О дополнительном образовании в Еврейской автономной области
статья (5 класс) на тему

Конькова Нелли Леонидовна

                      Новые федеральные государственные образова­тельные стандарты (ФГОС) – возмож­ность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его не­прерывности как по вертикали (соответ­ствие и взаимосвязь содержания образо­вания и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходи­мый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе раз­вития ребенка). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_dop_obr_v_eao.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учреждений дополнительного образования

детей и школ в Еврейской автономной области

Конькова Нелли Леонидовна,

старший преподаватель

кафедры педагогического менеджмента

института повышения квалификации

педагогических работников ЕАО

                      Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка).

Дополнительное образование является необходимым компонентом современного образования.
В течение длительного времени задача развития творческих способностей детей не занимала должного места в комплексе задач, решаемых системой образования. Сегодня же актуальность этой проблемы признана теорией и практикой образования, в этой сфере особая роль отводится внешкольному воспитанию. (Дорожкина Л.А. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся средствами внешкольного образования.//Менеджмент в образовании 3/04) Неотъемлемой частью непрерывного воспитания остается сфера внешкольной работы, где также осуществляются возможности творческого совершенствования всех школьников. Именно система внешкольных организаций: Центры творчества детей и юношества, станции юных натуралистов, техников, туристов, школы искусств, детские музыкальные, художественные, спортивные школы, подростковые клубы и др. позволяют вовлечь школьников в процесс саморазвития творческих способностей.





   Дополнительное образование может много дать школе для реализации   новых стандартов, а именно:

– возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

– возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

– специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

– открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

– изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

– методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;

– уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

– образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;

– возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);

– возможности работы в социуме, социального творчества детей;

– организацию каникулярного времени детей;

– возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

           Требования к содержанию дополнительного образования детей сегодня меняются. С учетом ФГОС дополнительное образование должно быть нацелено на достижение воспитательных результатов внеурочной деятельности и приобретение опыта самостоятельного действия. Достижение результатов, связанных с различными видами деятельности, предусмотрено и на уроках по отдельным предметам, и во внеурочной деятельности. Вес внеурочной деятельности выше и в формировании мотивов поведения, поскольку ученик сам выбирает направление внеурочной деятельности.  В системе дополнительного образования акценты смещены в сторону его развивающей и обучающей функции. Предстоит разработка системы использования специфических методов воспитания в ходе реализации образовательных программ дополнительного образования; разработка сквозных программ воспитания, охватывающих учебное и внеучебное время; проработка методов повышения воспитательной эффективности учебного занятия; анализ внеурочной деятельности, деятельности ученического самоуправления, как форм дополнительного образования

    В соответствии с ФГОС  основное (базовое) и дополнительное образование детей рассматривается в Еврейской автономной области как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты и тем самым создают единое образовательное пространство. Данный подход к взаимодействию образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей обеспечивает основу для успешной социализации в обществе.

                        В Еврейской автономной области дополнительное образование выступает как «зона ближайшего развития» личности ребенка, направлено  на свободный выбор каждого обучающегося, сопряжено с желаниями и потребностями детей и обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса.

                      В рамках взаимодействия в области реализуются программы по следующим направлениям:

-художественно-эстетическое;

-физкультурно-спортивное;

-военно-патриотическое;

-эколого-биологическое;

-социально-педагогическое;

-культурологическое;

-досуговое.

Все эти направления внедряются в образовательную практику через разнообразные виды деятельности:  исследовательская, проектная, творческая, познавательная, развлекательная.

                    В ЕАО уровень организации дополнительного образования разный:

-на базе учреждения дополнительного образования: центры детского творчества, спортивные школы, художественная и музыкальная школы);

-набор секций, кружков в зависимости от кадровых и материальных условий. Такая форма используется в основном педагогами сельской местности;

-развитие дополнительного образования как отдельного подразделения школы;

-интеграция основного и дополнительного образования, где педагоги совместно выстраивают воспитательную систему, разрабатывают программу.

