Рабочая программа по литературе для 5 класса (В.Я. Коровина).
материал по теме

Смирнова Наталья Александровна

Данная рабочая программа составлена в соответствии

·           с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);

·           с примерной программой по литературе для основной общеобразовательной школы (V-IX классы); 

·           с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования; в V классе отведено 2 часа в неделю, 70 - в году;

·           с компонентом образовательного учреждения: в V классе выделено на изучение предмета «Литература» дополнительно 35 часов в учебном году;

·           с «региональным компонентом»  (10 % учебного времени) - 10 учебных часов;

·           с авторской программой по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией В. Я. Коровиной;

·           с приказом минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

·           с положением о рабочей программе учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея РГСУ Кировского района города Ростова-на-Дону;

·           с расписанием уроков на 2012-2013 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literatura_5_klass_korovina.docx125.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение данных целей способствует приобретению учащимися основ компетентности в литературной сфере:

- общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;

- ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;

- читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения;

- речевая компетентность – знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.

Данная рабочая программа составлена в соответствии

  • с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения), в котором указаны нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;
  • с примерной программой по литературе для основной общеобразовательной школы (V-IX классы), составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, детализирующей и раскрывающей содержание стандарта, определяющей общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом;  
  • с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования; в V классе отведено 2 часа в неделю, 70 - в году; 
  • с компонентом образовательного учреждения: в V классе выделено на изучение предмета «Литература» дополнительно 35 часов в учебном году;
  • с региональным компонентом (10 % учебного времени) - 10 учебных часов;
  • с авторской программой по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией В. Я. Коровиной;
  • с приказом минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
  • с положением о рабочей программе учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лицея РГСУ Кировского района города Ростова-на-Дону;
  • с расписанием уроков на 2012-2013 учебный год;
  • с производственными календарями на 2012, 2013 годы.

Содержание учебного предмета «Литература» в 5 классе

Разделы учебной

программы

Планируемые результаты

Базовый уровень

Повышенный уровень

Знать

Уметь

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

- работать с книгой, учебником литературы;

- выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения;

- развёрнуто отвечать на вопрос;

- владеть различными видами пересказа

- расширение круга чтения о роли книги в жизни человека

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать малые фольклорные жанры, соблюдая нормы литературного произношения;

- истолковывать малые фольклорные жанры;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и высказывания в связи с изученным произведением;

- развёрнуто отвечать на вопрос;

- создавать оригинальные произведения (пестушки, приговорки, скороговорки, загадки);

- использовать словари (орфографические, орфоэпические, литературные, энциклопедические, мифологические), каталоги;

- писать сочинение небольшого объёма на литературную тему;

- создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу;

- составлять план  будущего сочинения, доклада;

-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

- определять мораль сказки;

- различать виды сказок;

- сопоставлять варианты сказок;

- определять систему образов и главного героя;

- определять в сказке изобразительно-выразительные средства;

- характеризовать особенности сюжета, композиции;

- составлять характеристику героев произведения;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать сказки (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- устно рецензировать выразительное чтение одноклассников и актёров;

- искать незнакомые слова и определения из значения с помощью словарей и справочной литературы;

- пересказывать текст (подробно, кратко, выборочно, с элементами комментария, с творческим заданием);

- строить устные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- развёрнуто отвечать на вопрос;

- использовать словари (орфографические, орфоэпические, литературные, энциклопедические, мифологические), каталоги;

- писать сочинение небольшого объёма на литературную тему;

- создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу;

- составлять план  будущего сочинения, доклада;

- обсуждать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные изучаемому;

- защищать собственные иллюстрации к произведениям;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- создавать оригинальные произведения (различные виды сказок)

- сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народ;

- придумывать сюжетные линии сказок;

- видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

- составлять характеристику героев древнерусской литературы;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- характеризовать особенности сюжета, композиции;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- развёрнуто отвечать на вопрос;

- выразительно читать древнерусские тексты в современном переводе;

- пересказывать сюжеты древнерусских летописей;

- строить устные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- устно рецензировать выразительное чтение одноклассников и актёров;

- обсуждать произведения изобразительного искусства на древнерусские сюжеты;

- искать незнакомые слова и определения из значения с помощью словарей и справочной литературы;

