Проект "Здоровое питание"
материал по теме

Расширить представление детей о подборе продуктов, необходимых для растущего организма, распорядке дня школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovoe_pitanie.docx970.66 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа города Торопца»

Торопецкого района

Научно – исследовательская работа

«Здоровое питание»

Направление: естествознание

Выполнили: Пчелина В., Киселев С., Пажетнова В., Владимирова И., Агапов И., Астафьев А., Веселова П.

учащиеся 4 класса «Б»

Руководитель: Туркенич Г.И., социальный педагог

Торопец

2013

Научно-исследовательский проект

«Здоровое питание»

Обоснование темы проекта «Здоровое питание», выполненного  учащимися 4 «б» класса МОУ СОШ №2 в рамках проводимых занятий «Здоровое питание».

Руководитель проекта: Туркенич Г.И.

В результате занятий ребята нашего класса очень хорошо усвоили, какие продукты являются полезными (а значит, их надо чаще употреблять в пищу), а от каких продуктов лучше стараться воздерживаться. Так же мы учились составлять правильное меню на день и выясняли, какие продукты необходимы для растущего организма.  Также ребята знают: что надо есть в разное время года, как правильно питаться, если занимаешься спортом и ещё много интересных и очень важных для здорового образа жизни тем.

Почему была выбрана именно эта тема. Мы понимаем, как важно быть здоровыми, и решили систематизировать и расширить наши познания о здоровом образе жизни. В эту работу включились и наши родители.

Поэтому актуальность выбранной темы проекта очевидна; и нам, детям и нашим родителям хочется, чтобы мы выросли здоровыми и в дальнейшей взрослой жизни вели здоровый образ жизни.

Проблема (выбор темы проекта) заключалась в том, чтобы обобщить имеющиеся у нас знания и расширить наше представление о здоровом образе жизни, продуктах, полезных для растущего организма.

Это и позволило сформулировать тему проекта «Здоровое питание».

Объектом нашего изучения стал образ жизни младшего школьника, его режим питания.

Предметом  - правильно подобранное меню, режим дня школьников и образ жизни в целом.

Цель нашего проекта: развитие мышления детей в процессе работы над изучаемым материалом по здоровому питанию.

Задачи:

- расширить представление детей о подборе продуктов, необходимых для растущего организма, распорядке дня школьника;

- обобщить изученный материал с помощью творческих работ (рисунков, стихов).

- подключить к данным исследованиям родителей, родственников и знакомых.

Выводы:

В результате работы над проектом учащиеся нашего класса пришли к выводу:

Чтобы вырасти здоровыми надо с детства стараться правильно питаться, соблюдать режим дня, стараться каждый день бывать на свежем воздухе.

Методы исследования:

- Анализ научной литературы;

- наблюдение;

- анкетирование;

- интервью;

- сравнение полученных результатов.

Было решено – сделать этот проект семейным. Для этого учащиеся нашего класса, совместно с родителями разделились на творческие группы:

  1. Литературная – члены этой группы сочиняли стихи о здоровом питании.
  2. Художественная – эта группа изготавливала поделки и рисовала рисунки.

4. Координационная группа – занималась оформлением проекта в компьютерной графике.

Глава 1.

                                       Результаты исследования.

Научные данные о здоровом питании.

Младший         школьный возраст является наиболее чувствительным к особенностям организации питания. Установлено, что только за счёт правильно организованного питания в этом возрасте можно  добиться увеличения роста у ребёнка на 2-4 см.

При недостатке пищи замедляется рост и развитие организма, поэтому детям необходимо рациональное питание.

Рациональное питание – это соответствие количества и качества пищи потребностям организма.

Соблюдение режима питания – одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только что и сколько мы едим, но также когда и как часто.

Режим питания предполагает приём пищи в определённое время. Благодаря этому повышается эффективность процесса пищеварения, пища лучше усваивается. Младший школьник должен есть не реже 4 – 5 раз в сутки, в зависимости от нагрузки. Перерывы между приёмами пищи – не более 4-5 часов. Это объясняется тем, что в организме ребёнка происходят активные процессы роста и созревания. Всё это требует большого расхода энергии и, соответственно, потребления пищи.

