Научная статья
методическая разработка на тему

Окунцева Татьяна Николаевна

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования, инклюзивная форма обучения и воспитания в образовательных  организациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_17.04.14_konferentsiya.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Окунцева Татьяна Николаевна

                                             педагог-психолог МБОУ «Излучинская ОСШ №1»

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования, инклюзивная форма обучения и воспитания в образовательных  организациях.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»   Венгер Л. А.

Поступление в школу – это  новый этап в жизни ребенка:
- начинается систематическое обучение в общеобразовательном учреждении;
- расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром;
- изменяется социальный статус;
-увеличивается потребность в самовыражении и самореализации.

Родители, не владея в достаточной мере знанием индивидуальных возрастных психологических особенностей развития своего ребенка, порой осуществляют воспитание, как «на душу ляжет» и это, конечно, не приносит позитивных результатов.

В рамках введения ФГОС по работе с родителями  важным аспектом является  психолого - педагогическое сопровождение и просвещение, потому что многие  родители самоустранились от вопросов воспитания и личностного развития своего ребенка.

Одним из  способов решения этой проблемы является психолого – педагогические публикации  информационных материалов для родителей по ФГОС, где сформулированы   требования по взаимодействию школы с родителями в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Только в  условиях тесного сотрудничества семьи и школы происходит  полноценное воспитание  обучающихся. Сегодня большую часть, воспитанием по специально разработанным программам занимаются педагоги-психологи,  учителя-предметники, социальные педагоги, классные руководители.  

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль, если требования, предъявляемые к ребенку в образовательном учреждении и семье, не согласованы, то воспитание и развитие полезных навыков и привычек будет очень затруднено.

Считаю, что  школа - это психолого-социально-педагогический комплекс с участием родителей в его работе, всё это взаимодействие в интересах детей. Одной из форм взаимодействия с родителями это родительские лектории, психологические занятия, тренинги, всеобучи с участием педагогов - психологов, это вовлечение родителей в жизнедеятельность школы, где будут общие дела, проекты, мероприятия.

Родители должны знать, что партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие. Необходим профессионализм педагога и доверие к нему со стороны родителей – вот эти  значимых качества, которые могут помочь в создание сотрудничества школы и семьи в условиях реализации стандартов  нового поколения. 

Работа с родителями в образовательном учреждении  ведется в системе, при этом необходимо их обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Новые ФГОС  предполагают, что обучающиеся должны черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, периодической литературы, публикаций,  телепередач, истории и традиций страны. По требованию ФГОС ребенок вместе с родителями  должны уметь свободно пользоваться новыми знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, умело применять в повседневной  жизни. Важно не просто передать знания ребёнку, а научить его новым видам деятельности и родители должны помочь своим детям в получении этих знаний.

Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС нового поколения становится более значимой для родителей обучающегося, так как является  связующим звеном между школьниками и их родителями, педагогами и администрацией.  На педагога-психолога возлагается работа по изучению возрастных психологических особенностей личности,  индивидуальных особенностей,  по разработке рекомендаций на основе проведенных мониторингов; по повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

ФГОС подразумевает новые подходы и  большую работу, как над профессиональным уровнем самого педагога-психолога, так и над повышением психологической культуры всех участников образовательного процесса.  Основной формой работы являются всеобучи, различные психологические занятия, тренинги, круглые столы, лектории,  игры. Подобранный материал и проводимые мероприятия в определенной системе и логике  помогают родителям и детям быстрее узнать новое, настроиться на  систему требований, снять чрезмерное  напряжение, формируя у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества. На психологических занятиях  «Школа Успеха», «Школа Лидер», «Школа самосовершенство» у обучающихся формируется устойчивая адекватная  самооценка,  внутренняя учебная мотивация и позиция получения знаний, 

Рекомендации педагога-психолога для родителей  дают возможность  правильно построить работу с  ребёнком, найти  индивидуальный психолого-педагогический подход к  детям, у которых не вполне сформированы те или иные виды деятельности, создать положительный климат в семье и школьном коллективе. Советы, данные педагогом-психологом,  помогают родителям правильно выстроить взаимоотношения с  ребенком  в процессе адаптации к новым условиям и к новой социальной роли, умение научить детей организовывать  учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание, формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение.

Мы делаем первые шаги по введению ФГОС, но уже первый опыт показывает заинтересованность многих родителей и детей в тех изменениях, которые приходят в школу в связи с внедрением новых образовательных стандартов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"

 Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....

Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»

Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

Научная статья: Г.Ф. Миллер о походе Ермака: у истоков научного образа

Материал с международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, проходившей в Витебске, 18 октября 2017 г....

Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого ...

3.3. Опубликованные научные статьи, методические и дидактические разработки, имеющие выходные данные: научная статья, интернет-публикация.

Журнал Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей «Юннатский вестник»Юннаты Калмыкии: прошлое и настоящее-.Выпуск №2 (78), апрель.-ФГБОУ...