Занятие на формирование лексико-грамматических категорий у детей с ТНР с элементами логоритмики
план-конспект занятия по теме

кузнецова светлана алексеевна

Занятие с использованием элементов логоритмики для детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня. Проводится, как итоговое, после изучения лексических тем "Грибы", "Овощи", "Фрукты", "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                          В  ГОСТИ  К  ОСЕНИ        

Цель занятия : формирование лексико-грамматических категорий с помощью средств логоритмики.

Задачи:

I Оздоровительные:

        укрепление костно-мышечного аппарата;

        развитие дыхания;

        развитие общей, мелкой и мимической моторики;

        формирование правильной осанки, походки, грации.

II Образовательные:

        обучение  координации  движений рук и ног при ходьбе, сопровождаемой речью;

         обучение  изменению характера движений в соответствии с ритмом стихотворения;

        совершенствование точности  выполнения движений пальцев рук с речью и согласованности движений;

        совершенствование торможения двигательного автоматизма;

        формирование пространственных представлений и способности    спокойно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов;

        развитие  переключаемости движений.

III Коррекционные:

        формирование категории рода и  числа;

        формирование навыка согласования имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; количественных числительных с существительными в роде и числе;

        формирование навыка употребления существительных с предлогами;

        закрепление навыка образования относительных прилагательных по теме «Лиственные деревья»;

        активизация словаря по темам «Овощи», «Фрукты», «Лиственные деревья», «Осень»;

        развитие слухового внимания;

        развитие эмоционально-волевой сферы.

IV Воспитательные :

        развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

        воспитание чувства коллективизма, умения соблюдать правила.

Оборудование:

  • Листья березы, клена, дуба, липы, осины, рябины, каштана.
  • Муляжи грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, груздь, сыроежка, лисичка).
  • Шапочки с изображениями овощей.
  • Схемы к стихотворению.
  • Карточки для отработки согласования количественных числительных с существительными.
  • Овощи.
  • Обруч.
  • Домик.
  • Мешок, 2 корзины.
  • Диктофонная запись.
  • Мнемотаблицы.

                   

                        ХОД    ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку. Садятся.

Логопед: Ребята, я сегодня получила аудио письмо. Послушайте его.

-Здравствуйте, ребята! Мы знаем друг друга уже давно. Каждый год мы встречаемся и прощаемся с вами. Мои друзья: ветер, дождь, тучи, лужи, листопад. Я бываю теплой и ласковой, холодной и ненастной. Отгадайте, кто я?

Дети: Осень.

-И сегодня я приглашаю вас к себе в гости.

2. Основная часть занятия.

Логопед: Ну что, ребята, отправимся в гости?

1.Упражнения на различные виды ходьбы.

Раз – два – три, раз – два – три,                   Ходьба по кругу маршем.

По дорожке мы пошли.

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

    Петлять тропинка начала                         Ходьба «змейкой» мелким шагом

    Среди высоких трав.

    По ней шагаем мы легко,

    Головушку подняв.

Впереди течет ручей -                                   Ходьба, руки в стороны, тянуть

Проходите поскорей.                                     носки

Руки в стороны расставим –

Переходить его мы станем.

     Лес осенний увидали                               Бег на носочках

     И к нему все побежали.

2.Дыхательная гимнастика.

Логопед: Как хорошо дышится в осеннем лесу! Воздух чистый и свежий!

Дети вдыхают носом, а выдыхают ртом (под музыкальное сопровождение). Движения сопровождаются подъемом и опусканием головы. Серия движений повторяется 3-4 раза.

3.Игра на закрепление навыка образования формы существительных множественного числа. Развитие чувства ритма. С муз.сопровождением.

Логопед: Ребята, без чего не бывает леса?

Дети: Без деревьев.

Логопед: Поиграем в игру, я буду называть одно дерево и хлопать вам по ладошкам, в ответ вы называете несколько деревьев и хлопаете по ладоням мне.

     Вот дуб…..- ….вот дубы,

     Вот береза   -    вот березы,

     Вот клен      -    вот клены,

     Вот осина     -    вот осины,

     Вот рябина     -    вот рябины,

     Вот каштан      -    вот каштаны,

     Вот липа      -    вот липы.

4.Пальчиковая гимнастика с речью.

Дети садятся.

Аудиозапись «Шум ветра».

Логопед: Ребята, что это шумит?

Дети: Ветер.

      Ветер по лесу летал.       Дети выполняют ладонями плавные движения из

                                                 стороны в сторону.

     Ветер листики считал:   Движения ладонями сверху-вниз (руки подняты).

     Лист дубовый,                Дети загибают пальчики.

     Лист кленовый,

     Лист рябиновый резной,

     Лист с березки золотой,

     Вот последний лист с осинки

     Ветер бросил на тропинку.   Дети кладут ладони на колени.

5.Сюрпризный момент

Звучит музыка, появляется Осень. Двигается в такт музыки.

Осень: - А вот и я, ребята. Хотите поиграть? Тогда ответьте:

           - Как называется явление в природе, когда с деревьев падают листья?

Дети: Листопад.

Осень: - И я вам его дарю! (Бросает листья на пол)

6.Игра на формирование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Осень: 1. – Поднимите по два одинаковых листочка.

                - Какие у тебя листья?

                - А у тебя?

  2. – Представьте, что вы листья! Слушайте меня и выполняйте движения: подул сильный ветер и сорвал с дерева ..кленовые листья. (Ребенок с кленовыми листьями приседает)

       -Каких листьев не стало?

Дети:-Кленовых.

И т.д. с 2-3 детьми.

3.Осень: - Вокруг себя повернись и в листочек превратись.

Березовый лист, с каким листиком рядом ты стоишь?

4.Осень: - А теперь отдайте листья, стоящему справа.

