Система и опыт работы школы по обучению детей с ОВЗ
по теме
В работе описывается система и опыт работы школы г.Мамоново по обучению и работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Система и опыт работы по обучению детей с ОВЗ
в МБОУ СОШ г.Мамоново, Калиниградской обл.
В настоящее время каждый гражданин нашей страны может выбрать то учебное заведение и ту форму обучения, которые для него наиболее удобны и приемлемы. Одна из таких форм - интегрированная форма обучения, являющаяся сегодня ведущей тенденцией государственной политики образования нашей страны. Это активно внедряется во многих школах в том числе и в нашей.
Средняя школа нашего города Мамоново была основана в 1946 году. Является одной из старейших в области, со своими традициями, сформировавшимся педагогическим коллективом. Последние 15 лет школа активно работает в направлении обучения всех и каждого ребёнка не зависимо от уровня его интеллектуального и физического развития. У нас обучаются дети с особыми возможностями здоровья с незначительными, нарушениями опорно-двигательного аппарата, есть дети со слабо выраженной формой ДЦП, а также задержками интеллектуального развития. Мы тесно сотрудничаем с Центром диагностики и консультирования детей и подростков г.Калининграда под руководством Стаховской В. П. Всегда получаем от них консультативную и методическую помощь. В тесном сотрудничестве с ними на базе нашей школы ежегодно работает комиссия ПМПК, на которой после тщательной диагностической и индивидуальной работы мы консультируем ежегодно до 30 человек для определения программы обучения и установления дальнейшего маршрута развития ребёнка.
ЦЕЛЯМИ РАБОТЫ ШКОЛЫ(по данному коррекциооно-развивающему направлению)ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ
1. Все дети, независимо от степени их обучаемости или наличия нарушений в развитии, должны иметь равные возможности учиться в нашей школе. Наша задача – создать для них оптимальные условия для обучения и развития.
- Учащиеся, нуждающиеся в особом сопровождении, должны рассчитывать на его получение, чтобы получить достойное образование.
- Школа должна давать знания и учить применять эти знания, помочь детям социализироваться
На сегодняшний день в школе обучается 785 учащийся. С которыми работают 64 квалифицированных педагога, социально-психологическая служба, которая включает в себя: психологов, логопеда, социального педагога, учителей-дефектологов, куратора всего коррекционно-образовательного процесса.
Из всех учащихся нашей школы 19 процентов составляют ученики с особенными возможностями здоровья. Это значительная цифра - 149 человек Из них 27 человек обучаются по коррекционной программе VIII вида , 127 человек обучается по программе VII вида, 8 человек являются инвалидами по разным медицинским показателям.
Все учащиеся имеют равные права для получения образования. А наша задача предоставить им условия и возможности для обучения. Что мы и стараемся делать. Хоть наша школа имеет два здания начальной и основной школы, но все кабинеты хорошо оборудованы. Техническое оснащение школы даёт возможность без особых затруднений включаться всем детям в образовательный процесс и во внешкольные мероприятия. Дети посещают секции, клубы, кружки которые работают в школе. Дети-инвалиды вместе с другими детьми участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых внеклассных мероприятий.
В нашем городе работает система единого образовательного пространства, и мы тесно сотрудничаем с Домом детского творчества, школой искусств, спортивной школой. Проводим совместные мероприятия, праздники. И дети с ОВЗ являются такими же равноправными участниками и получают дополнительное образование вместе со всеми.
Подготовка преподавательского состава позволяет всем детям приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления в высшие учебные заведения и построения дальнейшей карьеры. Учителя регулярно повышают свой уровень профессионализма на курсах, семинарах, мастер-классах не только на базе своей школы но и благодаря центру развития, в школах г.Калиниграда и области. Надо сказать, что дети с ОВЗ требуют особого внимания, заботы со стороны взрослых и педагогов в первую очередь, поэтому вся система работы хорошо отработана и приносит свои положительные результаты.
Обучение детей с ОВЗ в нашей школе происходит в разных формах. Это коррекционно-развивающие классы, интегрированные, индивидуальное-надомное обучение.
Коррекционные классы.