- владеть различными видами пересказа;

- писать сочинение небольшого объёма на литературную тему;

- создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу;

- составлять план  будущего сочинения, доклада;

- обсуждать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные изучаемому;

- защищать собственные иллюстрации к произведениям;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

- видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

- установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента;

- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

- составлять характеристику героев произведения;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- развёрнуто отвечать на вопрос;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- пересказывать текст (подробно, кратко, выборочно, с элементами комментария, с творческим заданием);

- строить устные и высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- использовать словари (орфографические, орфоэпические, литературные, энциклопедические, мифологические), каталоги;

- писать сочинение небольшого объёма на литературную тему;

- создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу;

- составлять план  будущего сочинения, доклада;

- обсуждать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные изучаемому;

- защищать собственные иллюстрации к произведениям;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

- установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента;

- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)

Из литературы

XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков: грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание. Пролог. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). 

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права, духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. «Чудная картина». Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Задрожали листы, облетая…».

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе и о себе.

Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды». А. Н. Плещеев «Весна (отрывок). И. С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). А. Н. Майков «Ласточки». И. З. Суриков «Зима» (отрывок).

Выразительное чтение стихотворений.Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

- определять мораль басни;

- определять в произведении изобразительно-выразительные средства;

- составлять характеристику героев произведения;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- характеризовать особенности сюжета, композиции;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- развёрнуто отвечать на вопрос;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- пересказывать текст (подробно, кратко, выборочно, с элементами комментария, с творческим заданием);

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- использовать словари (орфографические, орфоэпические, литературные, энциклопедические, мифологические), каталоги;

- писать сочинение небольшого объёма на литературную тему;

- создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу;

- составлять план  будущего сочинения, доклада;

- обсуждать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные изучаемому;

- защищать собственные иллюстрации к произведениям;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет)

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

- установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента;

- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». 

Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине, родной природе.

И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». 

Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит».

Теория литературы. Юмор.

- составлять характеристику героев произведения;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- характеризовать особенности сюжета, композиции;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- пересказывать текст (подробно, кратко, выборочно, с элементами комментария, с творческим заданием);

- развёрнуто отвечать на вопрос;

- строить устные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- использовать словари (орфографические, орфоэпические, литературные, энциклопедические, мифоло-

гические), каталоги

- использовать словари (орфографические, орфоэпические, литературные, энциклопедические, мифологические), каталоги;

- писать сочинение небольшого объёма на литературную тему;

- создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу;

- составлять план  будущего сочинения, доклада;

- обсуждать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные изучаемому;

- защищать собственные иллюстрации к произведениям;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).

 - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

- установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента;

- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)

Из зарубежной

литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

- составлять характеристику героев произведения;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- характеризовать особенности сюжета, композиции;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- развёрнуто отвечать на вопрос;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- пересказывать текст (подробно, кратко, выборочно, с элементами комментария, с творческим заданием);

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- использовать словари (орфографические, орфоэпические, литературные, энциклопедические, мифологические), каталоги;

- обсуждать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные изучаемому;

- защищать собственные иллюстрации к произведениям;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет)

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

-  сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)

Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Дата проведения урока

Раздел учебной программы,

количество часов, тема урока

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

Вид

контроля

01.09

Введение (1 ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека.

Ознакомительное и изучающее чтение. Беседа. Выражение личного отношения к прочитанному. Составление плана статьи учебника. Выборочный пересказ.

Стр. 3-6, задания 1-4 из раздела «Совершенствуем свою речь». Подготовить краткий рассказ о собирателях донского фольклора.

05.09

Устное народное творчество (2 ч.)

Вариативная природа фольклора. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Р. к. Собиратели донского фольклора: А. М. Листопадов, Ф. В. И Т. И. Тумилевичи, В. Г. Головачев, А. Н. Скрипов и др.

Рассказ учителя. Чтение статьи учебника. «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера. Создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы.

Стр. 7-8, задание 2 из раздела «Размышляем о прочитанном».

Р. к. № 1

06.09

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Р. к. Малые жанры донского фольклора (пестушки, считалки, потешки, дразнитки донских казачат).

Наблюдение над поэтикой малых жанров. Создание считалок, небылиц, скороговорок, загадок. Анализ текстов всех жанров детского фольклора.

