Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа на тему

Морозова Наталья Викторовна

Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе авторской программы В.Н. Рудницкой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой). Соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального и общего образования 2009 года и соответствует учебному плану школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_1_klass.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе авторской программы В.Н. Рудницкой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой).  

Соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального и общего образования 2009 года и соответствует учебному плану школы. Адаптирована учителем начальных классов Морозовой Н.В.

Цель учебного курса:

вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков,  

обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития.

Курс  математики  1  класса  построен  на  общей  научно-методической  основе, реализующей  принцип  комплексного  развития  личности  младшего  школьника  и позволяющей  организовать  целенаправленную  работу  по  формированию  у  учащихся  важнейших  элементов  учебной  деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                   Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении                                                                                                                                                                                                                                                                                  Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал.

Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков,  но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития.                                                                                                                                                                                                                                                             Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.                              
 
      Задачи курса:

  • формирование  представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений;
  • ознакомление с величинами и их измерением;
  • формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами;
  • формирование  общеучебных умений (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.);

      

Объем программы:

На  изучение  математики  в  первом  классе   отводится 4 часа в неделю или 132  часа  в  год.  Из  них  63 ч - на  I  полугодие,  69 ч – на  II  полугодие

Учебно-методический комплект:

допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования.

          / Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа XXI  века»  -  М.: Вентана – Граф,2008./

представлен следующими учебными пособиями:

  1. Учебник: Е.Э. Кочурова,  В.Н. Рудницкая  Математика,   1  класс:  учебник  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений  в  2  ч. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  2. Рабочие  тетради: Е.Э. Кочурова  Математика  №1,2,3  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений – М.:   Вентана – Граф, 2011.

.


Содержание курса.

№ Содержательная                             линия

Учебный                            материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Корректировка

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

1. Первоначальные представления  о  множествах  предметов.

Сходство и различие предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета.

1)принятие и освоение социальной роли обучающегося, 2)развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  4)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

5)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 6)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

7)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

8)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые.

Форма предмета.

 Сравнивать:

предметы  с  целью  выделения  в  них  сходства  и  различия;

предметы  по  форме,  по  размерам  (больше,  меньше)

2.

Отношения  между  предметами  и  между множествами  предметов.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Соотношения размеров предметов. Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества.

Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества.

 Называть:

предмет,  расположенный  левее, правее,  выше  (ниже)  данного  предмета,  над (под,  за)  данным  предметом,  между  двумя  предметами;

3.

Число  и  счёт.

Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел.

50ч

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.

 Называть:

числа  от  1  до 20  в  прямом  и обратном порядке;

  Различать:

число  и  цифру,  знаки  арифметических  действий  (+ , - , ×, : ), шар  и  куб,  круг  и  квадрат;  многоугольники: треугольник,  квадрат,  пятиугольник

Использовать:

микрокалькулятор и линейку для выполнения вычислительных операций

4.

Арифметические  действия.

Свойства  сложения  и  вычитания.

Свойство сложения. Перестановка чисел при сложении. Сложение с нулем. Свойства вычитания.

Текстовая арифметическая задача. Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа.

12ч

Переместительное свойство сложения;

свойства вычитания.

Понятия:

Условие и вопрос задачи

 Применять:

 свойства  сложения  и  вычитания  при  выполнении  вычислений;

 правило  порядка  выполнения  действий  в  выражениях  со  скобками

решать  

текстовые  арифметические  задачи;

выполнять  табличное сложение  и   вычитание.

5.                                 Таблица  сложения  в  пределах  10.

Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел.

Табличные случаи прибавления и вычитания 1, 2, 3 и 4. Приемы вычислений.

32ч

Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.

 Воспроизводить  по  памяти:

 результаты  табличного  сложения  двух  любых  однозначных  чисел;

результаты  табличных  случаев  вычитания  в  пределах  10;

6.                                   Таблица  сложения  однозначных  чисел  в  пределах  20.

Прибавление однозначного числа к 10. Табличные случаи сложения и вычитания 2, 3, 4, 5 и 6.

Числовые выражения со скобками. Сравнение чисел. Графы отношений. Правило сравнения.

Решение текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц. Запись решения задач в 2 действия.

Прибавление 7, 8 и 9.

Арифметическая операция, обратная данной.

Вычитание 7, 8 и 9.

16ч

Алгоритм прибавления и вычитания  однозначных чисел

Правило сравнения.

Понятие:

арифметическая операция, обратная данной

   Использовать  модели:

выкладывать  или  изображать  фишки  для  выбора  необходимого  арифметического  действия  при  решении  задач;

   решать  учебные  и  практические  задачи:

ориентироваться  в  окружающем  пространстве;

 выделять  из  множества  один  или  несколько  предметов;

пересчитывать  предметы  и  выражать  результат  числом;

читать,  записанные  цифрами  числа  в  пределах  20  и  записывать  эти  числа; сравнивать  множества  предметов;

решать  текстовые  арифметические  задачи;

 выполнять  табличное  вычитание.

7.

  Осевая  симметрия.

Отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников.

Понятия: осевая симметрия, ось симметрии

 решать  учебные  и  практические  задачи:

ориентироваться  в  окружающем пространстве;

 использовать в практической деятельности:

определение оси симметрии с помощью перегибания.

8.  Резерв

Учебно-тематическое планирование

по   математике

     

Классы _____1___

Учитель: Морозова Н.В.

Количество часов

Всего _136____ час; в неделю __4__ час.

Административных контрольных уроков _1__ч.

Планирование составлено на основе    программы «Начальная школа XXI века»   

                                                                                                                                                                                                                 

      УЧЕБНИК                         Кочурова Е.Э.,  В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва «Математика» ч.1, ч.2.

                                             

      РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ:       Кочурова Е.Э.  Математика  №1,2,3  рабочие  тетради.

   

      СТАНДАРТЫ                     2009 г.

Поурочно - тематическое планирование на первое полугодие

п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

             Дата

Тип урока

Наглядные пособия, ТСО,  ИКТ

Примечание

По плану

Фактически

1-2

Сравниваем

2

рисунки

3

Слева направо. Справа налево.

1

предметные картинки

4

Знакомимся с таблицей

1

таблица

5

Сравниваем

1

картинки

6

Числа и цифры

1

карточки цифр

7

Числа и цифры. Первое диагностическое обследование

1

лента цифр

8

Конструируем

1

 фигуры CD

9

Готовимся выполнять сложение

1

Таблица

10

Находим фигуры

1

геометрические фигуры

11

Вправо. Влево

1

картинки

12

Готовимся выполнять вычитание

1

карточки

13-14

Сравниваем

2

карточки

15-16

Готовимся решать задачи

2

карточки

17

Складываем числа

1

карточки цифр

18

Вычитаем числа

I

карточки цифр

19

Числа и цифры

1

лента цифр

20

Число и цифра 0

1

касса цифр

21-21

Измеряем длину в сантиметрах

2

линейка

22-23

Увеличение и уменьшение числа на 1, на2

2

рисунки

25

Число 10

1

касса цифр

26

Измеряем длину в дециметрах

1

линейка

27

Знакомимся с многоугольниками

1

презентация

28

Знакомимся с задачей

1

рисунки

29-30

Решаем задачи

2

рисунки

31-32

Числа от 11 до 20

2

карточки цифр

33

Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах

1

линейка

34

Составляем задачи

1

рисунки

35

Числа от 1 до 20

1

карточки

36-37

Готовимся выполнять умножение

2

рисунки

38

Составляем и решаем задачи

1

презентация

39

Числа от 1 до 20

1

CD

40 -41

Умножаем числа

2

Таблица «»Умно «»««»«»»«У»

42-43

Решаем задачи

2

карточки, рисунки

44

Верно ли, что...?

