Активные формы работы с педагогами
презентация к уроку по теме

Гариева Надежда Васильевна

Данная презентация может быть интересна и полезна при подготовке семинара или проведения консультаций с молодыми педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon aktivnye_formy_raboty_s_pedagogami.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активные формы работы с педагогами Гариева Надежда Васильевна, заместитель директора по НМР МАОУ «Гимназия №1»

Слайд 2

Великое благо тому, кто научился учиться. Менандр

Слайд 3

Цель тренинга: Развитие эмпатии педагогов, способности к активному взаимодействию всех участников процесса, культуры общения.

Слайд 4

Задачи тренинга: Формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны; Развивать потребность к познанию своих способностей и личных качеств; Стимулировать интерес к творчеству, инициативу, развитие аналитических способностей членов педагогического коллектива . Всякое знание остается мертвым, если … не развивается инициатива и самодеятельность. Н.А.Умов

Слайд 5

План работы Вступление . Краткий анализ проблем. Формы работы. Теоретическая часть 1. Выступление творческих групп, обмен мнениями по проблеме ( процесс обучения – содержание – формы и средства обучения). 2. Эффективное обучение. Условия выбора методов и форм. 3. Методы обучения. Особенности , правила организации. Формирование рабочих групп Работа с элементами тренинга в группах Итоги тренинга : представление результата групповой работы Рефлексия

Слайд 6

Категория участников: Учителя – предметники Руководители МО ( консультанты, руководители творческих групп) Мотив участия: Личная заинтересованность; осознанный выбор участия; эмпатия ( понимание эмоционального состояния другого человека через сопереживание, проникновение в его субъективный мир ).

Слайд 7

Глоссарий: Метод обучения – метод (греч.- «путь») – упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения; совокупность путей способов достижения целей, решения задач образования.

Слайд 8

Методы обучения Метод – упорядоченная деятельность педагогов и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения Метод обучения – совокупность путей, способов достижения целей задач образования Активные и интерактивные методы обучения: - игровые, проблемные задания; - метод инсценизации (заранее подготовленный диалог, дискуссия, театрализованное воспроизведение событий); - метод генерации идей (мозговой штурм); - организованный диалог, полилог, обсуждение, диспут, дебаты и др.

Слайд 9

Активные и интерактивные методы обучения: - игровые, проблемные задания, - метод инсценизации (диалог, дискуссия, театрализованное воспроизведение событий), - метод генерации идей (мозговая атака), - организованный диалог, полилог, обсуждение, диспут, дебаты и др.

Слайд 10

Формы интерактивного обучения Творческие задания Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии и т.д. ) Работа в малых группах Обучающие игры: ☺ Ролевые ☺ Имитация ☺ Деловые ☺ Образовательные Разрешение проблем: «Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов» Обсуждение сложных процессов и проблем «Смени позицию», «Один - вдвоём – все вместе», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу» Социальные проекты Разминки

Слайд 11

ТИПЫ УРОКОВ - Бинарный урок часто называют интегрированным.. - Бит-урок включает три элемента: беседа, игра, творчество - Урок – аукцион. - «Мозговая атака» имеет сходство с «аукционом». - Урок типа «Что? Где? Когда?» - Урок – деловую игру удобнее проводить при повторении и обобщении темы. - Урок – экскурсия, очное или заочное путешествие. - Уроки типа КВН. . - Урок «за круглым столом». В ыбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. ФОРМЫ РАБОТЫ – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме: - фронтальная, - индивидуальная, - коллективная, - групповая.

Слайд 12

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР МЕТОДА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: - цели и задачи обучения, - учебные возможности учащихся, - внешние условия, - возможности учителя.

Слайд 13

Что отличает современный урок от традиционного?

Слайд 14

Что отличает современный урок от традиционного? Цифровые образовательные ресурсы ( учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др .); Современные технические средства обучения ( ПК, мультипроектор, веб-камера и т.п.) Электронные средства обучения ( электронный микроскоп, ЛЕГО и др.); Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Слайд 15

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ Действия учителя Действия ученика 1. Создает проблемную ситуацию 2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. 3. Организует поиск гипотезы — предположительного объяснения обнаруженных противоречий. 4. Организует проверку гипотезы. 5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний. 1.Осознает противоречия в изучаемом явлении. 2. Формулирует проблему. 3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления. 4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д. 5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания. Что отличает современный урок от традиционного?