Стр. 7-8, задание 2 из раздела «Обогащаем свою речь».

Р. к. № 2

08.09

Русские народные сказки (6 ч.)

Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. Нравоучительный и философский характер сказок.

Чтение и составление плана статьи учебника. Ответы на вопросы. Работа с кратким словарем литературоведческих терминов. Пересказ сказки на выбор. Обсуждение произведений изобразительного искусства.

Стр. 8-13, задание 2 на стр. 11, задания 4,5 на стр. 12.

12.09

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники.

Чтение сказки. Выборочный пересказ отдельных эпизодов. Ответы на вопросы. Устное словесное рисование. Сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки.

Стр. 13-24, задания 1-6 на стр. 25.

13.09

Особая роль чудесных противников в сказке «Царевна-лягушка» - Бабы-Яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

Пересказ с изменением лица рассказчика. Чтение по ролям. Создание собственных рассказов о сказочных героях. Ответы на вопросы. Наблюдение над языком сказки.

Стр. 25-28, задания на стр. 27.

15.09

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Чтение сказки. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Выборочный пересказ отдельных эпизодов. Ответы на вопросы. Устное словесное рисование. Сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки.

Стр. 28-38, задание 7 на стр. 39. Создать иллюстрацию к сказке.

19.09

Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Защита собственных иллюстраций к сказке. Характеристика сказочного героя. Нравственная оценка персонажа произведения.

Сочинить собственную волшебную сказку.

20.09

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».

Р. к. Донские сказки о животных «Глупец и жеребец», «Казак и лиса», « Кочеток и охотник». Отражение в них взаимоотношений казака с природой.

Осмысление сюжета сказок. Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками.

Стр. 40-43, задания 4, 5 на стр. 44; стр. 44-46, задания из раздела «Проверь себя».

Р. к. № 3

22.09

Из древнерусской литературы (2 ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

Изучающее чтение статьи учебника. Ответы на вопросы. Составление плана статьи. Устное рецензирование ответов одноклассников.

Стр. 47, пересказ статьи учебника по составленному плану.

26.09

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Выразительное чтение летописного рассказа. Сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова. Диалог по прочитанному произведению.

Стр. 48-53, задание 3 на стр. 52 из раздела «Размышляем о героях литературы Древней Руси».

27.09

Из литературы XVIII века (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - учёный, поэт, художник, гражданин.

Изучающее чтение статьи о М. В. Ломоносове. Ответы на вопросы.

Стр. 54-56, задание на стр. 56 из раздела «Проверь себя».

29.09

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Роды и жанры литературы.

Выразительное чтение художественного текста. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обучение анализу стихотворений по вопросам учителя. Знакомство со статьёй «Роды и жанры литературы».

Стр. 55. Стр. 56. Начертить схему «Роды и жанры литературы». Подготовить сообщения о баснописцах.

03.10

Из литературы XIX века (31 ч.+4 р.р.)

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Изучающее чтение статьи учебника «Русские басни». Выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере). Чтение по ролям басен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Сравнение басни и сказки.

Стр. 57. Подготовить сообщение о В. А. Крылове с использованием различных источников (справочной литературы, периодики, телевидения, Интернета).

04.10

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков: грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне.

Сообщение о В. А. Крылове. Выразительное чтение басен и их осмысление. Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Стр. 57-69. Групповые задания: выучить басню.

06.10

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству И. А. Крылова.

Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Создать собственный письменный текст по составленному плану, отредактировать работу. Написать сочинение.

С. № 1

10.10

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

Чтение статьи о поэте. Освоение сказки. Ответы на вопросы. Установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт.

Стр. 70-83, вопросы 1-3  на стр. 82-83.

11.10

 «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Чтение баллады, её восприятие. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Ответы на вопросы.

Стр. 84-90. Ответить на проблемный вопрос.

13.10

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Дискуссия. Чтение статьи о писателе. Пересказ публицистического текста. Устное рецензирование пересказа одноклассника.

Стр. 91-92, вопрос и задание на стр. 92.

17.10

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

Выразительное чтение лирического текста. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обучение анализу стихотворений по вопросам учителя. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «стихи», «проза», «ритм», «рифма».

Стр. 92-93, вопросы 1-4 на стр. 93.