1

Рисунки

45

Готовимся выполнять деление

1

Рисунки

46-47

Делим числа

2

Таблица «Деление»

48

Сравниваем

1

49

Работаем с числами

1

рисунки

50

Решаем задачи

1

рисунки

51-52

Складываем и вычитаем числа

2

карточки

53

Умножаем и делим числа

1

презентация

54

Решаем задачи разными способами

1

55

Вспоминаем пройденное. Повторение изученного в первом полугодии

1

карточки, рисунки

56

Второе диагностическое обследование

1

57-59

Вспоминаем пройденное. Повторение изученного в первом полугодии

3

рисунки  CD

60-64

Вспоминаем пройденное. Повторение изученного в первом полугодии. Резерв

4

карточки  CD

Математика 1 класс

поурочно - тематическое планирование на второе полугодие

п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

             Дата

Тип урока

Наглядные пособия, ТСО,  ИКТ

Примечание

По плану

Факти-чески

ически

1-2

Перестановка чисел при сложении

2

карточки

3-4

Шар, куб

2

геометрические фигуры

5-6

Сложение с числом 0

2

карточки с числами

7-8

Свойства вычитания

2

карточки, плакат

9-10

Вычитание числа 0

2

презентация

11

Деление на группы по несколько предметов

1

карточки

12

Деление на группы по несколько предметов

1

13

Сложение с числом 10. Повторение. Свойства сложения.

1

лента цифр

14

Сложение с числом 10

1

презентация

15

Прибавление и вычитание числа 1

1

лента цифр

16

Прибавление и вычитание числа 1

1

17

Прибавление числа 2. Повторение. Перестановка чисел при сложении.

I1

лента цифр

18

Прибавление числа 2

1

карточки

19

Вычитание числа 2

1

лента цифр

20

Вычитание числа 2

1

карточки

21

Прибавление числа 3. Повторение. Состав числа 3.

1

лента цифр, презентация

22

Прибавление числа 3

1

23

Вычитание числа 3

1

лента цифр

24

Вычитание числа 3

1

презентация

25

Прибавление числа 4. Повторение. Состав числа 4.

1

лента цифр

26

Прибавление числа 4

1

27

Прибавление числа 4

1

лента цифр

28

Вычитание числа 4

1

лента цифр

29

Вычитание числа 4

1

карточки

30

Вычитание числа 4        

1

31

Прибавление и вычитание числа 5. Повторение. Состав числа 5.

1

лента цифр

32

Прибавление и вычитание числа 5

1

картинки

33

Прибавление и вычитание числа5

1

презентация

34

Прибавление и вычитание числа 6. Повторение. Состав числа 6.

1

лента цифр

35

Прибавление и вычитание числа 6

1

иллюстрации

36

Прибавление и вычитание числа 6

1

рисунки, таблица

37

Сравнение чисел

1

карточки

38

Сравнение чисел

1

39

Сравнение. Результат сравнения

1

презентация

40

Сравнение. Результат сравнения. Повторение. Умножение и деление.

1

картинки

41

На сколько больше или меньше

1

карточки

42

На сколько больше или меньше

1

43

На сколько больше или меньше. Повторение. Числа от 1 до 20.

1

презентация

44

Увеличение числа на несколько единиц

1

карточки

45

Увеличение числа на несколько единиц

1

круговые примеры,  презентация

46

Увеличение числа на несколько единиц

1

47

Уменьшение числа на несколько единиц

1

карточки

48

Уменьшение числа на несколько единиц

1

49

Уменьшение числа на несколько единиц

1

50

Прибавление чисел 7,8 и 9. Повторение. Состав чисел 7, 8, 9.

1

таблица

51

Прибавление чисел 7,8 и 9

1

картинки

52

Прибавление чисел 7,8 и 9

1

53

Вычитание чисел 7,8 и 9

1

таблица

54

Вычитание чисел 7,8 и 9

1

55

Вычитание чисел 7, 8 и 9

1

карточки

56

Сложение и вычитание. Скобки

1

таблица

57

Сложение и вычитание. Скобки

1

58  

Сложение и вычитание. Скобки

1

карточки

59

Зеркальное отражение предметов. Повторение. Решение задач.