В Еврейской автономной области дополнительное образование предоставляют следующие учреждения:

-«Детско-юношеский центр еврейской культуры»: история, праздники еврейского народа, дополнительная образовательная программа «Культура и традиции еврейского народа».

-«Детско-юношеский центр»: туристско-краеведческое направление.

-«Дом школьника с. Ленинское»: художественное, спортивное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое.

-«Дом детского творчества» п. Приамурский Смидовичского района: спортивно-техническое, художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.

-«Детско-юношеская спортивная школа» п. Смидович: спортивное.

-«Центр детского творчества с. Амурзет» Октябрьского района: спортивное, туризм и краеведение, декоративно-прикладное, вокальное, хореографическое, техническое, театральное.

-«Центр детского творчества» с. Птичник Биробиджанского района: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое.

Основным учреждением дополнительного образования является «Центр детского творчества» г. Биробиджана, который предоставляет образовательные услуги по следующим направлениям: техническое творчество, спортивно-техническое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, декоративно-прикладное, изобразительное, музыкальное, хореографическое, театральное, школа эстетического развития, которую посещают дети с двух лет.

                         Следовательно, в области наиболее востребованы объединения физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой деятельности.  Охват несовершеннолетних дополнительным образованием составляет 90%. Школьники занимаются в различных кружках, клубах, секциях, научных обществах. Большое внимание уделяется занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных семей, детей «группы риска», состоящих на различных видах учета (65%). Всего в области действуют 1309 объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей. Особенно успешно работают такие объединения как клубы «Аленушка» и «Радуга» на микрорайонах, районный центр «Патриот», районный музей п. Волочаевка, Казачий клуб в МБОУ СОШ № 8 г. Биробиджана, кадетский корпус.

                В области активизируется работа по созданию условий для социальной адаптации школьников. Успешно функционируют 85 детских организаций в школах и 8 детских организаций в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во всех образовательных учреждениях действуют органы самоуправления. Координируют деятельность детских объединений и органов самоуправления городская и районные детские организации.

Объединениями накоплен интересный опыт работы по различным направлениям творческого развития личности ребенка, организации досуга, здорового образа жизни, гражданско-патриотического воспитания. В городе и районах организовано и эффективно развивается волонтерское движение, в котором активное участие принимают обучающиеся школ, учреждений НПО, СПО и учреждения интернатного типа. Второй год в области реализуется проект «Путь к успеху» по социализации воспитанников и выпускников интернатных учреждений, получивший грант Правительства ЕАО. Проведен областной конкурс органов ученического самоуправления. Обучающиеся и воспитанники участвовали в областном слете лидеров.  В настоящее время учреждения готовят свои команды для участия в форуме детских объединений, организованного в рамках Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию дополнительного образования в РФ. В форуме примут участие 16 образовательных учреждений области.

                          В связи с введением ФГОС и нового закона «Об образовании в РФ» назрела острая необходимость в повышении профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей. Эту задачу решает областной институт повышения квалификации педагогических работников через курсы повышения квалификации, областные, районные семинары, групповые и индивидуальные консультации, которые стали носить более практическую направленность. Организуется обмен опытом между коллегами, учреждениями, районами. Обобщен и распространен опыт многих педагогов дополнительного образования детей.  Причем акцент делается на индивидуальную помощь, тьюторское сопровождение.

                          Таким образом, можно говорить о том, что в области:

-сформировалась потребность в системном подходе к процессам интеграции учреждений дополнительного образования и школ;

-повысилась активность педагогов в освоении и внедрении в практику работы современных информационно-коммуникативных технологий;

-значительно расширилась область реализации социально-значимых проектов учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями, организация мероприятий на микрорайоне;

-накоплен позитивный опыт в работе с детьми «группы риска», одаренными, в организации профильного обучения.

                         Однако, существуют и актуальные проблемы:

-отсутствие единой программы развития дополнительного образования в РФ:

-ощущается дефицит бюджетного финансирования, недостаточно развита материально-техническая база;

-ограниченные возможности в сельской местности (слабая скорость в интернете, отсутствие условий для удовлетворения запросов интересов детей);

-отсутствие государственной поддержки учреждений дополнительного образования.