Модифицированная программа "Краеведение"
учебно-методическое пособие по теме

Шнурова Мария Евдокимовна

Программа "Краеведение" позволяет обучающимся получить определенную сумму знаний об истории и современности родного края, овладеть опытом самостоятельного изучения края и участия в его жизни и на этой основе формирует ценностное отношение к своему местожительству. Программа усиливает практико-деятельностную направленность краеведения, предусматривает системную работу с историческими источниками, статистическим и картографическим материалом и способствует формированию умений, позволяющих применить полученные знания и опыт в новых условиях и ситуациях.

Программа расширяет содержание образовательных областей "География", "История", "Биология", "Искусство".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modifitsirovannaya_programma_kraevedenie.docx134.98 КБ

Предварительный просмотр:

Таштагол, 2013


 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»

Утверждаю:

директор МБОУ ДОД «СДЮТЭ»

________________Юдицкий К.Н.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

Автор-составитель:

 Шнурова Мария Евдокимовна,

        педагог дополнительного образования

 МБОУ ДОД «СДЮТЭ»

Возраст детей: 12-15 лет

Срок реализации программы: 2 года

г. Таштагол,  2013

Одобрено решением педагогического совета МБОУ ДОД «СДЮТЭ»

 протокол № 3 от 19.03.2013 г.

Рецензент: Цибизова Е.Б., кандидат педагогических наук, доцент кафедры НиДО Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецк

Шнурова М.Е.

Дополнительная образовательная программа. «Краеведение».

Пояснительная записка

Настоящая программа имеет туристско – краеведческую направленность.

В настоящее время в России возрастает интерес к изучению родного края. С одной стороны, это заполнение ниши, образовавшейся деидеологизации образовательного процесса. С другой – настоятельная необходимость, продиктованная потребностями сообщества создавать условия для становления гражданина своего Отечества, бережно относящегося к окружающему миру, понимающего его ценности. Актуальность программы возрастает в связи с принятием в 2010 году «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Основным содержанием духовно – нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально–исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие усиленное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, эстетическом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, то есть, те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, религия, природа, человечество.

Соответственно, традиционным источником нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.

Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

● Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.

Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Программа позволит обучающимся получить определенную сумму знаний об истории и современности родного края, овладеть опытом самостоятельного изучения края и участия в его жизни и на этой основе формирует ценностное отношение к своему местожительству. Программа усиливает практико – деятельностную направленность краеведения, предусматривает системную работу с историческими источниками , статистическим и картографическим материалом и способствует формированию умений, позволяющих применить  полученные знания и опыт в новых условиях и ситуациях.

Программа составлена  на основе программы дополнительного образования «Живи, Кузнецкая Земля!» - Архандеева Г.А., программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Степанов П.В.

Программа расширяет содержание образовательных областей «География», «История», «Биология», «Искусство».

Цель программы

Формирование устойчивого интереса к познанию родного края, развитие ценностного отношения к своему местожительству посредством включения обучающихся в познавательную краеведческую деятельность.

Задачи программы:

● обучающие:

- дать основы знаний об истории и географии Горной Шории, её современном развитии;

- сформировать умения и навыки самостоятельной поисковой деятельности по изучению прошлого и настоящего родного города;

● воспитательные:

- воспитывать бережное и уважительное отношение к родному краю, к его прошлому и настоящему, к памятникам истории и культуры;

● развивающие:

-развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся в процессе практической работы по изучению истории родного края.

Отличительной особенностью данной программы является её направленность на изучение истории и географии Горной Шории, её современном развитии. Разработан методический и дидактический материал по темам программы с учётом возрастных особенностей обучающихся ,составлен учебно – тематический план.

Данная программа предназначена для детей 12 -15 лет.

Срок реализации программы – 2 года, объем – 216 часов. Дети, желающие участвовать в работе объединения дополнительного образования  «Краеведение» в течение второго года получают индивидуальные знания по изучению истории и современности родного края, сбору краеведческого материала, оформлению творческих, исследовательских работ для участия в краеведческих чтениях, конференциях, конкурсах, фестивалях различного уровня.