18.10

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обучение анализу стихотворений по вопросам учителя. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Стр. 93-95. Создать иллюстрацию к произведению.

20.10

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке.

Защита собственных иллюстраций к произведению. Сопоставление произведения с русским народными сказками, со сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм. Выявление сходства и различия литературной пушкинской сказки и сказки народной.

Подготовиться к викторине по творчеству А. С. Пушкина.

24.10

Герои сказки. Народная мораль, нравственность. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Составление характеристик героев. Их нравственная оценка учениками. Викторина по творчеству А. С. Пушкина.

Стр. 115-118. Создать устный отзыв на анимационный фильм. Подготовить сообщение об А. Погорельском с использованием различных источников (справочной литературы, периодики, телевидения, Интернета).

25.10

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Сообщение о Погорельском. Чтение статьи о писателе. Сопоставление текстов. Выявление главной информации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск примеров художественной условности в сказке.

Стр. 120-149. Подготовиться к тесту.

27.10

Четвертное тестирование.

Выполнение тестовых заданий.

Не дано.

Т. № 1

31.10

Работа над ошибками, допущенными в четвертном тестировании.

Коллективный диалог.

Индивидуальные задания.

01.11

Подведение итогов I четверти.

Беседа.

Читать художественную литературу.

14.11

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

Р. к. Казачья тема в стихотворениях «Атаман», «Черкесы», «Казачья колыбельная».

Чтение статьи учебника. Составление плана прочитанной статьи. Ответы на вопросы.

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обучение анализу стихотворений по вопросам учителя.

Стр. 150-151. Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану, выразительное чтение стихотворения.

Р. к. 4

15.11

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Р. к. Донские прозаики о войне 1812 года: Д. Л. Мордовцев «Двенадцатый год», Д. И. Петров «Сыны степей донских».

Выразительное чтение стихотворения. Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм). Наблюдение над речью рассказчика. Устное словесное рисование портретов участников диалога.

Сопоставление произведений о войне 1812 года.

Стр. 151-156. Выучить стихотворение наизусть по желанию. Подготовить сообщение о Н. В. Гоголе с использованием различных источников (справочной литературы, периодики, телевидения, Интернета).

Р. к. № 5

16.11

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

Сообщение о Гоголе. Чтение статьи о писателе. Сопоставление текстов. Выявление главной информации. Ответы на вопросы.

Стр. 157-158. Прочитать повесть «Заколдованное место».

21.11

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Краткий пересказ содержания повести. Выразительное чтение эпизодов. Установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Анализ языка повести. Сопоставление реальных и фантастических эпизодов.

Стр. 158-170, задание на стр. 169 из раздела «Литература и изобразительное искусство».

22.11

Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Сопоставление повести с народными сказками.

Подготовить сообщение о Н. А. Некрасове с использованием различных источников (справочной литературы, периодики, телевидения, Интернета).

23.11

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). 

Сообщение о Некрасове. Выразительное чтение отрывка из поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обучение анализу стихотворений по вопросам учителя. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет».

Стр. 171-176, вопросы 1-2 на стр. 176.

28.11

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина.

Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Осмысление характеров героев. Речевая характеристика персонажей. Установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Стр. 176-187. Выучить стихотворение наизусть по желанию.

29.11

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Чтение статьи о писателе. Коллективный диалог. Комментирование чтение художественного текста. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Стр. 188-225. Ответить на проблемный вопрос.

30.11

Духовные и нравственные качества Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Дискуссия. Выборочное чтение эпизодов. Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Сопоставление главного героя с другими персонажами. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж».

Устная характеристика Герасима.

05.12

Р. р. Подготовка к сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Подготовить устный рассказ по составленному плану.

06.12

Р. р. Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

Аудиторное сочинение.

Не дано.

С. № 2

07.12

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.  

Беседа.

Индивидуальные задания.

12.12

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. «Чудная картина». Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Задрожали листы, облетая…».

Чтение статьи о поэте. Краткий пересказ. Выразительное чтение стихотворений. Обучение анализу стихотворений по вопросам учителя. Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно-выразительных средств, использованных в стихотворении.

Стр. 226-228. Выучить стихотворение наизусть по желанию. Подготовить сообщение о Л. Н. Толстом с использованием различных источников (справочной литературы, периодики, телевидения, Интернета).

