Развитие эмоционального отношения к значению слова в процессе разыгрывания этюдов у детей с общим недоразвитием речи
презентация к уроку по теме

Вьюн Елена Николаевна

Развитие эмоционального отношения к значению слова в процессе разыгрывания этюдов у детей с общим недоразвитием речи.

 

 

 

Значительное место  занимает развитие эмоционального отношения к значению слова, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества и  является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания. Впервые проблема обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой была поставлена в исследованиях кафедры методики дошкольного воспитания и обучения MГУ в начале 80-х годов XX века в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной. В них овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника. Подчеркивается важность усвоения этой лексики в единстве с нравственным развитием ребенка, интенсивным накоплением опыта нравственного поведения детей, совершенствованием их социальных контактов с окружающими.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребенок, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным образом - эмоционально.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Хорошее настроение улучшает настроение. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него значения.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а так же в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром.

К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях. Особо важное значение для маленького ребёнка имеет установление тёплых, ласковых отношений с педагогом. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения требований, подчинения нравственным нормам поведения. Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребёнка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир.

Существенное значение для развития эмоционально окрашенных отношений детской личности имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдаленные последствия своих поступков. В процессе такого воображения происходит своеобразное проигрывание данной ситуации, во время которого можно обнаружить ценность для субъекта сложившихся обстоятельств или действий, которые в этих обстоятельствах могут быть выполнены.

Ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального развития к слову, пытается, прежде чем приступить к выполнению поставленной  задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а следовательно, и для него самого. Так он стремится определить направление своего последующего поведения, избегая тех поступков, которые может совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

Итак, эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

Наблюдения за процессом развития  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) свидетельствует о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников их словарного запаса как в количественном, так и в качественном плане. Дети с ОНР используют в активной  речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Эмоциональная лексика используется детьми с речевыми нарушениями фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дети испытывают значительные трудности.

Особенности речевого развития детей с ОНР сказывают влияние и на коммуникативную сферу – такие дети в редких случаях являются инициаторами общения, обычно мало разговаривают со сверстниками, не сопровождают игровые ситуации развёрнутыми речевыми высказываниями. Всё это свидетельствует о некоторых проблемах социализации детей с ОНР, возникновение которых связано с неумением выражать свои эмоции, заявить о своих желаниях, сделать выбор и т.п.  Без своевременного компетентного воздействия со стороны взрослого у таких детей могут закрепиться формы поведения, характерные для социально неуверенных детей: замкнутости, зависимости от поведения и выбора других детей в установлении контакта.

Одной из важной задачей  в подготовке детей с ОНР К моменту поступления в школу -    формирование  отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.

      Таким образом, участие в развитии эмоционального отношения к значению слова, при котором ребёнок в силу  специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего  и содействующего героя или зрителя, побуждает его к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению.

Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром.

Так, развитие эмоционального отношения к значению слова  - одна из важных задач    развития словарного запаса и связной устной речи .

Это и обуславливает актуальность данной темы.

 Актуальность нашей работы  мы видим в том, что  использование этюдов как этапа занятия помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи так, как в процессе проигрывания ситуаций не заметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Вместе с тем ныне в дошкольным учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Цель  - формирование эмоционального отношения к значению слова в процессе разыгрывание этюдов  для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II -   III уровня.

. Объект исследования - театрализовано-игровая деятельность как средство развития и совершенствования речи, формирования фонематического слуха.

Задачи:

1) изучить и проанализировать теоретические основы проблемы развития  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого - ᴨедагогической и сᴨециальной литературе;

2) изучить и проанализировать особенности развития связной устной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

3) изучить  виды этюдов  и особенности их проведения  с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

4) составить план работы  по проведению постановки этюдов  в процессе коррекционно – развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи у детей

Этапы работы над постановкой этюда

1.     Изучение  и анализ литературы по данной проблеме,

2.     Диагностический этап. Изучение состояния устной  речи детей с ОНР, качественный анализ полученных данных.

3.     Апробация мероприятий по постановке этюдов в процессе занятий по коррекции лексико – грамматической стороны речи.

4.     Этап анализа проведённой работы

Практическое значение заключается в разработке и апробации комплекса постановочных этюдов, направленных на коррекцию речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и активизацию их словарного запаса.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие эмоционального отношения к значению слова в процессе разыгрывания этюдов

Слайд 2

Этюд маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях».

Слайд 3

Разыгрывание этюдов способствует: Развитию связной монологической речи. Активному участию в театральных играх. Развитию памяти и воображения.

Слайд 4

Разыгрывание этюдов способствует : Развитию пластической выразительности. Развитию речевого дыхания и правильной артикуляции. Развитию двигательных способностей, мелкой моторики рук, ловкости, подвижности.

Слайд 5

Виды этюдов Пантомимические этюды «Я удивился», «Я обрадовался» «Мне хорошо», «Это чудо», «Мне немного взгрустнулось «Страшилки»

Слайд 6

Этюды Этюды с пальчиковыми куклами Этюды с игрушками Этюды по разыгрыванию фрагментов сказок

Слайд 7

Этюды - проигрывание ситуации общения в общественных местах « Добрый доктор» « Театр» «Магазин» «День рождения» «Библиотека»

Слайд 8

Этюды на изображение отдельных черт характера « Буду летчиком» «Умею сам» «Помощник мамы» «Собака принюхивается» «Вкусные конфеты» «Походка и настроение» «Делай, как я»

Слайд 9

Этапы работы над этюдом Создание сценарного плана или сценария В сценарии - плане должны быть четко определены предлагаемые обстоятельства: • ВРЕМЯ – когда происходит действие. (Настоящее, прошедшее, бедующее время) • МЕСТО – где происходит действие. (В сказочном лесу) • КТО ДЕЙСТВУЕТ – краткая характеристика действующих лиц. (Говорящие деревья) • ЧТО ПРОИСХОДИТ – краткое изложение действия. (Деревья затеяли спор кто из них красивее, а кто полезнее для человека)

Слайд 10

Этапы работы постановки этюда Выбор роли самим ребенком - « Я хочу сыграть эту роль и сыграть ее хорошо», потому что... (доказать свой выбор). Постановка основной задачи, способы её достижения а) Совместное обсуждение педагогом и ребенком его маленькой роли. б) Затем можно предложить ребенку нарисовать своего персонажа, как он себе его представляет, внешний вид и т.д. в) Придумать про него историю, как он жил и существовал, до того как был предложен ребенку сыграть его

Слайд 11

Этапы работы над этюдом Предложить ребенку различных упражнений представить свой этюдный образ. а) Представить персонаж. б) Упражнения для тренировки мимических мышц. в) Упражнения для выражений эмоций. г) Упражнения – медитации. д.) Упражнения для отработки жестов, положительных и отрицательных черт характера. е. ) Упражнения выражения внимания, интереса, сосредоточения.

Слайд 12

Разыгрывание этюда Ребенок должен точно определить для себя внутренний мир персонажа передать свои переживания, мысли, чувства зрителям.

Слайд 13

Этюд с пальчиковыми игрушками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

В работе рассматривается состояние проблемы изучения роли семьи в коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи и исследование роли семьи в коррекции нарушений эмоц...