обобщение опыта
статья по теме

Соловьева Ирина Юрьевна

обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

ОБОБЩЕНИЕ ОЛЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И РУЧНОГО ТРУДА В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ»

                                                                                   учитель технологии

                                                                            Соловьёва Ирина Юрьевна

2013 г.

        Содержание учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе для детей с ограничениями в умственном развитии традиционно, отчасти консервативно, а поэтому коррекционная школа зачастую представляет собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.

        По словам П.П. Блонского, «…творческую личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве». Какие же упражнения в творчестве можно предложить коррекционная школа ребенку с ограничениями в развитии? Как правило, развиваются только «лежащие на поверхности» природные способности ребенка: умение петь, рисовать, танцевать и очень мало упражнений, связанных с преобразованием, опытным исследованием окружающего мира. С одной стороны это следствие сложившегося «стереотипа ограниченности» умственных способностей ребенка коррекционной школы, а с другой стороны – отсутствие потенциала для творчества. Кроме того, от учителя коррекционной школы требуется  больших  усилий для поиска направлений творческой деятельности ребенка с ограничениями в умственном развитии, чем, например, от учителя общеобразовательной школы. Есть и ещё одна проблема у педагога коррекционной школы, решение которой сопряжено с морально - этическим аспектом  публичной деятельности ребенка: не будут ли сверстники бурно реагировать на явные оплошности учеников специальной школы, на их простоватость, непохожесть, странность.

В настоящее время, самой большой сложностью оказалось создание мотивации у детей, которые совершенно не хотят учиться. Ребята 8-го класса, считают, что они уже всё знают и умеют и ничего не хотят делать, особенно это касается теоретических предметов. Они не хотят ничего повторять, говоря, что это уже было, хотя и что-то новое для них интереса не представляет. Они ничего не хотят записывать в тетрадях, не хотят читать, чертить, на уговоры, просьбы и требования не реагируют и, на первый взгляд, ничего не боятся. Большинство из них совершенно не интересует будущее, они не знают, кем станут, когда подрастут и начнут работать.
Коррекционная школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет максимально раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование.

                      АННОТАЦИЯ

В описании опыта работы рассказывается о создании условий для развития и поддержки умственно отсталых детей. Образовательные технологии, индивидуальный подход позволяют активизировать процесс обучения, развивают индивидуальные способности каждого ученика. Развитие интереса к предмету идёт через дифференциацию обучения, проектную деятельность.

Цель: создание условий, при которых учащиеся

Самостоятельно приобретают знания из различных источников (с направленной помощью учителя)

Учатся пользоваться знаниями для решения познавательных практических задач.

Приобретают коммуникативные умения.

Развивают эстетический вкус.

        АКТУАЛЬНОСТЬ  ОПЫТА

Главная цель, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, готовой посильно участвовать  в решении проблемы человечества. Но данная категория учащихся не может достичь всего без помощи направленной непосредственно от преподавателя. Поэтому на преподавателя возлагается и дополнительная нагрузка и ответственность.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе и конкретно с детьми с ограниченными возможностями.

АДРЕСНАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ

 Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас ребёнок не хочет учиться. Нет желания, нет потребности, нет интереса.

Учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса. Поэтому интерес у учащихся нужно формировать и развивать. Уроки технологии – это уроки жизни. Этот школьный предмет даёт учащимся знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.

Поведение учителя , в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуальные программы; создаёт тёплую, эмоционально безопасную  атмосферу в классе, уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА

  Все дети очень разные, непохожие друг на друга. Но среди детей с умственной отсталостью также выделяются дети способные научиться и выделиться среди сверстников. Главное их заметить и направить в нужное русло. Помочь в приобретении опыта и создать условия для развития. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать  увиденное  и услышанное. Способности , которые проявляются у школьника чаще всего относятся к учению или к тем видам деятельности, которыми он занимается дополнительно (изобразительное искусство, музыка, физическая культура)  Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выявления, но и для развития способностей.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врождёнными  являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.

В практической деятельности, в частности, можно выделить одарённость в ремёслах.

Способность не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории. Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приёмов (методики) формирования соответствующих знаний и умений. Есть основание считать, что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человек способности в данной деятельности или нет, является методика обучения. Наиболее благоприятной для развития способностей является учебная деятельность, которая предъявляет к умственно- волевым свойствам определённые требования и развивает также соответствующие свойства психики. Учебная деятельность формирует как общие, так и специальные способности. Не меньшее значение для развития способностей имеет практическая деятельность- труд. Эти виды деятельности развивают организаторские способности и многие другие свойства. (Психология под редакцией  А.А.Зарудной.  Минск.1970)

В процессе учения закладывается в сознании  определённая программа подхода к задачам и их решению. Одна программа определяет репродуктивный характер деятельности. Ученики усваивают знания и воспроизводят их, не внося ничего своего, нового. Другое дело, если ребёнок подходит к проблеме самостоятельно, творчески, тогда и проявляется новаторство. Следовательно, характер развития способностей зависит не только от исходных задатков, но и от способностей учить. Вот почему говорят, что у великих учителей формируются великие ученики.