13.12

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

Сообщение о Толстом. Чтение статьи учебника о писателе. Сопоставление текстов. Выявление главной информации. Ответы на вопросы.

Стр. 229-230, вопрос 1 на стр. 230.  

14.12

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Утверждение гуманистических идеалов.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет», «сравнение». Определение роли сравнений в рассказе. Обучение анализу эпизода произведения.

Стр. 230-260. Создать иллюстрации к рассказу.

19.12

Антон Павлович Чехов. Р. к. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Речь персонажей как средство их характеристики.

Защита собственных иллюстраций к рассказу. Выразительное чтение эпизодов рассказа по ролям. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Стр. 261-270. Создать иллюстрацию к рассказам А. П. Чехова.

Р. к. № 6

20.12

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе и о себе

Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды».

А. Н. Плещеев «Весна (отрывок).

Защита собственных иллюстраций к рассказам А. П. Чехова. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обучение анализу стихотворений по вопросам учителя.

Стр. 271-275. Стихотворение наизусть. Создать иллюстрацию к одному из стихотворений.

21.12

И. С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). 

А. Н. Майков «Ласточки».

И. З. Суриков «Зима» (отрывок).

Р. к. Родной край в лирике донцов В. Н. Кательникова, И. И. Краснова, А. Г. Оридовского.

Устное рецензирование выразительного чтения актёров. Коллективный диалог. Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе. Защита собственных иллюстраций к стихотворениям.

Стр. 276-283. Подготовиться к четвертному тестированию.

Р. к. № 7

26.12

Четвертное тестирование.

Выполнение тестовых заданий.

Не дано.

Т. № 2

27.12

Работа над ошибками, допущенными в четвертном тестировании.

Коллективный диалог.

Индивидуальные задания.

28.12

Подведение итогов II четверти.

Беседа.

Читать художественную литературу.

10.01

Из литературы XX века (30 ч.+3 р.р.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.

Чтение статьи о писателе. Составление плана. Выразительное чтение эпического произведения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Стр. 3-11 (2 ч.), вопросы 1-3 стр. 10. Подготовить пересказ эпизода.

11.01

Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Пересказ эпизода с использованием характерных для произведения слов и выражений. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор».

Создать иллюстрацию к рассказу.

16.01

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

Защита собственных иллюстраций. Чтение статьи о писателе. Выделение главной информации: уникальность личности писателя. Выразительное чтение повести по ролям. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Стр. 12-50. Прочитать повесть. Ответить на проблемный вопрос.

17.01

Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам.

Самостоятельный ответ на проблемный вопрос. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих элементы композиции. Беседа по вопросам.  Составление плана характеристики персонажей.

Групповые задания: характеристика персонажей по составленному плану.

18.01

Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Их общение. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Поиск портретных характеристик героев. Выборочный пересказ. Нравственная оценка героев повести.

Задание 2 на стр. 48. Подготовить сообщение о С. А. Есенине с использованием различных источников (справочной литературы, периодики, телевидения, Интернета).

23.01

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка есенинской лирики.

Р. к. Встречи С. А. Есенина с Доном. Воспоминания ростовских писателей о Есенине.

Сообщение о Есенине. Выделение главной информации. Выразительное чтение лирического текста. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обучение анализу стихотворений по вопросам учителя. Коллективный диалог.

Стр. 51-55. Выучить стихотворение наизусть.

Р. к. № 8

24.01

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика.

Стихотворение наизусть. Чтение статьи о писателе. Выделение главной информации. Комментированное чтение. Работа над пересказом.

Стр. 56-71. Прочитать произведение.

25.01

Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Выразительное чтение сказа по ролям. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Рассказ о героях и их нравственная оценка. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий.

Создание собственных иллюстраций к сказу.

30.01

Сказы П. П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха».

Защита собственных иллюстраций. Устные ответы на вопросы. Коллективный диалог.

Подготовить сообщение о К. Г. Паустовском с использованием различных источников (справочной литературы, периодики, телевидения, Интернета).

31.01

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб».

Сообщение о Паустовском. Чтение статьи о писателе. Сопоставление текстов. Выделение главной информации. Выразительное чтение сказки. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы.

Стр. 72-82, вопросы 4-6 на стр. 82.

01.02

Герои сказки. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Выявление черт фольклорной традиции в сказке. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «пейзаж». Характеристика героев и их нравственная оценка.  

Прочитать рассказ «Заячьи лапы».

 06.02

«Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой.

Краткий пересказ. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет». Коллективный диалог.

Стр. 83-89. Подготовить сообщение о С. Я. Маршаке с использованием различных источников (справочной литературы, периодики, телевидения, Интернета).

07.02

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка.

Сообщение о Маршаке. Чтение статьи о писателе.  Сопоставление текстов. Выявление главной информации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Стр. 90-109. Создать устный отзыв на анимационный фильм.

08.02

Положительные и отрицательные герои сказки. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Составление плана высказывания «Драма как род литературы». Сравнительная характеристика героев и их нравственная оценка. Выборочный пересказ.

Ответить на проблемный вопрос.

13.02

Сказки народные и литературные.

Ответ на проблемный вопрос. Дискуссия. Сопоставление литературной пьесы-сказки и её фольклорных источников.

Стр. 109-111, вопрос 4 на стр. 111.

14.02

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «фантастика».

Стр. 112-122. Прочитать рассказ.

15.02

Главный герой рассказа, единство его с природой. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Подбор цитат для характеристики героя. Составление плана характеристики героя, нравственная оценка персонажа.

Подготовить сообщение о В. П. Астафьеве с использованием различных источников (справочной литературы, периодики, телевидения, Интернета).

20.02

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». 

Сообщение об Астафьеве. Чтение статьи о писателе. Сопоставление текстов. Выявление главной информации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Стр. 123-153. Прочитать рассказ.

21.02

Поведение героя рассказа в лесу. Основные черты характера героя.

Подбор цитат, иллюстрирующих бесстрашие, терпение героя, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Сопоставление картин природы у С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского и В. П. Астафьева.

Создание собственных иллюстраций к произведению.

22.02

Р. р. Подготовка к сочинению  по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». («Тайга хлипких не любит».)

Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Подготовить устный рассказ по составленному плану.

27.02

Р. р. Сочинение по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Аудиторное сочинение.

Не дано.

С. № 3

28.02

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Беседа.

Индивидуальные задания.

01.03

Поэты о великой отечественной войне (1941-1945 гг.)

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Р. к. Стихотворения А. Софронова «Бессмертник», «Ростов-город, Ростов-Дон», Н. Тихонова «Степь».

Сообщение о Великой Отечественной войне. Устные ответы на вопросы.

Стр. 154-155. Подготовить краткий рассказ о К. М. Симонове.

Р. к. № 9

06.03

К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…».

Краткий рассказ о Симонове. Выразительное чтение и частичный анализ лирического текста.

Стр. 160-162. Подготовить краткий рассказ о А. Т. Твардовском.

07.03

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». 

Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Краткий рассказ о Твардовском. Выразительное чтение и частичный анализ лирического текста.

Стр. 156-159, задание и вопрос 3 на стр. 159 из раздела «Совершенствуем свою речь».

13.03

Р. р. Сходство и различие стихотворений А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и К. М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…».

Устное рецензирование выразительного чтения актёров. Коллективный диалог. Сопоставление ритма, тембра, эмоциональной окраски звучания стихотворений.

Стр. 162. Подготовиться к тесту.  

14.03

Четвертное тестирование.

Выполнение тестовых заданий.

Не дано.

Т. № 3

15.03

Работа над ошибками, допущенными в четвертном тестировании.

Коллективный диалог.

Индивидуальные задания.

20.03

Подведение итогов III четверти.

Беседа.

Читать художественную литературу.

03.04

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

И. А. Бунин «Помню - долгий зимний вечер…».

Д. Б. Кедрин «Аленушка».

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обучение анализу стихотворений по вопросам учителя.

Стр. 163-166. Стихотворение наизусть. Создать иллюстрацию к одному из стихотворений.

04.04

А. А. Прокофьев «Аленушка».

Н. М. Рубцов «Родная деревня».

Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Устное рецензирование выразительного чтения актёров. Коллективный диалог. Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе. Защита собственных иллюстраций к стихотворениям.

Стр. 167-171, задания и вопросы 1-3 на стр. 170-171.

05.04

Писатели улыбаются.

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Р. к. Образ донской степи в стихотворении К. Д. Бальмонта «Ковыль».

