Музейные термины
методическая разработка по теме
Музейные термины можно использовать на предпрофильных курсах "Музееведение" в среднем и старшем звене школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейные термины
Акт приема-сдачи предметов на хранение в музей – первый
государственный юридический документ, фиксирующий передачу
в музей определенных предметов на постоянное или временное хра-
нение и подписанный двумя сторонами – сдатчиком и сотрудником
музея (оформляется в 3-х экземплярах).
Атрибуция предметов (лат. аttributio – приписывание) – выявление
присущих предмету признаков: физических свойств, функционально-
го назначения, истории происхождения и бытования.
Аттрактивность (лат. аtractio – стягивание [внимания]) – внешняя
сторона предмета, способность привлекать внимание посетителей
своими внешними признаками, в частности формой, размером,
цветом.
Аудиоматериалы (лат. audire – слышать) – фонозаписи, фонокоммен-
тарии (голоса птиц, животных, различные природные шумы; музы-
кальные и документальные звукозаписи исторических деятелей,
поэтов, писателей, певцов и др.).
Аудиовизуальные материалы (лат. audire – слышать + visio – виде-
ние) – кино- и видеоматериалы на различных носителях (кассеты,
видеокассеты, компьютерные диски и т.д.).
Биогруппа – экспозиционный комплекс из объектов животного
и (или) растительного мира.
Бриф (экспозиционный) – это план-проспект, направляющий весь
процесс организации экспозиции до ее открытия.
Буклет (фр. bouclette – колечко) – рекламное или информационное
издание, отпечатанное на одном листе, многократно сложенном.
Бутафория – создание предметно осязаемой атмосферы какого-либо
явления или события путем имитации подлинных предметов.
Ведомственные музеи – музеи, которые финансируются из государ-
ственного бюджета через Министерство финансов и соответствую-
щие ведомства.
Ведущий текст – текст, содержащий основную идею экспозиции
в целом или же каких-то ее разделов, тем, залов, комплексов.
Вещественные (вещевые) источники – музейные предметы, пред-
ставляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие
определенной утилитарностью.
Витрины – конструкции для пространственного экспонирования:
горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные.
Голограмма (гр. holos – весь) – объемная оптическая копия реально-
го объекта, основанная на интерференции лучей света – от источника
и от предмета; лазерное фотографирование в трех измерениях.
Государственные музеи – музеи, являющиеся собственностью госу-
дарства и финансируются из государственного бюджета.
Заглавный текст – текст, содержащий названия залов, тематических
разделов, экспозиционных комплексов, помогающий таким образом
ориентироваться в музее.
Изобразительные источники – музейные предметы, которые содер-
жат информацию, зафиксированную посредством зрительного образа
(картины, фотографии, рисунки, планы и др.).
Иллюстративный (иллюстративно-тематический или тематиче-
ский) метод – метод, позволяющий посредством тематико-
экспозиционных комплексов раскрыть определенную тему, сюжет,
проблему, создать музейную иллюстрацию отражаемых событий
или явлений.
Инвентаризация – научная регистрация музейных предметов.
Инвентарная книга (научный инвентарь музея) – документ,
содержащий полное описание всего основного фонда музея по сле-
дующим параметрам: шифр, № по порядку; дата записи, ФИО лица,
производящего запись; №№ по книге поступлений; наименование
и развернутое описание предмета, подписи, дата, надписи и пр.; про-
исхождение (место создания, бытования) и история предмета
с публикациями; материал и техника изготовления предмета; размер
и вес (для драгоценных металлов и камней); сохранность, источник
и способ поступления, документ поступления, цена; №№ фотонегати-
вов; примечания.
Инсталляция (англ. installation – установка, оборудование) – модер-
нистское произведение искусства, использующее в качестве фактуры
разного рода бытовые предметы, детали машин и т.д. Музейная
инсталляция создает экспозиционно-художественный образ.
Интерактивный (англ. interactive < лат. inter – между + activus – дея-
тельный) – взаимодействующий, взаимовлияющий, направленный
на общение (с музейными предметами, с сотрудниками музея, между
самими посетителями).
Интерпретация предметов (лат. interpretatio – толкование) – истол-
кование ценности предметов как источников знаний и эмоций.
Устанавливается подлинность, достоверность, репрезентативность
предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные,
экспрессивные и коммуникативные качества, принадлежность
к типовым или уникальным предметам.
Информативность (лат. informatio – сообщение, разъяснение) –
содержательная сторона музейного предмета, способность выступать
в качестве источника сведений об исторических событиях, культур-
ных, общественных и природных явлениях и процессах.
Каталог (выставки, коллекции) – аннотированный перечень экспо-
натов (музейных предметов), составленный в определенном порядке.
Кино-источники – музейные предметы, содержащие информацию
в виде динамического изображения, которое фиксируется и воспроиз-
водится с помощью технических средств.
Классификация предметов – установление взаимосвязи предметов,
деление их на группы по признакам родства и различия всего объема
нужных музею предметов.
Книга поступлений музейных предметов (основного фонда)
на постоянное хранение (для музеев кроме художественных) –
первый документ музея, учитывающий все поступления в музей
по следующим параметрам: № по порядку; дата записи; время, источ-
ник и способ поступления, сопроводительные документы, № акта;
наименование и краткое описание предмета (автор, дата, место про-
исхождения, надписи, подписи, печати и пр.); количество предметов;
материал и техника; размер, вес для драгоценных металлов и камней;
сохранность; стоимость при покупке, акт закупочной комиссии;
в какой отдел или собрание поступил, № научного инвентаря; приме-
чание (место нахождения предмета).
Коллекционная опись – документ, содержащий описание музейной
коллекции по следующим параметрам: № по порядку, наименование
и описание предмета, материал и техника, размер, вес, сохранность,
примечания.
Коллекционный (систематический) метод – это метод, предусмат-
ривающий экспонирование однородных предметов в соответствии
с классификационной системой конкретной научной дисциплины
или отрасли производства посредством типологического
(системного) ряда.
Комплексное комплектование – сбор предметов музейного значе-
ния, который объединяет задачи систематического и тематического
комплектования.
Комплектование музейных фондов – целенаправленный, планомер-
ный, опирающийся на методологические принципы профильных
дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов му-
зейного значения для формирования и пополнения музейного
собрания.
Копия – точное воспроизведение, созданное с целью имитации
или замены подлинника или оригинала.
Ландшафтные диорамы – экспозиционное пространство, как прави-
ло, заглубленное внутрь стены с художественно оформленной задней
стеной (макетами валунов, скал и т.п.) и объектами фауны и флоры
на переднем плане.
Ландшафтные экспозиции – экспозиции, воссоздающие
«природные ансамбли» посредством таких основных структурных
единиц, как биогруппы и ландшафтные диорамы.
Личная коллекция – коллекция, созданная частным лицом и посту-
пившая на хранение в музей.
Макет – объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое
создается в определенном масштабе и допускает некоторую услов-
ность в показе.
Мемориальная коллекция (лат. memorialis – памятный) – коллек-
ция, предметы которой связаны с определенным лицом (в основном,
умершим выдающимся деятелем) или историческим событием.
Методическая экскурсия – знакомство с принципами построения
экспозиции, особенностями хранения фондов, спецификой культур-
но-образовательных программ.
Модель – воспроизведение предмета, сохраняющее конструктивные
принципы и фактуру оригинала и создающееся в тех случаях,
когда требуется изменить масштаб предмета, который не может быть
представлен в экспозиции из-за своих габаритов.
Музееведческие исследования – формирование новых знаний
в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использо-
вания музейных предметов.
Музеи ансамблевого типа – это музеи под открытым небом, дворец-
музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.
Музеи естественнонаучного профиля – это палеонтологические,
антропологические, биологические, ботанические, зоологические,
минералогические, геологические, географические и др.
Музеи исторического профиля – это общеисторические, археологи-
ческие, этнографические, военно-исторические, музеи политической
истории, музе истории религии, историко-бытовые, монографические
(посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллекти-
ву), прочие исторические музеи.
Музеи комплексного профиля – это краеведческие музеи, музеи-
ансамбли.
Музеи художественного профиля – это музеи изобразительного ис-
кусства, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи народного
искусства, монографические (посвященные какому-либо художнику),
прочие художественные музеи.
Музей – это государственное, общественное, частное учреждение
культуры, предназначенное для сбора, хранения, изучения и публич-
ного представления (экспонирования, публикации) музейных предме-
тов и музейных коллекций, являющихся неотъемлемой частью
национального культурного достояния.
