Пословицы как средство формирования нравственной компетенции современного ученика
статья на тему

Статья по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл verbina_statya.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

А.В. Вербина  (Россия, п. В. Кугульта, Ставропольский край)

«Пословицы как средство формирования нравственной компетенции

современного ученика»

Многообразно и неисчерпаемо устное народное творчество, приобщающее современного человека к миру художественного мышления, общественного сознания людей самых отдаленных эпох и близкого к нам времени. Волшебные сказки, обрядовые песни, заговоры, гадания уходят своими корнями в тысячелетние глубины истории. Среди древнейших по происхождению жанров устного творчества — пословицы и поговорки.

В пословицах запечатлён весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Пословицы помогают нам более ярко выразить свои эмоции, более точно передают информацию о том или ином явлении в человеческой жизни. Они не только памятник народной мысли и народного языка, но и живое наследие, входящее в нашу речь. Они постоянно развиваются, совершенствуются, обретают иные контексты, иные значения. И обладают непререкаемым авторитетом.

Чем больше человек знает пословиц, тем образнее, красочнее,  выразительнее его речь. Изучение и употребление пословиц развивает не только речь, но и логику, организует наше мышление. Для каждого культурного человека важно использовать пословицы в своей речи, ведь в них содержится огромнейшая мудрость русского народа, накопляемая тысячелетиями.

Проблема нравственного воспитания личности актуальна во все времена. В наши дни, когда переосмысление этических норм, существовавших в обществе последние несколько десятилетий, часто сводится лишь к отрицанию, а возникающие новые моральные ценности очень трудно назвать достойными восхищения, формирование нравственной компетенции требует особого внимания.

Однако уже само определение нравственной компетенции вызывает некоторые затруднения. Ведь знание нравственных законов того или иного общества еще не делает человека высоконравственным.

Пословицы – одно из самых сильных средств традиционного воспитания.

Мудрые пословичные изречения способны воздействовать на чувства, сознание и поведение человека, формировать его нравственную культуру. Благодаря неожиданным, ярким метафорам и сравнениям пословицы западают в душу. Будучи ритмически организованными и нередко рифмованными, они легко запоминаются. Все это делает несколько завуалированным их назидательный характер и значительно облегчает достижение воспитательных целей.   [3]

Отмечая силу выраженных в пословицах эмоций, В.И. Даль писал, что пословицы – «это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение  в лицах».[1]

Ценность пословиц определяется не только многообразием сведений, которые в них содержатся, но и тем, что пословицы способствовали обогащению языка. С их помощью люди с давних пор приобрели необходимый навык выражать свои мысли доходчиво, лаконично. Мысль о ценности пословиц высказана в самих пословицах: «Старинная пословица не мимо молвится»; «Без пословицы не проживёшь»; « Глупая речь не пословица.

Характеризуя пословицу как краткое образное суждение, имеющее переносный смысл, обычно добавляют, что «в пословице мысль выражается полно; это — законченное суждение, возникающее как итог наблюдений, как обобщение опыта, как формулировка взглядов человека на то или другое явление».[2]

Схематично процесс создания пословицы и оформления её в речи можно представить следующим образом: наблюдение -> образ -> слово -> жизненное правило -> пословица.

Одна из важнейших характерных черт пословиц - их назидательность. Благодаря пословицам, которые являются материальным воплощением знаний, мыслей, традиций, обычаев, накопленный веками опыт народа передаётся из поколения в поколение.[5]

По своему содержанию пословица соответствует суждению. Она говорит о свойствах кого- или чего-либо, оценивает их, иногда предписывает определённый образ действий и т. п. Ситуации употребления пословиц многообразны.

Пословицы повествуют о каких-либо частных событиях, отдельных и даже исключительных случаях или же о какой-либо закономерности, регулярно повторяющемся явлении, постоянном правиле и обычае. [5]

Например, пословицы Кривое кривым не исправить; Москва не сразу строилась; Осёл и в Киеве конём не будет - констатируют;

Маленькое дело лучше большого безделья; Избыточная сладость пуще горькости; Бережливость лучше прибытка - дают оценку;

Без рассуждения не твори осуждения; В мыслях неправых не жди советов здравых; Чужому товару цену не устанавливай - предписывают образ действия.