Распределение калорийности суточного рациона имеет следующий характер: 25-30% на завтрак, 35-50% на обед, 5-10% на полдник, 20-25% на ужин. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе составляет 1:1:5. Рацион питания должен быть разнообразным, одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня.

В рационе питания младшего школьника количество белков должно составлять 77 граммов, при этом на животные белки должно приходиться не менее 50%. Если же ребёнок занимается спортом, то это количество должно быть увеличено до 60%. При недостатке белков, особенно животного происхождения, у детей отмечается быстрая утомляемость, замедляется рост.

Наиболее богато белками мясо говядины, телятины, кур, цыплят. Наряду с мясом источником белка является рыба, яйца, молочные продукты.

Детям необходимы и полноценные жиры – сливочное и растительное масло. Всего количество жиров в дневном рационе должно составлять 79 граммов, при этом жиры растительного происхождения – до 20%. Сливочное и растительное масло лучше использовать в натуральном виде, то есть без тепловой обработки.

Витамины и минеральные вещества – важнейшие компоненты рациона питания детей. Витамины – жизненно необходимые вещества, недостаток которых вызывает сначала недомогание, а затем и различные заболевания. Кстати, многие витамины усваиваются только в присутствии жиров, поэтому растительные масла нужно использовать в качестве заправки для салатов. Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека, и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему ягоды, фрукты и овощи должны быть в рационе ребёнка регулярно.

Важным источником углеводов являются крупы. Легкоусвояемые углеводы содержаться и в кондитерских изделиях, мёде, шоколаде. Они способны очень быстро восстановить недостаток углеводов в организме, утолить чувство голода. Значительное содержание углеводов и в растительной пище.

Особое значение сегодня приобретает йодирование пищи. Дело в том, что большая часть населения нашей страны (в том числе и наш регион) недополучает этот микроэлемент с пищей. Йод необходим нашему организму. Если йода не хватает ребёнку – это прямая угроза резкого отставание в умственном развитии. Здесь помогут йодированные продукты. Лучше, если дети будут есть йодированный хлеб, пользоваться йодированной солью.

Вода – важнейшая составная часть человеческого организма. Она составляет до 70% массы тела человека и обеспечивает протекание важнейших жизненных процессов. Без воды человек может прожить не больше 2-3 дней. Потребность в жидкости особенно велика в период роста  организма. Дело в том, что благодаря жидкости происходит лучшее усвоение питательных веществ. Младшему школьнику в сутки нужно употреблять приблизительно 2 литра жидкости. Источником жидкости являются не только напитки, но и другие блюда, которые использует ребёнок ежедневно. Дети, которые занимаются спортом, нуждаются в дополнительном количестве жидкости.

Ещё один важный момент, который следует учитывать при составлении меню ребёнка – это возрастное формирование организма. Во время роста организму необходимо много белков – для строительства тела.  Во время развития – углеводов и жиров, которые участвуют в созревании органов и тканей. Поэтому, ребёнок на разных этапах может, к удивлению взрослых, менять свои вкусовые предпочтения, переключаясь на какой-то определённый вид пищи.

Здоровое питание заключается не только в правильно выбранных продуктах, но и в выполнении режима питания. С учетом знаний, полученных на занятиях «Здоровое питание» совместно с учителем мы составили режим питания учащихся начальной школы.

Типовой режим питания школьников.

 Завтрак дома – 7.30-8.00                                              

Горячий завтрак в школе – 10.00 – 10.30        

Обед дома или в ГПД  – 14.00- 14.30                        

Полдник – 16.30- 17.00                                                                                        

Ужин – 18.00 – 19.30                                                                                                            

Глава 2.

Наши исследования.