Музейная аудитория – совокупность людей, включенных в сферу
культурно-образовательной деятельности музея.
Музейная коллекция – совокупность музейных предметов, связан-
ных общностью одного или нескольких признаков и представляющих
научный, художественный или познавательный интерес как единое
целое.
Музейная коммуникация (лат. communico – делаю общим, связы-
ваю, общаюсь) – общение, обмен идеями, сведениями, умениями,
навыками в музейном пространстве.
Музейная педагогика – это одно из направлений педагогической
науки, которая определяется как междисциплинарная область научно-
го знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии,
музееведения и профильной музею дисциплины, и построенная
на его основе специфическая практическая деятельность, ориентиро-
ванная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.
Музейный предмет – предмет, имеющий научную, мемориальную,
историческую и художественную ценность и выступающий как ис-
точник знания, эмоционального воздействия. Для музеев историче-
ского профиля музейный предмет – это памятник истории и культуры
определенной эпохи, для музеев естественнонаучного профиля – это
объект природы, характеризующий природный процесс или явление
и классифицирующийся по своей принадлежности к определенной
профильной научной дисциплине: геологии, географии, зоологии,
почвоведению и т.д.
Музейная сеть – совокупность музеев, существующих на определен-
ной территории.
Музейная социология – особая отрасль социологии, изучающая
музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потреб-
ности, эффективность деятельности музеев по их формированию
и удовлетворению.
Музейная экспозиция (лат. глагол expono – выставлять напоказ,
раскладывать и производного от него существительного expositio –
изложение, описание) – целенаправленная и научно обоснованная
демонстрация музейных предметов, которые организованы компози-
ционно, снабжены комментарием, технически и художественно
оформлены и в итоге создают специфический музейный образ
природных и общественных явлений.
Музейное собрание – это научно организованная совокупность
музейных предметов, научно-вспомогательных материалов, а также
хранящихся в музее различных средств научно-информационного
обеспечения, в частности архива и библиотеки.
Музейно-образный метод – метод, создающий экспозицию посред-
ством экспозиционно-художественного комплекса, в котором
музейный предмет становится средством, элементом «формы».
Музейный праздник – комплексная форма культурно-
образовательной деятельности, в которой единой темой объединены
элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного пред-
ставления и пр. Он проводится музейными специалистами на основе
тщательно разработанного сценария и при участии творческих работ-
ников театра, музыкальных учреждений, художественной самодея-
тельности, радио, кино, телевидения.
Музейный предмет – движимый объект природы или материальный
результат человеческой деятельности, который в силу своей значимо-
сти для музейного использования изъят из среды бытования
и включен в состав музейного собрания.
Муляж – точное воспроизведение размера, формы, цвета и фактуры
подлинника.
Научная концепция – первый и важнейший этап проектирования,
раскрывающий экспозиционный замысел и дающий общее представ-
ление о будущей экспозиции. В научной концепции выбирается
и обосновывается тема и главная идея экспозиции, общая тематиче-
ская структура и принципы построения крупных разделов
и комплексов.
Научно-вспомогательные материалы – материалы, которые помо-
гают изучать и экспонировать музейные предметы (статистические
данные, схемы, планы, графики).
Научное проектирование экспозиции – разработка основных идей
экспозиции в соответствии с теорией и практикой музейного дела,
а также профиля музея.
Научно-исследовательские музеи – это музеи, которые функциони-
руют при научно-исследовательских институтах и академиях наук,
в состав которых они обычно входят в качестве структурных подраз-
делений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции
ориентированы, прежде всего, на специалистов.
Научно-просветительские музеи – это музеи, занимающиеся иссле-
довательской работой и ориентированные прежде всего на массового посетителя. Их фонды широко используются в культурно-
образовательных целях. В их деятельности большое внимание
уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-
образовательных мероприятий.
Новодел – точная копия, выполненная из материала подлинника
и в его же размерах вследствие утраты памятника материальной
культуры на основе научной реконструкции по сохранившимся
фрагментам или описаниям.
Обзорная экскурсия – экскурсия, содержащая главные аспекты дан-
ной темы и дающая таким образом общее представление о музее
и его коллекциях.
Общественные музеи – создаются по инициативе общественности
и действуют на общественных началах, но под научно-методическим
руководством государственных музеев. Финансируются такие музеи
создавшими их учреждениями.
Первичная регистрация – регистрация поступивших в музей
предметов.
Письменные источники – музейные предметы, содержащие инфор-
мацию, зафиксированную с помощью знаков письма – букв, цифр
и других символов.
Подиумы – возвышения различной формы для открытого экспониро-
вания объемных предметов.
Пояснительный текст – аннотация к залу, теме, комплексу или же
к отельному экспонату. Содержит информацию, которая лежит
за пределами зрительного восприятия экспонатов.
Предмет музейного значения – предмет, который обладает научной,
художественной, исторической или мемориальной ценностью
и в силу этого имеет значимость для использования в музее.
Профиль музея – это его специализация.
Профильная группа музеев – совокупность музеев одной специали-
зации (естественнонаучные, исторические, художественные,
литературные, музеи науки и техники, промышленные, сельскохозяй-
ственные, педагогические и др.)
Реликвия (лат. reliquiae – остатки, останки) – предмет, обладающий
высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемый
как память о выдающемся человеке или событии.
Реплика – повторение произведения искусства, которое выполнено
автором или другим художником.
Репрезентативный (фр. representant – представитель) – представи-
тельный, имеющий определенные характеристики какой-либо
большой совокупности или комплекса; типовой, характерный.
Репродукция – копия живописного, графического или фотографиче-
ского изображения, сделанного печатным способом, обычно в ином,
увеличенном или уменьшенном размере.
Реставрация – устранение искажений, которые вызваны естествен-
ным старением, нанесенными повреждениями или преднамеренными
изменениями.
Систематическая коллекция – коллекция, состоящая из предметов
одного типа, сгруппированных по определенному признаку класси-
фикации – по материалу, отраслям знаний, практической деятельно-
сти, регионам, этническим группам и т.п.
Систематическое комплектование – регулярное пополнение музей-
ной коллекции однотипными музейными предметами.
Слепок – точная передача облика с произведений скульптуры
и декоративно-прикладного искусства.
Социально-психологические исследования – изучение особенно-
стей процесса мышления и восприятия в специфических условиях
музея, а также проблем психологического воздействия музея
на современного человека.
Стенды – вертикальные щиты для плоскостного экспонирования.
Тематико-экспозиционный план – документ, в котором отражен
конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими
им научными характеристиками.
Тематическая коллекция – коллекция, сформированная
из музейных предметов разных типов (документов, фотографий, про-
изведений искусства, вещей и т.д.), которые в своей совокупности
раскрывают определенную тему.
Тематическая структура – совокупность взаимосвязанных в логиче-
ской схеме частей экспозиции.
Тематическая экскурсия – экскурсия, содержащая материал
на определенную тему.
Тематический план экспозиции – документ, который составляется
одновременно с подбором экспозиционного материала и определяет
содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции.
Тематическое комплектование – выявление и сбор разнотипных
предметов музейного значения, отражающих конкретную тему.
Технический проект – проект, определяющий окончательный вид
экспозиции (от монтажных листов и авторских разработок художест-
венно-конструкторских решений до прокладки коммуникационных
линий для освещения и крепления экспонатов, решения вопросов
отопления, вентиляции, пожарно-охранной сигнализации).
Технические средства экспозиции – это действующие модели, уста-
новки для голографических изображений, видеомагнитофоны,
телевизоры, компьютеры, аудио системы.
Типовой музейный предмет – предмет, отражающий типичное явле-
ние и обладающий свойствами, которые характерны для большого
числа предметов, существующих в настоящее время.
Типы музеев по признаку общественного назначения музеев –
научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные
музеи.
Турникеты – перекидные листы, укрепленные на шарнирах, на кото-
рых располагаются плоскостные материалы, документы, плакаты,
фотографии.
Уникальный музейный предмет – предмет, отражающий типичное
явление, но сохранившийся в одном экземпляре или в очень неболь-
шом количестве и содержащаяся в нем информация приобретает
исключительный характер.
Учебные музеи – это музеи, существующие при различных учебных
заведениях и специальных ведомствах, главная задача которых
обеспечить наглядность и предметность процессу образования
и подготовки кадров.
Учетная документация – документация, в которой содержатся
данные об отдельных предметах и группах предметов, о порядке их
поступления в музей и в различные фондовые подразделения.