О чём бы ни говорилось в пословице - о редком случае или о закономерности, нравственный идеал остаётся неизменным - жизнь, построенная «на основании Добра, Истины и Красоты».[4]

Важная гуманистическая идея пословиц - смирение. Призывом сохранять внутреннее смирение, а значит, сохранять гармонию с внешним миром звучат многие народные изречения: Терпение и труд всё перетрут; Смирение - молодцу (девушке) ожерелье; Покорную голову и меч не сечёт.

Пословицы служат воспитанию таких положительных идеалов, как

• патриотизм: С родной земли умри - не сходи; Своя земля и в горсти мила; На родной стороне и камешек знаком; Родимая сторона - мать, чужая - мачеха;

• трудолюбие: Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!; Труд человека кормит, а лень портит; Без дела жить - только небо коптить;

• стремление к знаниям: Наука верней золотой поруки; Ученье лучше богатства; Век живи - век учись; Учёный водит, неучёный следом ходит; Корень учения горек, да плод его сладок;

• дружба: Старый друг лучше новых двух; Нет друга - так ищи, а найдёшь - береги; Друг денег дороже; Новых друзей наживай, а старых не забывай;

правдивость: Дело знай, а правду помни; Правда дороже золота;

• смелость: Смелость города берёт; Волков бояться — в лес не ходить; Смелый там найдёт, где робкий потеряет.[3,1] 

Дефицит высших, да и просто положительных эмоций, который испытывает современный человек, может быть восполнен с помощью духовного наследия, воплощённого в произведениях народного творчества, и в частности в пословицах.

Ни с чем несравнимое воспитательное воздействие пословиц связано с тем, что меткое изречение может быть обращено одновременно ко всем и к каждому в отдельности. Пословица содержит обобщённый образ, но в нём слушающий в любой момент может увидеть себя. Пословица, которая, как известно, «не мимо молвится» и молвится «не в бровь, а в глаз», способна затронуть чувства любого человека. Хотя пословица не адресована лично слушателю, она побуждает его примерить описываемую ситуацию на себя, прочувствовать её и сделать необходимый вывод.

Универсальный характер воспитательных возможностей пословиц обусловлен тем, что содержащиеся в них этические ценности являются общечеловеческими. Именно поэтому они ясны каждому. Однако нравственный опыт основывается не на внешних изменениях личности, выражающихся в том, что человек знает те или иные нравственные нормы, а на изменениях внутренних, которые невозможны без твёрдой уверенности в необходимости этих норм, без чувства их непреложности. Обращаясь к пословичной мудрости, мы переводим те общечеловеческие ценности, которые заключены в пословицах, в разряд личностно значимых. Это возможно в том случае, если мы не только понимаем и осознаём ситуацию, описанную в пословице, но эмоционально реагируем на неё.

Использование пословиц в жизни способствует формированию ценностных установок на то или иное явление жизни, и в результате - выработке нравственной позиции.

В современное время наша речь характеризуется все новыми оборотами, которые использует практически каждый человек. Но вместе с тем сохраняется значение пословиц, которые использует русский человек. Именно пословицы позволяют ярко подчеркнуть смысл сказанного. Пословичные выражения активно применяют многие люди, при этом их социальный статус, место их работы не имеет особого значения.

Роль пословиц заключается еще и в том, что их использование в речи способно украсить её, а также говорит о человеке, который периодически использует пословицы, как о грамотном и образованном.

Работая над этой проблемой, я проводила опрос среди учащихся 5-11 классов. Исследование показало, что:

- подростки очень редко употребляют пословицы в повседневной жизни, они считают, что над ними надо думать и проще заменить их современными словами, то есть  можно обойтись и без пословиц

- многие подростки не умеют употреблять пословицы в конкретной ситуации, ввиду непонимания смысла.

разработала программу по формированию нравственной компетенции современного ученика средствами пословиц.