- наполняемость класса 9-12 человек;
- индивидуальные и коррекционные занятия;
- психолого-педагогическое сопровождение детей;
- обучение по специальным программам;
- режим работы – I смена и группа продленного дня;
- бесплатное и 50% питание;
- зачисление на основе заключения и рекомендаций ПМПК ,
заявления родителей
Интегрированные классы
- обучение ведётся по вариативным учебным планам и программам, т.к количество детей с ОВЗ в классе 1-6 человек
- больше контактов для социализации в обществе;
- более тщательный дифференцированный подход к учащимся;
- воспитание толерантности у детей;
- коррекционные занятия с узкими специалистами;
- зачисляются по заявлению родителей, имеются заключения и рекомендации ПМПК и школьного консилиума.
При организации учебного процесса в этих классах пришлось учитывать специфику таких детей и на этой основе уже вырабатывать стратегию синхронизации обучения с обычными детьми. Обучение детей с ОВЗ начинается с первого класса на любой параллели. Согласно санитарным требованиям стараемся чтобы в классах обучалось 25-27 учеников. При этом количество детей с ограниченными возможностями от 1 до 6 человек в классе.
Расписание занятий в школе соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в интегрированных классах составляют календарно-тематическое планированием, в рамках которого отдельно планируется работа с детьми с ограниченными возможностями в рамках общеобразовательного учебного процесса и варьируют время, затраченное на тех или иных учащихся в соответствии с их успеваемостью и способностями. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, поскольку у них усвоение материала идёт немного медленнее. Снижается темп ведения урока, им даются только те задания, которые позволяют отработать какие-то базовые знания. Учителя стараются, чтобы на общеобразовательный процесс, как и на успеваемость других детей это не влияло.
В школе обучаются в основном дети ОВЗ по коррекционным программам VII и VIII вида. Для них характерна слабость интеллектуального развития. В связи с этим форма выполнения различных заданий и ответов на вопросы для таких детей немного отличается. Им стараются давать меньший объём письменных заданий, а если это необходимо, то для них предусмотрены либо карточки, тесты с вариантами ответов, которые они выбирают. В период проведения итоговой аттестации в 9 классах таким детям предоставляется возможность сдачи экзаменов в традиционной форме. Для этого выделяются отдельные аудитории и педагоги. Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.
Ещё одна форма обучения. Это индивидуальная-надоманая. В этом году у нас 6 таких детей.
- обучение ведётся по специальным учебным планам и программам;
- основание медицинское заключение, рекомендации ПМПК, заявление родителей, закреплено приказом директора школы;
- осуществляется индивидуальный подход к учащимся;
- ученик имеет возможность посещать по желанию другие уроки и внеклассные занятия и воспитательные мероприятия;
- оказывается коррекционная помощь с узкими специалистами;
В педагогическом коллективе выработана собственная культура труда, где гуманность и толерантность является основой психологичекого климата в отношении с детьми с особыми возможностями здоровья их родителями, родственниками.
Школа в этом году была участником программы «Безбарьерная среда». Для школы был приобретён автоматический подъёмник, способный поднимать детей с ограниченными возможностями от первого до верхнего этажа учебного заведения. Подъёмник ориентирован как на ослабленных детей, так и для детей-колясочников. Вход в здание основной школы оборудован специальным пандусом, позволяющими колясочникам без проблем проникать внутрь. Переоборудованы были также школьные туалеты и пока 1учебный кабинет. В будущем ещё планируется для детей с ограниченными возможностями закупить специальные парты с поддерживающими элементами для книг и тетрадей. Хотим приобрести комнату для релаксации.
Программа «Безбарьерная среда» работает в России не так давно. Соответственно нам рано ещё делать глобальные выводы о том, насколько она успешна и оправдала ли возложенные на неё задачи. Но вместе с тем, первые результаты достаточно обнадёживающие. Опыт работы нашей школы показывает, что данная система может быть вполне успешной при правильном подходе и соответствующем финансировании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/15/picture-131382-1608052697.jpg)
Опыт работы Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных технологий.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...
Опыт работы школы по профилактике ПАВ
В данной работе представлен опыт работы школы по профилактике ПАВ среди школьников....
Мой опыт работы: Проблемно-развивающее обучение на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Мой опыт работы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-328802-1383051405.jpg)
Опыт работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию
Из опыта рабты по патриотическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/29/picture-645150-1435572173.jpg)
Опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся
laquo;Всё начинается с семьи -Призывный крик ребёнка в колыбелиИ мудрой старости докучливые стрелы…Всё начинается с семьи…Умение прощать, любить и ненавидеть,Уменье сострада...
Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."
Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...