В развитии общих способностей учащихся большое значение имеют творческие, содержательные и интересные уроки, которые вызывают активность, интерес, обеспечивают самостоятельность, воспитывают трудолюбие, развивают способности к творчеству. Если деятельность ребёнка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.

Способности развиваются не в эпизодической деятельности, а путём длительных упражнений. Однако простые лёгкие задания не развивают способности; задания должны быть посильно трудными, чтобы работа над ними требовала известного напряжения, но не вызывала растерянности и потери веры в свои возможности. Каждый раз, выполнив задание, ребёнок должен знать чего он достиг, т. к. только осознанное выполнение упражнений оказывает положительное влияние на развитие способностей.

Главное: организовать обучение и воспитание так, чтобы задатки были реализованы в способностях как можно полнее.

СУЩНОСТЬ  ОПЫТА,  ЕГО  ВЕДУЩИЕ  ИДЕИ

      Выявление и развитие способностей учащихся является важным направлением деятельности школы. Каждый ребёнок обладает природными задатками. Буквально с первых уроков ведётся наблюдение за учащимися, за их работой, оцениваются их возможности, Старательность и прилежание. Развитию интереса к предмету способствует индивидуальный подход, творческие задания, проектная технология обучения, позволяющая менее успешным учащимся проявить себя. Самый опасный враг творчества - страх. Если человек боится неудачи, то естественно это тормозит работу воображения, препятствует рождению инициативы. У каждого ученика есть задатки  творчества. Главное не бояться браться за решение трудных задач, возникающих жизненных проблем.

ОПИСАНИЕ  СУЩНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Учитель технологии призван способствовать формированию у  учащихся желания трудиться с охотой, интересом. Важно побудить у учащихся желание «хочу знать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать» вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца –«я - сделал». Лучший способ организовать внимание  учащихся связан не с применением учителем каких либо особых приёмов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок  способны захватить ученика, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Творческая деятельность – вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

При творческом проектировании в центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. Этот вид деятельности способствует развитию творческой инициативы и самостоятельности. Но самостоятельность с умственно отсталым ребёнком постоянно контролируется и корректируется.

В своей работе использую как индивидуальное, так и коллективное творческое проектирование. Есть проекты краткосрочные и долгосрочные.

Учебный год

класс

Тема проекта

2009-2010  

5класс

7 класс

Панно из пуговиц, новогодние поделки.

Панно- лоскутное шитьё

Церковь.

2010-2011

5 класс

8 класс

9 класс

Цветники  и работа на пришкольном участке

Пасхальная композиция

Декоративные подушки

2011-2012

6класс

7 класс

Разведение цветов рассадным способом.

Названия цветов.

Значение гороскопа

Игрушки .Чердачные куклы.

2012-2013

5класс

6класс

7класс

8класс

9класс

Изготовление букетов из конфет.

Будучи связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа строится по принципу добровольности и должна отвечать личным интересам школьников. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельности и активности учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках,  нельзя исходить только из их желаний, так как учитель должен выполнять свою направляющую роль.

  И здесь перед учителем раскрываются широкие возможности в формировании у школьников интереса к творческой деятельности. Именно во внеурочной работе можно успешно культивировать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться. Поэтому трудно переоценить роль таких проверенных практикой форм работы, как выставки творческих работ, конкурсы, олимпиады и т. д..

   Задача руководителя- ознакомить учащихся с широким кругом видов труда, поддерживать постоянный интерес в течение всей практической самостоятельной творческой  деятельности.

   Параллельно ведётся работа по повторению изученного материала, расширению и углублению знаний по различным темам. При отборе видов труда необходимо учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки.

   Особая роль отводится строгому выполнению учениками правил безопасной работы, требованиям культуры труда, взаимным обязательствам в коллективе.

Кружковая работа помогает учащимся более глубоко изучить различные виды творчества.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Своеобразным итогом работы учителя является результативное участие его учеников в конкурсах и в усвоении программ.

Качество знаний обучающихся по технологии в5-9 классах по итогам школьного мониторинга составило: 100% по всем классам.

Участие в выставках  оценены грамотами.

Ежегодные посещения выставок. При смене экспозиций.

Посещение городской библиотеки. Участие в мероприятиях.

Участие в школьных мероприятиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог можно констатировать тот факт, что и урочная, и Внеурочная работа по трудовому обучению способствует развитию творческих способностей учащихся. На этих занятиях ученики приобщаются к многоплановой самостоятельной деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их склонностей и способностей. На внеурочных занятиях учащиеся имеют возможность широкого выбора направления творческой деятельности, объектов труда.

             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Психология детей и подростков» под редакцией Лейтеса Н.С.1996г.
  2. Психология / под общей редакцией Зарудной А.А. Минск 1970г.
  3. Крутецкий В.А. Психология - М. 1980г.
  4. Немов Р.С. Психология – М. 1990г.
  5. Основы педагогического мастерства.Подласый И.П. Педагогика. М. 1999г.
  6. «Минская школа сегодня» №1, 2008г. Поддубский В.Н. «Проектное обучение: 300- летний путь»
  7. Волков И.П. «Приобщение к творчеству» Просвещение,1982г.
  8. Методическая литература и программы коррекционной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...