Форма и режим работы

Вид учебной группы – постоянный состав, формы занятий- разнообразные: это и фронтальные занятия, индивидуальные и групповые, консультационные занятия по индивидуальным планам выполнения творческих и исследовательских работ, групповые практические работы .

занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю с перерывом 5 - 10 минут

Количество детей в группе: 10 – 12 человек первого года обучения, 6 – 8 человек в группе второго года обучения.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу первого года обучения обучающиеся получат основы знаний об истории и географии Горной Шории, её современном развитии; символике города, спортивных и художественных учреждениях, узнают родословную своей семьи.

Приобретут навыки и умения самостоятельной поисковой деятельности по изучению прошлого и настоящего родного города.

Будут бережно и уважительно относиться к родному краю, к его прошлому и настоящему, к памятникам истории культуры.

К концу II года обучения обучающиеся:

- смогут самостоятельно собирать, хранить, и пользоваться нужной информацией, создавая соответствующие базы данных;

-  овладеют конкретной информацией, касающейся различных аспектов развития Таштагольского района: истории, географии, промышленности, первооткрывателях , знаменитых людях

- разовьют навыки исследовательской деятельности, умение использовать статистические материалы, современные технологии для поиска и демонстрации различных краеведческих данных;

- подготовятся к созидательному участию в работе по преобразованию родного края;

- будут участвовать в краеведческих конференциях, конкурсах, фестивалях областного уровня.

Текущая и промежуточная проверка результатов осуществляется путём анкетирования, тестирования. Промежуточная проверка результатов может проходить в форме викторины, доклада на занятии объединения.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • конкурсы;
  • викторины;
  • краеведческие конференции

Учебно – тематический план программы

Год обучения

Количество учебных часов

тематический блок

теория

практика

I

краеведение

216

50

166

II

краеведение

216

12

204

Всего по программе

432

62

370

Учебно-тематический план

1  год обучения

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

4

2

2

2.

Таштагол – столица Горной Шории

10

2

8

3.

Из истории Горной Шории

18

6

12

4.

Государственные символы

12

4

8

5.

География Горной Шории

20

6

14

6.

Интересные страницы истории родного города

20

4

16

7.

Семья, история, традиции

20

4

16

8.

Культурное наследие Горной Шории

20

8

12

9.

Культура и быт таштагольцев

18

6

12

10.

Таштагол спортивный

16

4

12

11.

Туризм в Горной Шории

18

4

14

12.

Участие в краеведческих мероприятиях

36

-

36

13.

Итоговое занятие

4

-

4

Итого:

216

50

166

Содержание программы

1-го года обучения

  1. Вводное занятие  (4 часа)

Знакомство с коллективом, правилами поведения в учреждении, общими правилами техники безопасности, ознакомление с планами на год.

  1. Таштагол – столица Горной Шории( 10 часов)

Общие сведения о Таштаголе. Краеведение исторического района Горная Шория в курсе истории Кемеровской области. Карта Горной Шории. Практическая работа: экскурсии по городу.          

  1. Из истории Горной Шории (18 часов)

Горная Шория 200 тысяч лет до нашей эры. Археологические раскопки академика А.П. Окладникова, В.В. Боброва, Ю.И. Михайлова, Ю.В. Шиширина - кафедра археологии Кемеровского государственного университета,  новосибирских археологов.

Ледниковый период Шории. Древний каменный век. Далёкие предки. «Динлины» - народ, обитающий на юге Западной Сибири. Уральская раса. Металлические орудия труда. Первый металл «бронза». Рукотворное железо Шории – истоки.

Практическая работа: подготовка устного рассказа.

Шория и Россия. От Тояна до Миллера.

Достоверные источники о предках шорцев – кузнецких татарах. Тоян – предводитель томских татар. Исследования Г.Ф.Миллера. Разгром на Иртыше дружиной Ермака чингизидаКучума. Промысловое и земледельческое освоение края.

Практическая работа «Происхождение шорцев», экскурсия в музей этнографии и природы Горной Шории.

  1. Государственные символы (12 часов)

Появление герба и флага Кемеровской области. Герб Кемеровской области. Флаг Кемеровской области. Практическое занятие: обзор литературы о геральдике,  подготовка рефератов на тему «Государственные символы». История создания Гимна и Герба Таштагола. Элементы и формы Герба Таштагола. Практическая работа: «Создание своего герба». Гимн Таштагола. Музыка и слова Гимна Таштагола. Практическая работа: разучивание гимна Таштагола.

  1. География Горной Шории (20 часов)

Территория Таштагольского района. Площадь Таштагольского района, населённые пункты района, национальный состав района. Практическое занятие – заочное путешествие по Горной Шории. Рельеф. Полезные ископаемые Горной Шории. Практическая работа: работа с контурной картой. Климатические особенности родного края. Практическая работа: экскурсия на метеостанцию. Внутренние воды Таштагольского района. Реки. Озёра. Родники. Растительный и животный мир Горной Шории. Практическая работа: «Мир растений Горной Шории», «Мир животных Горной Шории». Характеристика месяцев года.

Развитие промышленности, сельского хозяйства, лесоперерабатывающей промышленности, транспорта, строительства. Образование. Здравоохранение. Малый бизнес. Практическая работа: подготовка рефератов.

  1. Интересные страницы истории родного города (20 часов)

Горный промысел. В  начале было золото. Практическая работа: «История прииска “Алтайский”» .Чёрная металлургия. Стройка первой советской пятилетки – КМК. История создания Таштагольского рудника. Открытие рудников в Темир – тау, Шалыме, Казе, Шерегеше. Творческая работа: «Подготовка рефератов “Край рударей”». Таштагол в годы Великой Отечественной войны. Подвиги земляков. Дети войны. Труженики тыла. Практическая работа: работа со специальной литературой, «Книга памяти». Вклад таштагольцев в развитие района и края. Почётные граждане Таштагольского района. Военная история Горной Шории. Участие земляков в афганской, чеченской войнах. Практическая работа: сбор материалов о земляках, презентация материалов.  

  1. Семья, история, традиции (20 часов)

Рождение семьи. Фамилия – флаг семьи. Практическая работа: «Происхождение моей фамилии». Рождение детей. Традиции и уклад, обычаи семьи. Родственные и поколенные связи. Виды и степени родства. Духовное родство. Практическая работа: «Сбор сведений для составления своей родословной». География рода. Практическая работа: «Карта расселения моих родственников». Родословное древо. Знакомство с этапами проведения исследования по созданию родословного древа, изучению семейных традиций. Семейная геральдика. Практическая работа: «Рисуем семейный герб». Память  рода (назначение человека). Практическая работа: подготовка творческой работы на конкурс. «Праздник семьи». Творческий конкурс (совместно с родителями). Представление результатов исследования своей семьи.

  1. Культурное наследие Горной Шории (20 часов)

Знакомство с судьбами и творчеством таштагольских писателей и поэтов, музыкантов. Практическая работа: «Литературно – музыкальная композиция», знакомство с творчеством художников, мастеров и умельцев Горной Шории. Практическая работа: посещение выставок и художественных мастерских. Таштагол театральный. Практическая работа: посещение театра «Ракурс», концертов художественной самодеятельности земляков.

  1. Культура и быт таштагольцев(18 часов)

Знакомство с предметами быта, укладом жизни, обычаями, традициями и праздниками жителей Таштагольского района. Практическая работа: экскурсии в музей этнографии и природы Горной Шории, «Русскую горницу». Подготовка творческих работ. Таштагол православный. Православное христианство на территории Горной Шории. Приходы Таштагольского района. Церковь Георгия Победоносца г.Таштагол, Церковь Иверской иконы Божьей Матери п. Шерегеш, Церковь Успения Божьей Матери п.Мундыбаш, Церковь Пресвятой Троицы п.Темир – Тау, Церковь Рождества Крестителя Господия Иоанна п. Каз, приход Церкви Преображения Господияп.Спасск. Часовни. Практическая работа: экскурсии, подготовка рефератов.

  1. Таштагол спортивный (16 часов)

Таштагол – город спорта и спортсменов. Спортивные сооружения Таштагола. Спортивные традиции города и района. Достижения таштагольцев в спорте. Спортсмены, прославившие Горную Шорию. Практическая работа: экскурсии в ДС «Кристалл», на г. Туманная – центр по подготовке горнолыжников, на стадион «Горняк». Составление рассказов о спортсменах, прославивших наш город.

  1. Туризм в Горной Шории (18 часов)

Туристско – экскурсионные объекты Горной Шории. Горнолыжный туристский комплекс «Шерегеш». Туристские тропы. Шорский национальный парк. Пешие и водные маршруты.

 Практическая работа: выезд на г. Зелёная, походы по родному краю. Составление дневника похода. Экологический десант. Разработка маршрутов экскурсий.

  1. Участие в краеведческих мероприятиях (36 часов)

Разработка положений о мероприятиях, составление сценариев, планов проведения мероприятий, подготовка рефератов, творческих и исследовательских работ. Выступления на конференциях, конкурсах, участие в викторинах, фестивалях.

  1. Итоговое занятие (4 часа)

Подведение итогов занятий. Творческий отчет.

Учебно-тематический план программы

2  год обучения

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Наука о крае

4

2

2

2.

Источники. Историография

8

4

4

3.

Способы поиска и сбора данных по истории края

12

6

6

4.

Организация поиска и сбор информации по истории края

128

-

128

5.

Организация и участие в краеведческих мероприятиях

64

-

64

6.

Итого:

216

12

204

Содержание программы

2-го  года обучения

  1. Вводное занятие. Наука о крае (4 часа)

Краеведение.  Краеведческие возможности родного края. Техника безопасности на занятиях и мероприятиях. Сплочение в группе.

  1. Источники. Историография (8 часов)

Вещественные исторические источники. Данные археологии. Письменные первоисточники. Этнографические материалы. Археологические памятники. Музей. Архивы. Библиотеки. Практическая часть: работа со справочным материалом, специальной литературой.

  1. Способы поиска и сбора данных по истории края (12 часов)

Посещение библиотек, работа со специальной литературой, запросы в государственный архив, домашний архив, переписка, интервьюирование, устный опрос, консультации со специалистами. Методы исследовательской деятельности: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, анализ, синтез, индукция, дедукция. Практическая часть: составление анкет, разработка вопросов для индивидуальной беседы, оформление таблиц, графиков, работа со специальной литературой.

  1. Организация поиска и сбор информации по истории края (128 часов)

Выбор темы исследования, подбор источников и литературы. Изучение, чтение, анализ, выписки (картотека).

Написание первого варианта работы, составление схем, таблиц, подбор иллюстративного материала.

Корректировка, уточнение фактов.

Написание последнего варианта работы (сочинения, реферата, доклада).

Написание тезисов, подготовка к выступлению, выступление, публикация.

  1. Организация и участие в краеведческих мероприятиях. (64 часа)

Разработка положений о мероприятиях, составление сценариев, планов проведения мероприятий, подготовка рефератов, творческих, исследовательских работ, художественно – оформительская деятельность, репетиционная работа, выступления на конкурсах, конференциях, фестивалях.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Краеведение»

Методы

- традиционный объяснительно - иллюстративный;

- практико – ориентированный;

- групповой;

- деятельностный.

Формы: экскурсия, беседа,  интервью, исследование документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников, мини – лекция, практическая, самостоятельная и групповая работа, презентация (мультимедиа), викторина, тест – опрос, конференция, семинар, защита творческих работ, работа в архивах, музеях.