Мы провели анкетирование в своем классе, изучив соответствующую литературу, и каждый из нас ответил на вопрос  «Как надо питаться, чтобы быть здоровыми».

Отвечали 30 человек.

Таблица 1.

Анкета «Как надо питаться, чтобы быть здоровыми».

Мнение отвечающих

Количество ответов

Надо есть овощи и фрукты.

18 человек.

Употреблять пищу, богатую белками (молочные и мясные продукты, рыбу).

20 человек.

Делать зарядку, соблюдать режим питания.

19 человек.

Заниматься спортом и гулять на свежем воздухе (чтобы был хороший аппетит).

16 человек.

Такие же вопросы мы задали родственникам.

Таблица 2.

Анкета «Как надо питаться, чтобы быть здоровым»

Ответы опрашиваемых

16-30 лет

31-50лет

1. Употреблять в пищу больше молочных продуктов, каш.

6 человека

12 человек

2. Есть продукты, богатые белками – мясо, рыбу, яйца.

4 человека

4 человека

3. Больше есть овощей и фруктов.

8 человек

7 человек

4. Соблюдать режим питания, вести здоровый образ жизни.

7 человек

5 человек

Ответы опрашиваемых:

употреблять в пищу больше молочных продуктов – 18 чел.,

употреблять пищу богатую белками – 8 чел.,

есть овощи и фрукты – 15 чел.,

соблюдать режим питания, вести здоровый образ жизни – 12 чел..

Видим, что люди разного возраста имеют представление о здоровом питании. Наша задача, чтобы знало младшее поколение, как важно соблюдать режим питания, употреблять в пищу полезные продукты.

Ребята нашего класса отмечали в специальном дневнике знаком + те полезные продукты, которые ели в течение недели. Подсчет показал, на какие продукты надо обратить внимание и чаще употреблять в пищу.

Таблица 3.

Дневник наблюдений

Название

продукта

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Суббота

воскресенье

результат

Молоко

14

12

12

16

8

9

16

87

Кисломолочные продукты

10

11

10

12

5

10

9

67

Творог

9

7

10

9

4

8

12

59

Масло

17

12

12

13

7

15

13

86

Овощи

14

16

11

12

7

12

14

86

Фрукты

18

19

16

17

9

12

16

107

Хлеб

22

22

18

15

4

10

14

105

Рыба

6

5

7

6

0

2

4

30

Мясо

21

17

18

19

4

10

10

99

Каши

9

10

10

9

3

6

6

53

Мучные и макаронные изделия

17

23

15

18

7

9

12

101

Итак, мы пришли к выводу, что недостаточно употребляется в пищу рыбы, каш и творога.

 

А результатом творческой работы о здоровом питании стали замечательные рисунки, мини-сочинение и поделки, сделанные нашими ребятами и  их родителями. А ещё лучше получились стихи.

Веселова Полина

Мне сказали:

«Яблоко полезно,

Потому что много в нем железа!»

Ну, не знаю…

Я три штуки съела –

Ничего внутри не загремело!

Астафьев Артур

Кушай, дружок, огурец,

Будешь всегда молодец.

Пажетнова Василиса

Всё есть в салате

Раннею весной.

Он в желто-сереньком халате.

Тебе поможет

Если ты больной.

Защитит мой друг

От семи недуг.

Владимирова Ирина.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну, а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он.

На зиму запасли мы богатый урожай

Клюква - стелющийся кустарник семейства брусничных, с высоким содержанием витамина «С». При простуде и тем, кто выздоравливает после инфекционных болезней, приятен и полезен клюквенный морс. Поэтому не случайно клюкву  называют северным виноградом и прилагают усилия, чтобы сохранить традиционные места ее произрастания.

Пчелина В.

Клюква

Собирала я в лесу

Клюкву ягоду.

Ягодка по ягодке,

Ягодка по ягодке-

Дело продвигается,

Ягод добавляется!

Веселова Полина.