Чтение статьи о писателе. Выделение главной информации. Устные ответы на вопросы. Пересказ фрагмента художественного произведения.

Стр. 172-188, творческое задание на стр. 188.

Р. к. № 10

10.04

Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит». 

Чтение статьи учебника о Киме. Выделение главной информации. Устные ответы на вопросы. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Стр. 189-192, вопросы 5, 6 на стр. 192.  

11.04

Из зарубежной литературы (9 ч.+3 р.р.)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Чтение статьи о писателе. Выделение главной информации. Выразительное чтение баллады. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы.

Стр. 193-198. Подготовить сообщение о Д. Дефо с использованием различных источников (справочной литературы, периодики, телевидения, Интернета).

12.04

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». 

Сообщение о Дефо. Чтение статьи о писателе. Сопоставление текстов. Выявление главной информации. Выразительное чтение эпизодов романа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы.

Стр. 199-214, вопросы 2, 3 на стр. 213.

17.04

Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Подбор цитат для характеристики героя. Составление плана характеристики героя, нравственная оценка персонажа. Сопоставление романа «Робинзон Крузо» и рассказа «Васюткино озеро» (жанр робинзонады).

Подготовить сообщение о Х. К. Андерсене с использованием различных источников (справочной литературы, периодики, телевидения, Интернета).

18.04

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». 

Чтение статьи о писателе. Выделение главной информации. Выразительное чтение эпизодов художественного произведения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы.

Стр. 215-250. Подготовить ответ на проблемный вопрос.

19.04

Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Ответ на проблемный вопрос. Дискуссия. Характеристика персонажей и их нравственная оценка.

Групповые задания: составить план характеристики персонажа.

24.04

Р. р. Подготовка к сочинению по сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева».

Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Подготовить устный рассказ по составленному плану.

25.04

Р. р. Сочинение по сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева».

Аудиторное сочинение.

Не дано.

С. № 4

26.04

Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Беседа.

Индивидуальные задания.

02.05

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». 

Чтение статьи о писателе. Выделение главной информации. Выразительное чтение эпизодов художественного произведения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы.

Стр. 251-268, задание 4 на стр. 268.

03.05

Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость.

Подбор цитат для характеристики героев. Выразительное чтение эпизодов произведения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление плана характеристики героев, нравственная оценка персонажей.

Групповые задания: характеристика героев по составленному плану.

08.05

Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Подбор цитат для характеристики героев. Выразительное чтение эпизодов произведения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление плана характеристики героев, нравственная оценка персонажей.

Подготовить сообщение о Дж. Лондоне с использованием различных источников (справочной литературы, периодики, телевидения, Интернета).

10.05

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Сообщение о Дж. Лондоне. Чтение статьи учебника. Сопоставление текстов. Выделение главной информации. Выразительное чтение эпизодов художественного произведения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы.

Стр. 269-280, вопросы и задания на стр. 280.

15.05

Повторение изученного в 5 классе (8 ч.)

Устное народное творчество. Древнерусская литература.

Устные ответы на вопросы. Сопоставление «словесного» портрета героя сказания с иллюстрацией художника О. Поповича. Коллективный диалог.

Стр. 7-52 (1 ч.).

16.05

Русская литература XVIII и XIX веков.

Устные ответы на вопросы. Составление контрольных вопросов на учебную тему.

Стр. 54-269 (1 ч.). Ответить на составленные вопросы.

17.05

Русская литература XX века.

Коллективный диалог. Составление тестовых заданий по теме.

Стр. 3-153 (2 ч.). Выполнить тестовые задания.

22.05

Писатели и поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты о великой отечественной войне.

Устные ответы на вопросы. Составление контрольных вопросов на учебную тему.

Стр. 271-283 (1 ч.), 163-171 (2 ч.). Стр. 154-162 (2 ч.). Ответить на составленные вопросы.

23.05

Зарубежная литература.

Коллективный диалог. Составление тестовых заданий по теме.

Стр. 193-280 (2 ч.). Выполнить тестовые задания.

24.05

Итоговое тестирование.

Выполнение тестовых заданий.

Не дано.

Т. № 4

29.05

Работа над ошибками, допущенными в четвертном тестировании.

Коллективный диалог.

Индивидуальные задания.