Материально – техническое обеспечение

  • Помещение для занятий;
  • Наличие дидактического материала;
  • Компьютерная техника;
  • Фотоаппарат;
  • Картографический материал;
  • Методическая литература, литература по краеведческой тематике;

Литература для педагога:

  1. Архандеева Г.А. Программа дополнительного образования «Живи, Кузнецкая Земля!» Кемерово:  Кузбассвузиздат,1999. - 24 с.
  2. Архандеева Г.А. Учебно-исследовательская краеведческая деятельность в дополнительном образовании: теория и практика. Методическое пособие.- Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1999 – 111 с.
  3. Большая Российская энциклопедия. – М. 2006. – 1887с.
  4. КазаркинА.П.Литературное краеведение в Кузбассе. Учебное пособие. – Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1993 – 82 с.
  5. Ильичев А.А. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. – Кемерово, 1994
  6. Кацюба Д.В. История Кузбасса. – Кемерово, 1989
  7. Кацюба Д.В. , Николаев Р.В. Этнография народов Сибири. Учебное пособие. - Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1994 – 203 с.
  8. Кацюба Д.В. Этнография в школе. - Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1993
  9. Ковригина Л.Н., Фомина Н.А. Растительный мир Кузбасса и его охрана. - Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1995 – 111 с.
  10. Красная книга Кемеровской области: Растения и грибы. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство. – 243 с.
  11.  Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных . – Кемерово: Кемеровское книжное издательство. – 280 с.
  12. Краеведческие игры. Учебное пособие. /Соловьев Л.И. – 2-е изд., перераб. и доп. Кемерово: Изд-во КРИПКи ПРО, 2004- 368 с.илл.
  13. Крылов Г.В., Завалишин В.В., Козакова Н.Ф. Исследователи Кузбасса. Кемерово, 1983. – 168 с.
  14. Кузбасс. История и настоящее (альбом). – Томск: ООО фирма «Галла Пресс», 2008 – 256 с.
  15. Сборник «Туризм и краеведение». – М.: Просвещение, 1982
  16. Соловьев Л.М. «Живи, Кузнецкая Земля!». Основные направления в работе по краеведению участников движения «Отечество» / Под ред. Архандеевой Г.А. – Кемерово, 1997 – 250 с.
  17. Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
  18. Таштагол 1963 – 2001. – Новокузнецк: ООО «Лира», 2001 – 151 с.
  19. Таштагол 45 (фотоальбом). – Новокузнецк: ООО «Капитель», 2008 – 192 с.
  20. Шабалин В.М. Тайны имен земли Кузнецкой. Краткий топонимический словарь.- Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1994 – 224 с.

Литература для детей:

  1. Атлас Кемеровской области
  2. Большая Советская энциклопедия. – М. : Просвещение, 2001
  3. Всекузбасская Книга Памяти. –М.: Планета, 1996
  4. Газета «Красная Шория»
  5. Калишева Г.П. Легенды горы Зеленой. Кемерово: «СКИФ», «Кузбасс», 2004
  6. Соловьев Л.И. Кузбасс – мой родной край. Рабочая тетрадь по краеведению для учащихся 6-8 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области. – Кемерово: ООО «СКИФ», 2011 – 72 с.
  7. Среди гор  великих каменных. – М. : Студия «Панорама», 1988 – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая (модифицированная) программа по ИЗО для 2 класса

Модифицированная программа «Изобразительное искусство. 2 класс» составлена мною на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конк...

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

Хоровой класс (модифицированная).

Образовательная программа музыкальной школы....

Элективный курс "Ландшафтный дизайн" (модифицированный)

Данный элективный курс призван позволить ученику сориентироваться в выборе профиля и дает возможность проявить себя и добиться успеха....

Модифицированное пособие "Живые звуки"

Методическая разработка и методический паспорт к модифицированному пособию "Живые звуки"...