Слайд 16

Результаты обучения Компетентность Целостная картина мира Субъективность ( сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету ) Развитое абстрактное мышление Владение полной структурой деятельности Формирование социальной взрослости Мотивационная готовность к учебно- профессиональной и к общественно- значимой деятельности. Что отличает современный урок от традиционного?

Слайд 17

Камин, доверху набитый дровами, не горит, а дымит. Д.И. Менделеев Технология как совокупность приёмов

Слайд 18

Информация к размышлению: Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – 1) содержательная техника реализации задач учебного процесса; 2) описание процесса достижения планируемых результатов; 3) продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Слайд 19

Объяснительный способ обучения Компоненты деятельности Деятельностный способ обучения Задается педагогом, может декларироваться лицом 1. Цель – модель желаемого будущего, предполагаемый результат В процессе проблематизации обеспечивается принятие учащимися цели предстоящей деятельности Используются внешние мотивы деятельности 2. Мотивы – побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы деятельности Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели 3. Средства – способы, с помощью которых осуществляется деятельность Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения

Слайд 20

Объяснительный способ обучения Компоненты деятельности Деятельностный способ обучения Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем 4. Действия – основной элемент деятельности Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика Прослеживается внешний результат, главным образом – уровень освоения 5. Результат – материальный или духовный продукт Главное – внутренние позитивные личностные изменения в процессе Сравнение полученного результата с общепринятым эталоном 6. Оценка – критерий достижения цели Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов

Слайд 21

Этапы творческого урока Этапы урока Задача учителя I . Начальный Создать затруднение или проблему, мотив к познанию. II . Основной Организовать изучение материала самим учащимся, т.е. его деятельность III . Итоговый Придумать способ сведения воедино новых умений и навыков IV . Заключительный Найти способ применить учащимся новые знания и умения; рефлексия

Слайд 22

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности , в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций .

Слайд 23

Основные принципы проблемного обучения 1. Целеполагание 2. Выбор индивидуальной образовательной траектории 3 . Принцип продуктивности ( личное образовательное приращение) 4. Первичность образовательной продукции 5. Ситуативность обучения 6. Принцип образовательной рефлексии

Слайд 24

Виды проблемного обучения научное творчество (поиск) художественное творчество (отображение на основе воображения) теоретическое занятие лабораторные занятия внеурочные мероприятия поиск практического применения

Слайд 25

Методы проблемного обучения Ситуация – выбор Ситуация - неопределённость Ситуация – опровержение Проблемное изложение Поисковое исследование Обучение на основе «учебных ситуаций»

Слайд 26

Этапы проблемного обучения Возникновение проблемной ситуации Гипотеза Проверка правильности решения проблемы Постановка проблемного вопроса Доказательство гипотезы

Слайд 27

Приёмы включения ребенка в диалог Ассоциации – средство организации диалога ребенка с миром (ассоциации с заглавием, с ключевым словом, с именем героя или названием произведения) «Вопросное состояние» - умение задавать вопросы (для активизации познавательной деятельности) Вопрос должен: Волновать ум исследователя Быть в круге его интересов Представлять что-то неизвестное Показать необходимость работы с ним Проблемная ситуация создается задаваемыми вопросами!

Слайд 28

Алгоритм постановки проблемного вопроса Изучение информации: выделить основные моменты событий, задачи, точки зрения, теории…; Выделение главного: мысли, идеи, особенности, условия; Выявление противоречий, несогласованности, неубедительности аргументов; Определение сути противоречий; Формулировка проблемного вопроса. Проблемный вопрос должен содержать три обязательных элемента: Указание на объект изучения, Указание на направление изучения объекта, Противоречие (скрытое или явное).

Слайд 29

Основные психологические условия для успешного проблемного обучения 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2. Быть доступными для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания , но достаточными для самостоятельного анализа проблемы.

Слайд 30

Специфические функции проблемного обучения Работа интеллекта учеников Формирование мировоззрени я Связь обучения с жизнью Сочетание разных типов и видов самостоятельной работы Принцип индивидуального подхода Динамичность процесса обучения Высокая эмоциональная активность мыслительной деятельности Репродуктивное и продуктивное усвоение знаний

Слайд 31

Достоинства и недостатки проблемного обучения развивает, мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы. не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.

Слайд 32

Жить – значит иметь проблемы. Решать их – значит расти интеллектуально. Дж. П. ГИЛДФОРД, психолог Мозговая атака

Слайд 33

Приучи ребёнка к тому, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы. А. Дистервег

Слайд 34

Чем полезна мозговая атака? Мозговая атака помогает нам узнать себя как команду, документально оформить то, что мы, как команда, знаем. Также он стимулирует творческую активность команды, позволяет каждому быть включенному в деятельность.

