Для воспитателей "Театральная деятельность в ДОУ"
консультация по теме

Бикбулатова Римма Миннулловна

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Театральная деятельность в ДОУ46 КБ

Предварительный просмотр:

«Театральная деятельность в ДОУ»

Бикбулатова Римма Миннулловна,

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 90»

Октябрьского района городского округа город Уфа РБ

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания дошкольников. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития дошкольников является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Данного принципа придерживается Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. Она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.   Основные задачи: последовательно знакомить ребенка дошкольного возраста с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение воспитанниками различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

      В программе выделено два типа задач: воспитательные, направленные на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных способностей ребенка средствами детского театра; образовательные, связанные непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Такого же принципа придерживается Программа «Театрализованные занятия в детском саду»  М.Д. Маханевой. Она способствует реализации новых форм общения с воспитанниками, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.

 Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений. Занимаясь с детьми, главной целью должно быть развитие их творческих способностей. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру.

      Содержание театрализованных занятий включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

            Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
- воспитание у ребенка основ общей культуры;
- приобщение дошкольников к искусству театра;
- развитие творческой активности и игровых умений воспитанников.
        Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность дошкольников, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник формирования чувств дошкольника. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность дошкольников, следует учитывать:

  1. Индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.
  2. Особенности его эмоционально – личностного развития.
  3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
  4. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.
  5. Возрастные и полоролевые особенности.

Основные направления работы с ребенком                         дошкольного возраста

Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

В завершении хотелось отметить о том, что развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у воспитанников - длительная работа, которая требует участия как педагога, так и родителей. Участие родителей в театральной деятельности вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Список литературы

  1. Жукова Р.А. «Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет». – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 – 112с.
  2. Маханева М.Д. Программа «Театрализованные занятия в детском саду», - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.

3.      Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр».- М.:АРКТИ, 1999 – 160с.

4.  Сорокина Н., Миланович Л. Г.- «Куклы и дети: кукольный театр                                       и театрализованные игры для детей»- М.: Обруч, 2012. – 240с.

5.     Сорокина Н., Миланович Л. Г.- Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» (развитие творческих способностей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...