Конспект урока «Коми танец «Выль пимы»
план-конспект занятия на тему

Воронцова Татьяна Вячеславовна

Предлагаемое занятие продолжает серию уроков по изучению культуры Коми края и включено в учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Коми танец» для учащихся 7-14 лет. Отличительной особенностью  занятий данной программы является то, что этнокультурный компонент рассматривается в синтезе искусств и предметных областей. Учащиеся знакомятся с культурой коми края, традициями, бытом, коми танцами в тесной взаимосвязи с другими видами искусства – музыкой, художественной литературой, живописью, что позволяет формировать целостную картину мира у учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vorontsovoy_t.v.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к конспекту занятия «Коми танец «Выль пимы»

Предлагаемое занятие продолжает серию уроков по изучению культуры Коми края и включено в учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Коми танец» для учащихся 7-14 лет. Отличительной особенностью  занятий данной программы является то, что этнокультурный компонент рассматривается в синтезе искусств и предметных областей. Учащиеся знакомятся с культурой коми края, традициями, бытом, коми танцами в тесной взаимосвязи с другими видами искусства – музыкой, художественной литературой, живописью, что позволяет формировать целостную картину мира у учащихся.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий педагога и детей);

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

• Принцип психологической комфортности.

 Цель занятия: формирование представлений о самобытности обуви северных народов у детей 7-8 лет посредством исполнения танца «Выль пимы».

Для достижения цели были использованы следующие методы и приемы:

  • Словесные методы обучения: объяснение, беседа, диалог;
  • Методы практической работы: показ учителем движений, отработка движений;
  • Методы проблемного обучения: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов;
  • Наглядный метод обучения: анализ  фотографий с изображением пим, малицы, показ видеоматериала в исполнении танца, демонстрационные материалы.
  • Использование на занятии средств искусства: активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приёмов.

Занятие построено в соответствии с современными требованиями к занятию и состоит из нескольких этапов. На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация путем смены различных видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия, что  позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.   После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • Особенности обуви коми народа;
  • Танцевальные комбинации коми танца «Выль пимы»;
  • Основные  танцевальные  позиции  рук  и  ног;
  • Особенности исполнения коми танца.

Должны уметь:

  • Выполнять  простейшие  построения  и  перестроения,
  • Ритмично  двигаться  в   музыкальном  темпе  и  передавать  хлопками  и

 притопами простейший  ритмический  рисунок,

  • Выполнять танцевальные  композиции  самостоятельно.  


Конспект занятия

педагога дополнительного образования  Воронцовой Татьяны Вячеславовны

Тема занятия: Коми танец «Выль пимы».

Цель занятия: формирование представлений о самобытности обуви северных народов у детей 7-8 лет посредством исполнения танца «Выль пимы».

Задачи занятия:

Обучающие:

- приобретение знаний о самобытности обуви народов севера, особенностей исполнения орнамента обуви;

- приобретение личного опыта исполнения традиционного коми танца;

Развивающие:

- формирование двигательных навыков: беговой шаг, выставление ноги на пятку, топающий шаг,

- развитие музыкальности: способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;

- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству;

 

Воспитательные:

- вырабатывание позитивного отношения к народам Коми;

- развитие познавательного интереса к изучению самобытности обуви народов коми;

- воспитание положительного эмоционально-осознанного отношения к музыке и танцам народов коми

Место проведения занятия: хореографический класс

Продолжительность занятия: 30 минут

Оборудование: 

1.DVD проигрыватель;

2. Фонограмма танцевальной музыки «Выль пимы»;

3. Иллюстрации одежды, эскизы костюмов с присущим местным колоритом, фотографии с пимами

Методы и приемы:

1.Словесные методы обучения: объяснение, рассказ, диалог, слово-сигнал.

2.Методы практической работы: показ движений учителем и парой учеников, прохлопывание и простукивание ритма, символы-жесты,

3.Наглядный метод обучения: анализ фотографий с изображением пим, особенности исполнения орнамента северного народа

Содержание занятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

1.Организационный момент

Проверка формы одежды

Учащиеся выстраиваются в шеренгу.

Контроль формы для занятия.

2.Мотивация, целеполагание

- Ребята, в течение нескольких уроков мы с вами знакомимся с особенностями танцев народа Коми.

- Сейчас танцевальный коллектив учащихся 6 класса исполнят  для вас танец «Выль пимы», а мы попробуем ответить на вопрос: Почему такое необычное название у танца?