1

Схема, презентация

60

Зеркальное отражение предметов

1

61

Симметрия

1

фигуры, схемы

62

Третье диагностическое обследование

1

63

Оси симметрии фигуры

1

иллюстрации

64

Оси симметрии фигуры

1

презентация

65

Вспоминаем пройденное

1

презентация

66

Третье диагностическое обследование

1

67

Вспоминаем пройденное. Резерв

1

презентация

68

Вспоминаем пройденное. Резерв

1

презентация


Требования к уровню подготовки 1 – го класса

К концу обучения в первом классе учащиеся должны называть:

  • Предмет расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
  • Числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
  • Число,  большее (меньшее) данного на несколько единиц;
  • Фигуру изображенную на рисунке ( круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок );

Воспроизводить по памяти:

  • Результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
  • Результаты табличных случаев вычитания в пределах 10;

Различать:

  • Число и цифру;
  • Знаки арифметических действий (+,-,.,: );
  • Шар и круг, куб и квадрат;
  • Многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник;

Сравнивать:

  • Предметы с целью выявления в них сходства и различия;
  • Предметы по форме, по размерам (больше, меньше );
  • Два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на»;

Использовать модели ( моделировать учебную ситуацию):

  • Выкладывать  или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;

Применять:

  • Свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений;
  • Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками;

Решать учебные и практические задачи:

  • Ориентироваться в окружающем пространстве ( выбор маршрута, пути передвижения и пр.);
  • Выделять из множества одних или нескольких предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
  • Пересчитывать  предметы и выражать результат числом;
  • Читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа;
  • Определять, в каком из множеств больше ( меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом;
  • Решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;
  • Выполнять табличное вычитание изученными примерами;

 Наглядность.

  • Карточки с круглыми десятками до 100.
  • Метровая линейка.
  • Циркуль.
  • Карточки с числами первого десятка.
  • Набор таблиц для устного составления задач.
  • Набор таблиц для повторения таблицы умножения.
  • Таблица единиц длины.
  • Таблица единиц массы.
  • Таблица единиц площади.
  • Таблица единиц вместимости.
  • Таблица «Деление».
  • Таблица «Умножение».
  • Памятка поразрядного сложения (вычитания) двузначных чисел.
  • Схема «Произведение трёх и более множителей».
  • Схема «Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление».
  • Чертёжный угольник.
  • Таблица «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок».
  • Таблица «Числовые равенства и неравенства».
  • Таблица «свойства числовых равенств».
  • Схема «Умножение суммы на число».
  • Схема «Умножение на 10 и на 100».
  • Схема «Умножение на двузначное число».

                     

Информационное обеспечение:

  • Математика 1 класс.  Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  • Учебные презентации

Презентации:

  • 1. Коллекция игр для устного счета.
  • 2. Игры на уроках математики.
  • 3. Игровые моменты на занятиях.

Список литературы.

Волина В.В. Праздник числа. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

Мастер-класс учителя начальной школы (с электронным приложением). – М.: Планета, 2011.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.- М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».

Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. – Мн.: Нар. асвета, 1985.

Журова Л. Е. Беседы с  учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений / -2-е изд., переработ. и доп.- М.: Вентана- Граф,2007.

Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н. Математика, 1  класс:  учебник  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений  в  2  ч. – М.: Вентана – Граф, 2011

Кочурова Е.Э.  Математика  №1,2  рабочие  тетради  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений – М.:   Вентана – Граф, 2011.

Рудницкая В. Н.  .- Проверочные и контрольные работы М.: Вентана-Граф,2007

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».

www.drofa.ru

www.nachalka.com

www.proshkolu.ru