-Какие теперь у вас листья? (опрос 2-3 детей)

Логопед: - Спасибо тебе, Осень, за игру! А за это ребята споют тебе песню

7.Песня «Осенний листопад»  с движениями.

Осень подарила детям листопад,

Листья на дорожках ковриком лежат.

(Дети с листочками стоят врассыпную и качают поднятыми листочками).

        Припев:

Листики березки,                 Кружатся

Листики осинки,

Золотого клена

И тоненькой рябинки.

Мы листочки эти дружно соберем,

С ними потанцуем, песенку споем.

(Двигаются в центр круга, поднимая руки с листочками, собирают букет, расходятся на места.)

        Припев:

Осень золотую мы благодарим,

И ее подарок в сердце сохраним.

(Кланяются, прижимая листья к груди)

         Припев:

Осень: - Спасибо, ребята, за чудесную песню. Но теперь мне надо спешить. А вы – не спешите уходить из моих владений – много интересного ждет нас впереди! До свидания!

Логопед: - Ребята, а что еще осенью растет в лесу?

               - Грибы.

               - Так пойдемте за грибами!

8.Речь с движением. Игра на формирование навыка употребление в речи предлогов, развитие чувства рифмы.

Дети маршируют по кругу, внутри круга муляжи грибов.

   Мы идем, идем, идем,

   Мы грибы сейчас найдем:

   Под листочком, под травинкой,

   На пенечке, под осинкой.

   Вот гриб – не зевай,

   И быстрей его хватай!                Дети берут по одному грибу.

Логопед: - Расскажите-ка, кто какой гриб нашел? А помогут вам в этом схемы (мнемотаблицы).

1 ребенок: Я шел, шел, шел,

                   Подберезовик нашел,

                   В корзинку положил

                   И дальше пошел.

И т.д. повторяют несколько детей, меняя названия грибов.

Логопед: Где вы нашли грибы?

1 ребенок:    - Я шел, шел, шел,

                  Под листочком гриб нашел.

2 ребенок: - Я шел, шел, шел,

                  Под травинкой  гриб нашел.

3 ребенок: Я шел, шел, шел,

                  На пенечке гриб нашел.

4 ребенок: Я шел, шел, шел,

                  Под осинкой гриб нашел.

Логопед: Много мы грибов набрали, полюбовались осенним лесом, пора и дальше в путь!

Звучит музыка, дети друг за другом вслед за логопедом идут «на огород».

Логопед: Мы пришли на огород! Витаминный здесь народ!

          -Ребята, а что растет на огороде?

Дети: - Овощи.

Логопед: Вокруг себя повернись – и в овощ превратись!

9. Хоровод овощей.

У детей на головах шапочки с изображением овощей.

10. Игра «Огородник» на формирование навыка согласования имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

У «огородника» на голове шляпа, в руке – обруч. «Огородник» стоит в центре круга, топает ногой.

Дети: - Кто там?

Огородник: -Огородник.

Дети: - За кем пришел?

Огородник: -За тобой!

Ребенок:- Отгадай, кто я! Я круглый, красный, сочный, мягкий.

Если «огородник» отгадывает овощ – берет его с собой в корзину (обруч).

И так 2 – 3 раза. Потом меняются.

11. Игра на развитие чувства ритма.

Логопед: -Какой хороший урожай! А что это за домик? Давайте постучим! Никто не открывает. Постучим вот так: II III

Выходит бабушка с мешком.

Бабушка:- Здравствуйте, ребята! Как вы вовремя пришли. Помогите мне разложить овощи по корзинам.

-В одну положите тот овощ, про который можно сказать она, моя. В другую положите те овощи, про которые можно сказать он, мой.

- По одному подходите и овощи из мешка возьмите!

Капуста, свекла, редька, морковь, баклажан, огурец, лук, помидор.

Дети вытаскивают из мешка овощи и, объяснив свой выбор, раскладывают в корзины.

Логопед:- Понравилось вам на огороде? А теперь мы в сад пойдем, корзину фруктов наберем!

12. Упражнение на напряжение и расслабление мышечного тонуса. Уточнение пространственного представления о предлогах «над» и «под». Формирование навыка употребления в речи предлогов «над» и «под».

Яблочки на яблоне                  -                 кулачки – руки вверх,

Яблочки под яблоней              -                кулачки – руки вниз,

Грушки на груше                     -                кисти рук сближены – руки вверх,

Грушки под грушей                 -               кисти рук сближены – руки вниз.

Сливки на сливе                       -               указательный и большой пальцы

                                                                    соединить – руки вверх.

Сливки под сливой                  -               руки вниз.

Вишенки на вишне                  -              «колечки» пальцами – руки вверх

Вишенки под вишней                  -          «колечки» пальцами – руки вниз.

13. Игра на формирование навыка согласования количественных числительных с существительными.

Бабушка:- А теперь помогите мне приготовить обед. В этой кастрюле мы будем варить борщ, в этой – компот.

Логопед: - Посмотрите на карточки и скажите, что и сколько вы положите в кастрюлю (раздает детям карточки, на которых разное количество овощей и фруктов).

1 ребенок: - Я положу в борщ 3 свеклы.

2 ребенок: - Я положу в компот 5 яблок и т.д.

Бабушка: - Спасибо вам, ребята, за помощь, примите от меня гостинцы.

ИТОГ  ЗАНЯТИЯ

Логопед:- Понравилась вам наша осенняя прогулка?

-Что вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.

После логопедического обследования  учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического ма...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»

В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...

Конспект фронтального интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи" в старшей группе для детей с ОВЗ.

Коррекционное занятие активизирует пассивный и активный словарь по теме: “Овощи”. Учит  составлять описательные рассказы по картинно-графическому плану. Учит образовывать относител...