Воспитательная работа как средообразующий фактор исследовательской деятельности учащихся
статья по теме

Пересыпкина Татьяна Ивановна

Воспитательная работа является средообразующим фактором исследовательской деятельности учащихся, так как в процессе подготовки к различным мероприятиям, ребята решают творческие задачи, подбирают и изучают материал, обобщают его, делают собственные выводы. Это все – элементы исследовательской деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Воспитательная работа как средообразующий фактор исследовательской деятельности учащихся»

                                                                                                          Пересыпкина Т.И., зам.директора по УВР,                                  

                                                                                                учитель русского языка и литературы

Воспитание - сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения пространства социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия учащихся, преподавателей, коллектива образовательного учреждения в целом, других организаций и ведомств. Лишь такое взаимодействие позволит эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, создания условий для её самореализации.

Цель  воспитательной работы в ГБОУ лицей № 82 на 2012-2013 учебный год:

Создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи воспитательной работы в 2012-2013 учебном году:

1. Отработка структуры взаимодействия самоуправления, детской организации как основы межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.

2. Укрепление и развитие традиций школы.

3.Создание условий для формирования здорового образа жизни учащихся, полноценного физического развития ребенка.

4. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

5.Приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего Отечества, народа, родного края.

6. Развитие творческого потенциала педагогов и учащихся.

7.Развитие форм внеурочной деятельности и системы дополнительного образования.

Направления деятельности:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание
  2. Гармонизация межэтнических отношений («Толерантность»)
  3. Профориентационная  работа
  4. Формирование здорового образа жизни
  5. Художественно-эстетическое (досуг)
  6. Экскурсионная работа
  7. Профилактика правонарушений
  8. Предупреждение ДТТ.

По всем этим направлениям в лицее проходит огромное количество мероприятий: конкурсы, фестивали, акции, викторины, семинары, конференции, экскурсии, защита проектов, поисковая работа.  Все эти мероприятия проводятся с целью  воспитания всесторонне развитой личности, обладающей такими компетенциями, как коммуникативность,  постоянное желание самореализоваться, инициативность и т. д.

Все эти компетенции, без сомнения, развиваются у учащихся в результате исследовательской деятельности, обязательными этапами которой являются:

  • мыследеятельность  (выдвижение идеи, целеполагание,

формулирование задачи, выбор способов и методов пути в деятельности, планирование, самоанализ, рефлексия…)

  • поисковая деятельность  (умение находить информацию в различных источниках: каталог, книга, журнал, Интернет…)
  • коммуникативная деятельность (умение слушать и понимать других,  выражать собственные мысли, уметь их отстоять, находить компромиссное решение…)
  • презентационная деятельность (построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации…)

        Мы можем с уверенностью говорить  о том, что  воспитательная работа является средообразующим фактором исследовательской деятельности учащихся, так как в процессе подготовки к различным мероприятиям, ребята решают творческие задачи, подбирают и изучают материал, обобщают его, делают собственные выводы. Это все – элементы исследовательской деятельности.

Например, при подготовке к фестивалю «Песни военных лет» лицеисты, подбирая песню для выступления, знакомились с историей её создания, узнавали об исполнителях. Работа над проектом «Россия готовится к олимпиаде в Сочи» также включила в себя элементы исследовательской деятельности: изучение истории Олимпийских игр, создание эмблемы Олимпийских игр, презентации, посвященной зимним Олимпийским видам спорта и т.д. Готовясь к конкурсу творческих работ «Государственные символы России», учащиеся изучают символику государства, историю создания, прежде чем выполнить творческую работу. Участие в краеведческой программе, районном проекте «Моя Петроградская сторона», естественно, подразумевает исследование.  И таких мероприятий много.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что исследовательская деятельность активно используется не только  в урочной деятельности, но и  в системе воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая работа. Развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках «Технологии».

В настоящее время, которое характеризуется  активизацией творческой деятельности всех слоёв нашего общества, проблема усиления развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения в обу...

Статья "Из опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся"

В статье отражён опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Статья представлена в Сборнике тезисов Всероссийской научно-практической конференции "Учебно-исследовательская деятель...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ.

   Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, ...

Инновационные приемы и формы работы в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся

Инновационные приемы и формы работы в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой    поисковойисследовательской рабо...

Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"

Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...