-Понравилось  выступление учащихся? Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?

Просмотр выступления учащихся

 Пытаются сформулировать тему и цель занятия

3.Актуализация знаний

 -Вы знаете, как переводится название  танца? (Северные пимы).

- Чем отличаются пимы от сапогов? (Пимы - это традиционная  обувь народов севера, высокие сапоги мехом верх, шьётся вручную из камуса (шкура, снятая с ног любимого или особого оленя)

- Чем украшают пимы?

(Для украшения пимов используется аппликация, раскрашивание или выскабливание. Для отделки обуви используется простейший древний орнамент, такой как «оленья тропа», «рога лося», ромбовидным узором – «головешки», «телячьи рожки». Кроме того, полоски из меха и сукна, украшающие обувь, обозначают запреты: нельзя воровать, нельзя убивать, нельзя сквернословить, нельзя обижать слабого, а полоска, которая идёт к носку обуви обозначает линию жизни.)

-Как хранили пимы?

(Для хранения женской обуви шьётся специальный мешок (шуипаты) из замши. Мешок и сама женская обувь хранятся на специальной нарте, отдельно от других вещей)

Диалог учащихся на тему «пимы»

Предлагаем учащимся изображение пим, образцы пим различной расцветки и орнамента

4. Приобретение личного опыта применения  способов действий

- Какие фигуры и орнаменты присутствуют в танце?

 -Какие основные положения рук и ног определяются у танцоров?

 (просмотр и анализ видео)

- Изначально танец символизировал образ, он не нес развлекательный характер, как сейчас, и каждое построение что-то символизировало; Например – прямая символизировала речку, которая являлась важнейшим компонентом жизни, это и еда и вода; либо это была дорога – дорога жизни. В танце использовалась также и диагональ, которая являлась основой национального коми орнамента, присутствующего в танце как на костюме, так и в руках танцующих. Коми-национальный танец «Выль пимы»  представляет из себя лирический танец девочек, которые демонстрируют друг другу и окружающим свои «чудесные пимы», и тем самым, вырисовывая узор – орнамент (переплетение рук и меняющиеся положения ног) часто повторяющийся в коми-национальных танцах. В данном танце просматривается как вся культура в целом, так и по отдельности в костюме, рисунках, основном ходе. Танец поставлен на музыку В. Чисталева.

2.Разучивание движений танца

Определяют фигуры присутствующие в танце.

Рассказывает о положении рук в танце.

5.Обобщение и закрепление изученного материала

Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

-Расскажите, что вы узнали о культуре коми народа нового?

-Чем отличается народный танец «Выль пимы» от других ранее разученных танцев?

-На следующих занятиях мы сможем элементы танца собрать в композицию

Показ разучивания и исполнения части коми танца «Выль пимы»

6.Рефлекция

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…

7. Итог

-Вы сегодня были внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. Запомните, чтобы красиво выполнять элементы коми танца, нужна практика. Поэтому вам необходимо тренироваться до тех пор, пока не научитесь правильно выполнять движения. Повторите дома разученные движения. Покажите их своим родителям.

Поклон. Организованный выход из зала.

Список литературы

1.Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org/ (Дата обращения: 18.02.2012)

2.Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.

3.Толмачев Ю.А., Дубок В.Ю. Музыкальное исполнительство и педагогика PDF

Учебное пособие. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2006. — 208 с.

4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока коми языка по теме"Лес наше богатство"

Конспект урока содержит: подробный план проведения урока, презентация к уроку (кроссворд), видеоролик....

Конспект урока коми языка по теме"Лес наше богатство"

Конспект урока содержит: подробный план проведения урока, презентация к уроку (кроссворд), видеоролик....

Конспект урока коми языка по теме "Домашние животные"

Урок разделен на 7 этапов. На первом этапе происходит включение  учащихся в урок, дается установка на урок и производится мотивирование к учебной деятельности. Актуализировать свои знания учащимс...

Конспект урока коми языка в 3 классе.

Конспект урока коми языка в 3 классе по теме : " Гижысьяс чужан му йылысь. В. В. Тимин «Тайӧ вӧрыс…» («Писатели и поэты о коми Земле». В. В. Тимин « Этот  лес…»...

Конспект урока коми языка в 3 классе.

Конспект урока коми языка в 3 классе по теме " Дозмук"....

Конспект урока коми языка во 2 классе.

Конспект урока коми языка во 2 классе по теме " Одежда"...