Фондовая документация – документация, которая содержит и пере-
дает сведения как о самих фондах, так и о тех явлениях и процессах,
которые документируют музейные предметы, представляя собой
информационную систему.
Фондохранилище – специально оборудованное помещение
для хранения музейных предметов.
Фонические источники – музейные предметы, на которых с помо-
щью специальных технических приспособлений зафиксирована ин-
формация в виде звуков человеческой речи, шумов, музыки и др.
Фото-источники – музейные предметы, содержащие информацию
в виде изображения, полученного с помощью фотоаппаратуры.
Это могут быть не только фотографии, но и негативы на стекле, плен-
ке и других материалах, фотоотпечатки на бумаге, керамике, металле,
диапозитивы на стекле или пленке.
Функция документирования – социальная функция музея, преду-
сматривающая целенаправленное отражение в музейном собрании
с помощью музейных предметов различных фактов, событий, про-
цессов и явлений, происходящих в обществе и природе.
Функция образования и воспитания – социальная функция музея,
направленная на удовлетворение познавательных и культурных
запросов общества, осуществляющееся в различных формах экспози-
ционной и культурно-образовательной работы музеев.
Функция организации свободного времени – социальная функция
музея, обусловленная общественными потребностями в культурных
формах досуга и эмоциональной разрядке.
Художественное проектирование экспозиции – это демонстрация
в объемно-пространственной и художественной среде экспозицион-
ного ансамбля на основе художественной концепции в целях
оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея.
Художественно-мифологический метод – метод, создающий
экспозицию как полноценное музейное произведение искусства
посредством музейной инсталляции.
Частные музеи – музеи, в основе которых лежат собрания, принад-
лежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра.
Экскурсия – коллективный осмотр музея, достопримечательного
места, выставки, объекта природы и т.д. по определенному маршруту
под руководством экскурсовода с познавательными, образовательны-
ми, научными и воспитательными целями.
Экспозиционное оборудование – специальное оборудование
для демонстрации экспонатов.
Экспозиционный комплекс – это группа экспонатов, связанных ме-
жду собой по содержанию, экспозиционной площади или иным при-
знакам и составляющим зрительное и смысловое единство.
Экспозиционный материал – совокупность музейных предметов
всех типов, выставленных в экспозиции, из основного, научно-
вспомогательного и ресурсного фондов музея.
Экспонат – музейный предмет, выставленный для обозрения
и являющийся основой музейной экспозиции. В качестве музейного
экспоната могут быть как подлинные предметы, так и воспроизведе-
ния (модели, макеты и т.д.) и научно-вспомогательные материалы
(карты, схемы, графики, тексты).
Экспрессивность (фр. expression – выражение, выразительность) –
ценностное восприятие предмета, способность вызывать у человека
ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям,
явлениям и фактам.
Эскизный проект – детализация художественной концепции: окон-
чательное распределение экспозиционной площади разделов,
тем и подтем, размещение всех экспозиционных материалов, оконча-
тельное объемно-пространственное и цветовое решение экспозиции,
освещение залов, экспозиции и отельных экспонатов, принципиаль-
ное решение конструкции оборудования и объемных декоративных
элементов, расстановка экспозиционного оборудования, размещение
аудиовизуальных и технических средств.
Этикетаж – это совокупность этикеток к отдельным экспонатам.
Этикетка – это текст, содержащий название предмета, его атрибутив-
ные данные то есть сведения о материале, размере, способе изготов-
ления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде
бытования, историческом и мемориальном значении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/07/picture-269643-1504790859.jpg)
Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).
Статья о проведении уроков географии в рамках педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-238351-1365522165.jpg)
Словарь физических терминов за курс физики 7 класса. Кроссворд на эти термины.
Методическая разработка из серии повторительно - обобщающих уроков...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/20/picture-76129-1369018290.jpg)
Основные понятия и термины теории физической культуры. Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр.
Краткий словарь терминов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/20/picture-76129-1369018290.jpg)
Термины акробатических упражнений. Термины для обозначения маховых движений (махов). Термины упражнений на снарядах
Краткий словарь терминов по разделу "Гимнастика"...
Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества
Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/02/picture-776814-1459620571.jpg)
Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.
О проблемах внедрения положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/06/picture-775288-1459948137.jpg)
Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...