Пословица как средство формирования нравственной компетенции современного ученика
проект (русский язык) на тему

Денисова Людмила Николаевна

 

Цель проекта: формирование нравственной компетенции учащихся при помощи изучения пословиц на уроках русского языка; развитие способности осознавать, жить в соответствии с высшими нравственными категориями: любовь, совесть, долг, ответственность и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_konkurs.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: Пословица как средство формирования нравственной компетенции современного ученика

Пословица недаром молвится.

Пословица

Актуальность. Проблема нравственного воспитания личности актуальна во все времена. В наши дни, когда переосмысление этических норм, существовавших в обществе последние несколько десятилетий, часто сводится лишь к отрицанию, а возникающие новые моральные ценности очень трудно назвать достойными восхищения, формирование нравственной компетенции требует особого внимания.

Однако уже само определение нравственной компетенции вызывает некоторые затруднения. Ведь знание нравственных законов того или иного общества еще не делает человека высоконравственным.

Нравственная компетенция – это не просто знание этических норм, которыми человек должен руководствоваться в силу того, что так принято в том обществе, в котором он живет. Это знание норм и принятие их как единственно верных в силу собственной убежденности, сформировавшейся на основе размышлений и жизненного опыта. Формирование нравственной компетенции молодого человека предполагает:

- воспитание нравственных качеств;

- формирование нравственной позиции; гражданственности, патриотизма, ответственности, общественной активности и т. д.

- выработку на этой основе нравственного поведения.

Проблема: каковы наиболее эффективные методические и дидактические приемы, способы использования пословиц в процессе формирования нравственной компетенции личности школьника, его гражданского и нравственного воспитания.

Цель: формирование нравственной компетенции учащихся при помощи изучения пословиц на уроках русского языка; развитие способности осознавать, жить в соответствии с высшими нравственными категориями: любовь, совесть, долг, ответственность и т.д.

Задачи: 

  1. Изучение пословиц как образца народного творчества и народной мудрости.
  2. Развитие умений и навыков учащихся анализировать пословицы, соотносить их с явлениями современной жизни, системой ценностей современного общества.
  3. Формирование ценностного отношения к народной мудрости, выраженной в пословицах.

В целом смысл моей работы с пословицами состоит в том, чтобы добиться того, чтобы мораль, заключенная в пословице, начинала восприниматься не как некая данность, а как собственное твердое убеждение, которое пополнит копилку личного опыта и в нужный момент поможет самостоятельно принять верное решение.

         Пословицы – одно из самых сильных средств традиционного воспитания.

Мудрые пословичные изречения способны воздействовать на чувства, сознание и поведение человека, формировать его нравственную культуру. Благодаря неожиданным, ярким метафорам и сравнениям пословицы западают в душу. Будучи ритмически организованными и нередко рифмованными, они легко запоминаются. Все это делает несколько завуалированным их назидательный характер и значительно облегчает достижение воспитательных целей.

Пословицы не бесстрастно повествуют о жизни, общественных отношениях, труде и поведении человека, а дают им четкие положительные или отрицательные характеристики, утверждают или критикуют, восхваляют или критикуют. Отмечая силу выраженных в пословицах эмоций, В.И. Даль писал, что пословицы – «это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение  в лицах».

          Работа с пословицами способствует формированию ценных установок на определенные явления жизни, и в результате – выработке нравственной позиции. Нравственная компетенция измеряется по трем компонентам:

  1. Когнитивный (усвоенность конкретных знаний).
  2. Операциональный (набор умений и навыков).
  3. Аксиологический (нравственные ценности, уровень воспитанности).

По своему содержанию пословица соответствует суждению. Она говорит о свойствах кого- или чего-либо, оценивает их, иногда предписывает определенный образ действий и т. п.о чем бы не говорилось в пословице – о редком случае или о закономерности, нравственный идеал остается неизменным – жизнь, построенная на основании добра, истины и красоты.

Пословицы служат воспитанию таких положительных идеалов, как

- патриотизм: С родной земли умри – не сходи; Своя земля и в горсти мила; Родимая сторона – мать, чужая – мачеха; Глупа та птица, которой свое гнездо не мило;

- трудолюбие: Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!; Без дела жить – только небо коптить; Труд человека кормит, а лень – портит;

- стремление к знаниям: Наука верней золотой поруки; Век живи – век учись, Уча других – и сам поймешь; Ученье лучше богатства; Корень учения горек, а плод его сладок;

- дружба: Старый друг лучше новых двух; Друг денег дороже; Вдруг не станешь друг; Нет друга – так ищи, а найдешь – береги;

- правдивость: Дело знай, а правду помни; Правда дороже золота; Всяк правду любит, да не всяк ее скажет; Кто за правду горой , тот истый герой;

- смелость: Смелость города берет; Кто смел, тот и на коня сел; Смелый там найдет, где робкий потеряет.

Ни с чем не сравнимое воспитательное воздействие пословиц связано с тем, что меткое изречение может быть обращено одновременно ко всем и к каждому в отдельности. Пословица содержит обобщенный смысл, но в нем слушающий в любой момент может увидеть себя. Хотя пословица не адресована лично слушателю, она побуждает его примерить описываемую ситуацию на себя, прочувствовать ее и сделать необходимый вывод.

          Для практической реализации теоретических основ проекта на уроках мною используются творческие задания.

Мои ученики с интересом выполняют подобные творческие задании, так как эта работа способствует как интеллектуальному, так и эмоциональному развитию. В основном мы работаем по сборнику пословиц В.И. Даля.

Универсальный характер воспитательных возможностей пословиц обусловлен тем, что содержащиеся в них этические ценности являются общечеловеческими. Именно поэтому они ясны каждому.

Результатом работы является создание буклета, который ребята с удовольствием используют на уроках, в рамках Недели Дружбы народов, при подготовке домашних заданий, делятся с начальной школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьной газеты в процессе социализации личности, формировании нравственного облика современного ученика

Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и...

Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое  общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....

Современное оборудование в образовательной области «Технология» как средство формирования профессиональных компетенций и самоопределенияобучающихся с ОВЗ

Актуальность данной работыобусловленаспособностьюдетей успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при ос...