    3) НЭП

    4) сталинская модернизация

    01  раскулачивание

    02  объявление России республикой

    03  введение продразверстки

    04  введение свободной торговли

    60 Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти:

    1)        Н.С. Хрущев

    2)        Л.И. Брежнев

    3)        Ю.В. Андропов

    4)        М.С. Горбачев

    01        1964-1982 гг.

    02        1982-1984 гг.

    03        1985-1991 гг.

    04        1953-1964 гг.

    Список литературы и интернет-ресурсов:

    1. Волобуев, О.В. Россия и мир. XX век: учебник для 11 класса /  О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожин. – М.: Дрофа,
    2. Волобуев, О.В. Россия с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожин. – М.: Дрофа.
    3. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. / под ред. А.О. Чубарьян. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование
    4. Данилов А.А., Уткин А.И., Филиппов А.В. История России 1945-2008.- М. «Просвещение» 2008
    5. Данилов, А.А. Рабочая тетрадь по истории России: XX век / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2002.
    6.  Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества ХХ- начало ХХ1 века..- М.: ООО « ТИД « Русское слово», 2006
    7. Загладин, Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века / Н.В. Загладин. – М.: Русское слово
    8.  Загладин, Н.В. История России и мира в XX веке / Н.В. Загладин. – М.: Русское слово, 2003.
    9. История России: Руководство для подготовки к экзаменам / О.В. Давыдова. – М.: АСТ, 2004.
    10.  Кадневский В.М. История России с древнейших времен до конца 18 в.: Тесты 10 кл.:учебно-методи-   ческое пособие.- М., Дрофа, 1999.
    11. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке.- М. « Просвещение». 2000.
    12.  Павленко Н.И., Андреев И.Л.  История России. С древнейших времен до конца 17в.- М., «Дрофа»,2002.
    13.  Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А.. История России. 18-19века.- М., «Дрофа»,2002.
    14.  Плоткин Г.М. Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5-11 классы: Пособие для учителя.- М., Просвещение. 2002.
    15.  Сахаров А.Н., Буганов В.И. История с древнейших времен до конца 17 века. – М.; Просвещение. 1995
    16.  Саяпин В.В. История России. Тематические тесты. Базовый уровень. 10-11 классы: учебно-методическое пособие. 2009
    17.  Сороко- Цюпа О.С. мир в ХХ веке.- М.; Дрофа, 2003
    18.  Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории .-М., Гум. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
    19. Хромова И.С. История России. ХХ век. Тесты.10-11кл.:Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.
    20. «История российской государственности» Интернет-ресурс        http://histrussia.ru/Home/Page/About
    21. Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР)         www.school-collection.edu.ru
    22. Образовательный интернет портал МИНОБР.ОРГ          http://minobr.org/
    23. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»         www.ict.edu.ru
    24. Портал информационной поддержки ЕГЭ www.ege.edu.ru
    25. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование элементов дистанционного обучения в работе вечерней школы

    Применение элементов дистанционного обучения для учащихся вечерней школы было продиктовано несколькими причинами. Сама специфика работы вечерней (сменной) школы подразумевает проведение консультаций, ...

    Использование элементов дистанционного обучения для работы с учащимися, имеющими проблемы со здоровьем

    Материал статьи в какой-то степени поможет педагогам в применении элементов дистанционного обучения для работы с  учащимися с ОВЗ....

    Использование элементов дистанционного обучения при использовании системы СИНТЕЗ для контроля знаний учащихся по химии

    Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Действительно, проверка и оценка ...

    Ликвидация пробелов в знаниях учащихся 1-2 курсов с использованием элементов дистанционного обучения.

    В статье рассматривается организация взаимодействия педагога и учащихся во внеурочное время с использованием элементов дистанционного обучения с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся 1-2 курсов...

    Использование элементов дистанционного обучения для ликвидации пробелов в знаниях учащихся 9 классов.

    В статье рассматривается организация взаимодействия педагога, учащихся и родителей во внеурочное время с использованием элементов дистанционного обучения с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся...

    Презентация урока "Литература 1920-х годов" (11 класс) с использование элементов дистанционного обучения

    Ученики 11 класса могут с помощью данной презентации самостоятельно познакомиться с материалом о литературе 1920-годов....

    Статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"

    Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...