«Информационно-коммуникационные технологии в системе работы педагога»
статья по теме

Шейхрамова Любовь Владимировна

На современном этапе реформирования общеобразовательной школы особую актуальность приобретает проблема разработки, внедрения и использования информационных компьютерных технологий в системе обучения и воспитания. Одной из приоритетных задач информатизации системы образования является создание единого информационного пространства систем образования и внедрение информационных технологий во все виды и формы деятельности структур образования, трансформация на этой основе существующих и формирование новых образовательных моделей. В связи с этим Шейхрамова Л.В. уделяет большое внимание роли внедрения информационных технологий в профессиональную деятельность педагога.

Целью данного доклада является стремление учителя обосновать применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

В работе докладчик отмечает следующие преимущества использования ИКТ:

  • создание комфортных условий для проведения процесса обучения;
  • повышение информационной культуры учащихся и родителей;
  • повышение мотивации учащихся к учению;
  • ИКТ -  незаменимый помощник учителя при проведении уроков на всех этапах, а также при подготовке проведения классных часов и родительских собраний.

В подтверждение своих мыслей по ходу доклада автор приводит примеры использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельность: фрагмент презентации к уроку английского языка, презентация «Здоровые дети – здоровая нация», видео-ролик проведенных с классом мероприятий, а также образец портфолио учителя, созданного автором доклада.

Имея в виду всё выше сказанное, доклад представляет определённый интерес для практикующих учителей, и поэтому он рекомендован на педагогические чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad1.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жатайская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1

ДОКЛАД

на  тему:

«Использование информационно-коммуникационных технологий

в системе работы педагога»

Л.В.Шейхрамова

учитель английского языка

2010

Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Вовлеки меня и я научусь

Китайская мудрость

Современный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом информатизации.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Информатизация образования, обеспечивает широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. В конце 90-х годов в образование входят мультимедийные компьютеры, такие программные продукты, как компьютерные энциклопедии, электронные книги, справочники по литературе, живописи, музыке. Это создает возможности гуманитаризации образования. С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям, навыков экспериментально-исследовательской работы; культуры учебной деятельности; интенсификация учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества.

Что же такое ИКТ?

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Как известно, пригодность технических средств обучения и контроля для использования во время учебно-воспитательного процесса определяется по следующим критериям:

во-первых, они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса,

во-вторых, обеспечивать немедленное и постоянное  подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;

в-третьих, повышать сознательность и интерес к изучению предмета,

в-четвёртых, обеспечивать оперативную обратную связь и постоперационный контроль действий всех обучаемых,

в-пятых, обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.

Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, развивает навыки работы с самыми разнообразными источниками информации и таит в себе массу других преимуществ. Компьютер значительно облегчает труд преподавателя, делая процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, а также проблемным и дифференцированным обучением. В условиях современных реалий компьютерные технологии являются мощным средством обучения, и их применение в образовательном процессе служит серьезным подспорьем для учителя в повышении эффективности обучения и качества образования.

В современной школе наиболее распространенными остаются коллективные формы   взаимодействия педагога с родителями (проведение родительских собраний и пр.). Мною используются групповые (групповые консультации, практические занятия) и индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы, проведение совместных с родителями и детьми коллективных дел, спортивных соревнований.  Использование мною средств мультимедиа в организации деятельности позволяют не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлекает больше родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе школы.

Во время проведения родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации, составленные в Power Point. В результате я имею возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости,  результаты той или иной контрольной работы, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в классе и школе. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию,  касающуюся воспитания ребенка. Так, например, при проведении родительского собрания, посвященного проблемам подросткового возраста были использованы фрагменты по проблеме табакокурения.

Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше, поскольку она оказывается продублированной через различные сенсорные пути: аудиальные и визуальные.

Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога несёт в себе электронная почта (e-mail). В моей практике имела место переписка с родителями учащихся по электронной почте (e-mail). По итогам этой переписки я разрабатывала тематику родительских собраний и классных часов. Ведь благодаря электронной почте родитель может задать классному руководителю любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в классе, тем самым активно участвуя в жизни классного коллектива и школы.

Использование информационно-коммуникационных технологий в организации совместной деятельности родителей и детей  позволяет значительно расширить возможности воспитательного процесса. Так, например, при подготовке к ежегодному (в нашей школе) смотру классных коллективов мною был создан небольшой видео-ролик о проведенных мероприятиях в классе и школе.

Современные Internet-ресурсы помогают учителю в подборе информационного и иллюстративного материала при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям. Последнее время очень распространены форумы среди педагогических работников по различным вопросам, проходящие в режиме on-line.

Таким образом, успешность  педагогического взаимодействия школы и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Важнейшими свойствами ИКТ является интеграция различных видов информации, воздействующих на несколько органов человеческих чувств, вызывая эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влияет на эффективность обучения. Таким образом, использование новых информационных технологий является эффективным, так как:

  • Создает  комфортные условия для проведения процесса обучения.
  • Способствует повышению информационной культуры учащихся и родителей.
  • Изменяет в положительную сторону мотивацию учащихся к обучению.
  • Является незаменимым помощником учителя при проведении уроков на всех его этапах, а так же при подготовке проведения классных часов и родительских собраний.

Список использованной литературы:

  1. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и её возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе 2008, №4
  2. Беляков Е.В. «Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе» http://belyk5.narod.ru/IKT_new.htm 
  3. Носенко Э.Л. Применение информационных технологий в образовании. М​.: 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Статья "Информационно-коммуникационные технологии в работе педагога-музыканта".

Чтобы успешно управлять процессом музыкального воспитания, формировать эстетические вкусы учащихся, я использую в своей педагогической деятельности не только традиционные музыкальные методики об...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

Использование и внедрение информационно - коммуникационных технологий в работе педагога.

Описание опыта работына тему:«Использование и внедрение информационно-коммуникационных технологий в работе педагога»Почему я выбрала эту тему?Развитие современного общест...

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического  обучения на уроках математики как средство повышения  познавательной  и...

Дистанционные образовательные технологии в системе работы педагога

Дистанционные образовательные технологии в системе работы педагога...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...