Слайд 35

Стремитесь к большому количеству идей Идеи – как семена. Не всем им суждено выжить, поэтому необходимо посадить как можно больше семян Стремитесь к разнообразным идеям Оставайтесь свободным Говорите обо всем, не опасаясь высказать самые дикие предположения и выставить себя на посмешище Не судите Помните, что обсуждение останавливает течение мыслей и сбивает вас с ритма. Знайте, что новые идеи подобны разноцветным мыльным пузырям. Они могут лопнуть из-за “колкости” или зевка, исчезнуть от насмешки или хмурого взгляда Записывайте все Оценивайте идеи Выберите из списка три наиболее популярные идеи

Слайд 36

Групповая работа Работа в больших и малых группах Работа в парах: Статистическая пара динамическая пара вариационная пара Диалоговые формы общения

Слайд 37

Особенности работы в группе Работа ученика контролируется учителем. В группе обязательно должен быть сильный и слабый ученики. Группы не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не только с теми людьми, с которыми им комфортно).

Слайд 38

Работа в малых группах Проблемное обучение (2 группы) Мозговая атака Педагогические находки (4 рабочие группы)

Слайд 39

По группам – за 15 минут, открыть конверт, посмотреть, что внутри, создать эйдос- конспект урока , фрагмента урока или сформулировать советы для создания пакета дидактических материалов «Педагогические находки. Рекомендации к уроку». Должны участвовать все члены группы Приготовить 3-минутную рекламу разработанному ими проекту Инструкция

Слайд 40

Правила общения группы: Говорить кратко Говорить конкретно Слушать внимательно Запрашивать дополнительную информацию Не объяснять своего поведения Избегать оценочных суждений в отношении участников группы

Слайд 41

Смотрите, думайте, делайте выводы. Применяйте знания на практике. Для того чтобы иметь силы учиться интеллектуально, необходимо иметь силы поддерживать себя физически. Не стремитесь одолеть все науки за один присест. будьте терпеливы; правильно рассчитать силы вам помогут педагоги. Учитесь, забывая. Фильтруйте информацию: что нужно, запишите, составьте кластер, таблицу или план необходимого материала; выбросьте всё, что можете достроить сами. Помните: в первые 6 часов после обучения забывается почти 70 % информации. Троекратное повторение в различных вариантах способствует прочному запоминанию материала. Создайте свою систему учения, выберите оптимальный темп, применяйте собственные внутренние стимулы, сформируйте положительную установку на сложную, неинтересную работу – и половина дела сделана. Не забывайте отдыхать. С о в е т ы у ч е н и к а м

Слайд 42

Н. Богданов-Бельский "Устный счет"

Слайд 43

- Какие чувства вызывает картина? - Кто из вас хотел бы оказаться на месте учителя на этой картине? Почему? -Какая современная технология сродни той, которая изображена на картине? Какую методическую проблему Вы хотели бы обсудить во время следующего семинара?

Слайд 44

Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу. Квинт Энний, древнеримский поэт Учение - искусство содействовать открытию. Марк Ван Дорен

Слайд 45

1. Самое важное для меня сегодня… 2. Мне понравилось, что… 3. Я получил бы большую пользу, если бы… 4. Я сегодня был недоволен тем, что… …

Слайд 46

Желаем вам больше методических находок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности урока английского языка через применение активных форм работы с учащимися на уроке

В данной публикации дается краткое описание активных форм работы, которые учитель применяет в своей деятельности. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного язык...

Мониторинг как необходимое условие эффективного использования активных форм работы

В статье представлен один из подходов к изучению эффективности применения новых педагогических технолоогий и активных форм работы....

Из опыта работы "Активные формы работы учащихся на уроках русского языка как фактор развития ведущих учебных умений и навыков"

Считаю, что уроки русского языка и литературы должен отличать деловой настрой на творческую работу, открытие нового, интересного и нужного не только в данный момент, но и для всей будущей жизни....

Презентация к методическому объединению учителей "Активные формы работы с педагогами"

Вступление руководителя тренинга.      Краткий анализ проблем. Формы работы.Теоретическая часть 1. Выступление творческих групп, обмен мнениями по проблеме ( процесс обуч...

«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»

В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...

Методическая разработка по теме «Программа по внедрению активных форм работы для развития всех видов деятельности детей с ОВЗ для педагогов-психологов школы»

Основой инклюзивного образования ребенка с ОВЗ является приобретение образовательного и социального опыта воедино с ровесником. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с м...