Исходя из актуальности данной проблемы  и результатов исследования, для формирования нравственной компетенции современного ученика мною разрабатываются  и используются комплекс занятий и упражнений, а так же внеклассных мероприятий по данной проблеме.

На уроках русского языка пословицы  становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса. (Приложение 2) А так же использую как материал для синтаксических минуток, так как пословицы имеют не только богатое смысловое содержание для нравственного воспитания, но и огромное разнообразие синтаксических конструкций. Ученики, работая над смысловым и синтаксическим содержанием пословицы, не только запоминают её, но и усваивают необходимое правило.

Многие упражнения в школьном учебнике русского языка содержат пословицы, что позволяет практически на каждом уроке возвращаться к тематике пословиц.

На уроках литературы работа с пословицами обязательна; этому народному жанру традиционно уделяется большое внимание, так как он, как никакой другой, иллюстрирует красоту, богатство и мудрость языка. Дети высказывают своё толкование пословиц, большая работа ведётся над образностью пословиц, над пониманием их переносного смысла.

В пословицах часто встречается много старинных слов, значения которых современным детям непонятны. Поэтому, прежде чем работать над пониманием смысла пословицы, я обязательно провожу лексическую работу над старинными словами, пользуясь различными словарями.

Например, в пословице «Один с сошкой, семеро с ложкой» надо выяснить значение слова «сошка» («сошка», «соха» – древнерусское деревянное орудие труда, которым пашут). 

 А вот в пословице «Взялся за гуж, не говори, что не дюж» ребятам неизвестны слова «гуж» – (петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.]), и «дюж» («дюжий» – здоровый, сильный, крепкого сложенья 

Количество пословиц (как и любых новых единиц знания), которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально – не более семи.

Популярен на моих уроках и такой вид задания, как подбор к изучаемому произведению подходящей пословицы. Анализ пословиц и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать основную идею произведения, значение заглавий.

Самым распространённым и любимым заданием учащихся является игра «Собери пословицу».   Помимо известных и изученных пословиц, я использую одну, две новые пословицы.

Наиболее эффективны и интересны внеклассные занятия. Во внеклассной работе дети проявляют  свои творческие, аналитические, речевые способности. Особенно увлекательно проходя КВНы, творческие мастерские, где ребята пишут сочинения, составляют сказки о пословицах, делают рисунки к ним. В творческих мастерских и на уроках по созданию учебного или творческого проекта, школьники с удовольствием готовят буклеты, брошюры о пословицах.

Итак, пословицы, являясь неотъемлемым атрибутом народного фольклора и, в свою очередь, атрибутом культуры данного народа, несут в себе отражение жизни той нации, которой они принадлежат, заключая в себе образ мыслей и характер народа, более того, его национальный менталитет. Пословицы многообразны, они находятся как бы вне временного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы  всегда останутся актуальными, приходящимися всегда к месту. В пословицах отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.

Таким образом, нравственные проблемы современного общества можно и нужно решать по средствам пословиц, которые в современной речи не теряют своей актуальности и могут определять духовные и мировоззренческие ценности общества и личности как универсальное средство отражения национального менталитета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Даль, В. И. Пословицы русского народа / В.И.Даль. - М.: Эксмо, 2003.
  2. Жигулев А.М. Русские народные пословицы. – М., 1968.
  3. Селиванов, Ф. М. Хрестоматия по фольклору / Ф.М.Селиванов. - М.: Просвещение, 1972.
  4. http://rusgram.narod.ru
  5. www.gramota.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословица как средство формирования нравственной компетенции современного ученика

Цель проекта: формирование нравственной компетенции учащихся при помощи изучения пословиц на уроках русского языка; развитие способности осознавать, жить в соответствии с высшими нравственн...

Роль школьной газеты в процессе социализации личности, формировании нравственного облика современного ученика

Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и...

Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое  общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....

Современное оборудование в образовательной области «Технология» как средство формирования профессиональных компетенций и самоопределенияобучающихся с ОВЗ

Актуальность данной работыобусловленаспособностьюдетей успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при ос...