Я теперь знаю, чтобы быть здоровой,  сильной, ловкой и красивой  надо вести здоровый образ жизни. А для этого  необходимо делать зарядку по утрам заниматься спортом, соблюдать личную гигиену, питаться  разнообразно по режиму, потому что здоровье самый драгоценный  дар, который человек получает от природы и его надо беречь и думать о нем с детства. Когда человек здоров он радуется  жизни, занимается любимым делом и ничто его не отвлекает.

Заключение

А вот и примерное меню на неделю, которое мы предлагаем.

.

Понедельник.

Завтрак

Каша манная на молоке, хлеб с маслом, сыр, чай.

Обед

Салат из овощей, суп гороховый с гренками, картофельная запеканка с мясом, компот из яблок.

Полдник

Молоко, булочка, груша.

Ужин

Рыба запечённая, рис, чай, йогурт.

Вторник.

Завтрак

Сырники со сметаной, хлеб с маслом, кофе с молоком.

Обед

Салат из свежих овощей, суп рыбный, гуляш в сметанном соусе с вермишелью, яблоко, компот из ягод.

Полдник

Пирожки с капустой, чай.

Ужин

Запеканка творожная, кефир, апельсин.

Среда.

Завтрак

 Вермишель на молоке, хлеб с маслом и сыром, чай, конфета шоколадная.

Обед

Сельдь с луком, щи со сметаной, печень тущеная со сметанным соусом, картофельное пюре, компот из абрикосов.

Полдник

Булочка, чай, яблоко.

Ужин

Мясная запеканка с картофелем, кефир, банан.

Четверг.

Завтрак

Каша пшённая на молоке, какао, бутерброд с сыром.

Обед

Салат из овощей, суп вермишелевый на курином бульоне, курица отварная с картофельным пюре, компот из ягод.

Полдник

Ватрушка, чай, сливы.

Ужин

Омлет, чай, печенье, йогурт.

Пятница.

Завтрак

Яйцо вареное, какао с молоком, хлеб с маслом и сыром.

Обед

Салат из свежей капусты, борщ со сметаной, бефстроганов в сметанном соусе с гречневой кашей, груша, чай.

Полдник

Печенье, молоко, шоколадная конфета.

Ужин

Котлета рыбная с картофельным пюре, компот из сухофруктов, яблоко.

Суббота.

Завтрак

Каша пшённая со сгущённым молоком, чай с молоком, маленькая шоколадка.

Обед

Сельдь с луком, щи из свежей капусты, тушёнка с гречневой кашей, компот из яблок.

Полдник

Булочка, молоко, сливы.

Ужин

Пудинг творожно-манный с джемом, кефир, груша.

Воскресенье.

Завтрак

Каша гречневая на молоке, бутерброд с сыром, какао с молоком, конфета шоколадная.

Обед

Салат из свежих овощей, суп рыбный, котлета с картофельным пюре, апельсин, компот из груш.

Полдник

Запеканка творожная, чай, яблоко.

Ужин

Сосиска с тушёной капустой, чай, йогурт.

Если с детства мы будем правильно питаться, мы будем всегда здоровы. А значит радоваться жизни и быть полноценными гражданами своей страны.

Список литературы

  1. М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева

Методическое пособие для  программы «Разговор о правильном  питании».

  1. З.М. Эвенштейн Основы рационального питания
  2. Учебник для 1 класса «Окружающий мир» Вахрушев А.А.и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию организации питания учащихся и осуществлению производственного контроля за питанием

Правительство Московской области, администрация Ленинского муниципального района и другие районные службы и ведомства проводят целенаправленную работу по формированию, сохранению и укреплению здоровья...

Рациональное питание. Режим питания.

Разработка урока по экологии в 8класс...

урок по кулинарии "Питание. Гигиена питания" 8 класс

Интегрированный урок технология - биология проводился в 8-ом классе при изуучении темы "Питание"  по биологии и раздела "Кулинария" по технологии (2 урока по 45 минут). Этот урок  помог учащ...

Система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколе...

Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.

Раздел "Домашняя экономика"Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание....