Система и опыт работы школы по обучению детей с ОВЗ
по теме

Олейник Марина Вячеславовна

В работе описывается система и опыт работы школы г.Мамоново по обучению и работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система и опыт работы по обучению детей с ОВЗ

 в МБОУ СОШ г.Мамоново,  Калиниградской обл.

 В настоящее время каждый гражданин нашей страны может выбрать то учебное заведение и ту форму обучения, которые для него наиболее удобны и приемлемы. Одна из таких форм - интегрированная форма обучения, являющаяся сегодня ведущей тенденцией государственной политики образования нашей страны. Это активно внедряется во многих  школах в том числе и в нашей.

 Средняя школа нашего города Мамоново была основана в 1946 году. Является одной из старейших в области, со своими традициями, сформировавшимся педагогическим коллективом. Последние  15 лет школа активно работает в направлении обучения всех и каждого ребёнка не зависимо от уровня его интеллектуального и физического развития. У нас обучаются дети с особыми возможностями здоровья с незначительными, нарушениями опорно-двигательного аппарата, есть дети со слабо выраженной формой ДЦП, а также задержками интеллектуального развития. Мы тесно сотрудничаем  с Центром диагностики и консультирования детей и подростков г.Калининграда под руководством Стаховской В. П. Всегда получаем от них консультативную и методическую помощь. В тесном сотрудничестве с ними на базе нашей школы ежегодно работает комиссия ПМПК, на которой после тщательной диагностической и индивидуальной работы мы консультируем ежегодно до 30 человек для определения программы обучения и установления дальнейшего маршрута развития ребёнка.

 ЦЕЛЯМИ  РАБОТЫ  ШКОЛЫ(по данному коррекциооно-развивающему направлению)ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ

       1. Все  дети, независимо от степени их обучаемости или наличия нарушений в развитии, должны иметь равные возможности учиться в нашей школе. Наша задача – создать для них оптимальные условия для обучения и развития.

  1. Учащиеся, нуждающиеся в особом сопровождении, должны рассчитывать на его получение, чтобы получить достойное образование.
  2. Школа должна давать знания и учить применять эти знания, помочь детям  социализироваться

 На сегодняшний день в школе обучается 785 учащийся. С которыми работают 64 квалифицированных педагога, социально-психологическая служба, которая включает в себя: психологов, логопеда, социального педагога, учителей-дефектологов, куратора всего коррекционно-образовательного процесса.

 Из всех учащихся нашей школы 19 процентов составляют ученики с особенными возможностями здоровья. Это значительная цифра - 149 человек Из них 27 человек обучаются по коррекционной программе VIII вида , 127 человек обучается по программе VII вида, 8 человек являются инвалидами по разным медицинским показателям.

 Все учащиеся имеют равные права для получения образования. А наша задача предоставить им условия и возможности для обучения. Что мы и стараемся делать. Хоть наша школа имеет два здания начальной и основной школы, но все  кабинеты хорошо оборудованы.  Техническое оснащение школы даёт возможность без особых затруднений включаться всем детям в образовательный процесс и во внешкольные мероприятия. Дети посещают секции, клубы, кружки которые работают в школе. Дети-инвалиды вместе с другими детьми участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых внеклассных  мероприятий.

В нашем городе работает система единого образовательного пространства, и мы тесно сотрудничаем с Домом детского творчества, школой искусств, спортивной школой. Проводим совместные мероприятия, праздники. И дети с ОВЗ являются такими же равноправными участниками и получают дополнительное образование вместе со всеми.

Подготовка преподавательского состава позволяет всем детям приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления в высшие учебные заведения и построения дальнейшей карьеры. Учителя регулярно повышают свой уровень профессионализма на курсах, семинарах, мастер-классах не только на базе своей школы но и  благодаря центру развития, в школах г.Калиниграда и области.  Надо сказать, что дети с ОВЗ требуют особого внимания, заботы со стороны взрослых и педагогов в первую очередь, поэтому вся система работы хорошо отработана и приносит свои положительные результаты.

Обучение детей с ОВЗ в нашей школе происходит в  разных формах. Это коррекционно-развивающие классы, интегрированные, индивидуальное-надомное обучение.

Коррекционные классы.

  • наполняемость класса 9-12 человек;
  • индивидуальные и коррекционные  занятия;
  •  психолого-педагогическое сопровождение детей;
  •  обучение по специальным программам;
  •  режим работы – I смена и группа продленного дня;
  •  бесплатное и 50% питание;
  •  зачисление на основе заключения и рекомендаций ПМПК ,

  заявления родителей

  Интегрированные классы

  • обучение ведётся по вариативным учебным   планам и программам, т.к количество детей с ОВЗ в классе 1-6 человек
  •  больше контактов  для социализации в обществе;
  •  более тщательный дифференцированный подход к учащимся;
  •  воспитание толерантности у детей;
  •  коррекционные занятия с узкими специалистами;
  •  зачисляются по заявлению родителей, имеются заключения и рекомендации ПМПК и школьного консилиума.

При организации учебного процесса в этих классах пришлось учитывать специфику таких детей и на этой основе уже вырабатывать стратегию синхронизации обучения с обычными детьми. Обучение детей с ОВЗ начинается с первого класса на любой параллели. Согласно санитарным требованиям стараемся чтобы в классах обучалось 25-27 учеников. При этом количество детей с ограниченными возможностями от 1 до 6 человек в классе.

Расписание занятий в школе соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в интегрированных классах составляют календарно-тематическое планированием, в рамках которого отдельно планируется работа с детьми с ограниченными возможностями в рамках общеобразовательного учебного процесса и варьируют время, затраченное на тех или иных учащихся в соответствии с их успеваемостью и способностями. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, поскольку у них усвоение материала идёт немного медленнее. Снижается темп ведения урока, им даются только те задания, которые позволяют отработать какие-то базовые знания. Учителя стараются, чтобы  на общеобразовательный процесс, как и на успеваемость других детей это не влияло.

В школе обучаются в основном дети ОВЗ по коррекционным программам VII и VIII вида. Для них характерна слабость интеллектуального развития. В связи с этим форма выполнения различных заданий и ответов на вопросы для таких детей немного отличается. Им стараются давать меньший объём письменных заданий, а если это необходимо, то для них предусмотрены либо карточки, тесты с вариантами ответов, которые они выбирают. В период проведения итоговой аттестации в 9 классах таким детям предоставляется возможность сдачи экзаменов в традиционной форме. Для этого выделяются отдельные аудитории и педагоги. Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.

 Ещё одна форма обучения. Это индивидуальная-надоманая. В этом году у нас 6 таких детей.

  • обучение ведётся по специальным учебным  планам и программам;
  •  основание медицинское заключение, рекомендации ПМПК, заявление    родителей, закреплено приказом директора школы;
  •  осуществляется индивидуальный  подход к учащимся;
  •  ученик имеет возможность посещать по желанию другие уроки и внеклассные занятия и воспитательные мероприятия;
  •  оказывается коррекционная помощь с узкими специалистами; 

В педагогическом коллективе выработана собственная культура труда, где гуманность и толерантность является основой психологичекого климата в отношении с детьми с особыми возможностями здоровья их родителями, родственниками.

 

Школа в этом году была участником программы «Безбарьерная среда». Для школы был приобретён автоматический подъёмник, способный поднимать детей с ограниченными возможностями от первого до верхнего этажа учебного заведения. Подъёмник ориентирован как на ослабленных детей, так и для детей-колясочников. Вход в здание  основной школы  оборудован специальным пандусом, позволяющими колясочникам без проблем проникать внутрь. Переоборудованы были также школьные туалеты и пока 1учебный  кабинет. В будущем ещё планируется для детей с ограниченными возможностями  закупить специальные парты с поддерживающими элементами для книг и тетрадей. Хотим приобрести комнату для  релаксации.

Программа «Безбарьерная среда»  работает в России не так давно. Соответственно нам рано ещё делать глобальные выводы о том, насколько она успешна и оправдала ли возложенные на неё задачи. Но вместе с тем, первые результаты достаточно обнадёживающие. Опыт работы нашей школы  показывает, что данная система может быть вполне успешной при правильном подходе и соответствующем финансировании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных технологий.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...

Опыт работы школы по профилактике ПАВ

В данной работе представлен опыт работы  школы по профилактике ПАВ среди школьников....

Опыт работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию

Из опыта рабты по патриотическому воспитанию...

Опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся

laquo;Всё начинается с семьи -Призывный крик ребёнка в колыбелиИ мудрой старости докучливые стрелы…Всё начинается с семьи…Умение прощать, любить и ненавидеть,Уменье сострада...

Опыт работы школы по системе Латышева

Из опыта работы Сариновской школы по системе Латышева...

Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."

Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...