30.05

Подведение итогов IV четверти и года. Рекомендация литературы для летнего чтения.

Беседа. Ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?»

Читать художественную литературу.


Система оценки планируемых результатов

Предмет «Литература»     Класс 5 «А»      Учитель Смирнова Н. А. 

Четверть

Количество недель

Количество

часов в

неделю

Всего часов

недели

Формы  и виды контроля

Сочинение

Тест

I.

9 недель

3

27

+

+

9.

II.

7 недель

3

21

+

+

III.

10 недель

3

29

+

+

IV.

9 недель

3

24

+

+

9.

ИТОГО:

101

35

4

4

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

I. Печатные пособия

  1. Список основной литературы
  1. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В. Я. Коровиной «Литература: 5 класс». - М., 2008.
  2. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Беляева Н. В. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2003.
  5. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлёв В. П. Читаем, думаем, спорим…:  Дидактические материалы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Программа по литературе (донской региональный компонент) для V-XI классов. – Ростов-на-Дону, 1998. Авторы: Р. Б. Небратенко, зам. директора по НМР СШ №81 (V-XI классы), Г. Ф. Саенко, методист-референт РО ИПК и ПРО (IX-XI классы), В. Д. Яцык, методист НМЦО (V-VIII классы). Консультант Г. Ф. Саенко, методист-референт РО ИПК и ПРО. Редактор Э. К. Колосова, методист НМЦО.
  7. Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.
  1. Список дополнительной литературы
  1. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. - М., 2007.
  2. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М., 2004.
  3. Бердников Г. П. Чехов. - М., 1978. - ( Серия "Жизнь замечательных людей").
  4. Воропаев В. А. Гоголь в школе. - М., 2002.
  5. Воропаев В. А. Н. В. Гоголь: Жизнь и творчество. - М.,1998.
  6. Герштейн Э. Судьба Лермонтова. - М.. 1986.
  7. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М., 2006.
  8. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В. Я. Коровиной «Литература: 5 класс». - М., 2008.
  9. Захаров А. Н. Поэтика Есенина. - М., 1995.
  10. Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М., 2005.
  11. Калганова Т. А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М., 2006.
  12. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим ... Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М., 2006.
  13. Коровина В. Я., Забарский И. С. Литература: 5 класс: Методические советы. М., 2008.
  14. Кучеровский Н. М. И. Бунин и его проза (1887 – 1917). – Тула, 1980.
  15. Лебедев Ю. В. Тургенев. - М., 1990. - (Серия "Жизнь замечательных людей".)
  16. Леонов С. А. Лермонтов в школе. - М., 2002.
  17. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. - М., 1964.
  18. Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М., 1989.
  19. Миронова Н. А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М., 2006.
  20. Тумина Л. Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М., 2007.
  21. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М. Б. Ладыгина. – М., 1995.
  22. Щеблыкин И. П. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М., 1995.

II. Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр «Panasonic».

III. Цифровые образовательные ресурсы

  1. Диски
  1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П. , Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». - М., 2012.
  1. USB-накопитель «Kingston»

IV. Демонстрационные пособия

  1. Колокольцев Е. Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе. 6 класс. учебник В. Коровиной

Рабочая программа рассчитана на изучение тех произведений и предусматривает то количество часов (по разделам), которые указаны в Федеральном стандарте. Федеральный стандарт определяет количество часов...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. учебник В. Коровиной

Рабочая программа рассчитана на те произведения и то количество часов (по разделам), которые предусмотрены Федеральным стандартом. Федеральный стандарт определяет количество часов по разделам для 5-6 ...

Рабочая программа по литературе 7 класс В.Я. Коровиной

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы по литературе в соответствии с...

Рабочая программа по литературе 9 класс под ред. Коровиной,105 часов

Рабочая программа, пояснительная записка, календарно-теметичнское планирование....

Рабочая программа по литературе 8 класс, под ред Коровиной 105 часов

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование...

рабочая программа по литературе 10 класс по УМК Коровиной (надомное обучение) 68 часов

Данная рабочая программа по литературе разработана для надомного обучения ученицы 10 класса школы. В программе дано: пояснительная записка, требования к знаниям и умениям учащегося 10 класса,календарн...

Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией Коровина

Содержит пояснительную записку, содержание курса и календарно-тематическое планирование...